Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.1. Транцендентное и имманентное




2. 1. 1. Транцендентное и имманентное

Ангелологические взгляды Михаила Пселла теснейшим образом связаны с его космологией. Согласно Пселлу, началом всего сущего (ἀ ρ χ ὴ τ ῶ ν ὄ ν τ ῶ ν ) является Бог, Который именуется Сверначальным (ὑ π ε ρ ά ρ χ ι ο ς ), ввиду существования множества иных, относящихся к природе и тварных начал (π ο λ λ α ὶ τ ῶ ν φ υ σ ι κ ῶ ν π ρ α γ μ ά τ ω ν )[148]. Бог является причиной тварного, тварные начала элементов – материя и форма (ἡ ὕ λ η κ α ὶ τ ὸ ε ἶ δ ο ς ), простые элементы (ἀ π λ ᾶ σ τ ο χ ε ῖ α ) – это начала для сложных тел (τ ῶ ν σ υ ν θ έ τ ω ν σ ω μ ά τ ω ν ). Таким образом, весь материальный мир выстраивается по следующие структуре: в основании всего лежат материя и форма, из которых состоят элементы, образующие, в свою очередь сложные тела[149].

Группируя космос по восходящей линии, Пселл выделяет в общей сложности следующие элементы: элементарные тела (σ τ ο ι χ ε ι ώ δ η σ ώ μ α τ α ), однородные частицы (ὁ μ ο ι ο μ έ ρ ε ι α ι )[150], неоднородные частицы (ἀ ν ο μ ο ι ο μ έ ρ ε ι α ι ), органические природы (ὀ ρ γ α ν ι κ α ὶ φ ύ σ ε ι ς ), неразумные околобытийные (ἄ λ ο γ ο ι π α ρ υ π ο σ τ ά σ ε ι ς ), силы природные (δ υ ν ά μ ε ι ς φ υ σ ι κ α ί ), жизненные (ζ ω τ ι κ α ί ), психические (ψ υ χ ι κ α ί ), души (ψ υ χ α ί ), умы (ν ο ῖ ) генады (ἑ ν ά δ ε ς ), над всеми которыми возвышается Бог (ὧ ν δ ὴ π ά ν τ ω ν ὑ π ε ρ α ν έ σ τ η κ ε ν ὁ θ ε ό ς )[151].

Очерчивая схему бытия, Пселл противопоставляет Бога и ὕ λ η, как две бытийные противоположности, именуя их крайностями (δ ύ ο τ ῶ ν ὄ ν τ ω ν ἔ σ χ α τ α ): Бог – в вышине (κ α τ ὰ τ ὴ ν ἄ ν ο δ ο ν ), ὕ λ η – внизу (κ α τ ά τ ὴ ν κ ά θ ο δ ο ν ), а после ὕ λ η – ничто или пустота (ο ὐ δ έ ν )[152].

Такая иерархичность бытия, как замечает о. Георгий Карахалиос, не подразумевает вовлечения Бога в иерархию тварного. Пселл четко выделяет трансцендентность и непознаваемость божественного существа, подчеркивая, что наиболее приемлемым именем, относящимся к Богу, следует признать плотиновское Ἕ ν (“Единое”)[153]. Пселл располагает на одной линии Бога и ὕ λ η не для того чтобы вместить Бога в определенную иерархию, но чтобы определить границы бытия, которого нет ни выше Бога, ни ниже ὕ λ η [154].

