Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 6. Сотрудничество государств СНГ в сфере обороны и безопасности




1. Сравнительный анализ моделей обеспечения региональной военно-по­литической стабильности.

2. Сотрудничество государств СНГ по вопросам обороны и безопасности в переходный период после распада СССР.


33. Особенности и основные направления взаимодействия государств Со­дружества в сфере обороны и безопасности.

4. Договорно-правовая база сотрудничества государств СН Г в сфере оборо­ны иг безопасности. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДК.Б).

Основная литература

Военная доктрина РФ: Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 № 706//Дип­ломатический вестник. 2000. № 6. С. 5-12.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Новая редакция, утвержденная Указом Президента РФ 10 января 2000 г. //Диплома­тический вестник. 2000. № 2. С. 5-19.

Косое Ю. В., Торопыгш А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 67-87.

Современные международные отношения и мировая политика/ А. В. Тор-куновз и др. М, 2005. С. 845-849.

Дополнительная литература

А-ляевА.,Дехканов С. ОД КБ как система коллективной безопасности // Обо­зреватель - Observer. 2007. № 1. С. 67-77.

Бюрдюжа Н. ОДКБ — эффективный инструмент противодействия совре­менным вызовам и угрозам // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С. 43-49.

Новиков А. СНГ: Ядерный терроризм реален // Россия в глобальной поли­тике. 2007. Т. 5. № 2. С. 142-155.

Оафранчук И. А. Конкуренция за безопасность Центральной Азии // Рос­сия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 4. С. 112-121.

&еминар 7. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве и проблемы их урегулирования

I- Международное миротворчество как современное средство достижения мира 14| безопасности в зонах вооруженных конфликтов.

•2- Общая характеристика этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.

3. Проблемы урегулирования конфликтов в СНГ.

4-. Роль России в прекращении конфликтов и миротворческих операциях.

Основная литература

Ксосов Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 88-108.

Политическая конфликтология / Под ред. С. А. Ланцова. СПб., 2008. С.ЗОЬ-317.

С-сввременные международные отношения и мировая политика / А. В. Тор-кунов {и др. М., 2005. С. 850-852.

Ф&дулова Н. Г. «Замороженные» конфликты в СНГ и позиция России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 57-67.

Дополнительная литература

Ах&ндов Ф. Кто виноват в карабахском тупике? // Россия в глобальной по­литику 2008. Т. 6. № 1. С. 192-202.


Вельяминов Г. Признание «непризнанных» и международное право // Рос­сия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 1. С. 120-129.

«Жизнеспособность ПМР (Приднестровья) установлена»: Доклад западных экспертов// Международная жизнь. 2006. № 8. С. 83-101.

Казимиров В. Есть ли выход из тупика в Карабахе? // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 5. С. 197-208.

Фурман Е. Д. Молдова: Молдаване или румыны?: (Влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Мол­дова) // Современная Европа. 2007. № 3. С. 40-57.

Семинар 8. Многоуровневые и разноскоростные интеграционные процессы в СНГ

1. ЕврАзЭС: структура и основные направления деятельности.

2. История становления, проблемы и перспективы Союзного государства России и Белоруссии.

3. ГУУАМ — интеграционное объединение на постсоветском пространстве без участия России.

Основная литература

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии // Россия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 1.С. 133-159.

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М., 1999.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Рос­сия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 2. С. 406-415.

Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 54-61.

Современные международные отношения и мировая политика / А. В. Тор-кунов и др. М., 2005. С. 853-857.

Дополнительная литература

Выбор Украины // Международная жизнь. 2007. № 11. С. 68-87.

Григорьев Л, М. ГУАМ — пятнадцать лет спустя: Сдвиги в экономике Азер­байджана, Грузии, Молдавии и Украины. 1991—2006. М., 2007.

Косое Ю. В. Безопасность в Евразии (К вопросу об измерении и структуре безопасности) // Евразийская интеграция: Экономика, право политика. 2007. № 2. С. 42-46.

Толипов Ф. Стратегическая дилемма Центральной Азии // Россия в глобаль­ной политике. 2006. Т. 4. № 4. С. 182-191.

Фурман Е. Д. Идея интеграции в ЕС и СНГ: Социальная база и альтернати­вы // Современная Европа. 2007. № 2. С. 61-77.

Семинар 9. Политика России в отношении стран СНГ

1. Эволюция внешнеполитических идей в России в 1990-2000-е годы. Ви­дение места и роли стран СНГ во внешней политике России.

