Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бежными исследователями (особенно — немецкими), в курсе дается краткий




Анализ их точек зрения.

Место психогенетики в системе дифференциальной психологии. В этой

части курса рассматриваются следующие вопросы: проблема индивидуально-

сти в психологии (история и современное состояние); основные вопросы,

связанные с ее изучением и значимые для психогенетических исследований;

Проблема этиологии индивидуальности; формула «наследственность и среда»

И мировоззрение.

Интуитивные представления о неодинаковости людей в Древнем Ва-

Вилоне, Греции, Средневековом Вьетнаме и т.д.

Начало научного исследования индивидуально-психологических разли-

Чий — Ф. Гальтон, В. Штерн; разработка психометрических и соответствую-

Щих статистических процедур (А. Бине, К. Пирсон и др.). Современные кон-

Цепции индивидуальности: Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, школа Б.М. Теплова—

В.Д. Небылицына, Г. Айзенк, Д. Грей, Р. Буксбаум). Концепция черт и

Состояний (Г. Оллпорт). Подходы к исследованию индивидуальности как иерар-

Хически организованной многоуровневой системы и как к интегральной ин-

Дивидуальности; формальные, динамические и содержательные характерис-

тики психики. Соотношения разных уровней в структуре индивидуальности:

Нейрофизиологического и психологического, темперамента и когнитивных

Процессов и т.д.

Значение исследования индивидуальности для психологической те-

Ории и для решения прикладных проблем. Любая общепсихологическая зако-

Номерность реально существует только в индивидуально-модифицированной

Форме и сама может быть получена только через обобщение (усреднение)

индивидуальных вариантов; точки зрения Б.М. Теплова, Г. Айзенка, Л. Сэва,

Г. Оллпорта и др. на значение проблемы индивидуальности для психологии.

Широта межиндивидуальной вариативности разных психологических ха-

Рактеристик и в разных возрастах. Возрастная динамика вариативности как

Маркер происходящих в онтогенезе перестроек психических функций.

Прикладное значение исследования индивидуальности: индивидуализа-

Ция обучения и воспитания, профотбор, консультирование, профилактика и

Коррекция, — все это должно опираться на знания о психологической инди-

Видуальности, ее диагностики, прогноза развития и т.д.

Как исследуется индивидуальность? Подходы здесь весьма различны

И определяются задачами исследования. Однако фундаментальное исследова-

ние индивидуальности предполагает решение нескольких основных проблем:

Выделение, описание, диагностика индивидуальных особенностей, изучение

Их структуры и взаимозависимостей, и, затем, — выяснение их этиологии,

Т.е. анализ факторов, формирующих эти особенности. Последний вопрос и

Является предметом психогенетики. Анализ трех существующих в литературе

Парадигм: «биологическое и социальное», «врожденное и приобретенное»,

«наследственное и средовое» приводит к выводу, что строгое эксперимен-

Тальное решение вопроса обеспечивает только третья из этих формул.

Психогенетические исследования индивидуальности

Человека

Представления современной генетики о механизмах наследственности.

Хромосомы и гены; цитоплазматическая наследственность. Генотип и среда;

Норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия данного

Генотипа с данной средой.

Количественные и качественные, моногенные и мультифакторные при-

Знаки. Менделевская и количественная генетика; основная формула после-

Дней. Популяционная изменчивость. Межиндивидуальная и межгрупповая ва-

Риативность. Генетические маркеры как путь перехода от популяционных к

Индивидуальным характеристикам.

Генетическая уникальность каждого человека. Уникальна ли среда? Кон-

цепция «генотип —> среда». Классификация сред. Типы генотип-средовых кова-

Риаций. Адекватность и продуктивность подхода к исследованию этиологии

Индивидуальности с позиций количественной генетики.

История психогенетики. Первые работы о наследуемости психических

Качеств человека. Ф. Гальтон — «Наследственность таланта» (1869) и «История

Близнецов как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875).

Работы X. Сименса (1924-1927 гг.) и оформление метода близнецов в иссле-

Довательский инструмент.

Современное состояние психогенетики в мире: международные ассоциа-

Ции, журналы, конгрессы и т.д. Основные исследовательские программы.

Психогенетика в России: взгляды К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского,

Г.И. Россолимо на роль наследственных факторов в психике человека. Два

Основных исследовательских центра 1920-1930-х годов: Бюро по евгенике

(Ленинград) и Медико-генетический институт им. Горького (Москва). Ос-

Новные направления и методы их работы: генеалогические исследования —

У первого, близнецовый — у второго. Основные результаты. Продуктивность

Гипотезы А.Р. Лурия о смене генотип-средовых соотношений с изменением

Механизмов реализации фенотипически одного и того же психологического

Признака.

Дискуссии о наследуемости приобретенных признаков. Работы Ю.А. Фи-

Липченко. Попытка И. П. Павлова экспериментально проверить наследуемость

Условных рефлексов.

Евгеника в России: научная несостоятельность «социальной» («позитив-

Ной») евгеники и расизм как ее следствие; формирование медицинской ге-

Нетики.

Трагический конец психогенетических исследований в СССР в середине

Х годов. Их возрождение в начале 1970-х годов: работы Н.П. Дубинина,

В.П. Эфроимсона, Д.Н. Крылова с сотрудниками, исследования в Психоло-

Гическом институте РАО и др.

Основные методы психогенетики и их разрешающая способность

Человек как объект генетических исследований: невозможность произ-

Вольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного пе-

Риода, малое число потомков. Поэтому методические возможности психоге-

Нетики ограничены.

Анализируются четыре метода: популяционный, генеалогический, при-

Емных детей и близнецов. Максимальная разрешающая способность — у двух

Последних и их сочетаний с генеалогическим методом.

Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. При-

Меры популяционных (прежде всего — межрасовых) исследований психоло-

Гических признаков и неправомерность генетической интерпретации популя-

Ционных различий (Фогель, Мотульски, 1990).

Исследования самих популяций. Межиндивидуальная и межпопуляци-

Онная вариативность. Генетический полиморфизм как один из видов при-

Родных ресурсов. История как фактор формирования генофонда популяции

(Ю.Г. Рычков, 1986, 1997).

Генеалогический метод. Работа Ф. Гальтона «Наследуемый гений»

(1869). Основная схема метода, построение родословных, принятая символика.

Генограмма. Примеры родословных. Невозможность надежно развести генети-

Ческую и культурную передачу. Общая и индивидуальная среды.

Метод приемных детей. Теоретически — наиболее чистый метод. Ос-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...