Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 3. Психологический анализ деятельности. Эмоционально-волевая сфера личности




Темы для обсуждения.

 

1. Общая характеристика деятельности.

2. Предметный характер деятельности.

3. Структура деятельности: деятельность, действия, операции.

4. наньевиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация.

5. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки.

6.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд.

7. Понятие о ведущей деятельности.

8. Соотношение внешней и внутренней деятельности.

9.Понятие о воле.

10.Теоретические подходы к объяснению волевого поведения.

11. Мотивационная сфера личности и волевое поведение.

12. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения.

13.Механизмы волевых процессов. Борьба мотивов. Волевые усилия и самоконтроль. Локус контроля. Импульсивность. Лень.

14.Саморегуляция. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Березин С.В. Турусова. Общая психология. – Самара, 1994

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988

3. Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пединститутов. – М: Просвещение, 1986

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

5. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. – М., 1980.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989

 

 

Семинар 4. Психология познавательной деятельности.

Проверочная работа по основным понятиям темы: (5 баллов)

 

Мышление, структурные компоненты мышления, основные мыслительные операции, память, виды памяти, механизмы памяти, внимание, виды внимания, основные характеристики внимания, воображение, виды воображения, фантазии и мечты, особенности творческого воображения.

Вопросы для обсуждения (подробный и правильный ответ – 3 балла)

1. Тренировка памяти. Забывание.

2. Индивидуальные различия памяти у людей.

3. Связь памяти и эмоций.

4. Мышление и решение задач. Формирование умственных действий.

5. Мышление и творчество. Способы активизации и развития мышления.

6. Индивидуальные особенности мышления. Стратегии мышления.

7. Интуиция, ее значение.

8. Внимание как внутреннее усилие и контроль.

9. Нарушения внимания. Тренировка и развитие внимания.

10. Функции воображения.

11. Воображение и фантазия. Фантазия и ложь.

12. Связь воображения с действительностью. Воображение и эмоции.

Семинар 5. Человек в системе общественных отношений.

Темы для самостоятельного изучения к коллоквиуму:

(2 часа)

К семинарскому занятию студентам предлагаются следующие темы для самостоятельного изучения:

1. Особенности разрешения межличностных конфликтов

2. Роль общения в интеллектуальном развитии человека.

Семинарское занятие проходит как обсуждение докладов студентов, подготовленных заранее.

Темы докладов к семинарскому занятию.(5 баллов)

 

1. Барьеры в межличностном общении

2. Особенности разрешения межличностных конфликтов

3. Проблема психологической совместимости в коллективе

4. Развитие общения в онтогенезе

5. Роль общения в интеллектуальном развитии человека.

6. Генетические корни речи как средства общения

7. Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. – М.: Мир, 1983.

2. наньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

3. Аткинсон В. Память и уход за ней.- Орел, 1992.

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: МГУ, 1979.

5. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – СПб.: Питер, 1995.

6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М., 1993.

7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.

8. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М.: Мир, 1979.Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

9. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

11. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

ОТЧЕТНОСТЬ

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

Контрольно-курсовая работа представляет собой письменную работу студента на одну из предложенных преподавателем тем. Примерный перечень тем контрольно-курсовых работ приведен в методических указаниях.

При подготовке контрольно-курсовой работы, как правило, используется ряд литературных и иных источников. Контрольно-курсовая работа должна содержать основные понятия и определения по избранной теме, описание основных закономерностей, а в случае необходимости - точки зрения различных школ и направлений психологии по данному вопросу.

АТТЕСТАЦИЯ

Баллы на первой ступени аттестации складываются из баллов за посещаемость занятий (7 баллов – из расчета 15 за семестр), баллов за работу на семинарских занятиях (письменный ответ на ряд вопросов по теме, включающих основные понятия, терминологию и вопросы-рассуждения по теме - 5 баллов; устный ответ на вопрос – 1 балл, помощь отвечающему, дополнение – 0,5 балла, дополнительный материал по теме – 5 баллов),

Вторая ступень позволяет студенту набрать 40 баллов, не считая баллы за ККР.

Как дополнительное поощрение за хорошую работу в течение семестра студент может получить еще 10 баллов при условии регулярного посещения лекционных занятий.

Непосещение лекционных занятий без уважительной причины дает студенту штрафные баллы.

Ко второй ступени тестирования студент допускается, если он набрал от 20 до 40 баллов включительно. Если студент ко времени проведения второй ступени аттестации имеет 40 баллов.

ЗАЧЕТ

Студент допускается к зачету при условии полного выполнения учебного плана, положительных итогах первой ступени аттестации, выполнения контрольно-курсовой работы.

Оценка "зачтено" ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией и теоретическим материалом дисциплины, выполнил ККР, а также имеет сумму баллов, позволяющую ему пройти вторую ступень аттестации, предусматривающую выявление знаний логических связей дисциплины, представлений об основных категориях психологии, владение терминологией, заданной курсом; умеет формулировать основные законы и тезисы научной психологии (проводится в форме собеседования со студентом по вопросам к зачету).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Воспроизведите по памяти определение психологии и, исходя из этого определения, сформулируйте основную задачу психологической науки

2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

3. Назовите основные этапы эволюции психологии как науки

4. Назовите и раскройте содержание основных понятий педагогики.

5. Назовите психологические методы исследования. Раскройте один из них.

6. Дайте характеристику основных методов педагогического исследования.

7. Определите сущность человеческого сознания

8. В чем заключается феномен человека.

9. Раскройте суть проблемы социального и биологического в человеке

10. Понятие личности в психологии Психологическая структура личности.

11. Мотивационно-потребностная сфера личности

12. Межличностные отношения. Понятие о группах

13. Групповые нормы, виды групповых норм. Групповые санкции.

14. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и отдельной личности.

15. Раскройте суть процесса воспитания, его роль в социализации личности.

16. Понятие деятельности в психологии.

17. Структура деятельности

18. Раскройте связь обучения и воспитания.

19. Понятие о образовании. Отличие образования от обучения.

20. Понятие общения в психологии

21. Функции и роль педагога в процессе обучения. Обучение и учение.

22. Формы и методы обучения.

23. Понятие педагогических технологий

24. Проблема оптимизации обучения.

25. Знания, умения, навыки в структуре учебной деятельности

26. Учение как особый вид деятельности.

27. История развития педагогического знания.

28. Понятие о педагогической этике.

29. Педагогическое общение, стили.

30. Речь и язык.

31. Мышление как высшая форма познавательной деятельности

32. Виды мышления

33. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности

34. Раскройте суть понятия «внимание». Определите роль и место внимания в человеческой деятельности

35. Раскройте важнейшие характеристики каждого вида внимания

36. Объясните суть основных свойств внимания

37. Понятие чувств. Роль чувств в познавательной и практической деятельности

38. Воля и волевые действия человека

39. Психологическая структура волевого акта

40. Понимание природы ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность

41. Классификация ощущений.

42. Восприятие как психический процесс

43. Раскройте зависимость восприятия от опыта человека

44. Раскройте суть основных особенностей восприятия

45. Понятие памяти. Виды памяти

46. Условия эффективного сохранения информации

47. Понятие темперамента. Основные психологические характеристики

48. Типологии темперамента

49. Определение характера в психологии. Группы свойств характера.

50. Способности и задатки как свойства личности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...