Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая активность старших школьников.




Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и м6тиваций, что требуёт особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Физическое воспитание юношей и девушек 15-17 лет направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию (как организационных, так и особенно в самостоятельных формах), на формирование гражданского отношения к собственному здоровью и физический подготовленности, освоение здорового образа жизни. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период- повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических, в том числе и спортивных, а для юношей и в военно-прикладных упражнениях.

В период юношества завершается развитие центральной нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса оказывается достижение высокого уровня совершенства анализаторно-интегративной деятельности коры головного мозга. Возрастает подвижность нервных процессов. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношения возбуждения и торможения. Возбуждение по-прежнему несколько преобладает над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает у юношей и девушек очень высокого уровня.

Значительные изменения происходят и в психической сфере старшего школьника. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юноши или девушки складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Их поведение отличается сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное суждение. Более объективной становится самооценка: мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.

Период юношества- время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития физических качеств. Главная задача -не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека. Ведь это теперь уже на всю жизнь.

Согласно "расписанию" физического развития и совершенствования, обусловленному описанным в предыдущих главах закономерностям возрастной эволюции моторики человека и других его физических способностей, наиболее важными задачами физического воспитания юношей и девушек будут: развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений наряду с освоением новых видов движений и действий. Поэтому программа физической активности старшего школьника должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Наиболее целесообразным в этот период будет занятие одновременно несколькими видами спорта (возможно, с сезонной их сменой). Однако. и углублённая специализация при занятиях спортом в рамках высокой интенсивности может быть признана хорошей и эффективной формой физической активности в этом возрасте.

Задачи моторного обучения и технического совершенствования конечно, лучше всего решаются в процессе организационных занятий под руководством учителя физкультуры, тренера, инструктора. В рамках этих же форм происходит и повышение уровня развития физических качеств. Однако, если юноша или девушка не занимаются в спортивных секциях или школах, т.е. не имеют условий для достаточно интенсивной физической подготовки, то организационные занятия физическими упражнениями на школьном уроке физкультуры или училище или в техникуме им необходимо дополнять самостоятельной физической активностью в свободное от учёбы и других занятий время.

В случае тренировки самостоятельно- необходимо не менее 2-3 раз в неделю по 1,5-2ч., выполнять предложенные преподавателем физкультуры или самостоятельно намеченные домашние задания. Каждое из этих заданий должно быть выполнено 10-12 раз, т.е. каждое задание может служить планом самостоятельных тренировок в течении одного месяца. Такое количество занятий обусловлено необходимостью и достаточностью повторений физической нагрузки однородного характера для получения тренировочного эффекта.

Понятно, что самостоятельная физическая активность юношей и девушек не должна ограничиваться только выполнением домашних заданий. Помимо этого юным физкультурникам полезно ходить в туристические походы, участвовать в различных соревнованиях, а главное- не упускать возможностей занятий спортивными играми. Самодеятельный футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, гандбол и другие игры- прекрасное и, вероятно, незаменимое средство обогащения моторных возможностей юношей и девушек, развития их физических качеств. Не последнюю роль в этом отношении могут сыграть и занятия ритмической гимнастикой и серьёзное обучение народному или современному танцу. Не стоит забывать и об обычном физическом труде как в домашнем хозяйстве, так и в школьных производственных бригадах. Это тоже тренировка, и весьма эффективная.

Разумеется, правилом остаётся ежедневная утренняя зарядка, комплексы которой могут быть заимствованы из радио- и телепередач и популярных методических пособий.

Важное место в физическом воспитании юношей и девушек должно занять формирование знания о физической активности- того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания и других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей физической активностью- показатель серьёзных успехов в физкультурном воспитании старших школьников. Не менее важным является и воспитание роли физической активности для достижения высокого уровня здоровья, гармоничного совершенства человека и ее огромной важности для здорового образа жизни.

Такое понимание может послужить важной основой для формирования серьёзной, "взрослой" системы мотивации систематической физической активности, что будет способствовать возникновению и развитию новой формы физкультурных и спортивных интересов, где будет преобладать идея всестороннего гармоничного развития своих физических способностей, а не нацеленность только на спортивную результативность.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

В возрастной группе людей зрелого возраста (18-55/60 лет) необходимо выделить по крайней мере два периода, отличающиеся по особенностям двигательной активности. Первый из них охватывает возрастной интервал 18-35 лет, второй 36-55/60 лет. В первом периоде молодом возрасте человек сохраняет высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно в части ее силовых проявлений и работоспособности, Во втором периоде наступает медленное снижение уровня физического потенциала человека. Характер физической активности человека этого возраста во многом определяется особенностями его учебной и производственной деятельности. Поэтому, в обоих периодах зрелого возраста значительное место должна занимать профессионально-прикладная физическая подготовка.