2. Основные факторы заинтересованности и задачи политики России в от­ношении стран СНГ.

3. Перспективы развития СНГ и эволюции российской внешней политики в отношении стран Содружества.


Основная литература

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Феде­рацией и Украиной // Россия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 1. С. 258-270.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помоши между Российской Федерацией и Республикой Казахстан // Россия и страны СНГ: Сб. докумен­тов. СПб., 2006. Ч. 2. С. 159-171.

Концепция внешней политики РФ // Иванов И. С. Новая российская дип­ломатия, десять лет внешней политики страны. М., 2002. С. 210-231.

Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 109-122.

Современные международные отношения и мировая политика /А. В. Тор-кунов и др. М., 2005. С. 839-841.

Дополнительная литература

Густое В. А., Манько В. X. Россия — СНГ: Сотрудничество во имя развития и прогресса. М.; СПб., 2007. Гл. 3-5.

Зееелее И. Соотечественники в российской политике на постсоветском про­странстве // Россия в глобальной политике. 2008. Т. 6. № 1. С. 33-45.

Косое Ю. В. Безопасность в Евразии (К вопросу об измерении и структуре безопасности) // Евразийская интеграция: Экономика, право политика. 2007. № 2. С. 42-46.

Федулоеа Н. Г. Влияние России в странах СНГ// Мировая экономика и меж­дународные отношения. 2007. № 5. С. 79-86.


-------------------------------------------------------------------

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Безопасность коллективная — система мирового порядка, в которой мировое сообщество коллективно выступает против государства-агрессора. В рам­ках СНГ в 1992 г. заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 2002 г. на его базе создана Организация Договора о коллективной безопаснос­ти (ОДКБ).

Безопасность национальная — совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от вне­шних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней полити­ки, отсутствие внешнего вмешательства в его дела.

Б.н. реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (вклю­чает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функциониро­вания государственного механизма); б) безопасность гражданского обще­ства (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, соб­ственности, основных прав и свобод и т.д.).

Основные слагаемые Б.н.: политическая, экономическая, военная, эко­логическая, информационная безопасность, безопасность культурного раз­вития нации.

Факторы и показатели Б.н.: в политической сфере — способность на­ции самостоятельно решать вопросы государственного устройства и раз­вития страны; в социально-экономической сфере — уровень и темпы раз­вития производительных сил; степень использования научно-техничес­ких достижений производства; наличие развитой сырьевой базы; уровень квалификации кадров; характер интеграции в мировые экономические связи.

На протяжении всей истории человечества Б.н. отождествлялась с во­енной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного напа­дения извне. В наше время этот компонент Б.н. по-прежнему играет важ­ную роль. При этом учитываются такие факторы, как состояние вооружен­ных сил страны и возможные театры военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-тех­нический, экономический и демографический потенциал страны; мораль­ный дух нации.

Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX в. обус­ловило более широкое понимание Б.н. как экологической, демографичес­кой, энергетической, продовольственной и др. форм безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество ок­ружающей среды и эффективность экологической политики, динамика из­менения народонаселения и его качественного состава, устойчивость снаб­жения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сы­рьем, стабильный и достаточный доступ к источникам энергии и т.п.


Безопасность региональная — состояние международных отношений в конкрет­ном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономи­ческих опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, на­носящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость государств региона.

Процесс поддержания Б.р. могут обеспечивать как специально создан­ные организации, в частности Организация по безопасности и сотрудниче­ству в Европе (ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера, например Организация американских государств (ОАГ), Орга­низация африканского единства (ОАЕ).

Степень вовлеченности великих держав в обеспечение Б.р. особенно высока на Европейском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для поддержания и укрепления Б.р. заключаются региональные межгосу­дарственные соглашения, диктуемые необходимостью адаптации региональ­ных структур безопасности к изменяющимся реалиям, стремлением укре­пить их. В Европе, где во второй половине XX в. были накоплены огромные арсеналы оружия всех видов, достигнуты соглашения о значительном со­кращении ядерных ракет средней и малой дальности и обычных вооруже­ний. В других регионах, где гонка вооружений не приняла таких больших масштабов, осуществляются превентивные меры по ее сдерживанию, на­пример, Договор Тлателолко (1967) запрещает распространение ядерного оружия в Латинской Америке.

Блоки — группы государств, которые объединяются или создают ассоциации для какой-то цели. Примерами могут служить военно-политические бло­ки — НАТО или экономические блоки — ЕврАзЭС, НАФТА.

