Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Французский уголовный кодекс 1810 Г.




1. Источники и система ФУК 1810 г.

2. Понятие преступного деяния и наказания по ФУК 1810.

3. Основные виды преступлений по ФУК 1810 г.

Темы докладов

1. История создания кодекса.

2. Источники и система ФУК 1810 г.

Источники

1. Французский уголовный кодекс 1810 г. М., 1947.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

Литература

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.,1995.

2. Вольтер Ф. Избранные произведения по уголовному праву и процессу. М., 1967.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

4. Жидков О.А. История буржуазного права. М., 1971.

5. История Франции: В 3 т. М., 1973. Т. 2.

6. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран. М.,1998.

7. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1986.

8. Поттешер Ф. Знаменитые судебные процессы. М., 1985.

9. Утевский В.С. История уголовного права буржуазных государств. М., 1950.

 

Методические рекомендации

1 вопрос. В Уголовном кодексе 1810 г. получила выражение стратегия и законченная уголовно-правовая программа классической школы уголовного права нового времени. Кодекс в определенной степени был шагом назад по сравнению с УК 1791 г., но в целом он был прогрессивным документом. Кодекс состоит из предварительных положений и четырех книг, при этом предварительные положения и первые две книги посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности, т.е. основным понятиям и принципам и, в сущности, составляют общую часть. В третьей и четвертой книгах содержится конкретный перечень преступных деяний и в каждом случае определяется вид и мера наказания, что составляет особенную часть кодекса.

2 вопрос. Для освещения этого вопроса студентам необходимо обратиться к общей части. Кодекс содержал принципиально новую классификацию преступлений, предполагающие конкретные критерии наказуемости. Систематизация, изложенная в кодексе, опиралась на идею просветителей о том, что все преступления могут иметь своим объектом только интересы сообщества или личности.

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст.1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст.4).

Правонарушения классифицировались в зависимости от характера наказаний – мучительных и позорящих, исправительных и полицейских. Наказания, предусмотренные кодексом, подразделялись на две группы: полагавшиеся за проступки (исправительные) и за преступления (уголовные). Уголовные могли быть мучительными и позорящими. Кодекс отказался от ряда жестоких наказаний средневековой эпохи. Но вместе с тем, он сделал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восстанавливалась пожизненная каторга, смертная казнь, депортация в колонии, гражданская деградация, клеймение, выставление у позорного столба. Смертная казнь назначалась в 30 случаях. Смертная казнь была признана «до очевидности необходимой» для определенной категории людей, ибо, как считали составители, их держит «только любой к жизни и страх потерять ее». Причину преступлений в это время виделась в людских пороках, в человеческой испорченности. Нормы УК 1810 г. направлены на обезвреживание преступника, на ограждение от него общества.

Студентам необходимо также определить те общие принципы уголовного права, которые не нашли в кодексе отражения: формы вины, давность срока совершения преступления, совокупность преступлений, освобождение от ответственности по причине безумия, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и др.).

3 вопрос. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать книги III и IV кодекса. Преступные деяния в кодексе подразделяются на преступления и проступки против общественных интересов и против частных лиц. На первое место выдвигались преступления и проступки против «публичных интересов»: против безопасности государства, имперской конституции, против общественного мира. Наказания за эти преступления носят карательный характер.

Преступления против частных лиц подразделялись на преступления против собственности и против личности. Особое внимание уделялось квалификации различных видов краж. На степень наказуемости оказывали влияние и различные объективные обстоятельства.

Особую группу составляли различные экономические преступления, многие из которых впервые стали предметом правового регулирования: контрафакция чужих литературных сочинений или предметов промышленного производства, раскрытие коммерческих секретов и др.

 

Тема 13. СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

ГЕРМАНИИ. ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

1. Распад Священной Римской империи германской нации. Первые объединения германских государств и начало германского конституционализма.

2. Дискуссия о «великогерманском» и «малогерманском» путях национального объединения. Революция 1848 г. Франкфуртская конституция 1849 г.

3. Конституция Пруссии 1850 г. Государственный строй Прусского королевства по Конституции 1850 г.

