Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 2. Феномен человека в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности.




Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

Методические указания составила: кандидат психологических наук Богданова Н.А. ________________

 

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры психологии от «__»____________200_ г., протокол №

 

Зав. кафедрой _____________Сапогова Е.Е.

 

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические указания к изучению курса «Общая психология и основы педагогики» предназначены для студентов дневного, вечернего и заочного отделений и преследуют цель – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы, освоении теоретического материала дисциплины, а также подготовке и написании контрольно-курсовой работы.

Для более успешного усвоения курса «Общая психология» необходима самостоятельная работа с научными литературными источниками.

В методических рекомендациях подробно приводятся планы лекций и семинарских занятий, образцы тестовых заданий, тематика контрольно-курсовых работ и списки рекомендуемой литературы. Каждая тема лекции обеспечена списком обязательной и дополнительной литературы.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В системном виде изложить современные представления о психических явлениях и психологических фактах. Познакомить с основными понятиями психологической науки. Дать представление об особенностях отдельных психических функций; показать общность и взаимосвязь частных законов психического развития человека с общефилософскими законами диалектики.

Сформировать представления об основных понятиях педагогики, ее категориальном строе. Ознакомить с особенностями становления научной педагогической мысли в процессе исторического развития. Раскрыть основные закономерности процессов воспитания, обучения и образования человека в современных условиях. Показать закономерности становления личности и индивидуальности человека; раскрыть причины деформации личностных структур.

Показать роль и значение психологических и педагогических знаний в жизни и профессиональной деятельности.

 

Курс «Основы психологии и педагогики» предназначен для студентов I-III курсов непсихологических специальностей. В процессе изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» предполагается ознакомить студентов с основными понятиями психологии и педагогики, дать им представление о структуре, категориальном строе и основных закономерностях этих наук, их практическом приложении.

Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой. Итогом изучения курса является подготовка контрольно-курсовой работы.

Общие требования к освоению материала курса "Основы психологии" следующие: студент должен иметь представления об основных категориях психологии и педагогики; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы изучаемых наук в рамках, определенных государственным стандартом и рабочей программой курса.

 

Семинар 1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. (Коллоквиум).

(2 часа)

Темы для самостоятельного изучения к коллоквиуму:

Основные направления в мировой психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ)*.

Какой вклад в отечественную психологию внес А.Н.Леонтьев*.

Отличие психики человека от психики животных*.

Семинар 2. Феномен человека в психологии.. Индивидуально-психологические особенности личности.

(2 часа)

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

На каждом занятии студенты отчитываются по материалу двух предыдущих лекций

Семинар 1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.

Коллоквиум.

Вопросы к коллоквиуму.(1вопрос – 1 балл)

 

1. Что является предметом психологии

2. Чем можно объяснить смену предмета психологии.

3. Почему психология не могла объективно объяснить происхождение психики.

4. Представления о душе как предмете психологии

5. Взгляды на сознание как на предмет психологии (Декарт Р., Вундт В, Титченер Э., Джемс В.

6. Этапы развития психологии

7. Основные направления в мировой психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ).

8. Какое место должна занимать психология в системе наук о человеке и почему.

9. Место психологии в системе наук.

10. Отрасли современной психологии.

11. Современные категории психологии

12. Практическая психология

13. Можно ли психологию считать объективной наукой.

14. В чем заключается трудность изучения целостного человека.

15. Основные современные теории психики.

16. Что рассматривал в качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев.

17. Что собой представляет сознание в концепции Л.С.Выготского

18. Какой вклад в отечественную психологию внес А.Н.Леонтьев.

19. В чем заключается суть современных подходов в изучении психики.

20. Тождественны ли психика и физиология человека.

21. Как соотносятся инстинкт и рефлекс

22. Что представляют собой этапы развития психики.

23. На каком этапе развития психики появляется сознание

24. В чем отличие психики человека от психики животных.

 

Решение задач для закрепления учебного материала.(каждая задача 3 балла)

Примеры предлагаемых задач

Задача 1

Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?

Обоснуйте свой ответ.

 

Задача 2

 

Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?

 

Задача 3

 

Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:

Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.

Обоснуйте свой выбор.

Семинар 2. Феномен человека в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности.

 

Самостоятельная работа студентов по следующим вопросам:

(5 баллов)

 

1. Назовите несколько составляющих уникальности человека

2. Раскройте одну из этих составляющих

3. В чем заключается генетический аспект становления человека согласно Л.С.Выготскому

4. Почему понятия индивидный и индивидуальный не могут быть взаимозаменяемы.

5. Охарактеризуйте две основных группы индивидных свойств.

6. Что является составляющими индивидуальности человека.

7. В чем проявляется становление индивидуальности.

8. Назовите основные критерии личности.

9. Можно ли назвать личностью 2-х летнего ребенка. Почему?

10. Можно ли утверждать, что человек не имеющий мировоззрения может быть личностью. Обоснуйте ответ.

Выборочная проверочная работа по основным понятиям темы №4 (5 баллов)

 

Темперамент, психологические характеристики темперамента, экстраверсия и интроверсия, характер, структура характера, акцентуации, задатки, способности (специальные и общие), сензитивные периоды развития способностей, психологическая характеристика способностей.

 

Темы докладов к семинарскому занятию (5 баллов)

1. Самосознание личности.

2. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уро-вень притязаний.

3. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности.

4. Аномалии личностного развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анананьев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Асмолов А.Г. Психология человека. – М., 1990

3. Ватин И.В. Человеческая субъективность – Ростов-на-Дону, 1984

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

6. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.1 – М., 1994

7. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

9. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...