Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История ВП: Абрахам, Ранк, Ференци.




Предмет и задачи ВП

ВП – это отрасль в Ψ, изуч. процесс разв-я ψ ч-ка и ее особ-ти на различ. возр. ступенях. Наука о ψ разв-ии р-ка зародилась как ветвь сравнит. Ψ в к.XIXв. Точкой отсчета для систематич. изучений и исследований в Ψ р-ка служит книга нем. уч.-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа реб-ка». Сеченов писал о том, что в Ψ идеи генетического иссл-я возникли оч. давно. В этой обл-ти занимались: А.Валлон, Фрейд, Выг, Лурия, Пиаже. Предмет ВП: з-ны и з/мерности ψ ξ ч-ка. ВП изуч. особ-ти отд. ψ процессов, особ-ти разных видов Д-ти и особ-ти орг-ции Л. ВП вкл: дет, подростк, юношеск, Ψ вросл. ч-ка, а также геронто-Ψ.

 

Стр-ра ВП и ее связь с др. дисциплинами.

ВП вкл: дет, подростк, юношеск, Ψ вросл. ч-ка, а также геронто-Ψ. ВП сост. из 3х подразд-й: Дет Ψ (изуч. з-ны ξ ψ р-ка), Ψ норм. инд ξ врос. ч-ка, Геронто-Ψ (пожил. возр). К Дет Ψ отн-ся Запорожец; Дет Ψ – одна из фунд. Ψ дисциплин, иссл-ла возн-е, стан-е и осн. этапы ξ Д-ти, Со и Л. Становление беспомощ. сущ-ва в субъекта многообразной чел. Д-ти есть предмет Дет Ψ. Изуч-е такого стан-я вместе с ием выступ. как иссл-е з/мерностей ψ ξ р-ка. Следует отличать предмет Дет Ψ от предмета Генетич. Ψ (особ-ти отд. ψ ф-ций на разл. этапах: чем отлич. память 3-лет р-ка от 7-лет). ВП изуч. возр. разл-я ψ ф-ций в их системной связи.

 

Истроия ВП. перв. предст-я о воспитании

Усл-я ξ ВП: 1) Быстр. темпы ξ общей Ψ, тк использ. экпер. методы иссл-я. 2) Быстр ξ в обл. биол. наук. Открытие Дарвина подтолкнуло к комплексному Ψ иссл-ю ψ, также ξ ψ на разных возр. этапах. 3) Педагог. практика. К к.19в педагоги → запрос к Ψ.

Ян Амос Каменский выдв. идею о необх-ти постр-я системы обуч-я, кот. должна выстраиваться с учетом душ. спос-тей детей. «Великая дидактика». Жан Жак Руссо: «р-к это не мал. взрослый, а старшие далеко не всегда могут понимать своеобразие дет. ума и ч-ва. Надо предоставить природе вом-ть действит. ξ р-ка». Бруно Бетл Хейш (фрейдист) поддержал т Руссо и ввел ее в практику. Гельберт Песталоцци – системное обуч-е детей взослыми людьми. Вз/д-е детей и взр. оч. важно для ξ ψ. В.Н.Татищев: «Источником ξ инд. ума явл-ся усвоение молодым ч-ком опыта и знаний взрослых. Это всё осущ-ся поср. языка и пись-ти». Н.И.Новиков: «ξ ума, памяти и нрав. ч-в р-ка сост на ознакомлении детей с окр. вещами и на подраж. взрослым». А.Н.Радищев: «Душа явл-ся плодом Д-ти нервов мозга. Душа до рожд-я не сущ-ет как спос-ть мыслить, чув-ть, вообр-ть. Душ. процессы возн. с ξ ВНД»

 

5. История ВП: вклад Л.С. Выготского в ξ ВП.

Его счит. основателем ВП. Периоды:1)1926-1931гг.-экспер. разработка опосред-х ψ процессов. 2)1931-1934гг.-эксп-но иссл-т ВПФ. Это разработка смыслового строения Со. 3)1928г.-«Педология школ. возраста.»-описал причины происх. и смены возраста. Он разработал норматив. возр. диагностику. она должна:1)констатир-ть то, что уже сформир-но в ψ и сущ-т.2) с учетом того что уже сфор-но – составление прогноза. В результате этого Выготский сфор-л закон: 1) детское ξ сложно организовано во времени, т.е. оно обладает собств. ритмом, кот.не совпадает с ритмом ψ времени и этот ритм меняется в разные годы жизни ребенка; 2) закон метаморфозы в ψ детском ξ. ξ является конечно и главной целью кач-х изменений. 3) закон ВПФ. Они изначально сущ-т в форме ист-ки сформ-го колл-го пов-я, в форме сотр-ва и отн-я с др людьми. И лишь в последствии в процессе ξ они стан-ся внутр инд ф-циями к/д ребенка. 4) з-н неравном-ти дет ξ. К/д ПФ облад собств темпами и max благопр периодом ξ. Однако это тоже строго инд-но.

 

История возрастной психологии: вклад Леонтьева и Эльконина.

 

Леонтьев – доктор псих и филол наук. Осн его взгляды на проблему Ψξ можно сч продолжением идей Выготского. За основу → всякая Д-ть ч-ка, выступает первонач. как сознат действие→ как операция → ВПФ, т.е. от Деят-ти во внеш. плане, к ф-ции, кот. впоследствии переводит ее на кач-но иной ур-нь. Д-ть всегда возн. в ответ на потреб-ть р-ка, они не врожд-е, а форм-ся в проц. вз/д-я р-ка с окр. средой. Первая потреб-ть – в общ-ии со взр-ми. На основе кач-ва удовл-я этой потр-ти, возн-т др. и форм-ся д-ть. «Слово о реч. д-ти», «Психолингвистика», «Язык. Речь. Реч. д-ть».