4. Объединение Германии «железом и кровью». Отто фон Бисмарк.

5. Конституция Германской империи 1871 г.: история создания, особенности германского федерализма и конституционной монархии.

6. Изменения в политическом режиме Германии в конце XIX–XX вв. ее милитаризация. Германия в первой мировой войне.

Темы докладов

1. Экономическое положение Германии в 1810–1840-х гг. Аграрные отношения.

2. Оппозиционное движение в Германии в 1830–1840-х гг.

3. Европейское революционное движение в 30-40-х гг. XIX в.

4. Возникновение марксизма.

5. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк.

Источники

1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. М., 1940–1941. Т. 1-3.

2. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

 

Литература

1. Бабанцев Н.М., Прокопьев В.П. Германская империя 1871–1919 гг. Красноярск, 1984.

5. Блайбер Г., Шмидт В. Европейские революции 1848–1849 гг. в историческом сравнении // Новая и новейшая история. 1988. № 5.

6. Галкин И.С. История Германской империи. 1815–1871. М., 1986.

7. Галкин И.С. Объединение Германии «железом и кровью»: Образование Социал-демократической рабочей партии // Германская история. Т. 1. М., 1970.

8. Галкин И.С. Создание германской империи 1815–1871 гг. М., 1986.

9. Германская история в новое и новейшее время. М., 1970. Т. 1.

10. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.

11. Ерусалимский А.С. Германский империализм: история и современность. М., 1964.

12. Ивин Ю.Е. Абсолютизм в Германии в XVII–XIX вв. // Новая и новейшая история. 1990. № 4.

13. Из истории буржуазных революций нового времени. М., 1985.

14. Кастель Е.Р. Федерализм и становление буржуазного государства в Германии (1815 – середина 1860-х гг.) // Правоведение. 1992. № 4.

15. Ложный путь одной нации. Национализм (Франция и Германия в XIX веке) // Вопросы социологии. 1993. № 1.

16. Медушевский А.П. Мнимый федерализм // Вестник МГУ. Серия «Политические науки». 1995. № 2.

17. Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х гг. XIX века. М., 1992.

18. Орлов Б. Что русскому здорово, то немцу … (об основных сходствах и различиях в политической культуре России и Германии) // Дружба народов. 1997. № 3.

19. Прокопьев В.П. Армия и государство в истории Германии X–XX вв. Л., 1982.

20. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960.

21. Туполев Б.М. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем»: Германская экспансия на Ближнем Востоке, в Восточной Африке и в районе Индийского океана в конце XIX – начале ХХ в. М., 1991.

22. Тэйлор А.Дж.П. Борьба за господство в Европе. 1848–1918. М., 1958.

23. Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. М., 1997.

Методические рекомендации

1 вопрос. К началу XIX в. в составе Священной Римской империи германской нации насчитывалось около 300 монархий и иных автономных политических образований (вольных городов, феодальных владений). Наполеоновские войны ускорили распад империи и способствовали формированию идеи германского единства. В 1806 г. под эгидой Франции образуется Рейнский союз из 16 германских государств. Священная Римская империи германской нации была ликвидирована. Важной предпосылкой объединения Германии явилось международно-правовое сотрудничество германских государств. Решения Венского конгресса 1815 г. оформили Германский союз в составе 39 суверенных государств, включая Австрию и Пруссию.

Эволюция германской государственности в первой половине XIX в. была связана с тенденцией к преобразованию абсолютных монархий в конституционные. С 1816 по 1847 гг. в 24 германских государствах принимаются первые октроированные конституции (хартии). Эти конституции мало отличались друг от друга. Примером такой хартии является Конституция Великого герцогства Баденского 1818 г. Во главе государства стоял монарх «божьей милостью», предусматривалось создание двухпалатного сословно-представительного органа – ландтага. Правительство назначалось монархом и было ответственно перед ним. В конституциях закреплялся ограниченный перечень демократических прав и свобод, не подкрепленных правовыми гарантиями. Конституционный процесс не затронул крупнейшие германские государства – Австрию и Пруссию.