Бог настолько трансцендентен и непознаваем, что мы не можем не только познать Кто Он, но даже узнать свое неведение о Нем. Пселл вопрошает: если не знаете как дать определение природы (ο ὐ κ ο ἷ δ α ς ὡ ς φ ύ σ ι ς ὅ ρ ο υ ὁ ρ ί ζ ε ι ν ), то как спрашиваете определения Бога (ὅ ρ ο ν θ ε ο ῦ )? “Более того, если желаете узнать точное богословие, то ни все – Бог (ο ὔ τ ε π ᾶ ν ὁ θ ε ὸ ς ), ни сверх всего Бог (ο ὔ τ ε ὑ π ὲ ρ τ ὸ π ᾶ ν ), Он ни предел (ο ὔ τ ε ὅ ρ ο ς ), ни пространство (ο ὔ τ ε π ε ρ ι ο χ ή ), ни свет (ο ὐ φ ῶ ς ), ни жизнь (ο ὐ ζ ω ὴ ), ни ум (ο ὐ ν ο ῦ ς ), ни бытие (ο ὐ κ ὄ ν ), ни единое (ο ὐ χ ἕ ν ) и ни сверх единого (ο ὐ δ ’ ὑ π ὲ ρ τ ὸ ἕ ν ). Все эти наименования – наши страсти и страдания нашей души: Он невыразим и сверхневыразим (ὑ π ε ρ ά ρ ρ η τ ο ν ), и мы не только не знаем о Нем Кто Он (ὅ τ ι ἐ σ τ ὶ ν ), но даже не можем точно познать неведение о Нем, поскольку и неведение Его для нас непознаваемо (τ ὸ ἄ γ ν ω σ τ ο ν α ὐ τ ο ῦ ἀ κ α τ ά λ η π τ ο ν )”[155].

Пселл воспроизводит учение поздних неоплатоников, а также Псевдо-Дионисия о последовательном исхождении (π ρ ό ο δ ο ς ) и возвращении (ἐ π ι σ τ ρ ο φ ή ) к Богу всех сотворенных существ, называя его точным и истинным. Несмотря на то, что Бог находится вне всего, тем не менее Его присутствие отражается даже материей-ὕ λ η. Между Создателем и сотворенным Им миром имеется определенный род отношения и единения: существа берущие свое бытие от Бога одни пребывают как бездушные тела (ὡ ς τ ὰ ἄ ψ υ χ α σ ώ μ α τ α ) и возвращаются (ἐ π ι σ τ ρ έ φ ε ι ) к Нему только сущностно (ο ὐ σ ι ῶ δ ε ς ), живые (ζ ῶ ν τ α ) – жизненно и существенно (ζ ῶ ο ν κ α ὶ ο ὐ σ ι ῶ δ ε ς ) мыслящие (ν ο ο ῦ ν τ α ), такие как души и умы возвращаются к Богу не утрачивая своей природы живыми (ζ ῶ ο ν ), сущностными (ο ὐ σ ι ῶ δ ε ς ) и познающими (γ ν ω σ τ ι κ ό ν )[156]. Эта двойная диалектика исхождения тварного от Бога и возвращения к Нему представляет собой стержневую концепцию космологических взглядов Пселла.

Проводя иерархическую вертикаль существ, от материи, как самой низшей сушности, до высочайшего Бога, тем не менее, Пселл четко обозначает онтологический разрыв между тварным и нетварным, уклоняясь от пантеистических воззрений всякого рода. Все существа, включая мир умный и чувственный, располагаются между двумя бытийными крайностями – Богом и ὕ λ η, помещаясь однако по своим свойствам ближе к ὕ λ η. Итак, проследуем далее за порядком космической иерархичности, которую выстраивает Пселл.

 

2. 1. 2. Материя-ὕ λ η, элемент-σ τ ο ι χ ε ῖ α, тело-σ ῶ μ α

Философское понятие материи, определение которой восходит к Аристотелю[157], в космологии Пселла имеет ярко выраженные отрицательные, апофатические свойства, которые показывают ее недоступность эмпирическому опыту. Характеристики ὕ λ η по Пселлу следующие: она – невещественная (ἄ ϋ λ ο ν ), невидимая для чувств, но постигаемая при помощи мышления (α ἰ σ θ ή σ ε ι μ ὲ ν ἀ θ ε ώ ρ η τ ο ν, δ ι α ν ο ί ᾳ δ ὲ μ ό ν ῃ λ η π τ ό ν ), низшая из всех существ (χ ε ῖ ρ ο ν π ά ν τ ω ν τ ῶ ν ὄ ν τ ω ν ), безó бразная (ἄ μ ο ρ φ ο ν ), бесформенная (ἀ ν ε ί δ ε ο ν ), неразвитая (ἀ δ ι α τ ύ π ο τ ο ν ), сущность непричастная сущности и бытие без бытия (ο ὐ σ ί α ἀ ν ο ύ σ ι ο ς κ α ὶ ὕ π α ρ ξ ι ς ἀ ν ύ π α ρ κ τ ο ς ). Далее Пселл прибавляет, что если удалить у тела все его свойства и характеристики, у огня тепло и сухость, у воздуха тепло и влажность, а у воды холод и влажность, тогда то, что останется от этих элементов и будет ὕ λ η (τ ὸ ἔ σ χ α τ ο ν τ ο ύ τ ω ν ὑ π ο λ ε ι φ θ ὲ ν, ὕ λ η ἐ σ τ ί ν )[158].