Глобализация — процесс, в результате которого все более прозрачными стано­вятся границы национальных государств в различных областях — эконо­мике, социальном взаимодействии и т.п.

Государство — политическое образование, которое включает в себя территорию, населяющих ее людей, легитимное правительство и признание другими го­сударствами.

Дипломатия — методы и практика, с помощью которых государства проводят свою внешнюю политику.

Интеграция — процесс сближения, объединения на межгосударственном уров­не. Интеграционный потенциал СНГ велик, но его использование явно от­стает от потребностей развития Содружества. Некоторые государства (преж­де всего, Белоруссия) выступают за усилие взаимодействия и реальную ин­теграцию, совершенствование деятельности СНГ. Ряд государств занимают по отношению к СНГ выжидательную позицию. Таким образом, формиро­вание целостной концепции интеграции в СНГ зависит от согласованной, продуманной и последовательной позиции в этом вопросе государств—уча­стников СНГ. При этом главная роль в процессах интеграции в рамках Со­дружества отводится России.

Международная организованная преступность — понятие, включающее органи­зованные преступные синдикаты, которые взаимодействуют друг с другом по всему миру. Борьба с международной организованной преступностью


является одним из важных направлений деятельности СНГ в сфере обеспе­чения безопасности.

Межправительственные организации (МПО) — институты, учрежденные на ос­нове международных договоров государствами, которые являются их чле­нами.

Миротворчество — посредничество, переговоры и другие формы дипломатичес­кой деятельности, направленные на достижение мирного соглашения. Миротворчество является важным направлением деятельности СНГ по обеспечению мира и стабильности в Содружестве и с целью разрешения имеющихся на постсоветском пространстве конфликтов.

Национальные интересы — это интересы, которые определяются государством, для их достижения используется внешняя политика. Это понятие обычно включает в себя обеспечение безопасности, независимости, а также эконо­мического благополучия страны.

Национальный суверенитет — одно из основных понятий в теории международ­ных отношений и международном праве. Оно подразумевает, что государ­ство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему террито­рии и самостоятельно в международных делах. Вместе с тем суверенитет не освобождает государство от ответственности за предпринимаемые действия. Обеспечение национального суверенитета занимает важное место в деятель­ности государств СНГ.

Нейтралитет — официальная позиция государства, связанная с отказом всту­пать в различные военно-политические союзы и организации. Среди госу­дарств СНГ нейтралитет официально провозгласил Туркменистан в 1995 году.

Политика внешняя — система приоритетов, принципов и действий, реализуе­мая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государ­ственных границ.

Политика региональная — деятельность органов государственной власти по уп­равлению политическим, экономическим и социальным развитием регио­нов страны.

Основными целями П.р. в РФ являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование со­циальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социаль­но-экономического развития регионов; предотвращение загрязнения ок­ружающей среды, комплексная экологическая защита регионов; приори­тетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значе­ние; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Права человека — политические права и гражданские свободы, признанные международной общественностью как неотъемлемые, которыми обладают люди во всех странах мира. Определены в различных международных со-


глашениях и декларациях, в том числе во Всемирной декларации по правам человека. В СНГ создана Комиссия по правам человека. Приграничное сотрудничество во всех государствах является важным инструмен­том проведения внешней политики. Его основная цель ~~ социально-эко­номическое развитие государств, налаживание связеймеЖ1*У сопредельны­ми регионами. Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения ° сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двой­ного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и же­лание регионов участвовать в развитии сотрудничества. Приграничное со­трудничество открывает большие перспективы интеграции регионов, спо­собствует улучшению международных отношений.

Основным отличием приграничного сотрудничества от других форм международного сотрудничества является непосредственное (физическое) наличие границы (рубежа), разделяющей правовое, политическое, эконо­мическое и другие пространства. Феномен возникновения прозрачности (или полупрозрачности) границы во многих случаях характерен для пере­ходного периода, сопровождающегося либо ликвидацией внутренних ру­бежей интеграционного образования (например, ЕС) одновременным ук­реплением его внешних границ, либо, напротив, дезинтеграцией такого об­разования с постепенным оформлением границ внутренних и ослаблением внешних (СНГ).

Теории интеграции объясняют, каким образом государстваобъединяются и пе­редают часть своего суверенитета наднациональным образованиям. Про­блемы интеграции занимают важное место в развитии СНГ.

Терроризм в самом общем виде может быть определен как применение или уг­роза применения насилия в отношении мирного населения с целью поли­тического вымогательства, принуждения или пропаганд- Борьба с между­народным терроризмом является важным направлениемдеятельности СНГ по обеспечению мира и стабильности в Содружестве.

