Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История ВП: Винникот, Спиц, Боулби, Кохут.




Винникот осн-ль шк. объектных отн-й, в силу чего взгляды отл-ся от ортодокс. подхода. Истинное Я – это то, во что превр-ся врожд. потенциал реб-ка при бл/приятных внутр. усл-ях. Внеш. усл-я это атмосфера, кот. созд. род-ли вз/д-вуя с р-ком. Бл/приятные усл-я – когда дают поддержку род-ли. Холдинг оказ-ют эмоц-е и увер-е в себе род-ли. Если он есть – у р-ка созд-ся образ «дост. хор. матери» - он явл-ся бл-пр. основой для ξ истинного Я. Ложное Я – этот образ форм-ся потенц-лом р-ка при неблаг. усл-ях (когда р-ка хвалят и поддерж-ют в ситуациях, кот. нрав-ся род-лям). Переходный объект – то, что явл-ся важным, когда мамы рядом нет. С его пом. р-к пыт-ся восстан-ть вз/связь мду мамой и самим собой. Книги: «Пигля» (опыт анализа мал. дев), «Разговор с род-ми».

Рене Спиц иссл-л причины Ψ-патологии, построил теорию «матер. депривации». Деприв-я – опыт в недополуч-ии необх. вз/д-я с матерью. Депр-я врыв-ся в мир р-ка и явл-ся мощ. фактором, патологиз-м ψ р-ка. Когда деприв-я > нормы, то ξψ идет по двум напр-ям: 1) депр-я замедл. общ. темп ψξ, 2) провокация дей-й защ. мех-мов. Сущ. 2 подхода влияния депр-ии: 1) Депр-я → фрустр-я → агр-я → тревога → защита → торм-е → возврат вытесненного → форм-е симптомов. 2) Депр-я → фикс-я → замедл-ое дей-е → устойч. инфантиль. потр-ть → регрессив. повед-е. Рассмотрел продвиж-е ψ от нестабильного к стаб. сущ-ю.

Джон Боулби иссл-л форм-е страха. Причины: 1) наличие чего-то угрож-го, 2) отсут-е чего-то, что мож. обесп. защиту и увер-ть в себе. Сущ-ют врожд. детерминанты страха и их производные. Врожд. – готовность ψ отвечать страхом на какой-то стимул. Производ. – инд-но, но зависит от тет-род отн-й. Природные стимулы: одиноч-во, незнакомость, внезап. изм-е стимула, боль, высота. Основой эмоц. привяз-ти р-ка к матери явл-ся ч-во защищ-ти, безоп-ти, кот. обесп. только род-ли, что явл. первич. потр-ю.

Ханс Кохут – теория о 3х базовых потр-тях. Гл. рез-т ξψ д.б. ξ ценностей и гармон. самости – ядро Л-ти. 1) потр-ть в отраж-ии (стратегия «зеркализации), 2) потр-ть в идеализации (род-ль – соверш. сущ-во), 3) потр-ть быть похожим на др.

 

История ВП: Анна Фрейд.

А Фрейд обоснавала необх-ть создания дет-го анализа, кот. учитывал бы незрелость дет. ψ и сравнительно низкий ур-нь вербализации. Внесенные ею нововведения касались исп-я игр-х мет-в в Ψ-А, а т/ж набл-я р-ка в дом. обст-ке. Откр-ла Ψ-А центр в Лондоне. Подвергла сущ. пересмотру орт. ΨА теорию, расширив роль Эго и допустив его независ. от Ид функц-е. Защита – совокуп-ть дей-й, нацел. на уменьш-е/устран-е люб. изм-я, угрож. цельности и устойч-ти био-Ψ инд-да. Защ. мех-м – тип операций, хар-й для ψ защиты от проявл-й БС, а тип защиты опред-ся типом дисбаланса м/ду пр-ципом реальности и пр-ципом насл-я.: вытесн-е (смена кач-ва ψ процесса), реактив. обр-е (форм-е аффекта, пр/пол. им. в Со), отмена некогда бывшего, проекция, интроекция, обесценивание, обращ-е в св. пр/пол-ть, сублимация (достиж. секс. целей замен. др. дей-ем, напр. творч-во). Мотивы защиты: 1) тревожность сверх-Я в неврозе взр. ч-ка (Я принимает БС жел-я, но сверх-Я сч. его амор-м), 2) объективная тревого в дет. неврозе (У р-ка до Эд.к. сверх-Я нет, но Я р-ка боится сверх-Я род-й), 3) инстинктивная тревого (Я рассм-ет БС желание невозм. для реал-ции, проявление кот. м.б. нестабильным).

 

Проблема нормат. возр. диагн-ки (Выготский). Её стр-ра, цели и задачи.

Диагн-ка в ВП – выявл-е ряда наделенных приз-в, по кот. можно судить по какой фазе или стадии какого-л. возраста протекает ξψ р-ка. Обратил вн-е только лишь на подроб. опис-е симптомов, не исчерп. всё то, что подразум-ся стимулами ψ, составить верный диагноз ξψ пожно лишь когда удастся расшифр. скрыт. смысл обнаруж. симптомов. Задачи, стоящие перед диагн-й ξ, по мн-ю Выг, м.б. решены на осн. глуб. изуч-я всей послед-ти дет. ξ, всех особ-тей дет. возрастов, стадий, а также всех осн. типов норм. и анорм. ξ. Вторая задача – сост-е прогноза.

 

16. Метод набл-я и особ-ти его примен-я в ВП.

 

1) min иссл-е процессов; иссл-ль не спос-ет ξ феномена, кот. иссл-ся; пассивно разд-ся по разным видам (целенапр. и нецеленапр.)

