Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Общие правила продажи товаров. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества




ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

 

Методические материалы
для подготовки к семинарским и практическим занятиям
по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Вологда – 2014


Потребительское право: Методические материалы для подготовки к семинарским и практическим занятиям по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 20 с.

 

 

Подготовила:

О.Н. Белова – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России 02.07.2014 г., протокол № 1.

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические материалы составлены в соответствии с тематическим планом изучения курса «Потребительское право» по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция» и имеют основной целью оказание помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям по данному специальному курсу.

Цель проведения семинарских и практических занятий – закрепление знаний, полученных в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы, и получение практических навыков по применению гражданского, гражданско-процессуального, административного, налогового законодательства при разрешении конкретных ситуаций.

Ответ студента должен включать теоретические разработки, взгляды ученых по соответствующему вопросу, ссылки на действующее законодательство, примеры судебной практики. Поэтому студенты обязательно должны изучать, помимо основной учебной литературы, дополнительную литературу и материалы судебной практики, опубликованные в официальном издании Верховного Суда Российской Федерации «Бюллетень Верховного суда РФ», либо обобщенные в правовых компьютерных базах «Консультант Плюс. Судебно – арбитражная практика» и «Гарант».

Изучение теоретических вопросов должно сопровождаться разбором конкретных ситуаций, решением задач. При этом предполагается знание норм законодательства по ранее изученным отраслям: гражданское право, гражданско-процессуальное право, административное право, налоговое право. По усмотрению преподавателя студентами могут быть подготовлены доклады, примерные темы которых указаны в плане. Выступление по докладу не должно ограничиваться озвучиванием учебной литературы, а должно носить характер исследования. Время выступления не более 10 минут.

Каждая тема семинарских занятий содержит план и задачи. В методических материалах указаны также нормативно–правовые акты, основная литература. Ссылки на источник опубликования нормативно-правовых актов даны без учета последующих изменений законодательства.


Тема 2. Информация, маркировка

 

Вид занятия: семинар, практическое занятие

1. Понятие о маркировке.

2. Товарные знаки.

3. Штрихкодирование.

4. Маркировка продовольственных товаров.

5. Право потребителя на информацию об изготовителе и о товаре.

6. Изучение маркировки по образцам.

 

Задачи

1. Супруги Савины купили своему 2-х летнему сыну в магазине «Детский мир» резиновую игрушку. Через неделю у ребенка проявились аллергические реакции в виде зуда и сыпи на лице и руках. Врач, к которому обратились Савины, выявил аллергическую реакцию на краситель, предположительно находящийся в новой игрушке. Какие права потребителя нарушены в данном случае? Как восстановить нарушенные права?

2. Кирилловская Р. купила остаток ткани, из которого, как уверяли ее продавцы, можно было сшить платье с длинными рукавами. Для пошива платья Кирилловская Р.обратилась в ателье, где ей объяснили, что для фасона платья, выбранного ею, купленной ткани недостаточно. Какое право потребителя было нарушено продавцом?. Как действовать потребителю в сложившейся ситуации?

3. Зайцева Л. купила в магазине ткань для пошива костюма. Она сшила костюм, но прогладив его, обнаружила, что ткань дала очень сильную усадку. Вещь стала непригодна к использованию. Зайцева Л. посчитала, что ее потребительские права были нарушены работниками магазина, не предупредившими о возможной усадке ткани при проглаживании, и предъявила к магазину требование о возврате денег, которые она заплатила за ткань. Её требования удовлетворены не были. Были ли нарушены права потребителя в данном случае? Разрешите спор между продавцом и покупателем. Как изменилась бы ситуация, если бы костюм Зайцевой шили в ателье?

4. Гр-н З. приобрел разборный платяной шкаф. Когда З. приступил к сборке шкафа, он обнаружил, что отсутствует соответствующая инструкция, без которой произвести сборку шкафа не представляется возможным. Какие права имеет потребитель в данной ситуации?

Нормативные акты

1. Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗРФ. 03.12.2007. № 49. Ст. 6076.

2. Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

3. Постановление Правительства от 19.01.1998. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекции» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

Литература

1. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. 192 с.

2. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.

3. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 176 с.

4. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008. 376 с.

5. Талимончик В.П. Международные сети по защите прав потребителей // Информационное право. 2009. №1. С.45-47.

6. Челышев М.Ю. Закон РФ "О защите прав потребителей": необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир. 2009. №2. С.23-25.

Тема 3. Качество товаров

 

Вид занятия: семинар, практическое занятие

1. Понятие о качестве товаров, право потребителя на безопасность товаров, методы оценки качества.

2. Понятие о сроке службы, сроке годности, гарантийном обслуживании.

3. Ответственность продавца (исполнителя) за некачественную продукцию.