Основные международные организации и договоры

ГУАМ. Организация за демократию и экономическое развитие Грузии, Украи­ны, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ) — начал оформиться 10 октября 1997 г. в Страсбурге, во время саммита Совета Европы. М апреля 1999 г. во время юбилейного вашингтонского саммита НАТО к згой группе присое­динился Узбекистан. Расширенное объединение государств получило на­звание ГУУАМ. В 2001 г. на саммите президентов Грузии-Украины, Узбеки­стана, Азербайджана и Молдовы в Ялте было объявлено^ образовании ре­гиональной международной организации ГУУАМ. Быдалринята Хартия, в которой определяется цель ГУУАМ — содействие социально-экономичес­кому развитию, укреплению и расширению торгово-экономического со­трудничества, эффективному использованию транспортной системы, ук­реплению региональной безопасности, борьбе с международным террориз­мом, организованной преступностью и наркобизнесом. При этом в


документе подчеркивается, что ГУУАМ не является военно-политической организацией и его политика не направлена против СНГ.

Высшим органом ГУУАМ является ежегодная встреча глав государств. Исполнительный орган организации — заседание министров иностранных дел. Образован также Комитет национальных координаторов, на который возлагаются функции рабочего органа. Рабочими языками организации яв­ляются русский и английский. В ноябре 2005 г. Узбекистан вышел из этого объединения в связи, с чем пришлось вернуться к первоначальной аббре­виатуре — ГУАМ.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан в Ташкенте 15 мая 1992 г. Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбеки­стан. Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией — 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь — 31 декабря 1993 г.

В Договоре государства-участники подтвердили свои обязательства воз­держиваться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия с другими государствами и между собой мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные со­юзы или группировки государств.

В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы меж­дународному миру) Договор указывает на «совместные консультации с це­лью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей уг­розы».

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., срок его действия истек 20 ап­реля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продол­жить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении До­говора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами—участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Рес­публика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.

В мае 2000 г. в Минске главы государств—участников ДКБ подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безо­пасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. Договор о создании Экономического союза стран СНГ был подписан главами го­сударств 24 сентября 1993 г. в Москве. Украина не подписала Договор и при­соединилась к нему как ассоциированный член в апреле 1994 г. Туркменис­тан — в декабре 1993 г.

В документе заложен принцип поэтапного формирования такого слож­ного механизма, как реально действующий полномасштабный экономичес­кий союз. Каждый этап должен быть всесторонне подготовлен на основе взаимной заинтересованности, с учетом реальной ситуации.

Экономический союз является формой договора, адекватной переход­ному периоду становления рыночной экономики, который не мыслим без


координации национальной политики разных стран, государственного и межгосударственного регулирования.

Целями создания Экономического союза были названы:

—формирование условий стабильного развития экономик стран—уча­стниц Договора в интересах повышения жизненного уровня населения;

—поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;

—обеспечение равных возможностей и гарантии для всех хозяйствую­щих субъектов;

—совместное осуществление экономических проектов, представляю­щих взаимный интерес;

—решение совместными усилиями экологических проблем, связанных с последствиями стихийных бедствий и катастроф;

—обеспечение согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налого­вой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики;

—гармонизация хозяйственного законодательства государств—участ­ников Договора.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). 10 октября 2000 г. Республи­ка Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан учредили международную органи­зацию «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС, или Сообще­ство). ЕврАзЭС стало обладать полномочиями, добровольно переданными ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями этого Договора.

Договаривающиеся Стороны остались суверенными и равноправными субъектами международного права. Новым Договором подтверждены орга­ны интеграции:

—Межгосударственный Совет (Межгоссовет);

—Интеграционный Комитет;

—Межпарламентская Ассамблея (МПА);

—Суд Сообщества.

Введена должность Генерального секретаря — руководителя Секрета­риата Интеграционного Комитета, который является высшим админист­ративным должностным лицом Сообщества.

Европейский союз (ЕС) — организация-преемник Европейского сооб­щества, как сказано в Маастрихтском договоре, подписанном в 1992 г.

Комиссия по правам человека СНГ — консультативный орган, наблюда­ющий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами—членами в рамках Содружества.

Координационно-консультативный Комитет СНГ (ККК СНГ) — постоян­но действующий исполнительный и координирующий орган Содружества. В его функции входит: выработка и внесение предложений по вопросам раз­вития социально-экономических связей; организация совещаний представи­телей государств и экспертов для выработки проектов решений СГГ и СПГ; содействие работе других органов Содружества. ККК состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства.