2) Эвристич. – нет четкого предст-я о ψ-ич явл-ии, кот. иссл-ся; в ходе иссл-я форм-ся гипотеза. Неэвристич. – гипотеза сформ-на и надо ее доказывать или опров-ть.

3) Стандартизированное – есть четкая схема фиксации набл-х данных, протокол; Нестанд. – нет.

 

Применение проективных методов ВП

 

Цель проектив. оценки закл-ся в раскрытии неосозн. конф-тов Л-ти, ее страхов и источ-в беспок-ва. Термин предлож. Л.Франк для обозн-я методов оценки, в кот. испыт-мым дают неопред. стимулы, сод-е кот. не предпол. четких, обусл. данной к-рой, методов, позв-ет людям проецировать на неопред. мат-л св. ч-ва, потр-ти, установки и отн-е к жизни. Обнар-ся признаки подавл. импульсов, защ. мех-мы Л-ти и др. ее «внутр.» аспекты. Бывают: 1) Ассоциат-е – ответ первой пришедшей мыслью («Тест слов. асс-й» Миннингера), 2) Конструктив. – создание или придумывание чего-л («Тест тематич. аперцепции»), 3) Методы заверш-я – предлаг-ся зав-ть мысль, начало кот. сод-ся в стим-м мат-ле, в кач-ве кот. м.б. незаконч. предл-я («Тест незаконч. предл-й» Роттера), 4) Экспрессив. – предл. выразить св. ч-ва посред. рис-я картинки или Ψ-драмы («Нарисуй ч-ка» Маховера), 5) Методы выбора или распр-я по пор-ку – треб от испыт-х отбирать или расп-ть в порядке предпочт-я набор стимулов (Тест Сонди). Эти 5 катег-й не явл-ся вз/искл-ми и во многих тестах исп-ся 2 и более из них.

 

Соотн-е роста и разв-я.

 

В соврем. отеч. Ψ ξ – это процесс зарожд-я, форм-я и кач-го преобр-я Ψ-ф-ций, процессов, сост-й и св-в Л-ти. Рост – это колич-ное изм-е той или иной ф-ции. «Если не удается вычислить кач-х изм-й – это рост (Эрик Берн) → если удается – ЗПР» => ξ – это зак/мерное изм-е ψич процесса и их пребр-е. Рост и ξ как Ψ феномены тесно связ. м-ду собой. Эльконин и Выготский. «ξ как процесс кач-го изм-я основан на росте». Соц. сит-я ξ – все динамич. кач-е процессы ξ явл-ся анализом сит-ции, соц. сит-я поним-ся как конкр. форма отн-й.

 

21. 22. Соотн-е обуч-я и разв-я. Гипотеза Выготского о смысловой системной орг-ции Со.

Обуч-е – это движ. сила ψ ξ, однако обуч-е и ξ это разные, хотя и связ. м/ду собой феномены. ξ – процесс форм-я Л-ти, соверш-ся путем возн-я нов. кач-в на разных ступенях, специф. для ч-ка. Возн-е этих кач-в подготовлено, сами по себе они не созданы. Обуч-е это внутр. необх-ть и всеобщий момент процесса ξ ч-ка не природно, но истор-ки обусл. особ-ю ч-ка. Обуч-е созд-т зону ближаш. ξ и приводит в дей-е те процессы, кот. вначале для р-ка возможны лишь в сфере личностного отн-я. Согласно гипотезе: Со – это сумма отд. ψ процессов, а не их стр-ра и система. Выг. сч, что ни одна ф-ция не ξ-ся изолир-но, а ее ξ зависит от того, в какую стр-ру она входит: 1) раннее д-во – ощущ-е и воспр-е, 2) дошк. в-т – память, 3) шк. в-т – мыш-е. Процесс ξ – перестройка сист. орг-ции Со, кот. обусловлена измен-ми в смысл. стр-ре. Периоды отл-ся ур-нем общ-я, к кот. готов р-к. Суть гипотезы: в процессе ξ нельзя возд-ть на сист-ю орг-ю, но можно влиять на смысловую. Чем > насыщ. будет воспит-е, тем > интенс-но будет происх. изм-е в стр-ре Со.

 

23. Ведущая деят-ть: ее стр-ра, разновидности и мех-м смены в процессе ξψ (Леонтьев).

Теория ВД и понимание её – дополняет анализ процесса ξψ, начатый с ан-за ситуации. В изуч-ии Д-ти р-ка м.б. выявлена роль внеш. усл-й, роль задатков. Деят-ть – акт. преобр-е вз/д-я ч-ка с миром. ВД – д-ть р-ка в рамках соц. сит-ции ξ, выполн-е кот. опред-т возн-е у него осн. ψ новообр-й на данной ступени ξ. Её возн-е ведёт за собой появл-е нового. К/д стадия ψξ хар-ся опред. и ведущ. на данном этапе жизни отнош-ем р-ка к окр. действ-ти (ВД). ВД в силу глоб. отн-я мож. рассм-ся как критерий диагн-ки ξ. Хар-ками ВД не м.б. чисто кол-венные или отриц. признаки. Это не та д-ть, кот. встреч-ся чаще и не та, кот. р-к уд-ет большее кол-во времени. ВД облад-т 3мя чертами: 1) это такая д-ть, в форме кот. возн-ют и диф-ся др. виды д-ти, 2) в ней форм-ся или перестраив-ся частные ψ процессы, 3) от нее зависит набл-е на данном п-де жизни ψ-их изм-й Л-ти. Все остальные проявл-я Д-ти, кот. облад. лишь частью указ. пр-ков не явл-ся ВД, а наз-ся сопутствующей д-ю. Смена ВД – мех-м сдвига мотива на цель.

 

24. Стабильный и криз. п-ды ξ: стр-ра и роль в ξ ψ. Общ. хар-ка кризисов ξ.

