Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению учебного занятия




После того, как определены тема и вид учебного занятия с преподавателями изучите литературу, находящихся темы занятия, определив при этом, какую литературу вы используете в качестве дополнительной для себя и которую предложите для изучения студентам.

Прочитайте имеющиеся источники и отберите соответствующий материал.

Отобрав материал, составьте план учебного занятия, используя следующую схему:

Ход учебного занятия Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Время Формируемые компетенции Цели занятия
1 2 3 4 5 6 7

Теперь приступайте к оформлению конспекта учебного занятия.

Условно можно выделить следующие части, которые обязательно присутствуют в любом учебном занятии

Первый часть - организационная. Включает приветствие преподавателя, фиксацию посещения готовности студентов к учебному занятию, сообщение цели и плана занятия.

Второй часть - домашнее задание. Она включает инструкцию по выполнению задания, перечень основных видов задач и алгоритма их выполнения,

3-я часть - изложение нового материала. Этот материал дается в соответствии с планом; выделяются приемы подачи материала по каждому пункту плана, отмечаются способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, подбирается фактический материал для иллюстрации теоретических положений, продумывается использование наглядности, определяется содержание материала, предназначенного для записей студентами. Обязательно продумываются вопросы к студентам, система психогимнастических упражнений, развивающих игр для поддержания внимания, лучшего запоминания студентами учебного материала и для создания атмосферы психологического комфорта. Расписывается система налаживания контакта со студенческой аудиторией и стратегия своего поведения.

Четвёртая часть - окончание учебного занятия. Практикант продумывает организационные моменты завершения занятия: выставление оценок, резюмирование содержания нового учебного материала, формы выражения своего впечатления от проведенного занятия, способы обнаружения обратной связи (мнение студентов о занятиях: анкеты, тесты, опросники и т.д.).

Конспект пишется на стандартном листе формата А-4 на одной стороне, где остаются широкие поля. На них фиксируются использования наглядности, вопросы для активизации умственной деятельности студентов, предлагается статистический материал в виде диаграмм, выписываются названия новой интересной литературы по теме занятия, игр-задач. Возможны и другие отметки, которые делать практикант по ходу ведения каждого конкретного учебного занятия.

Каждый преподаватель, составляя сценарий будущего занятия, предполагает, что в аудитории установится атмосфера взаимопонимания, что все студенты будут активны. Здесь важно продумать такие формы работы со студентами, где использовались бы современные инновационные технологии. К ним, в частности, относится педагогика сотрудничества.

Целевыми ориентирами педагогики сотрудничества является переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к студенту, единство воспитания и обучения.

В концепции педагогики сотрудничества студент выступает как приоритетное субъект учебной деятельности, поэтому отношения между преподавателями и студентами строятся на основе партнерства, сотворчества, соучастия и сопереживания.

Эта педагогика реализуется через метод «обучение в сотрудничестве», главная идея которого - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Обучение в сотрудничестве - это модель организации деятельности студентов в малых группах по 3, 4, 5, 6 человек. Существует несколько разновидностей группового способа обучения.

Первая разновидность называется «обучение в команде». Успех группы зависит не только от того, насколько успешно выполнит свою задачу каждый участник группы, но и от их тесного взаимодействия.

Вторая разновидность означает, что учебный материал разбивается на блоки. Каждый член группы находит материал по своему блока, а затем обменивается информацией с представителями других групп, изучавших этот же вопрос. После этого взаимный обмен информацией происходит уже непосредственно внутри малой группы.

Третья разновидность заключается в том, что каждая группа получает задание, которое является частью большой темы, затем происходит обучение.

Практиканту следует помнить также три основных принципа, которые положены в основу сотрудничества в обучении:

- принцип «награды» (команды получают ее одну на всех в виде балльной оценки);

- принцип "ответственности" (успех или неуспех

всей группы зависит от успехов или неудач каждого)

- принцип "равных возможностей" (каждый приносит баллы своей группе, улучшая собственные показатели).