Все эти отрицательные характеристики не дают определенного понятия о природе ὕ λ η. Пселл подходит к антиномии Бога и ὕ λ η, в которой ὕ λ η становится антиподом Бога, приобретая те же свойства непознаваемости и невыразимости природы, которыми обладает Бог: “Дайте мне определение материи (τ ῆ ς ὕ λ η ς τ ὸ ν λ ό γ ο ν ), и тогда я дам вам определение существа Божия (τ ῆ ς θ ε ί α ς ο ὐ σ ί α ς τ ὸ ν ὁ ρ ι σ μ ό ν ). Если же последнее из сущих не знаете, как собираетесь постигнуть Первое? [159]. Таким образом, ὕ λ η – это игрушка бытия (π α ί γ ν ι ο ν ὑ π ά ρ ξ ε ω ς ), его иллюзия (φ ά ν τ α σ μ α ὑ π ο σ τ ά σ ε ω ς ), призрак и всегда ускользающая тень (ε ἴ δ ω λ ο ν κ α ὶ σ κ ι ὰ ν φ ε ύ γ ο υ σ α ν ἀ ε ὶ ), восходящая в меон-небытие (ε ἰ ς τ ὸ μ ὴ ὂ ν ἀ ν α τ ρ έ χ ο υ σ α ν )[160]. “Я называю материю совершенно отдаленной от Бога, крайним безобразием (τ ὸ ἄ κ ρ α τ ο ν α ἶ σ χ ο ς ), небытием среди существующих (τ ὸ ἐ ν τ ο ῖ ς ο ὖ σ ι μ ὴ ὄ ν ), и бытием среди не существующих (ἐ ν τ ο ῖ ς μ ὴ ο ὖ σ ι ν ὄ ν )” – заключает Пселл[161].

Свое бытие ὕ λ η получает лишь при помощи формы (ε ἶ δ ο ς ), которая оформляет ὕ λ η и сообщает ей характеристики бытия. Итак, материя – нечто среднее между бытием и небытием, оставаясь всегда потенциальным бытием, возможностью бытия.

Определение σ ῶ μ α вытекает из природы ὕ λ η. Материя, оформляясь при помощи формы-ε ἶ δ ο ς, образует вещественные элементы-σ τ ο ι χ ε ῖ α: эфир, огонь, воду, воздух и землю, из которых, в свою очередь составляется тело- σ ῶ μ α одушевленных (ἔ μ ψ υ χ ο ν ) и неодушевленных (ἄ ψ υ χ ο ν ) природ[162]. Тело это ничто иное как реализованная потенция ὕ λ η, получившая в свое обладание эмпирические свойства – количества (τ ὰ ς π ο σ ό τ η τ α ς ), очертания (τ ὰ ς σ χ έ σ ε ι ς ), состояния (τ ὰ ς ἕ ξ ε ι ς ), меры (τ ὰ ς τ ρ ο π ὰ ς ), движения (τ ὰ ς κ ι ν ή σ ε ι ς ), изменения (τ ὰ ς ἀ λ λ ο ι ώ σ ε ι ς ), перемещения (τ ὰ ς μ ε τ α β ο λ ὰ ς )[163]. Кроме того σ ῶ μ α, обладает такими характеристиками как ширина (π λ ά τ ο ς ), высота (μ ῆ κ ο ς ), длина (β ά θ ο ς ), местоположением в пространстве, тяжестью или легкостью[164]. Таким образом, ὕ λ η –σ τ ο ι χ ε ῖ α -σ ῶ μ α – это единая материальная природа, составляющая из себя весь вещественный космос[165].

Материя и тело, согласно Пселлу, тесно взаимосвязаны, поскольку конечной реализацией материи становится тело. Материя как некоторый неопределенный субстрат, получая свое оформление в форме, составляет элементы этого мира (эфир, огонь, воздух, вода, земля), при помощи которых, в конечном счете, образуются сложенные из этих элементов тела.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...