 

Кризис – сосредоточение резких и капит-х сдвигов, смещений, изм-й и переломов в ψ р-ка. Сущ-ють опред. причины, вызыв-х кризис ψξ, они предопределены ходом ψξ: кардинальные изм-я в стр-ре содерж-я ψ процессов орг-ции Л-ти, на фоне неизм-ся усл-й жизни р-ка. Конфликт внутр. и внеш. – кризис ψξ. С одной стороны кризис – норм. явл-е, а с др. – то, что негативно влияет на ψ р-ка. У всех кризисов есть опред. и относ. ко всем пр-ципам черты: 1) размытость его границ, 2) кульминация (хар-ки ярко предст-ны). Стр-ра: сущ. предкритич. и постритич. фазы. Их прод-ть завис. от соц. сит-ии ξ. 3) Всякий кризис хар-ся негативизмом р-ка. Кризис – это бунт против того, что раньше р-к сч. норм. 4) Всякий кризис – отмирание ранее устоявш. пр-ципов и появл-е новых. Кризисы: новор-ти, 1 года (ходьба и речь), 3 лет (появл-ся Я), 7 лет (школа), пол. созр. (неавтор. род-ли).

 

Псих. новообр-я

 

Псих. н/обр-я связ. с ростом и разв-ем. Рост/ξ + Вед/Сопутств. Д-ть = н/обр-е. Н/обр-е явл-ся рез-м возн-я у р-ка вед. д-ти, т.к. все структур. кач. изм-я ψ р-ка связ. с вед. д-ю. Н/обр-е – это те ψ и соц. изм-я, кот. вступают на данной ступени ξ и опр-ют Со р-ка, его отн-е к среде, его внутр. и внеш. жизнь, т.е. весь ход ξ. Н/обр-я: 1) Инд. психич. жизнь, 2) Зрит. и слух. р-ции, 3) Комплекс оживления – перв. осмысл. отн-е р-ка к соц. жизни. 4) Развитое ощ-е воспр-я к к.I года жизни. 5) 1-3 г. ходьба, нагл-действ. мыш-е, память. 6) 3-6 лет речь и обр. мыш-е. 7) 6-10 лет логич. форма м-я и произвольность. 8) Подростк. возр-т – рефлексия. Появл-е н/обр-й сущ-н оизм-ет весь ход ψ ξ, не возн-ет само по себе, и несет цепь ψ изм-й.

 

26. 27. Проблема периодизации ψ ξ. Класс-ии возр. периодизаций ξ.

 

Критерии форм-я периодизаций: 1) п-я д.б. типичной. 2) должна стр-ся на признаках, кот. явл-ся сущ-ми и глоб-ми для ψξ. Виды теорий ξψ: 1) процесс ξ ψ явл-ся следствием физиол. ξ => п-ции, постр. на этой теории уч-ют физиол. изм-я (биологич.), 2) ξ ψ – полносью соц. изм-е (социогенетич.), 3) в равн. степ. учит. все факторы (био-соц-генетич).

В осн. п-ции Гетчинсона лежат работы Геккеля и Стенли Холла. В св. внутриутроб ξ ч-к прох-т те же стадии, что и в истор. процессе (от простого орг-ма до слож. с-мы). Гетчинсон: - период дикости до 5 лет (макс. в 3), - охота и захват-е добычи до 12 (макс. 7), - пастушества до 14 лет(макс. в 10), - промыш-но-торговый. Т/ж сущ-ла биол-я конц-я Э.Эриксона, изуч-я кризисы идентич-ти.

 

29. Пер-я ξ по Эриксону.

 

Биогенетич. конц-я – это теория жизни, кот. прожил Он! Стадии: 1) от рожд-я до 1,5 лет. Задача: базисное доверие против баз. недов-я, поддержка, любовь, эмоц. связь (спос-ть переносить исч-е матери из поля зр-я, степень доверия), 2) 1,5–4г. выбор м-ду автомомией и стыдом, 3) 4-7г м-ду инициативой и ч-вом вины, 4) 7-12 лет – готов к освоению дей-й, но ограничен физ-ки, 5) 12–18 лет – конф-т м-ду ч-вом идентич-ти и ролев. неопред-ти, 6) с 20 лет – потр-ть слить св. идентич-ть с ид-ю др., 7) генеративность против стагнации – потр-ть в создании семьи, прод-ии рода, 8) целостность против отчаяния – пересмотр отн-я к св. прошлому.

 

31. Пер-я ξ по Эльконину.

 

Самая попул. отеч. пер-я, осн. на пол-ях Выг. и Леонтьева. Уд-ет вним-е стр-ре Д-ти, мотив. комп-ту, его смене. Анализ игр. д-ти. Дошк. п-д. Предпол-е о том, что ξ ψ р-капроисх-т одноврем. в 2х сферах: 1) отн-е р-к–общ-во – разв-сь в этой сфере ψ приобр-ет в кач-ве н/обр-я осн. преобр-я в Л-ти, услож-ся потр-ти, иерархиз-ся мотивы. 2) р-к–предмет – отн-е р-ка к вещам, вз/д-е с окр. миром, изм-ся операц-тех. сторона Л-ти – навыки, умения вз/д-я с миром вещей. Весь дет. п-д дел-ся на 2 эпохи, к/д из кот. дел-ся на 2 п-да, к/д дел-ся на 2 фазы – перелом которой этот возраст делает таковым. Млад-во, I ст. – потр-ть в общ-ии, биол. сущ-во с вит. потр-ми, удовл-е психоэмоц. потр-й (нет способа вз/д-я с вещами). М/ду I и II ст комплекс оживления. В I фазе половое возд-е, подражание, вз/д-е с миром вещей субдоминантны. Раннее детство – переход к нов. типу Д-ти, смена мотивации – потр-ти, ориентации на мир вещей => предметно-манипулятивная Д-ть, но в I фазе еще заинтер эм-ми, во II – род-ли помощники его Д-ти. Дошк. д-во – сюж-рол. игра → ощущ-е себя взр-м.