Если вы хотите организовать учебное занятие с использованием метода обучения в сотрудничестве, обратите внимание на следующие моменты:

- рабочие места нужно разместить так, чтобы студенты могли общаться и видеть друг друга;

- постарайтесь подобрать к очередному занятия 1-3 задания на группу, требуя (после объяснения) определенных действий со стороны студентов для усвоения нового материала;

- постарайтесь разделить на группы по 3-6 человек и определить для каждого участника роль при выполнении задания;

- при подборе участников опирайтесь на характеристики, данные преподавателем вуза, собственные наблюдения во время занятий; чтобы избежать лишних разговоров по поводу вашего распределения студентов в группы, предложите им самим сделать это;

- заранее определите, как поощрять студентов за выполнение задач (одобрение, выставления рейтинговых баллов и т.д.);

- интегрируйте работу в группах различными способами: можно дать сначала индивидуальные тренировочные задания, а затем совместимы; если ваша задача подразумевает ответ на вопрос, то попробуйте сформулировать каждому участнику группы по 2-3 вопроса и предложите способы нахождения ответов (привести примеры, дать свой вариант, иллюстрировать ответ рисунком, схемой, графиком)

- при постановке задачи четко сообщите цель работы, чтобы каждый понял, что он делает и как;

- перед началом работы сообщите виды общения, на которые вы будете обращать внимание в процессе совместной деятельности студентов.

Запишите их на доске или дайте в виде раздаточного материала. "Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу, вместе решаете проблему..."

В процессе подготовки конспекта учебного занятия преподаватель должен продумать еще одну позицию - систему его общения со студентами.

1. Преподавателю-практиканту необходимо: четко выяснить цель предстоящего общения - ради чего он идет на занятия.

2. Проанализировать свое состояние перед занятием: - чем обусловлено его волнения, не беспокоит его встреча со студентами.

3. Определить стиль взаимоотношений и модель общения с

студентами.

4. Продумать приемы установления контакта с аудиторией:

- правило "15 секунд", то есть дать возможность аудитории воспринять вас;

- правило "3 плюсов" - улыбка, комплимент, уважительное отношение к собеседнику;

- побуждение студентов к диалогу;

- проявление эмпатийности через формы общения "Мне кажется, что вы...", "У меня такое ощущение, что вы чем-то..." (и наоборот, формулировок типа "Я уверена, что вы расстроены" следует избегать).

Для молодого преподавателя, сложным моментом в его деятельности является педагогическая оценка. Это может быть поощрения. Оно дает возможность поднять студента в глазах и во мнении окружающих, реализуется через похвалу и одобрение.

Выражением оценки является отметка или оценочный балл, который определяется как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Каждая отметка выставляется, исходя из таких параметров, как наличие знаний, умений и навыков по предмету, изучаемому стремление к творчеству, активность, настойчивость в выполнении задач, регулярность выполнения задач, ответственность и дисциплинированность студента при выполнении задания. В качестве параметров могут выступать также правильность ответа по содержанию, полнота и глубина ответа (количество усвоенных фактов и формулировок), сознание ответы (понимание студентом воспроизводимого материала), логика изложения материала и качество речи (умение целостно строить ответ, грамотно пользоваться специальной терминологией), рациональность приемов и способов решения поставленной учебной задачи, использования при ответе наглядности, своевременность выполнения задания. При выполнении студентами коллективной работы как параметры отметки следует выделить, например, количество поставленных друг другу вопросов и их качество, обоснованность выдвинутых решений, активность в обмене информацией и мнениями, владение самостоятельными способами выполнения поставленной задачи и т.п.

Для выставления объективной оценки преподавателю необходимо ориентироваться на критерии оценки. Так, например, оценку "отлично" может заслужить студент, обнаруживший систематическое и глубокое знание материала, умение свободно выполнять задания, усвоил основную и ознакомился с дополнительной литературой по предмету, проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании материала. Оценки "хорошо" заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняет предусмотрены задания, усвоил основную литературу, рекомендованную программой, показал системный характер знаний по дисциплине (темы, раздела). Оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала, но допустил погрешности при выполнении задания преподавателя. При кредитно-модульном обучении используется рейтинговая система оценки знаний.

11.3 Рекомендации по составлению методической разработки плана-конспекта лекционного занятия

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия.

Для того, чтобы занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:

· отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива;

· четко продумать методическое и техническое обеспечение, логику и преемственность этапов учебного занятия;

· структура занятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения.

Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Основная дидактическая цель лекции — обеспечение ориентировочной основы для дальнейшего усвоения учебного материала.

Задачи лекции:

- обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;

- учить умению аргументированно излагать научный материал;

- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

- отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

- оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки.

