Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к комментарию, зафиксированные в системе оценивания сочинения по прочитанному тексту (К2)




Основные требования к комментарию, зафиксированные в системе оценивания сочинения по прочитанному тексту (К2)


Внимание!

При комментировании проблемы исходного текста участником экзамена могут быть допущены грубые (концептуальные) фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста. Подобные ошибки учитываются при оценивании работы по критерию «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (К2). При наличии грубой фактической ошибки в комментарии к проблеме исходного текста пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.  

При комментировании проблемы исходного текста участником экзамена могут быть допущены негрубые фактические ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста. При подсчёте таких ошибок две негрубые считаются за одну. Подобные ошибки учитываются при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале» (К12). Если негрубая фактическая ошибка повторяется в работе экзаменуемого, то она считается за одну ошибку.

 

Чтобы получить высший балл по данному критерию, экзаменуемый должен привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста. Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на основе привлечённого текстового материала.  

В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение экзаменуемого, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть прокомментирована в любой из частей сочинения в соответствии с коммуникативным замыслом.

К грубым ошибкам при комментировании проблемы исходного текста относятся следующие ошибки.

· Отсутствие комментария как самостоятельной смысловой части, он лишь намечен, но не реализован. Например: «Человек живет в обществе, которое, несомненно, оказывает влияние на чувства, мысли, сознание. Как жить в таком обществе, чтобы оно не подавляло и не тяготило тебя? Ответ на этот вопрос нам даёт Н. Татаринцев в своем тексте». Здесь формулируется проблема, задаётся вопрос, обозначающий остроту проблемы, делается переход к исходному тексту. Но комментария нет.

· Неосознанное отступление от темы. Типоло­гически эта ошибка из того же ряда, что и ошибки по критерию К1: ученик пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. В качестве примера приведём фрагмент сочинения по тексту Е. Воробьёва: «Текст показывает бережное отношение солдат к памятникам. Солдат, у которых и так много забот, однако они тревожатся за достопримечательно­сти Москвы. В наше время отношение к памятникам культуры неприемлемое, варварское. Посмотрите! Многие памятные постройки изрисованы краской, некоторые даже надломлены. По новостям часто показывают акты вандализма. Возьмем не па­мятники, возьмем озёра, реки, моря – это тоже достопримечательности, за которые боролись наши солдаты. В каком они состоянии?! » Здесь комментарий развёртывается как целенаправленное движение к заданной точке, конкретный текст становится всего лишь исходным материалом для продуцирова­ния нужного вывода. Не случайно финальная часть работы написана так: «Таким образом, Воробьёв заставил меня заду­маться о моём отношении к природе. Я считаю, что надо ценить природу и памятники архитектуры, ухаживать за ними, тревожиться, как это делает москвич-лейтенант». Автор сочинения непроизвольно отклонился от исходного текста и начал разрабатывать ту проблему, которая ему показалась более близкой, понятной.

Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, посвящённых анализу текстов художественного стиля. Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, участник экзамена непроизвольно деформирует содержание текста. Вот пример такого искажения: «Автор текста, И. Новиков, рассуждает о таком времени, когда вокруг всё серо и тускло (приводятся цитаты из исходного текста, описывающие осень). Да, действительно, осень – это такая пора, когда хочется посидеть дома возле семейного очага, в общем, в тёплом, уютном местечке. И волей-неволей на тебя находят воспоминания об уже прожитых годах. Для кого-то это мучительное время. Особенно для женщин. У них начинаются депрессии, с которыми они порою не могут справиться самостоятельно... А для кого-то, например, для меня, это время для творческих поисков... »

Это яркий пример движения мысли, которое обусловлено неумением выделить в тексте главное, отсутствием необходимых умений для формулирования проблемы исходного текста и её комментирования.

 

·  Воспринята и прокомментирована только часть проблемы (или проблем), поднятой(-ых) автором.

· Отсутствие опоры на прочитанный текст.

 

Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания номера абзаца («В третьем абзаце текста…»); номеров предложений («…описание современной молодёжи (предложения 1–3)»); места в тексте («…в конце текста звучит призыв…»); любых способов цитирования и др.

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них.

 

Связь между примерами-иллюстрациями Вопросы Способ выражения в сочинении
Детализация Можно ли привести подробности? Какие? …так, например, … …укажем детали…
Указание на следствие Как это может сказаться на…? Из чего это следует? Что с этим связано? …вот почему…
Подтверждение Как это подтверждается автором? …в подтверждение этих мыслей автора…
Объяснение Почему? Чем это можно объяснить? …автор объясняет это тем, что… …объясняется это тем, что…
Определение Что обозначает это слово? …это слово автор понимает по- своему… …значение этого слова определяет…
Аналогия На что это похоже? …как и.., здесь прослеживается   (обнаруживается)…
Выделение Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? …автор текста фиксирует внимание…
Сопоставление и противопоставление С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено? …сравним… …автор противопоставляет… …автор сравнивает…

И другие…

 

При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...