Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 12. Зависимость и созависимость. Стили общения в семье




Занятие 12. Зависимость и созависимость. Стили общения в семье

Цель: понимание влияния в семье проблем зависимости от психоактивных веществ; осознание способов общения в семье с наличием зависимости одного из членов.

1. Начало работы. Разминка (гл. 1. 3).

2. Работа по теме занятия. Информация: Зависимость и созависимость.

Упражнение «Суд над зависимостью» направлено на формирование негативного отношения к зависимости от ПАВ.

Тренер просит группу поучаствовать в судебном процессе над зависимостью от психоактивных веществ. Он вызывает добровольца на роль судьи. Остальные участники делятся на защитников и обвинителей. В роли зависимости выступает сам тренер. Задача группы - совместными усилиями решить, виновна ли зависимость в гибели людей? Для этого они должны собрать достоверную информацию и предоставить факты. Команды адвокатов и обвинителей составляют коллективное определение зависимости и изображают его на листе бумаги в образной форме. Каждая из сторон на ватмане записывает факты, подтверждающие виновность или невиновность зависимости. Затем дело выносится на рассмотрение суда. Обсуждение.

Упражнение «Зависимость и созависимость в семье» направлено на осознание наличия проблемы созависимости, и возможности получения психологической помощи для ее решения.

Участникам раздается для заполнения анкета-памятка:

1. Есть ли в вашей семье человек, употребляющий алкоголь или наркотики? Кто он?

Если ты ответил «да» и испытываешь чувство вины и неловкости оттого, что в твоей семье есть такая проблема, знай, что ЭТО НЕ ТВОЯ ВИНА.

2. Бывает ли тебе грустно и одиноко из-за проблем в твоей семье?

Если ты ответил «да» и думаешь, что твои родители не общаются с тобой, потому что не любят, знай: МАМА И ПАПА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБЯТ ТЕБЯ, ХОТЯ И НЕ ВСЕГДА МОГУТ ПОКАЗАТЬ ЭТО.

3. Бывает ли так, что тебе кажется, будто ты являешься причиной, из-за которой родители начали употреблять алкоголь или наркотики?

ЗНАЙ: Ты не в состоянии заставить своих родителей начатьили прекратить употребление алкоголя (наркотиков).

4. Бывает ли так, что ты чувствуешь боль и обиду из-за того, что в семье употребляют алкоголь/наркотики?

Если ты ответил «да», ЗНАЙ: ПРО БОЛЬ И ОБИДУ НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ТАК ЗАБЫТЬ. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ ВЫРАЗИТЬ. НАЙДИ КОНСТРУКТИВНЫЙ ВЫХОД АГРЕССИИ. Ты можешь побить подушку или грушу, поплакать, поговорить с другом, пробежаться вокруг дома и т. п. Тебе станет легче.

5. Чтобы научиться другим способам помощи себе, тебе лучше обратиться к психологу. ЗНАЙ: ТЫ ДОСТОИН ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ.

6. Ты думаешь, что эта проблема всегда будет мучить твою семью?

Если ты ответил «да» ЗНАЙ: АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ МОГУТ ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ. Но даже если они не выздоравливают, дети могут чувствовать себя лучше.

7. Иногда ты не знаешь, как поступить и что делать в этой ситуации и тебе страшно?

Если ты ответил «да», ЗНАЙ: ТЫ НЕ ОДИНОК. Есть много таких как ты, есть безопасные места и люди, к которым ты можешь всегда обратиться за помощью.

Обсуждение по пунктам.

Упражнение «Реклама здорового образа жизни» мотивирует к здоровому образу жизни без употребления ПАВ, сплачивает группу.

Участники делятся на три группы. Каждая группа создает досуговый центр для молодежи своего района. Они предлагают любые способы получения удовольствия, альтернативные наркотикам. Каждая подгруппа предоставляет девиз программы своего центра и плакат, на котором подробно изображает способы здорового отдыха.

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Занятие 13. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию

Цель: формирование навыков защиты личностных границ, умения отстаивать собственную позицию.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: С раннего возраста люди приспосабливаются к жизни в обществе, и ощущают его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни. В юношеском возрасте особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Некоторые стремятся попасть в определенную компанию сверстников, готовы для этого пойти на жертвы, терпеть возможное давление. Тренер предлагает поговорить на занятии о способах самозащиты в подобных случаях.

Упражнение «Слепец и поводырь» направлено на получение опыта ответственности и беспомощности, опыта доверия партнеру.

Группа разбивается на пары. «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы. Обсуждение: обмен пережитыми ощущениями.

Упражнение «Границы моей личности» способствует осознанию психологических границ.

Участникам дается задание нарисовать рисунок, где изобразить свое личное пространство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу название, очертить его границы. Написать ответы на вопросы обсуждения: Где проходит граница моего личного пространства? Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу? Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве? Как происходит взаимодействие с окружением? Что из нарисованного наиболее важно?

Упражнение «Моя территория» направлено на осознание физических и психических границ, развитие навыков противостояния давлению и умения сказать «нет».

Каждый из участников объявляет себя суверенным государством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или выложить из предметов. Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить. Обсуждение: как вы прочувствовали свои границы?

Упражнение «Дискотека» помогает осознать свою роль в ситуации давления, осуществляется в форме ролевой игры.

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и веселятся.

Ситуация 1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­лагает «взбодриться». Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить любыми способами.

Ситуация 2. Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ют физической расправой.

Обсуждение: что вы думали, ощущали в ситуации давления?

3. Завершение работы. Обмен мыслями, переживаниями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...