Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4. «Я-концепция», самооценка, отношение к себе




Занятие 4. «Я-концепция», самооценка, отношение к себе

Цель: ознакомление с понятием «Я-концепция»; формирование позитивной самооценки.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: «Я-концепция» - совокупность представлений человека о себе самом, система его самооценок и форм поведения. На представление человека о себе влияет то, как его. воспринимают значимые для него люди. Подростки, имеющие позитивную «Я-концепцию», легче преодолевают стрессы, справляются с проблемами.

Упражнение «Безусловное принятие себя» формирует навык позитивного отношения к себе.

Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми проблемами и горестями. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями! » Тренер просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со всеми достоинствами? Что помогает? После того как участники мысленно ответили на эти вопросы, тренер просит повторить за ним следующую фразу: «Я прощаю себя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю себя безусловно и принимаю таким, каков я есть, со всеми достоинствами и недостатками». Обсуждение: обмениваются впечатлениями.

Упражнение «Все мои радости и печали» формирует позитивную самооценку.

Тренер просит участников представить в левой руке все свои недостатки, проблемы, горести, а в правой - достоинства, награды, радости. Какие ощущения в ваших руках? Одинаковые или какое-то из них легче, а какое-то тяжелее? Тренер дает инструкцию соединить ладони вместе, прислушаться к ощущениям, затем соединить только кончики пальцев и снова прислушаться к ощущениям. Обсуждение: обмен чувствами.

Упражнение «Разговор через стекло» развивает коммуникативные навыки.

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Участники не знают о заданиях, пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Обсуждение: смогли ли понять друг друга, что помогало в этом?

Упражнение «Карта моей души» направлено на формирование «Я-концепции».

Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например, в виде земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок интерпретируется перед группой. Обсуждение: что было не приятно, приятно, что удивило?

3. Завершение работы. Упражнение «Я есть... » развивает навык осознавания телесных ощущений.

Инструкция: Громко произнести вслух «Я» и прислушаться к своим ощущениям в теле. Какие ощущения в теле? Где фраза отзывается в теле? Есть ли какие-то препятствия при ее произнесении? Затем тренер дает инструкцию по очереди произнести фразы «Я есть! Я есть (имя участника), Я (имя участника) есть». После произнесения участники прислушиваются к своим ощущениям в теле. В конце проводится обмен впечатлениями по поводу занятия.

Занятие 5. Понятие зависимости. Зависимость - иллюзорный способ ухода от решения проблем

Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществ, формирование ощущения неприятия по отношению к алкоголизму и наркомании, создание негативной оценки употребления ПАВ.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: Понятие зависимости от психоактивных веществ. Биопсихсоциальная модель зависимости. Факторы риска употребления подростками ПАВ. Причины первых опытов или экспериментирования с ПАВ: любопытство, активных поиск новых видов удовольствия, неумение сказать «нет», неосознанное желание убежать от сложностей жизни, отсутствие знаний о действии ПАВ на организм. Наркомания – хроническое заболевание. Выздоровление пациента возможно, для этого необходимо длительное медикаментозное лечение и личностный рост. Наркоман должен признать наличие проблемы, обратиться за помощью (30 минут).

Упражнение «Вещи, дарящие радость» помогает осознанию ощущений.

Участникам предлагают сесть удобно, закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и вспомнить о тех вещах, которые когда-либо дарили радость и хорошее настроение. Далее участников просят мысленно выбрать вещь, наиболее приятную в данный момент. Возможно, это будут капли дождя на лепестках роз, или уютное тепло своей постели, или освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем. Тренер просит участников припомнить свои чувства в этот момент счастья (в течение одной минуты). Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает, но ощущение радости останется.

Упражнение « Узел проблем-1» направлено на развитие чувства ответственности в решении жизненных задач.

Тренер задает участникам вопрос, что произошло с узелками, которые они завязывали на первом занятии. Если подростки стесняются говорить о своих проблемах, тренер должен подать пример и рассказать о своих «узелках», мотивируя всех участников на работу. Обсуждение.

Упражнение «Мой друг – наркоман» раскрывает проблемы, возникающие при зависимости от психоактивных веществ, формирует умение говорить «НЕТ» употреблению наркотиков.

Тренер просит принять участие в сценке двух добровольцев. Одному из них, предлагается сыграть роль наркомана, а другому - его друга, не употребляющего наркотики. Задача подростка наркомана - уговорить друга попробовать наркотик. Задача второго - найти возможность отказаться любыми доступными ему способами. Обсуждение: группа оценивает игру актеров, предлагает свои решения ситуации.

Упражнение «Причины употребления психоактивных веществ» формирует негативную оценку употребления психоактивных веществ.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Каждая команда методом мозгового штурма, использования предоставленной литературы, разрабатывает плакат «Причины употребления психоактивных веществ» и представляет его группе. Полученные результаты обсуждаются.

Упражнение «Как все» направлено на развитие эмпатии, сплочение группы.

Группа получает задание, чтобы каждый участник постарался написать название такого дня недели (вкусного блюда, цвета), как большинство.

Упражнение «Послание миру» направлено на выработку активной жизненной позиции, осознание собственной ответственности за решение проблемы употребления ПАВ.

Группа делится на 2-3 подгруппы в зависимости от количества учащихся. Каждая подгруппа получает задание: подготовить проект «Предотвращение употребления наркотиков среди молодежи». Задача участников - подготовить речь для представления проекта, лозунги, нарисовать плакаты со схемой действия. Затем каждая команда по очереди выступает со своими предложениями.

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...