Для людей молодого возраста наиболее существенным элементом физического воспитания является дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью. Развитие силы и выносливости, овладение умениями и навыками оперативного мышления в сложных игровых ситуациях- основные направления спортивной подготовки и физкультурных занятий в этот период.

У людей второго периода зрелого возраста (36-55/60 лет) необходимо формировать мотивации постоянной и систематической физической активности профилактического и оздоровительного характера на основе использования разнообразных видов физических упражнений и физического труда, занятий различными видами спорта, закаливания, восстановительных и психорегулирующих мероприятий. Принцип физической подготовки людей зрелого возраста- разнообразие используемых упражнений при невысокой интенсивности тренировочных нагрузок.

Важной психологической особенностью человека молодого возраста является его уверенность и убеждённость в благополучии своего здоровья, ощущения огромного запаса сил и выносливости. Требуется поэтому специальная разъяснительная работа с целью воспитания у молодых людей понимания того важного факта, что накопленный в первые два с половиной девятилетия жизни физический потенциал необходимо постоянно поддерживать и что те болезни, которые он видит у людей пожилого возраста, как правило, являются закономерным результатом безумной растраты здоровья в молодости, безответственного отношения к поддержанию своего физического потенциала на достаточно высоком уровне.

Другая крайность заключается в том, что возможности физического совершенствования, в том числе и достижения рекордных результатов, кажутся беспредельными и общедоступными. На самом деле цена адаптации к новому, повышенному уровню физических нагрузок возрастает для организма человека с каждым годом, а факты риска, связанные с перенапряжением как физическим, так и психическим, неконтролируемо возрастают. Поэтому так важно в молодом и среднем возрасте оптимизировать двигательную активность, сориентировать человека зрелого возраста на новые цели и новые режимы физической активности.

Вступление в третье десятилетие жизни должно, разумеется быть подготовленно в процессе формирования физической культуры личности в предшествующие годы. Однако, для людей от 18 до 30 лет необходимо приобретение дополнительных знаний, в том числе об особенностях физической активности человека зрелого возраста, правилах дозирования физических нагрузок и самоконтроля. Вступление в брак, начало семейной жизни, заботы о воспитании детей потребуют нового расширения знаний о физической активности, приобретения определённых педагогических навыков.

В третьем десятилетии жизни человек вступает в период так называемого стационарного состояния, который может длиться до шестого десятка лет. Организация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

В классических опытах И.А.Аршавского (1977) было убедительно показано, что продолжительность жизни и работоспособность экспериментальных животных существенно повышаются, если объём двигательных нагрузок не превышает определённых пределов. "В этих случаях они (физические нагрузки- В.Б,)-не только не способствуют индуцированию избыточного анаболизма, но, напротив, обуславливают задержку развития. Оптимальным в каждом возрастном периоде следует считать лишь тот объём двигательной активности, который индуцирует избыточность анаболизма. "Результаты этих выводов И.А.Аршавского находят всё новые косвенные подтверждения своей значимости для правильной организации физической активности в постнатальном онтогенезе человека.

Оптимизация режимов физических нагрузок в зрелом возрасте может быть достигнута на основе регулярной смены видов физической тренировки и достижения тренировочного эффекта при ограниченных по объёму и интенсивности физических нагрузок,

Занимающимся физическими упражнениями в молодом и среднем возрасте можно рекомендовать сезонные смены видов занятий минимума 2, максимум 4 раза в год. Тренировки следует проводить не более 3 раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и реакционного характера.Продолжительность занятий не должна превышать 2 ч. для лиц молодого возраста 1,5 ч. для лиц среднего и пожилого возраста. Ежедневная утренняя зарядка должна оставаться обязательным элементом режима для человека зрелого возраста.

Особое внимание следует уделить оздоровительным и закаливающим мероприятиям. Следует помнить о том, что процесс закаливания по своей сути не отличается от процесса физической тренировки. Поэтому, многолетняя индивидуальная система закаливания каждого человека должна иметь свой ритм смены содержания, объёмов и интенсивности закаливающих процедур. В противном случае эффект резистентности организма может постепенно утратиться, так как однообразные воздействия не будут стимулировать развитие процессов адаптации а со временем и не остановят их затухания.

Важное место в формировании физической культуры человека зрелого возраста займёт освоение им приёмов восстановления умственной и физической работоспособности и психической саморегуляции. Использование в этих целях различных форм физической активности и многообразие вариантов переключений, аутогенной тренировки, водных процедур, бани, массажа и т.д. должно стать привычным элементом здорового образа жизни в период стационарного состояния жизненного цикла человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...