Эльконин – прод-ль идей Выготского. «Дет-во нах-ся в непр-м сост-и ξ и носит конкретно истор-й хар-р». Дет-во имеет разное содерж-е в кач-х и опред-ся разными конкр-ми з-нами. Этими взглядами он заложил основу теории ист. ξ детства. ξ психики, особенно в детстве имеет поэтапный хар-р. А вот основой этого он сч присвоение р-ком ист. событий родовой деят-ти. В общ-ии млад-ца со взр у него форм-ся потр-ти в общ-ии и ориентации в мире. Он экспер-но иссл-л соотн-я обуч-я и ψξ→ м/ду ними стоит деят-ть самого субъекта. Эльконину и целому ряду его сотр-ков принадл. иссл-я по ξ речи у детей раннего и дошк. возраста. Он приходит к необх-ти построения целостной с-мы воспит-я детей, кот. учитывала бы особ-ти ψξ ребенка.

 

История ВП:Гальперин и Запорожец.

Гальперин сформ-л т. форм-я умств-х дей-й. Форм-е ВПФ происх. на осн. осущ-я и ξ предм. дей-й реб-ка. Путь форм-я ВПФ изнач-но реб-к выполнт во внеш. предм-м плане какие-то дей-я → эти дей-я проникают во внеш. план. Мат. дей-я (физич-е) → речь → умств. план (ментал-е). Т. о.переход от физич. дей-я в ментал-е для Г-на явл. проц-м ξ. «ξ иссл-ий по форм-ю умств. дей-й.», «Введ-е в Ψ»

Запорожец уделял ос. вн-е изуч-ю генетич. связи м/ду внеш. практич. Д-ю и внутр. ψ-ой. В более позд. п-д – проблема м/ду ψ связью и произволь. Д-ями р-ка; ос. роль – практич. Д-ти форм-я ψ процессов; роли ξ сенсорных проц-в в онтогенезе, а также иссл-л особ-ти дошк. воспит-я. Обратил вним-е в ходе экспер-но выбр-х проблем → нач-ет познавать окр. мир не с теорет. напр-я, а с практич. Д-я. З-ц анал-л динамику ξ эстет. воспр-я у детей дошк. и мл. шк. возр-та. Исслед. процесс у р-ка, основ. на практич. обобщ-ях, возник. у р-ка в ходе реш-я сходных практич. задач и переноса способа Д-я с одной задачи на др. Ему принадл. вклад в ξ представл-й р-ка о реальности, в кот. он нах-ся, и о том, какую роль в этом играют род-ли.

 

История ВП: Пиаже и Валлон.

Пиаже сч-ся главой и осн-лем напр-я «Школа генетич. Ψ» (в центре вним-я – умств. ξ р-ка). Объектом иссл-я явл-ся происх-е интеллекта и поэтому Пиаже иссл-л происх-е и ξ в ψ р-ка таких катег-й как объект, простр-во, время, причинность. В сфере его интересов была динамика ξ представл-й р-ка о явл-ях природы (изучалось как р-к овладевает метологич. связями тех явл-й, кот-ми он окружен; из этого предст-я форм-сь мех-мы логики, умств. Д-ти). Сам Пиаже разраб. нов. метод иссл-я – метод клинич. беседы(иссл-ние не симпт-ма, а то, что явл. причиной). Вклад Пиаже в ВП связан с изуч. эгоцентризма дет-го мыш-я, ξ интелекта. «Речь и мышление р-ка», «Генезис элем-ных логич. стр-р», «Эксперем-я Ψ».

Валлон пытался изучить генезис или этапы ξψ-кой д-ти, но он т/ж пытался выяснить и иссл-ть усл-я, мех-мы и содерж-е перехода р-ка от одного этапа к др. Пытался выявить диалектику перехода и появл-я у р-ка не нового на базе уже сущ-го и сформ-го. По его мн-ю осн. движ. силой и одновр-но причиной перехода р-ка от одн. этапа к др. явл-ся его вз/д-е со всеми более услож-ся усл-ями окр среды и соц. окр-я. Исп-л: набл-е и метод конструирующ. экс-та.

 

История ВП: Абрахам, Ранк, Ференци.

 

Карл Абрахам влечение целесообразно разд. на 2 категории: 1) витальные потр-ти и их влечения – должны быть удовл-ны сразу же как возникают. 2) секс. потр-ти не м.б. удовл-ны немедл. и в прямой форме, что и есть мощ. источником ξψ. Он дополнил теорию стадий. По его мн-ю р-к прох. все стадии по Фр., но 2 первые д.б. разделены: 1а) орально-садистич., 1б) оральная по Фр., 2а) анально-садистич., 2б) анальная по Фр.

Отто Ранк в отл-ии от Фр. приписал род. травме центр. роль в ξ Л-ти. По его мн-ю рожд-е это физиол-Ψ шок. Род. травма образует большой резервуар тревоги, части кот. освоб-ся на протяж-ии всей жизни. Все неврозы – травмы рожд-я. Любое наслажд-е подразумевает воссозд-е внутриутр. первич. блаж-ва, кот. было утрач. при рожд-ии.

Сандр Ференци зан-ся ξ-ем иссл-я ф-ции Эго – тестир-я реальности. Сч-ся одним из осн-лей ЭгоΨ. Остался на позиции травм. теории и отмечал, что дети зачастую явл-ся жертвами св. род-лей. «Дети анализируют взр-х» (разл-е м/ду дух. миром взр. и детей), «Разг. путаница м/ду взр. и р-ком».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...