2 вопрос. Либерализация государственно-политической системы стала важнейшей предпосылкой объединения германских государств. В первой половине XIX в. противоборствовали две тенденции – консервативная и либеральная. Носителем идеи национального единства стала буржуазия.

Было предложено три пути объединения Германии: 1) консервативный – под руководством сильной монархии. Рассматривалась возможность «великогерманского» объединения под руководством Австрии и «малогерманского» объединения под руководством Пруссии; 2) либеральный – предлагал создание федеративной конституционной монархии; 3) радикальный – объединение снизу, в результате буржуазно-демократической революции.

Европейская революция 1848–1849 гг. изменила социально-экономическую и политическую ситуацию в германских государствах. Произошли восстания в Бадене, Баварии, Вюртемберге, Пруссии и Австрии. Восставшие требовали введения всеобщего избирательного права, учреждения суда присяжных и создания общегерманского представительства. В марте 1848 г. было созвано Общегерманское Национальное собрание во Франкфурте-на-Майне из представителей ландтагов германских государств. Оно одобрило текст имперской конституции.

Франкфуртская конституция 1849 г. предлагала «жесткую» модель федеративного государства с единой внешней политикой, единым гражданством, единым экономическим и правовым пространством. Провозглашался приоритет имперских законов над законодательством субъектов федерации. Такая модель была единственно возможной государственной формой политического объединения Германии в условиях того времени. Конституция закрепляла широкий перечень демократических прав и свобод.

Национальное собрание избрало прусского короля императором Германии. Однако либеральный проект объединения Германии не был реализован. Был восстановлен Германский союз в варианте 1815 года. Студенты должны самостоятельно выделить причины неудач.

3 вопрос. Германская революция изменила политическую ситуацию в самой Пруссии. После поражения революции Пруссия все более активно стала претендовать на роль объединителя Германии в соответствии с «малогерманским» проектом. Пруссия последовательно проводила политику формирования единого экономического и правового пространства в раздробленной Германии. Еще в 1834 г. под эгидой Пруссии был создан Таможенный союз, в который вошли 20 государств. В 1847 г. Таможенный союз принял Общегерманский вексельный устав. Позже, в 1861 г. было принято Общегерманское торговое уложение.

В 1850 г. король Фридрих Вильгельм IV Гогенцоллерн даровал народу конституцию. Конституция Пруссии 1850 г. закрепила полуабсолютистскую форму правления. Вместе с тем она стала важным шагом в развитии германского конституционализма. Она содержала перечень демократических прав и свобод, впрочем, носивших более декларативный характер. Конституция 1850 г. закрепила представительное правление и включила в систему высших государственных органов двухпалатный ландтаг, но фактически это не повлияло на неограниченную власть короля.

Нужно обратить внимание на то, что в Конституции 1850 г. содержатся статьи о необходимости развития школьного образования, науки под государственным надзором и материальной поддержке государства. Политика усиления военной мощи отразилась на ст. 34, 39, 46 и др. В итоге конституция способствовала формированию эффективно действующего грамотного бюрократического аппарата и боеспособной армии.

4 вопрос. В 60-е гг. XIX в. Пруссия устранила последние препятствия на пути «малогерманского» объединения. Огромную роль в этом сыграл «железный канцлер» Пруссии Отто фон Бисмарк. Он использовал радикальные средства и инициировал революцию сверху для создания второй Германской империи. В результате войны с Данией в 1864 г. и Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала несколько германских государств и добилась добровольного присоединения ряда других северогерманских княжеств (их правителям были выделены денежные компенсации).

В августе 1866 г.22 немецких государства подписали договор с Пруссией об образовании Северо-Германского союза. Но при этом государства – члены Союза сохраняли монархическое устройство, свои династии, армии, правительства, законы и судебные порядки. Во всех этих государствах господствовала протестантская религия.

Чтобы отбить охоту у «монархической заграницы» совать пальцы в прусский «национальный омлет», Бисмарк вынужден был согласиться на такое нововведение, каким явилось всеобщее избирательное право, но ни в каком роде с тайным голосованием, ибо именно оно, по выражению самого Бисмарка, «противоречит лучшим свойствам немецкой нации».