Межпарламентская Ассамблея государств—участников СНГ (МПА СНГ). Ассам­блею формируют парламентские делегации Азербайджана, Армении, Бе­ларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федера­ции, Таджикистана, Украины. Узбекистан формально входит в число учас­тников Ассамблеи, но фактически в ее работе не участвует.

Одной из основных функций МПА СНГ является разработка модель­ных законодательных актов. После подписания Конвенции о Межпарла­ментской Ассамблее государств—участников Содружества Независимых Государств (26 мая 1995 г.) и ее вступления в силу (16 января 1996 г.) МПА стала международной организацией, а в соответствии со ст. 1 Конвенции она является межгосударственным органом СНГ.

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) сформирована на основании Договора об образовании Евразий­ского экономического сообщества (ст. 7). Она является органом парламент­ского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гар­монизации (сближения, унификации) национального законодательства Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества. Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон.

Целями деятельности МПА ЕврАзЭС являются правовое обеспечение функционирования Евразийского экономического сообщества.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является результа­том институдионализации Договора о коллективной безопасности, кото­рая произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Органами ОДКБ являются Совет коллектив­ной безопасности (СКВ), Совет министров иностранных дел (СМИД), Со­вет министров обороны (СМО), Комитет секретарей Советов безопаснос­ти государств, Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств-участников Договора о коллективной безопасности. Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств—участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему. Сек­ретариат Совета коллективной безопасности — постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информаци­онно-аналитической и консультативной работы.

Организация Объединенных Наций (ООН) — универсальный межправительствен­ный орган, созданный в 1945 г. с целью поддержания мира и международ­ной безопасности, а также сотрудничества в экономической и социальной сферах.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — многосторон­ний институт, объединяющий европейские страны, а также США и Канаду. Главная его задача — обеспечение безопасности и развитие сотрудничества в Европе.

Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России — основной действующий орган Союза. В Парламентском Собрании по 72 делегируемых депутата (по­ровну от каждой стороны), представляющих высшие законодательные орга-


ны России и Белоруссии. Периодичность заседаний — два раза в год. Нор­мативной основой деятельности Парламентского Собрания является Устав Союза Белоруссии и России и Регламент Парламентского Собрания от 13 июня 1997 г. (с изменениями от 19 ноября 1998 г.).

Принципиальным является то, что решения Парламентского Собра­ния Союза принимаются большинством голосов от каждой депутации — как белорусской, так и российской. Такой подход позволяет в полной мере учитывать интересы каждого государства—участника Союза, поскольку ни одно решение не может быть принято без его согласия.

Совет глав государств СНГ (СГГ) — главный орган Содружества. В нем на выс­шем уровне представлены все государства-члены. Он принимает решения по принципиальным вопросам, связанным с деятельностью государств-чле­нов в сфере их общих интересов.

Совет глав правительств СНГ (СГП) координирует сотрудничество органов ис­полнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет министров иностранных дел государств—членов СНГ (СМИД) решает зада­чи координации внешнеполитической деятельности государств—членов Со­дружества по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обеспечения эффективности их совместных действий во внешнеполитической сфере. В за­дачи Совета также входит развитие и укрепление сотрудничества СНГ с ООН и ОБСЕ, а также другими международными организациями в политической, экономической, социальной, гуманитарной и иных сферах. Интересы каж­дого государства в этом Совете представляет министр иностранных дел. За­седания СМИДа проводятся не реже одного раза в три месяца.

Совет министров обороны государств—участников Содружества (СМО) коорди­нирует вопросы военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами Совета являются министры обороны го­сударств СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины), а также На­чальник штаба по координации военного сотрудничества государств—участников Содружества. Заседания проводятся по мере необ­ходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.

СМО осуществляет координацию военного сотрудничества государств-участников Содружества; разрабатывает и представляет на рассмотрение Со­вета глав государств и Совета глав правительств предложения и концептуаль­ные подходы по всем аспектам военной политики и военного строительства, готовит по этим вопросам межгосударственные соглашения и решения.

Совет командующих Пограничными войсками СНГ является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств—членов Со­дружества и обеспечения стабильного положения на них.

Членами Совета являются командующие Пограничными войсками (или другие полномочные представители) стран СНГ (кроме Азербайджана, Мол­довы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих. Координационная служба — постоянный рабочий орган Совета командующих, обеспечивающий выполнение возложенных на Со­вет функций. Заседания Совета командующих проводятся по мере необхо­димости, но не реже одного раза в квартал.