 

32. Особ-ти нервно-ψ ξ в п-д новорожденности. Комплекс оживления и его роль в ξ ψ р-ка.

 

Жизнь н/рожд. зависит от того, как его орг-м может адапт-ся к измен-ся усл-ям среды. Рожд-е явл-ся для орг-ма реб-ка большим потрясением. Он рожд-ся с опред готовностью НС приспосабливать орг-м к внеш. усл-ям (вкл-ся рефлексы). Раздражение кожи – отдергивание, мелькание перед лицом – зажмуривание, яркость Света (!) – сужение зрачка – это всё защитные рефлексы. Ориентировочные рефлексы (подсолнухи), ориент-пищю рефлексы (у голодного р-ка), сосательный, хватательный, рефл. отталкив-я. Бл. этим реф-м для н/рожд. стан-ся возм. нов. тип дых-я и пит-я. Н/рожд-ть – единств. п-д жизни ч-ка, когда можно набл-ть в чистом виде проявл-е врожд. инстинктив. форм пов-я, направ. на удовл-е органич. потр-тей, кот. не могут сост. основу ψ ξ, а только обесп. выжив-е р-ка. Осн. особ-ть н/рожд-го – безгранич. особ-ти усвоения нов. опыта, приобретение свойственных ч-ку форм пов-я. Если орг. потр-ти в дост. мере удовл-ся, они теряют ведущее знач-е. В усл-ях прав. режима и воспит-я форм-ся нов. потр-ти. На их осн. осущ-ся ψξ. Потр-ть в получ-ии впечатлений свяна в св. истоках с ориентир. рефл-ми и ξся в завис-ти от гот-ти огр-в ч-в р-ка получать эти впеч-я (зрит, слух. апараты не соверш. у н/рожд, но бытро сов-ся – I неделя). Важ. особ-ть н/р-го в том, что ξ зр-я и слуха происх. у него быстрее, чем ξ тел. дв-й. Необх. усл-е норм. созр-я м-га в п-д н/р-ти – упражнение органов ч-в. Источником зрит. и слух. впечатл-й, необх. для норм. ξ НС и орг-в ч-в р-ка, стан-ся взр-й. Комплекс ожив-я. Первый крик – рез-т спазмы голос. щели → плач стан-ся ест. выраж-ем всякого рода страд-й. Улыбка, выр. полож. эм-ии появл. позднее крика. Постеп. у р-ка выр-ся особ. эм-двиг. р-ция, обращ. ко взр-му, кот. наз-ся комплексом ож-я. Комплекс ож-я сост в том, что р-к сосредотач. взгляд на лице склон-ся над ним ч-ка (улыб-ся). Это выраж-е появивш-ся потр-ти общ-я со взр-м – I соц. потр-ть р-ка.

 

33. Общая хар-ка микропериодов ξψ в млад. п-д. Понятие о дифференц-х признаках (ведущих симптомах) развития.

 

2,5–5 мес. Вед. симптом – это р-ция ощуп-я рук (хватание, отведение плеч). Происх-т изм-я в хар-ре сна и бодр-я. Р-к нач-т превращ-ся в субъекта собств. акт-ти. Форм-ся усл-я для ξ деят-ти, кот. вых. за рамки питания и эмоц. реализации. Появл-ся зачатки игр. экспер-я. Появл-ся лепет (подраж-е звукам), проявляет себя акт. сторона органов ч-в. Все перечисл. симптомы → пасс-ть н/рожд-го сменяется на восприн-щий интерес к миру.

5–12 мес. Вед. симптом – похлопывание рукой по предмету. Соотн-е бодр–сон один-е. Увел-ся суточное кол-во р-ций, кот. не явл-ся ответом на дей-е раздр-ля. Появл-ся нов. формы повед-я: более увер. оборонит., хват-е, ярче выр. эмоц. проявл-я, появл-ся крик при неудавш-ся дей-ии → превр-ся в соц. сущ-во, появл-ся экпер-е дей-е, поиск потеряной игрушки, первые соц. р-ции на сверстников. Следствие: хар-ным пр-ком явл-ся поиск нов. стимулов жизни, также появл-ся подражание – попытка сделать то, что он видит, что дел. род-ли (подр-е голос. акт-ти). В 5 мес – узнает лицо матери. 7 мес – слух. раздр-ли, смех. 10 мес – зрит. раздр-ли.

 

34. Этапы ξ двигат. акт-ти млад-ца.

 

На протяж-ии 1г жизни р-к достиг. больших успехов овладевая передв-ем в простр-ве и простейшими дей-ми с предметами. Прогрессивные виды дв-й и дей-й успешно форм-ся только при постоян. вним-ии к р-ку со стор. взр-х., им. больш. знач-е для ψξ. 1) Ползание – I вид с/стоят. перем-я р-ка (кI-нII п/годия жизни). Первоначальное низкое полз-е на животе смен-сявыс. полз-м на четв-х. 2) Хватание (3-4 мес). 3) Манипулир-е – как только р-к оказ-ся в сост-ии держать предмет в руке. Переход от направленности на предмет к напр-ти на рез-т дей-я и услож-е рез-тов.

 

35. Этапы ξ эмоц. сферы в млад-ве.