Новое государство получило и новую конституцию, датированную 1867 годом. Управление Союзом передавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам: рейхстагу и бундесрату. Нижняя из них – рейхстаг – избиралась на основе всеобщего избирательного права. Ведущую роль в Союзе играла Пруссия.

Успех Бисмарка в деле объединения Германии обеспечил ему широкую поддержку всех слоев общества. В результате объединения Северной Германии устранились препятствия для политического и экономического развития немецкой нации, а также науки и культуры. Все современники расценивали события 1866 г. как революцию. Это была «революция сверху», революция Бисмарка. В результате идея нации, национального государства стала основой создания единого германского государства. Слом старых порядков, преодоление партикуляризма, завоевание единого экономического пространства были совершены решительными, революционными по характеру средствами.

За пределами Союза оставались южно-германские государства, такие как Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. На пути к их насильственному объединению в новой империи стояла Франция, не без тревоги наблюдавшая за образованием «великой империи» на своих восточных границах.

В июле 1870 г. Пруссия получила возможность спровоцировать войну с Францией. В этой войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена Пруссией и смогла присоединить южно-германские государства. Присоединение это было оформлено договорами. 18 января 1871 г. в Версале была торжественно провозглашена Германская империя. Прусский король Вильгельм I был коронован императором объединенной Германии. По условиям мирного договора с Францией к Германии отошли Эльзас и Лотарингия.

5 вопрос. По конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью. Главой империи был по конституции прусский король. Император – кайзер – был главой вооруженных сил, он назначал чиновников империи, включая главу правительства — имперского канцлера. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

Члены верхней палаты империи Союзного совета — бундесрата — назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства от каждой из земель были установлены самой конституцией. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58. Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть — наряду и вместе с рейхстагом — и значительную исполнительную власть (ст. 6). Бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов.

Нижней палате парламента – рейхстагу – конституция отводила важное место в законодательном процессе, но его фактическая власть была небольшой.

Неоднократные попытки рейхстага установить хотя бы и минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением: бундесрат и правительство блокировали все, что носило на себе признаки либерализма в отношениях между законодательной и исполнительной властями. Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную в той или иной степени признавалось Бисмарком и его людьми, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано.

Ст. 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя голосование было открытым.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней. Министры находились в подчинении канцлера. Функции имперского правительства были широкими. На долю местных правительств приходилось исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.

По своему социально-политическому содержанию конституция 1871 года была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом. Тем не менее, объединение Германии было крупнейшим событием XIX века.

6 вопрос. Уже к моменту своего объединения в наиболее передовых государствах Германии происходил относительно быстрый процесс экономического развития, особенно в западных, прирейнских областях страны. Опоздав с промышленным переворотом, Германия получила возможность создать собственные производственные мощности уже в «готовом виде». Однако настоящий промышленный переворот пришел в Германию не ранее второй половины XIX столетия, после объединения страны. Чтобы обеспечить быстрый экономический рост, правительство проводило политику жесткого протекционизма и усиления государственного вмешательства в экономику. К началу ХХ в. Германии удалось совершить рывок и войти в число развитых индустриальных держав.

За короткий срок сложилась партийная система, состоявшая из Консервативной партии (представляла интересы юнкерства), Национал-либеральной и Прогрессистской (защищали интересы предпринимателей и интеллигенции), Социал-демократической партии и др.

Бисмарк проводил политику социального маневрирования, получившей название «бонапартизма», предполагавшую социальное маневрирование, лавирование между ведущими социально-политическими силами – юнкерством и буржуазией. В конце XIX века были отменены многие феодальные ограничения для развития предпринимательства. Объединение Германии придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой. В начале ХХ века Германия стала колониальной державой. Германия активно готовилась к войне и создала крупнейшую в Европе армию.

Новое могущество, приобретенное Германией, позволило ей бросить вызов Англии, Франции и России, приведший к Первой мировой войне. В этой войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а вместе с тем сошла со сцены монархическая империя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...