Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения теории драйвов. (по патериалам Ненси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика личности»




Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психоанализ»

1) Й. Брейер и З. Фрейд как основатели катартического метода в психотерапии.

 

Брейер окончил венскую Академическую гимназию, после чего стал практикующим врачом. Его пациентами были именитые коллеги с медицинского факультета венского университета и влиятельные представители венского общества.

Основание психоанализа

 

Вероятно, Брейер наиболее известен совместным с Фрейдом исследованием случая Берты Паппенгейм («случай Анны Оливандер») – женщины, страдающей параличом, потерей кожной чувствительности, «расстройством зрения и речи», т. е. классическими проявлениями истерии. (Zangwill). С данной пациенткой он имел дело в 1880-1881 гг.

 

Брейер выяснил, что истерия связана с травмирующими переживаниями прошлого, а ее проявления можно редуцировать или свести на нет, если болезненные воспоминания будут воспроизведены в гипнотическом состоянии. Данный метод исследователь называл катартическим. Несколько позже Брейер и Фрейд обнаружили, что метод работает и без гипноза. Анна О. шутливо называла эту процедуру прочисткой дымохода. Для этой формы терапии она придумала и более серьезное название – лечение разговорами. (Peter Gay, Freud: A Life for Our Time, pp. 65-66).

 

В 1893 г. Фрейд и Брейер совместно опубликовали работу «О психологическом механизме истерических феноменов», а в 1895 г. – издали книгу «Очерки об истерии», в которой рассмотрели случай Анны О. наряду с другими клиническими наблюдениями. Вопреки заявленному в публикации полному исцелению, пациентка страдала тяжелыми психическими расстройствами, и в следующие годы ей пришлось еще много раз подвергнуться стационарной терапии.

 

В письме Зигмунду Фрейду Йозеф Брейер предложил назвать изобретенную методику психоанализом, по примеру Шиллера, определившего классическую пьесу «Царь Эдип» как «трагический анализ». Аналогию вдохновил тот факт, что эффект от катартической терапии достигался с помощью воссоздания травматических событий прошлого и их эмоционального отреагирования, и что чума в Фивах была побеждена Эдипом также путем выяснения истины.

Катартический метод - Психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие - это "очищение" (катарсис), адекватная разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту вспомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них.. Аристотель называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя: "Трагедия есть подражание действию важному и законченному..., совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей". Катарсис (греч.) - очищение, освобождение

 

Брейер и затем Фрейд называли катартическим методом ожидаемый результат адекватного отреагирования на травму. Согласно теории, разработанной в "Исследованиях истерии", "зажатые" аффекты, не нашедшие пути к разрядке, оказываеют патогенное воздействие. Подытоживая впоследствии теорию катарсиса, Фрейд писал: "Согласно этой гипотезе, истерический симптом возникает в ситуациях, когда психическая энергия, недоступная осознанной переработке, порождает телесную иннервацию (конверсия). Излечение тогда будет достигнуто высвобождением отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядкой, осуществленной обычным путем, или, иначе, отреагированием."

 

Поначалу катартический метод был тесно связан с гипнозом. Но вскоре Фрейд отказался от гипноза как приема, предназначенного подавлять симптом прямым внушением того, что он не существует; гипноз стал лишь средством воспоминания, которое вводит в поле сознания забытый, "вытесненный" субъектом опыт, лежащий в основе симптомов. Эти вызванные вновь воспоминания переживаются субъектом как настоящая драма и дают ему возможность выражения разрядки аффектов, изначально связанных с травмирующим опытом и сразу же подавленных.

 

Вскоре Фрейд полностью отказался от гипноза в собственном смысле слова, заменив его простым внушением (при помощи особого приема - надавливания рукой на лоб пациента); целью внушения было убедить больного в том, что он сможет вспомнить патогенное событие. В конечном счете, Фрейд отказался и от внушения и стал использовать только свободные ассоциации больного. Внешне цель лечения - освобождение больного от симптомов, обеспечение нормальной разрядки аффектов - оставалась неизменной в процессе всех этих изменений техники.

