Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая активность подростков.




Подростковый возраст (11-14 лет)-один из самых ответственных периодов, в формировании основ физической культуры школьника. Это критический период как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности.

В подростковом возрасте окончательно оформляются "взрослые" мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический "почерк" движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видам спорта. Вместе с тем, выявление спортивных способностей подростка во многом затрудняется характерным для этого периода ухудшением многих видов двигательных координаций человека. Родители ощущают это явление больше других, так как именно им приходится заботится о восполнении фамильных сервизов, потерпевших ущерб из-за неловких движений порывистой неуклюжести или элементарной рассеянности любимых акселератов.

Серьёзные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает её роль в образовании новых навыков и умений. Это имеет непосредственное отношение к физическому воспитанию подростков, так как именно поэтому при обучении подростков физическими упражнениями большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. У подростка усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится всё более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциями. Однако хотя подросток и приобретает способность к сознательному сдерживанию тех или иных полупроизвольных действий, его неуравновешенность и повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам возрастают. Всё это может выразиться в непонятной и непредсказуемой смене настроения, частых конфликтов с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или "очень хорошими", или "очень плохими" детьми, а для разных людей и теми и другими одновременно.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на этих особенностях психики детей 11-14 лет. Все они должны приниматься во внимание при организации их физической активности не только в семье, но и в школьном физическом воспитании. С одной стороны, следует поощрять стремление подростка к самоутверждению через сферу спортивных занятий, а с другой- необходимо формировать у детей этого возраста понимание общественной важности высокого уровня их здоровья, воспитывать благородное чувство долга помощи слабым и предотвращать возникновение комплекса вседозволенности для незаурядного в физическом отношении человека. В этом смысле привлечение физически одарённого юного спортсмена к занятиям с малышами, к организации спортивных состязаний с ребятишками своего двора, квартала, посёлка, улицы может стать мощным средством нравственного воспитания подростка.

Полезно давать подростку конкретные поручения при ремонте или строительстве спортивных площадок, по организации их охраны и поддержания порядка, по их эстетическому оформлению.

При осуществлении физического воспитания подростков необходимо учитывать и некоторые особенности их физического развития, состава и строения опорно-двигательного аппарата, нервной и мышечной нагрузки как факторы ускорения процесса окостенения могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что может сказаться на сбалансированности ритма роста разных звеньев тела ребёнка. К серьёзным негативным изменениям функций различных органов и систем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянный контроль за позой подростка и не обеспечивать укрепление мышц живота и спины. При действии очень сильных или слишком монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение. Это следует учитывать при выполнении детьми среднего школьного возраста упражнений, связанных с проявлением выносливости, чаще "переключать" внимание ребёнка с одного упражнения на другое, разнообразить нагрузки, использовать игровые формы занятий.

В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребёнка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей, При этом базовым элементом, центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковом возрасте физических качеств является быстрота.

Именно быстрота и быстрая сила, как показали проведённые исследования возрастного развития движений человека, наиболее интенсивно растут в подростковом возрасте, самом благоприятном для накопления этих составляющих общего физического потенциала человека. Другого такого периода в жизни человека не будет. Поэтому, если следовать расписанию развития двигательных функций, "разработанному" для нас самой природой, то наибольшее внимание при организации физической подготовки подростка мы должны уделять прежде всего тренировке скоростных качеств в начале и в середине подросткового периода и скоростно-силовых в его конце.

В связи с этим основной упор в физической тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 11-14 лет. В этом же смысле оказывается очень важным и подбор спортивных снарядов. Здесь недопустимы большие отягощения, не позволяющие выполнять быстрые движения. Быстрый бег, прыжки, метание легких снарядов, темповые гимнастические упражнения, в том числе и из арсенала гантельной гимнастики, на велосипеде, в плавательном бассейне и, конечно, много спортивных и подвижных игр, требующих сноровки, быстроты, реакции, быстроты движений и перемещений, -вот основной круг средств для развития силовых и скоростно-силовых качеств подростка.

Физическая активность подростка реализуется прежде всего, конечно- в организационных формах: на уроках физкультуры, в физкультпаузах, при активном отдыхе, в турпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, в ДЮСШ. Для тех, кто интенсивно тренируется в группах ДОСШ и спортивных секциях, "домашняя физподготовка" может быть ограниченна утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью старшим в саду, огороде, на даче. Для всех остальных следует взять за правило еженедельные 2-3 разовые тренировки по 70-90 мин. Разминка и заключительная часть домашнего задания могут быть самого общего характера. В основной же его части, которая может длиться от 30 до 60 мин. основное внимание следует уделить скоростным и скоростно-силовым упражнениям. Эти упражнения лучше всего выполнять сериями по несколько повторений одного и того же упражнения в каждой серии, Темп выполнения упражнений должен быть максимальным: пауза между повторениями и между сериями- достаточной для почти полного восстановления. Вся основная часть может быть проведена и в форме спортивной игры, если позволяют условия и есть возможность собрать команды.

Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовки подростка являются соревновательные нагрузки.

Следует в максимальной степени учитывать потребность детей этого возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Соревнования должны быть возможно более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребёнку шансы на успех хотя бы в одном из состязаний.

Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только чисто спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...