Союз Белоруссии и России. Важнейшим шагом на пути сближения двух госу­дарств в социально-экономической и политической сферах стал Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, подписанный в Москве 2 апреля 1996 г. Он основывался на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а также на итогах референдума (май 1995 г.) в Белоруссии и решениях обеих палат Федерального Собрания России (октябрь 1995 г.).

Целью Сообщества было объединение материального и интеллектуаль­ного потенциала Белоруссии и России для подъема экономики, повыше­ния уровня жизни народов и духовного возрождения братских народов. Стремление к действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни привело к принятию решения о преобразовании Со­общества в Союз — интеграционное объединение с большим объемом пол­номочий. Договор о Союзе Белоруссии и России был подписан 2 апреля 1997 г. в Москве, а 23 мая 1997 г. был принят Устав Союза. Эти документы вступили в силу 11 июня 1997 г.

Структура высших органов выглядит следующим образом. Исполни­тельный Комитет организует разработку проектов и программ по реализа­ции'целей и задач Союза и выносит их на рассмотрение Высшего Совета. Исполнительный Комитет ежегодно представляет отчет Высшему Совету Союза и информацию Парламентскому Собранию Союза о ходе выполне­ния проектов и программ Союза, а также разрабатывает проект бюджета, который затем рассматривается Парламентским Собранием и утверждает­ся Высшим Советом. Политические отношения между участниками Союза строятся на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Организация Объединенных Наций в сентябре 1997 г. зарегистриро­вала Договор о Союзе Белоруссии и России и Устав Союза.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, объединяющая 12 государств: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Уз­бекистан, Украину. Штаб-квартира организации находится в Минске. СНГ не обладает наднациональными полномочиями, государства-члены явля­ются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом СНГ является Совет глав государств, созываемый два раза в год.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В июне 2001 г. в Шанхае со­стоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Кир­гизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о созда­нии Шанхайской организации сотрудничества — нового регионального объединения, провозгласившего в качестве своих целей укрепление между государствам и-участника ми взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрения эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образователь­ной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; под­держание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе.

Сложившиеся между государствами—участниками ШОС отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и вза­имного уважения, позволяют использовать преимущества, предоставляе­мые географической близостью и взаимодополняемостью экономик, сти-


мулируют активный поиск совместных проектов сотрудничества и коопе­рации, исходя из открытости вовне.

В рамках ШОС действуют следующие основные органы: Совет глав го­сударств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Со­вещания руководителей министерств и ведомств, Совет национальных ко­ординаторов, Региональная антитеррористическая структура, Секретариат.

Региональная антитеррористическая структура находится в Бишкеке и является постоянно действующим органом ШОС. Секретариат находится в городе Пекин.

Общая территория стран Шанхайской пятерки охватывает у. всей тер­ритории Евразийского континента, численность населения — 1,5 млрд чел.

Центральноазиатский союз (ЦАС). В 1994 г. был подписан Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан и Рес­публикой Узбекистан, предполагающий свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также проведение согласованной бюджет­ной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики. В апреле 1994 г. к Договору присоединилась Киргизия.

Формирование Союза практически завершилось в феврале 1995 г., ког­да главами государств было подписано Соглашение о Межгосударственном Совете Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Уз­бекистан и его институтах.

В реальности Союз столкнулся со значительными трудностями, боль­шинство решений осталось на бумаге. Со временем ЦАС стал уделять все больше внимания непосредственно экономическим вопросам, уходя из во­енно-политической сферы. Констатацией этого явилось переименование объединения в Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Решением четырех стран организация в 2002 г. преобразована в более уни­версальную организацию — Организацию Центральноазиатское Сотрудни­чество (ОЦАС). В 2004 г. в состав ОЦАС по приглашению его участников была принята Россия. В 2005 г. произошла интеграция ОЦАС в Евразий­ское экономическое сообщество.

Экономический суд Содружества Независимых Государств образован 15 мая 1992 г. Его возникновение было продиктовано необходимостью создания органи­зационно-правового механизма урегулирования хозяйственных споров (в широком понимании этого сложного термина) — споров, возникающих между самими государствами—участниками СНГ. В Соглашении глав го­сударств—участников СНГ о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран—участниц СНГ, заключенном 15 мая 1992 г. в Ташкенте, указано: «В целях разрешения межгосударствен­ных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетен­ции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества, создать Хозяйственный суд Содружества» (ст. 5). Данное Соглашение под­писали главы республик Армении, Беларусь, Казахс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...