 

2) Основные положения психоаналитического подхода в психологии.

Психоанализ появился и сформировался в конце XIX–начале XXв. Его развитие продолжается и в наше время. Но основы психоаналитической техники, заложенные его создателем З. Фрейдом, остались, по своей сути прежними. Само понятие "психоанализ" имеет три значения:

 

1) Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бреды) данного субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.

 

2) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, переноса и влечения. Применяется для лечения психических и психосоматических нарушений.

 

3) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования.

 

Психоаналитическая теория — это пример психодинамического, клинического подходов к личности. Суть психодинамики состоит в том, что поведение интерпретируется как результат взаимодействия мотивов, или влечений. Клинический подход выражается в том, что выводы основываются главным образом на материале, полученном в процессе интенсивного лечения отдельных пациентов.

 

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

• человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

• эти влечения преимущественно бессознательны;

• попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

• помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

• конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

• освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[

* Личность состоит из трех частей (то есть трехсторонняя): ид, эго и супер-эго.

 

* Поведение объясняется двумя инстинктивными влечениями – это эрос (половое влечение и инстинкт жизни) и танатос (агрессивное и инстинкт смерти). Оба эти инстинкта исходят от «ид».

 

* Часть подсознания (и сверх-Я) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью ума (эго).

 

3) Понятие «влечение» в психоанализе.

ВЛЕЧЕНИЕ — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. 

 

Преходящее явление, ибо представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т. п.

 

Влечение — одно из центральных понятий психоанализа. Это стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения, характеризующейся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По 3. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения; поэтому данное понятие служит для отграничения душевного от телесного.

 

Самое простое и естественное предположение о природе влечения — это то, что они не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой к душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечения — возбуждающий процесс в каком-либо органе; ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения. Итак, в классическом психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).

 

В ранних работах 3. Фрейд противопоставлял два рода основных влечения: 1) влечение Я — способствующие самосохранению индивида; 2) влечение сексуальные — способствующие сохранению вида, иногда в ущерб самосохранению.

 

С начала 20-х гг. XX в. он разделял: 1) влечение к жизни — жизнеутверждающие; их цель — сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечение к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.

 

Влечения понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению какого—либо прежнего состояния. Они опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то, посредством чего они могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя психоанализ преувеличивает значение влечения в психической жизни личности, в частности влечение сексуального, его последователи выявили важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, защитных механизмов и т. п.

 

4) Топографическая модель личности.

Одним из основных положений учения З. Фрейда, является представление о топографической модели личностной организации. Исходя из этой модели, в психике можно выделить 3 уровня: сознание, подсознательное и бессознательное. Уровень сознания — чувства и переживания, осознающиеся человеком в данную минуту. Сознание охватывает только незначительный процент информации, хранящейся в мозге. Подсознательное (информация, доступная памяти) включает опыт, который недоступен сознанию в настоящее время, но при определенных обстоятельствах может спонтанно или при волевых усилиях вновь достичь уровня сознания.

 

Наиболее глубокая и влияющая часть человеческого опыта — бессознательное – это склад примитивных инстинктивных влечений, эмоций и воспоминаний, которые являются настолько угрожающими сознанию, что на ранних этапах онтогенетического развития были вытеснены в область бессознательного (травмы раннего детства, скрытая вражда к родительским фигурам и подавленные сексуальные желания).

.1 Сознательное

 

Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.

 

Сознательное понимание ограничивается: а) стимулами из внешнего мира; и б) событиями внутри предсознательного - мыслями, воспоминаниями, эмоциями и т.д.

 

Нормальный бодрствующий взрослый не осознает непосредственно чего-либо, происходящего в бессознательном. Он может осознавать только то, что происходит в предсознательном - причем настолько, насколько он заинтересован тем, что происходит внутри его собственного ума.