 

Потр-ть в эмоц. общ-ии им. огр. полож. знач-е для ξ р-ка. Совместная д-ть взр. р-ка сост. в том, что взр-й рук-т дей-ми млад-ца. Большое знач-е в совм. д-ти р-ка и взр имеет спос-ть подражать взр-му. Дей-я, кот-ми р-к овладевает под рук-вом взр. созд. основу для ψξ. Отн-е р-ка к дейст-ти оказ-ся с сам. нач. соц-м, общ-м отн-ем. Потр-ть в общ-ии с окр-ми возн-ет не сама по себе, а под д-ем опред. усл-й: 1) объектив. нужда млад-ца в уходе и заботе окр-щих, 2) повед-е взр-го, обращ. к р-ку. Млад-ц в св. оч. нужд-ся в избират-м наборе ср-в общ-я. Нарастающая потр-ть в общ-ии со взр. вступает в пр/речие с возм-ми. Оно нах-т реш-е в поним-ии чел. речи, а затем и в овлад-ии ею. Потр-ть в общ-ии созд-т основу для возн-я подраж-я звукам чел. речи. Эмоц. контакты с детьми в этом возрасте показ-ют какой глуб восторг выз. у них ласковый разг-р взр. ч-ка. К к.I года жизни у р-ка возн-ет связь м/ду назв-ем предмета и самим предметом – это есть нач. форма поним-я речи (к к. I г. 4-15 слов). Т.о. усвоение речи приобр. акт. хар-р, стан-ся одним из важных стр-в расшир-я возм-тей общ-я р-ка со взр.

 

36. Особ-ти ξ когнит. сферы в млад-ве.

 

Ориентировка млад-ца в окр. мире, выпол-мая при пом. внешю дей-й и дв-й, возн-ет раньше, чем ор-ка при пом. ψ процессов (воспр-е, мыш-е), и служит их основой. Послед. мес. перв. года жизни – мыслит. д-я. К к-цу млад-ва на основе орг-мых взр-ми дв-й и дей-й р-ка у него склад-ся первонач. предст-я об окр. мире и возн-ют элемент. формы воспр-я и мыш-я, позволяющие ориентироваться в этом мире.

 

37. Общая хар-ка соц. сит. ξ в п-д раннего детства. Кризис 1 года.

 

Первый момент – ходьба, второй (главный) – речь, третий со стороны аффектов и воли (возн-ют первые акты протеста позиции пр/поставл-я себя другим: неистовый крик, отказ. ходить). 1) ассоциативная теория Эббингауза – связь м/ду словом и его знач-ем есть простая ассоц. связь – теория неправа. 2) Теория Штерна – р-к открыв-т связь м/ду знаком и знач-ем; переход р-ка от пасс. к акт. увел-ю словаря; возн-ют первые вопросы о названии. Теорию подверг критике Выготский (не стоит ожидать от р-ка в 1г высокого развитых ф-ций). Теория эта оторвана от практич. дей-й. 3) Теория Валлон «ψξ р-ка» - р-к согласно потр-тям род. языка нач-т черпать фонетич. мат-л из речи, кот. он слышит; речь нач-ет ξ, т.к. реб-к получ-т удов-е от этого. 4) Теория Коффка – р-к открывает стр-ру вещь–имя. Первым описал автоном. дет. речь Дарвин. Элиасберг предложил назв-е автономной дет. речи. 5) Теория Выготского – I этап безъязыковой речи – соверш-ся поним-е речи взр-х. II – п-д разв-я автономной речи – св. реч. выск-я р-к не подчиняет правилам взр. речи, он ставит их для себя сам. Автономная речь явл-ся: 1) св/обр. по звук. составу, 2) св/обр. явл-ся знач-е исп-х реб-м слов, 3) общ-е со взр-ми, кот. долгое вр. нах-ся с ним, 4) агроматичность – з-ны, опред-я, междом-я перех. др. в др. «Одна из самых нужных гипотез та, кот. доказ-ет, что все гипобулические (протест, оппозиция, пр/поставление...) проявл-я р-ка вытек-т из труд-тей взаимного поним-я» (Выг.) Возн-ет настоящая речь и автономная речь исчезает вместе с оконч-ем крит. возраста.

 

38. Хар-ка вед. Д-ти и осн. н/обр-й в ранн. детстве.

 

ξ предметной деят-ти. Переход от млад-ва к ранн. д-ву связан с ξ нов. отн-я к миру предметов. Они нач-ют выступать для р-ка не только как объекты для манипул-я, а как вещи, имеющ. опред. назнач-е, опред. способ употр-я, т.е. в той ф-ции, кот. закрепл. за ними в общ-м опыте (интерес р-ка – овлад-е нов. дей-ми с пр-ми). Р-к, благ. взр., сразу входит в мир постоянных пр-тов. Связь дей-я с предметом прох. 3 фазы ξ: 1) предмет – любые д-я с ним, 2) предмет употр-ся по назнач-ю, 3) возврат к 1, зная 2. Знач-ми для ψ ξ оказ-ся соотносящие (2 или неск. пр-тов прив-ся во вз/д-е) и орудийные (предмет – орудие) дей-я. Начиная вып-ть правила польз-я пр-ми р-к ψ-ки вх-т в мир пост. вещей – р-к обращен в предм. д-ть. Дети ранн. возраста точно усв-ют общ-е способы употр-я вещей, нарушать правила не хотят (платочек). Зарожд-е новых видов д-ти. Игра, продукт. виды д-ти (рис-е, лепка итд). Содерж-е св. игр дети берут из окр. жизни взрослых. Игры-упраж-я, игры-сорев-я. Ролевая игра удовл-ет соц. потр-ть. Одновр-но с появл-ем в играх предметов-замиестителей дети нач-ют изобр-ть дей-я конкр. взрослых. Изобр. д-ть (узнавание → намерение изобр-я → слов. формул-е намер-я → начало изобр. д-ти). Ранний в-т – п-д, когда р-к полностью погр-ся в предм. и изобр. д-ть.