Дидактические принципы лекции:

- принцип научности ( предполагает воспитание диалектического подхода к изучаемым предметам и явлениям, диалектического мышления, формирование правильных представлений, научных понятий и умения точно выразить их в опреде­лениях и терминах, принятых в науке);

- принцип связи теории с практикой (выражается в раскрытии связи теоретических закономерностей и знаний с их практическим применением);

- принцип систематичности и последовательности (выражается в построении логической моде­ли лекции с выделением опорных пунктов, правильном соотношении теоретического и фактического материала, в гармонии структурных составных частей (вступ­ление, основная часть, заключение), четком выделении центральных идей, формулировке выводов, установлении связей с дру­гими предметами, взаимосвязи понятий и тем, индук­тивного и дедуктивного способов изложения).

Функции лекции:

Информационная функция – лекция знакомит студента с логично структурированным основным содержанием учебной темы через раскрытие научных фактов и явлений, основных положений и выводов, законов и закономерностей в их последовательной доказательности.

Ориентирующая функция – лекция управляет профессионально-мотивационной направленностью студентов через отбор основных источников содержания, анализ различных научных школ и теорий.

Методологическая функция – преподаватель руководит научным мышлением студента через раскрытие методов исследования, сравнение и сопоставление принципов, предпосылок, подходов и приемом научного поиска; формирует понятийный аппарат студента.

Управляющая функция – проявляется в педагогическом руководстве процессом познания, активизацией мыслительной деятельности студентов, развитием их восприятия и памяти.

Увлекающая (воодушевляющая) функция – лекция формирует у студента эмоционально-оценочное отношение к предмету изучения, внутреннюю мотивацию на познание предъявляемого объема сведений.

 

Классификация лекций:

Выделяют два класса лекций – традиционные и нетрадиционные лекции.

1. Лекции традиционные:

· информативная (или информационная),

· проблемная.

2. Лекции нетрадиционные:

· лекция визуализация;

· лекция вдвоем;

· лекция - пресс-конференция;

· лекция – беседа;

· лекция – дискуссия;

· лекция – консультация и т.д..

 

Информационная лекция. Винформативной лекции содержание непосредственно передается преподавателем в готовом виде через монолог. Это самый распространенный тип лекции, поскольку требует меньше всего затрат времени на подготовку. Данный тип лекции оптимален, когда материал «разбросан» по разным источникам информации, недоступен студенту, труден для понимания, или это совершенно новый материал.

Структура такой лекции выглядит следующим образом:

1. Цели и задачи лекции.

2. Вводная часть (актуальность вопроса).

3. Историческая справка (в зависимости от наличия времени).

4. Основные положения и их аргументация (современное состояние вопроса).

5. Практические выводы.

6. Перспективы развития.

7. Заключение.

8. Рекомендованная литература (можно давать в ходе лекции).

 

Проблемная лекция. Впроблемной лекции иллюстрируется какая-либо научная или практическая проблема: ее появление, направление, способы решения, а также последствия этого решения. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи, что ценно для обучения студентов навыкам мыслительных действий.

Для каких тем следует использовать проблемные лекции – решать самому преподавателю, но предпочтительно излагать в проблемном ключе основной вопрос или основные понятия любой темы.

Структура проблемной лекции:

1. Цели и задачи лекции.

2. Актуальность вопроса.

3. Постановка проблемы (противоречия).

4. Решение проблемы преподавателем (или с участием студентов).

5. Выводы (формулируются совместно со студентами).

6. Заключение.

 

Лекция-визуализация. Реализует дидактический принцип наглядности через использование визульных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации.

Выделяют несколько типов учебных фильмов.

Типы учебных фильмов:

а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала),

б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине),

в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений).

В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету.

Структура лекции-визуализации:

1. Цели и задачи лекции.

2. Вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса).

3. Инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т.п.)

4. Показ учебного фильма.

5. Комментарии преподавателя.

6. Ответы на вопросы студентов.

7. Заключение.

Лекция вдвоем. Различают два варианта такого типа лекции:

1 тип. Два преподавателя разных учебных дисциплин работают одновременно в одной учебной аудитории и освещают один и тот же объект с разных сторон..

2 тип Два преподавателя одной учебной дисциплины преподают одну тему по одному предмету. Первый преподаватель излагает основной материал, а второй – задает проблемные вопросы, «вопросы с подковыркой», тем самым акцентируя внимание аудитории на ключевых моментах темы, активизируя мышление слушателей, вовлекая их в процесс мыслительной деятельности лектора.

Структура лекции вдвоем (2-ой вариант):

1. Цели и задачи лекции, актуальность вопроса (1-ый преподаватель).

2. Изложение 1-го фрагмента материала 1-ым преподавателем.

3. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му.

4. Ответ 1-го преподавателя (возможен мини-спор между преподавателями).

5. Изложение 2-го фрагмента материала 1-ым преподавателем.

6. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му.

7. Ответ 1-го преподавателя и т. д.

8. Заключительное слово 1-го и 2-го преподавателя.

Лекция – пресс-конференция. Лекция – пресс-конференция обычно представляет собой процесс ответов преподавателя на вопросы студентов. Ее уместно проводить перед экзаменом, для обобщения раздела, темы или курса в целом. Студенты заранее готовят вопросы преподавателю, которые группируются по разделам. Вопросы должны быть проблемными, должны обязательно выходить за пределы учебной программы по данному предмету, для их формулировки должна привлекаться дополнительная литература.

Структура лекции – пресс-конференции:

1. Цели и задачи лекции.

2. Порядок работы на занятии.

3. Вопросы студентов (студенты заранее разбиваются на группы, каждая группа готовит вопросы по определенному разделу).

4. Ответы преподавателя.

5. Заключение.

 

Лекция – беседа, или «диалог с аудиторией», наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие студентов в лекции – беседе обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными. Вопросы могут как предварять информационный блок, так и резюмировать содержание блока.

 Структура лекции – беседы:

1. Цели и задачи лекции.

2. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем.

3. Вопрос к аудитории.

4. Ответы студентов.

5. Изложение следующего фрагмента материала преподавателем.

6. Вопрос к аудитории.

7. Ответы студентов и т. д.

8. Заключение.

 

Лекция – дискуссия предполагает организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции.

Структура лекции – дискуссии:

1. Цели и задачи лекции.

2. Актуальность вопроса.

3. Сообщение порядка работы на занятии.

4. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем.

5. Проблемный вопрос к аудитории.

6. Свободная дискуссия.

7. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

8. Изложение 2-го фрагмента и т.д.

9. Заключение.

 

Лекция – консультация проводится, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы, которые не должны выходить за рамки учебной программы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель.

Структура лекции – консультации:

1. Цели и задачи лекции.

2. Краткое изложение основных вопросов темы преподавателем.

3. Вопросы студентов преподавателю.

4. Ответы преподавателя.

5. Свободная дискуссия.

6. Подведение итогов дискуссии преподавателем.

7. Заключение.

 

Вне зависимости от типа к лекции предъявляются следующие требования:

1) высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

2) объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан;

3) высказываемые суждения доказательны, аргументированы;

4) лекционный материал должен быть доступен для понимания;

5)  вводимые термины и названия должны быть разъяснены;

6) главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные;

7) студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

8) организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.);

9) использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.), в т. ч. технических.

 

11.3.1 Структура методической разработки лекции (МРЛ):

 

1) титульный лист;

2) методические рекомендации к лекциям:

- название лекции (тема),

- вид лекции,

- формируемые компетенции,

- цели лекции,

- время лекции,

- оснащение лекции,

- план лекции.

 - конспект лекции (должен быть не менее 12 листов)

 Правила оформления титульного листа методических рекомендаций к лекциям:

Лицевая сторона титульного листа МРЛ оформляется в соответствии с приложением 1. Титульный лист оформляется один на весь комплекс лекций. Для идентификации листов МРЛ рекомендуется использовать колонтитулы с информаций о дисциплине, названии лекции, факультете и т.п.

 

 Название лекции (тема)

Название лекции и ее порядковый номер должны совпадать с указанными в соответствующем пункте  РП.

     Вид лекции

Указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т.н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д. – приложение 2).

   Формируемые компетенции

Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции. Формулировка компетенций должна совпадать с указанной в соответствующем пункте РП.

    Учебные цели

Указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе. Содержание целей должно соответствовать целям, представленным в в соответствующем пункте РП.

    Время лекции

Указывается продолжительность лекции в минутах. Количество указанного времени должно совпадать с указанным в соответствующем пункте РП.

   Оснащение лекции

Указывается материально-техническое, методическое, информационное обеспечение лекции в соответствии с ресурсами, заявленным в соответствующем пункте РП.

   План лекции

Включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов. План лекции необходимо представить в таблице.

Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа
         
         

 

Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный – последний.

Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержаниялекции, которые должны соответствовать содержанию РП.

Педагогическая цель этапа позволяет ответить на вопросы: зачем преподаватель «это делает», зачем введен данный этап в структуру лекции, что формирует, демонстрирует, объясняет, выделяет и т.п.

Время этапа определяется исходя из объема информации и сложности материала.

Конспект лекции (должен быть не менее 12 листов) имеет следющие структурные элементы:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...