 

Элементы системы предсознательного могут быть сделаны сознательными путем катектирования системой сознания. Этот катексис называется катексисом внимания. Элементы бессознательного не могут обычно быть катектированы сознательным, то есть они не могут привлечь или получить катексис внимания. Таким образом, для элемента бессознательного, чтобы стать сознательным, следует получить гиперкатексис из двух источников.

 

Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное.

 

 

1.2 Предсознательное

 

Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

 

Предсознательное включает элементы психики, которые доступны сознанию.

 

 

1.3 Бессознательное

 

В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств".

 

Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности. “Мы называем психический процесс бессознательным, существование которого обязаны допустить, - мы заключаем это из его воздействий, - но мы ничего о нем не знаем".

 

Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен - подвергнут цензуре и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.

 

Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. “Мы установили опытным путем, что бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени”. Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.

 

Элементы системы бессознательного недоступны сознанию, и нормальный путь в сознание из бессознательного лежит через систему предсознательного.

 

Некоторые элементы системы бессознательного исключаются из предсознательного действием цензуры - вытесняются. Элементы бессознательного могут войти в сознание и другими путями, отличными от нормального. Например, если цензура ослаблена, или вытесненное становится слишком сильным, элементы бессознательного преодолевают цензуру и прокладывают путь в сознание, вопреки сопротивлениям с ее стороны. Таким образом, неудачное вытеснение приводит к невротическим или психическим симптомам. Иначе говоря, цензура - страж психического здоровья. От того, насколько она успешна в контроле вытесненного и устранении его от доступа к сознанию, зависит психическое здоровье индивида.

 

Элементы бессознательного могут получать доступ к сознанию и без компромисса с психическим здоровьем индивидуума. Примером этого служат остроумие и шутки. В другое время, во время сна, вытесненные элементы из бессознательного получают доступ к сознанию в сновидениях. Отчасти это происходит из-за ослабления цензуры во время сна.

 

Из изучения сновидений и невротических симптомов Фрейд сделал вывод, что мотивирующая сила, приводящая к сновидениям и симптомам - это мощное стремление к исполнению желаний, принадлежащее бессознательному. Позже он писал, что система бессознательного действует в соответствии с принципом удовольствия [4].

 

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства (хронический стресс, сильный иррациональный страх, невроз, депрессия), скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которых вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и, иногда, провоцирует психопатологию, требующую консультации психолога или помощь психотерапевта в формате психологического консультирования или психотерапии.

5) Структурная модель личности. (по Ненси Мак-Вильямс)

Далее следует краткий экскурс в структурную модель. Приношу извинения перед искушенными читателями за смелость, с которой я позволяю себе обращаться со столь сложными идеями.

Ид – термин, который Фрейд использовал для обозначения той части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации “страх-желание” и фантазии. Она ищет только немедленного удовлетворения и абсолютно “эгоистична”, функционируя в соответствии с принципом удовольствия. В когнитивном плане она довербальна, выражая себя в образах и символах. Она дологична, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процессом мышления.

Ид полностью бессознательно, но его существование и власть может быть выведены, тем не менее, из дериватов – мыслей, действий и эмоций. Во времена Фрейда было распространено тщеславное убеждение, что “цивилизованные” существа являются рационально мотивированными созданиями, ушедшими от чувственности “низших” животных и “дикарей” – не-западноевропейцев. (То, что Фрейд подчеркивал нашу животность, включая доминирование сексуальной мотивации, явилось одной из причин того, что его идеи вызывали ненависть в викторианскую и поствикторианскую эпоху.)