Псих. н/обр-я связ. с ростом и разв-ем. Рост/ξ + Вед/Сопутств. Д-ть = н/обр-е. Н/обр-е явл-ся рез-м возн-я у р-ка вед. д-ти, т.к. все структур. кач. изм-я ψ р-ка связ. с вед. д-ю. Н/обр-е – это те ψ и соц. изм-я, кот. вступают на данной ступени ξ и опр-ют Со р-ка, его отн-е к среде, его внутр. и внеш. жизнь, т.е. весь ход ξ. Н/обр-я: 1) Инд. психич. жизнь, 2) Зрит. и слух. р-ции, 3) Комплекс оживления – перв. осмысл. отн-е р-ка к соц. жизни. 4) Развитое ощ-е воспр-я к к.I года жизни. 5) 1-3 г. ходьба, нагл-действ. мыш-е, память.

 

39. Особ-ти ξ эмоц. сферы в раннем детстве.

 

Ч/з общение с родными р-к овлад-т норматив. повед-м, предм. деят-ю, речью. В обл-ти ξ речи сущ-т 2 отличит. этапа, кот. связны м/ду собой: 1) безъязыковой речи – соверш-ся поним-е речи взр-х. 2) п-д разв-я автономной речи – св. реч. выск-я р-к не подчиняет правилам взр. речи, он ставит их для себя сам. Автономная речь явл-ся: 1) св/обр. по звук. составу, 2) св/обр. явл-ся знач-е исп-х реб-м слов, 3) общ-е со взр-ми, кот. долгое вр. нах-ся с ним, 4) агроматичность – з-ны, опред-я, междом-я перех. др. в др. К началу ранн. в-та у р-ка выраб-ся пралингвистич. знак. с-ма (мимика, особ-но улыбки, жесты, воскл-я). Они форм-ся ч-з подраж-е взр-м – идентификация. Мать Ψ-ки настроена на идент-ю с малышом, использ-т освоенные р-ком ср-ва установ-я непоср. эмоц. связи. Р-ку важно чув-ть глуб. эмоц. заинтер-ть в нем. Общ-е сост. в пост. обращении р-ка за пом-ю и оказ-ии сопрот-я предлож-ем со стор. взр. Он осваивает приемы привлеч-я и удерж-я вним-я взр. Ос. место в ξ соц. акт-ти занимает ξ специфики со сверстниками: сорев-я в достиж-ии, интерес др. к др., мотив-я к достиж-ю, рефлексия.

 

40. Особ-ти ξ когнит. сферы в ранн. детстве.

 

Осн. умств. ξ в ранн. д-ве сост. форм-ся у р-ка новые виды дей-й воспр-я и мыслит. дей-й (возн-ет отождествление). Для того, чтобы воспр-е предметов стало более полным, у р-ка должны слож-ся нов. дей-я воспр-я. Они форм-ся в связи с овлад-ем предм. деят-ю, особенно с соотносящимися и орудийными д-ями. Внеш. ориент. дей-я (пирамидка). От соотн-я срав-я св-в предметов при пом. внеш. ориент. дей-й р-к переходит к зрит. их соотн-ю. Для обогащ-я представл-й р-ка раннего возраста о св-вах предмета необх., чтобы он знаком-ся с осн. разновид-ми этих св-в, выполняя предм. дей-я, требующ. их учета (р-к имеет предст-я о 5-6 формах и 8 цветах). Наряду со зрит-м в ранн. д-ве интенс. ξ слух. воспр-е. Осн. деят-ть – реч. общение (конец 2 г. – восприн-ся звуки род. языка). Воспр-е стан-ся вед. ф-цией, заняв центр. место в ξ познават. сферы р-ка. Мышление. Переход от исп-я гот. связей и связей, показ. взр-ми к их установ-ю – важ. ступень в ξ дет. мыш-я. Мыш-е р-ка, осущ. при пом. внеш. ориент. дей-й, наз-ся наглядно-действ. Мыш-е р-ка, в кот. реш-е задачи происх в рез-те внутр. дей-й с образами – наглядно-образное. Большое место в разв-ии детей – форм-е обобщ-я – мысл. объед-е предметов и дей-й, облад. общими пр-ками. Основу для обобщ. создает усвоение речи. Обобщ-е – возн-ет в дей-ии, закр-ся в слове. Знаковая ф-ция ξ первоначально в связи с практич. деят-ю (замещение одних предметов другими). И лишь потом перен-ся на употр-е слов – возм-ть думать словами. Вообр-е и память. Зарождение знаковой ф-ции – зарожд-е вообр-я. Вообр-е в этот п-д работает скорее как мех-м, а не как актив. Д-ть: оно обычно возн-ет непроизв, без спец. намер-я, под влиянием интереса и эмоций. За первые 3 года р-к осваивает д-я, кот. ориентируют его в собств. телесной акт-ти, в отн-ии к самому себе и к окр. миру. В усвоении первонач. опыта прин. уч-е двигат, эмоц., и образ. память. Преобладает двигат. и эмоц. память (напр., р-к просится на ручки бабушке с велосипедом). Память в ранн. возрасте стан-ся вед. ф-цией. Она прин. уч-е в ξ всех видов позн-я (предст-я о дей-ях, св-вах предмета, их назнач-ях). Именно в этом возрасте р-к вступает на путь ξ собств. чел. памяти.

 

41. Общая хар-ка соц. ситуации ξ в дошк. в-те. Кризис 3 лет.

Осваивает мир постоянных вещей, обуч-ся тонкой рефлексией на др. ч-ка, спос-ть к идентификации с людьми, уч-ся принятым позитив. формам общ-я, акт. влад-е собств. телом, неудержимое стремит. ξ ψ-ич. св-в, разв-ся нагл-обр., нашл-действ., мыш-е, спос-ть к замещ-ю, к символич. дей-ям и исп-ю знаков.

Кризис 3 лет связан с изм-ми в орг-ции Л-ти р-ка. Это происх-т в Я-конц-ии, т.е. «Я есть или я нет». Дети сч, что род-ли огранич-т их свободу, хотят ими манипулировать. Стрем-е к с/стоят-ти. Этот кризис хар-ся выр-ем негативизма (стремление к запрещ-му), упрямства, р-к стан-ся трудно воспитуемым. При р-ции негат-ма р-к не делает чего-н, потому что его об этом просят. Упрямство – р-ция р-ка, когда он настаивает на ч-л не потому что ему этого хоч-ся, а потому что он этого потреб-л. 2 момента отлич-т упрямство от обыч. настойч-ти: 1) общий с нег-мом – имеет отн-е к мотив-ке (любит кат-ся на санках, поэтому стрем-ся весь день нах-ся во дворе), 2) р-к не переходит от одного аффекта к др, он делает так только потому что он так сказал и он этого держится. Соц. поз-я р-ка по отн-ю к окр. людям, к авторитету матери, отца – сущ-но перестр-ся во вр. кризиса. Происходит также кризис Л-ти Я, т.е. возн-ет ряд поступков, мотив кот. связан с проял-ем Л-ти р-ка, а не с данным мгнов. жел-ем, мотив дифференцирован от сит-ции, т.е кризис протекает по оси перестройки соц. вз/отн-й Л-ти р-ка и окр. людей.

 

42. Анализ сюж-рол игры. Отеч. и заруб. подходы.

 

Игра – это ср-во акт. вз/д-я р-ка с миром. Валлон строил теорет. подходы к рассм-ю ψ р-ка, соед-л глуб Ψ и теорию Д-ти. Пьер Жане обратил вним-е на то, что игра – ос. форма акт-ти ч-ка, в кот. происх-т реал-ция инд. ч-ка (БС). Игр. д-ть имеет важ. знач-е не только для реб, но и для взр. Аспекты: 1) игра – ср-во ξψ р-ка. Р-к объективирует предст-я о себе… обо мне… Игра – ср-во реал-ции фрустр. жел-й и потр-тей, сдерж. Супер Эго. 2) родит. отн-е к игр. д-ти. Игра неприемлет ф-цию реального, кот. пост-но контр-т дей-я взр. ч-ка. 3) дети игр-т вместе со взр-ми. Важно для р-к, кот. при этом входит в реальный мир, а взрслый – отход!

Д.Б. Эльнонин: игра – это школа обуч-я, огр-я св. непоср-х побужд-й, шк. постоянства. Р-к видит св. дей-я, так как в игре явл-ся не только собой, но и кем-то др, благодаря символич-му происх. отрыв дей-я от предмета. В рез-те р-к чув-т себя взр.

Параметр анализа игры мл.шк.в-т (3-5 лет) ст.шк.в-т (5-7 лет)
1. Сюжет трудов. дей-я + соц. отн-я
2. Кол-во ролей 1 или 2 ок 7-10
3. Правила неосозн-ся, закл-ны в объект и дей-я осозн-ся и устан-ся
4. Игр. дей-я однообр. д-я, от 1 до 3 много дей-й, жест-я, речь
5. Возм-ть появ.нов.игр.сит. реал-ся с пом. взр + с/стоят
6. Объед-е игр невозм. разные вариации
7. Игр. мат-л иссл-е гот. игрушек + с/стоят
8. Длит-ть 10-15 мин (3-4г), 40-50 мин (4-5лет) неск. дней
9. Предварит. планир-е нет продумывают игру

 

43. Сопутств-е (генетич. связ. с ведущей) виды д-ти в дошк в-те

 

Игровая д-ть. В совместной игре дети уч-ся языку общ-я, вз/поним-я, вз/помощи, согласовывать св. дей-я с д-ми др. В игре ξ произв. вним-е, произв. память и вообр-е. Влияние игры на ξ Л-ти р-ка закл-ся в том, что ч/з нее он знаком-ся с пов-м и вз/отн-ем взр. людей. Игра имеет знач-е для ξ рефлексив. мыш-я. Игрушка – ср-во возд-я на нрав. сторону Л-ти р-ка.

Изобр. д-ть, ξ графич. образов – р-к пользуется зрит. впеч-ми, двиг-осязат. опытом, граф. образами. Реальное и вообр-е в дет. рис. – работа души, внутр. с/чув-е р-ка. Инд. приверженность в рис-ии.

 

44.Хар-ка ξ эмоц-но-волевой сферы дошкольника.

 

Дошк. в-т – возн-е воли, как способ-ти Со-но упр-ть св. повед-ем, св. внеш. и внутр. дей-ями. Он овлад-ет ум-ем контр-ть св. позу. Р-к нач. упр-ть св. воспр-ем, памятью, мыш-ем. Упр-е процессом зап-я и припом-я. стан-ся возм. ок. 4 лет. Сознат. упр-е пов-ем склад-ся в дошк. детстве. ξ вол. дей-й: 1) ξ целенапр-ти дей-й, 2) уст-е вз/завис-ти м-ду целью и мотивами. 3) возрастание регул-й роли речи в вып-ии дей-й. Форм-ся ум-е удерж-ть цель в центре вним-я. Ос. треб-я к воли р-ка предъяв-т сит-ции, в кот. сталк-ся пр/пол. мотивы (выбор м-ду 2 реш-ми). Вып-е вол. дей-й в дет-ве зависит от реч. планиров-я и рег-ции.