Эго имя, которое Фрейд дал набору функций, позволяющих приспосабливаться к требованиям жизни, находя пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро – в детстве, начиная с раннего младенчества (сравни с Hartmann, 1958). Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (последовательного, логического, ориентированного на реальность познания). Таким образом, оно является посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности и этики. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный – то, что большинство людей понимает под термином “Собственное Я” (“self”, сэлф, “самость”), или “Я”, в то время как бессознательный аспект включает в себя защитные процессы – вытеснение, замещение, рационализацию и сублимацию. Благодаря структурной теории аналитики открыли для себя новые пути в понимании некоторых типов патологии характера; а именно – каждый развивает защитные реакции Эго, которые могли быть адаптивными в детстве, но оказываются неадаптивными вне семьи.

Одним из аспектов модели, важным как для терапии, так и для диагностики, являлось представление о том, что Эго имеет широкий диапазон действий – от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В течение процесса психоаналитического лечения “наблюдающее Эго”, сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего Эго, в то время как “переживающее Эго” вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.

Терапевтическое расщепление Эго” (Sterba, 1934) рассматривалось как необходимое условие эффективной аналитической терапии. Если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более внутренних эмоциональных реакциях, то первой задачей терапевта является помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего Эго стало диагностической величиной первостепенной важности, поскольку наличие симптома или проблемы, дистоничной (чуждой) наблюдающему Эго, делало процесс излечения гораздо более быстрым, чем если бы мы имели дело с проблемой, внешне выглядящей аналогично, но которую пациент никогда не рассматривал как заслуживающую внимания. Это открытие продолжает жить в языке аналитических диагностов, когда они говорят о проблеме или личностном стиле “Эго-дистонный” или “Эго-синтонный”.

Фрейд ввел понятие “ супер-Эго” для той части собственного “Я”, которая наблюдает за происходящим в основном с точки зрения морали*. Близкое по значению понятию “совесть” супер-Эго является той частью Эго, которая одобряет нас, когда мы делаем лучшее, на что способны, и критикует, когда мы оказываемся ниже своих стандартов. Это часть Эго, хотя она и ощущается нами, как нечто отдельное. Фрейд полагал, что супер-Эго формируется в течение эдипова периода через идентификацию с родительскими ценностями, но современные аналитики находят его истоки гораздо раньше – в примитивных представлениях младенца о том, что хорошо и что плохо.

Супер-Эго, подобно Эго, которому оно принадлежит, является частично сознательным и частично бессознательным. И вновь оценка того, ощущается ли пациентом непропорционально карательное супер-Эго как Эго-дистонное или Эго-синтонное, имеет важное диагностическое значение. Клиентка, заявляющая, что она плохая, поскольку плохо думала о своем отце, очень отличается от клиентки, утверждающей что, одна часть ее личности чувствует, что она плохая, когда у нее возникают подобные мысли. Обе пациентки могут быть депрессивными, самообвиняющими личностями, но проблема первой женщины настолько глубже проблемы второй, что требует иного уровня классификации.

И снова, в развитии концепции супер-Эго было много полезных с клинической точки зрения моментов. Терапия пошла дальше попыток сделать бессознательное сознательным; терапевт мог рассматривать задачу терапии как включающую в себя, кроме всего прочего, еще и изменение супер-Эго клиента. В первой половине XX столетия, когда в среднем и средне-высшем классах существовала тенденция к воспитанию слишком жесткого супер-Эго, обычной терапевтической задачей становилась помощь пациенту в переоценке слишком высоких моральных стандартов (например, антисексуальных структур или внутреннего порицания за мысли, чувства, фантазии). Психоанализ как движение, у Фрейда в особенности, носил подчеркнуто негедонистический характер, но модификация нечеловечески жесткого супер-Эго была одной из его очень частых целей. На деле это скорее приводило к более моральному, а не наоборот, поведению, поскольку люди с чересчур осуждающим супер-Эго зачастую не подчинялись ему, особенно в состоянии интоксикации или когда их поведение могло быть оправдано (рационализировано). Попытки раскрыть функционирование Ид, вынести бессознательную жизнь пациента на белый свет, не имели большого терапевтического эффекта, если пациент смотрел на это как на доказательство своей порочности.

 

Основные положения теории драйвов. (по патериалам Ненси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика личности»

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...