Речь, как ср-во общ-я, несет в себе не только ф-цию обмена инф-ей, но и экспресив. ф-цию. Стили общ-я: авторитарный, либерально-попустительный. Ценностные отн-я к р-ку, понимание необх-ти его норм. св-врем. соц-ции (м.б. трудность, если возн-т травма отчужд-я), потр-ть в любви и одобрении, идентификация формы сочувствия, отчужд-е в форме страха (переж-е страха вл-ет на общ. физ и псих с/чув-е), в запугивании р-ка таится не только отчужд. позиция взр., но и явная агрессия, страх темноты, страх за других, общ-е мал и дев (обуч-е пол. роли). Всё! Ни словом больше. За****ся!

ξ фонетич. слуха, ф-ций речи (комм-я, контекстная, объяснит-я, планир-я, эгоцентр-я, экспрессив-я)

 

45.Хар-ка ξ когн. сферы дошкольника.

 

ξ Д-я и воспр-я. Воспр-е (в осн. зрит) соч-ся с практ. д-ями. Соверш-е воспр-я → в основе з/мерность – преобр-е внеш. ориент. д-й в д-я воспр-я (путем проб решать задачи). Воспр-е рисунка.

ξ мыш-я. На осн. нагл-действ. формы м-я нач-ет скл-ся наг-обр. форма м-я. Дети стан-ся спос-ными к первым обобщениям, основаным на опыте их практич. и предм. д-ти и закр-ся в слове. Проблемные ситуации. По мере ξ любознат-ти, познават. интересов м-е все шире исп-ся детьми. Р-к нач-т ставить перед собой познават. задачи. Установ-е причинно-след. связей. Знач-е усвоения знаний для ξ мыш-я. ξ мыш-я сост. форм-е и соверш-е мыслит. дей-й (дей-й с образами или со знаками). М-е, осущ. при пом. дей-й со знаками – отвлеченное (логическое). Разл-е м/ду нагл-обр и логич м-ем сост в том, что эти виды м-я дают возм-ть выд-ть разл. сущ-е св-ва предметов в разных сит-ях, тем самым нах-ть прав. реш-е. ξ образного м-я. Реш-е задач в уме происх-т бл. тому, что образы, кот-ми польз-ся р-к приобр-ют обобщ. хар-р, отраж-т не все особ-ти предметов. Овладение моделями, формами (выд-е на части и целое). Усвоение логич. форм м-я.

ξ вним-я. Вн-е отраж-т интерес к окр предметам и вып-м с ними д-ями. Истоки произв. вним-я лежат вне Л-ти р-ка. Универс. ср-во орг-ции вн-я – речь. Соотн-е видов вним-я. 4-6 лет дети овлад. произв. вним-ем, но непроизв. преоблад.

ξ памяти. Интенсивно ξ запом-е и воспроизв-е. ξ непроизв. памяти. Кач-во непроизв. запом-я предметов, картинок, слов зависит от того, наск. активно р-к дей-ет по отн-ю к ним. Непроизв. зап-е и непр. воспроиз-е – единств. форма работы памяти в мл. дошк. в-те. ξ произв. памяти – 4-5 лет. Задача запом-ть возн-ет в рез-те опыта припом-я, когда р-к нач-т осозн-ть, что если он не постар-ся запомнить, то потом не сможет воспр-ти необх-е (приемы зап-я и прип-я р-к обычно не изобретает сам). Соотн-е непр. и произв. зап-я.

ξ вообр-я. Вооб-е стан-ся управляемым, форм-ся дей-е вооб-я – замысел, образ вообр. предмета, образ дей-я сущ-ва. Вооб-е приобр. с/стоя-ть. У нек. детей вообр-е нач-ет подменять действит-ть – аутизм.

 

46. ξ Л-ти дошкольника.

В проц-се своего ψξ р-к овлад-т св-венными ч-ку формами пов-я среди др. людей. Именно целост. ψξ р-ка сод-т потенциал общ-чел. и инд. св-в. Р-к активно присваивает из св. окр-я те ценности, кот. опред-ют ξ его само/Со (имя и его знач-е, внеш. образ, форм-е образа тела, притязание на призн-е со стор. взр-х, среди сверстников). Негатив. Личн-е обр-я: ложь, зависть, р-к боится риска, избег. возм-ти быть отвергнутым. Осознание св. пол. принадл. им. важ. знач-е в ξ Л-ти. Ψ-кое время Л-ти. В дет. возр. р-к только лишь откр-ет для себя сущ-е св. инд. прошлого, наст. и буд. (с интересом слуш. истории о себе). В дошк. в-те соц. простр-во (усл-е ξ и бытия ч-ка, кот. опред-ся знач-ми и смыслами прав и обяз-тей ч-ка) осваив-ся постеп. ч/з стремл-е р-ка орган-ть св. потр-ти в любви и эмоц. подд-ке, притязание на признание. Нрав-е ξ р-ка зависит от того, насколько у него ξта спос-ть соотн-ть св. дей-я с этич. эталонами. Лич-ный смысл поступка и идент-я с поляр. эталонами. Потр-ть соот-ть положит. эталону пов-я в том сл., когда для р-ка поступок или формы пов-я приобр-ют опред. лич-й смысл (дети иногда соотн. себя с отриц. эталоном, ориентирами повед-я могут служиьт и сверстники). ξ с/оценки – р-к оценивает св. дост-я и неудачи, св. кач-ва и возм-ти. Чтобы научиться прав-но оц-ть себя р-к долж. науч-ся прав. оц-ть др-х. Определяющее знач-е для ξ дет. ψ им. ч-ва (забота, гордость, стыд, ч-во комич-го, прекрасного) и воля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...