4. Изучение Закона в отношении прав потребителей на безопасность, возможность ремонта, техобслуживания.


Задачи

1. Ивановский 19 декабря приобрел в торговом доме «Восток» костюм. 23 декабря возвратилась из служебной командировки его жена, которая покупку оценила весьма критически. Ивановская, считая, что костюм мужу не подходит ни по расцветке, ни по фасону, посоветовала ему обменять костюм на другой. Ивановский согласился. С 24 по 31 декабря он был болен, что подтверждалось больничным листом. 3 января следующего года Ивановский пришел в торговый дом и попросил обменять костюм. Ему было отказано со ссылкой на то, что он пропустил срок, установленный Законом РФ «О защите прав потребителей». Правомерен ли отказ продавца? От имени адвоката дайте консультацию Ивановскому в сложившейся ситуации.

2. Универмаг продал Беляеву пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателю. При перевозке автомобиль попал под сильный дождь, пианино намокло, и было испорчено. Покупатель отказался принять доставленное ему пианино и потребовал возврата денег или доставки другого, исправного инструмента. На свое заявление Беляев получил от администрации универмага ответ, в котором указывалось, что Беляев, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. Универмаг обратился в суд с требованием обязать Беляева принять купленное им пианино. Имеет ли Беляев право отказаться от принятия доставленного пианино? Разрешите спор между продавцом и покупателем.

 

3. 16 ноября Крылов купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, Крылов снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. 20 ноября, возвращаясь с работы, Крылов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что у одного из новых ботинок отрывается подошва. 21 ноября Крылов пришел в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация универмага обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьезных причин для обмена нет. Что же касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару. Правомерны ли действия администрации?

4. При покупке губной помады гр-ке М. была предоставлена информация о том, что помада изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у гр-ки М. возникли сомнения в достоверности представленной информации, и она передала купленную губную помаду на экспертизу. В результате проведенной экспертизы было установлено, что в химический состав помады натуральные вещества не входят. Является ли помада качественным товаром применительно к данной ситуации?

Нормативные акты

1. Указ Президента от 22.02.1992. № 179. «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // РГ. 1992. № 61.

2. Постановление Правительства от 19.01.1998. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекции» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

3. Постановление Правительства от 2.04.2002 № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» // СЗ 2002. № 15. Ст. 1431.

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797.

5. Правила бытового обслуживания населения в РФ. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979.

 

Литература

1. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. 192 с.

2. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.

3. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 176 с.

4. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008. 376 с.

5. Келебай Е.Б. Неустойка, установленная Федеральным законом "О защите прав потребителей" за просрочку выполнения требования потребителя в отношении услуги (или работы), не подлежит уменьшению судом // Юрист. 2009. №4. С.14-16.

 

Тема 4. Общие правила продажи товаров. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

Вид занятия: семинар, практическое занятие

1. Торговый профиль предприятия. Понятие о лицензии и патенте.

2. Информация для покупателей в магазине. Право покупателя на проверку качества, цены. Порядок приобретения товара, оплаты и расчета с кассиром.

3. Обязанности покупателя по возмещению стоимости товара, поврежденного по его вине.

4.Права потребителей на безвозмездное устранение недостатков товаров, расторжение договора купли-продажи. Правила обмена товаров.

5. Сроки предъявления претензий в отношении недостатков товаров, порядок замены товаров.

6. Товары, не подлежащие обмену

 

Задачи

1. Елисеев В. пришел в универмаг и вопреки требованиям обслуживающего персонала, сумку на хранение не сдал. Его не пустили в торговый зал. Квалифицируйте действия продавца.

2. Сидорова в аптеке выбрала лекарственный препарат на сумму 32 рубля, предъявив рецепт. Для оплаты она предъявила купюру достоинством 1000 рублей. Кассир заявила, что у нее нет сдачи с такой денежной суммы, и предложила Сидоровой разменять купюру в близлежащих магазинах. Сидорова, вследствие плохого самочувствия отказалась, настаивая на продаже ей лекарства. Кассир отказалась продавать лекарство, мотивируя отсутствием сдачи. От волнения у Сидоровой поднялось давление, ей пришлось вызвать «Скорую медицинскую помощь». Квалифицируйте действия кассира? Как закон предписывает действовать в данном случае?

Какие требования может предъявить Сидорова и к кому, в сложившийся ситуации?

Задачи

1. Петрова Я. купила на рынке демисезонные сапоги. Через две недели эксплуатации на сапоге сломался каблук. Петрова Я. обратилась к продавцу с требованием безвозмездно устранить недостаток. Недостаток продавцом был устранен. Через 10 дней после ремонта сломался каблук на другом сапоге, и Петрова Я. обратилась к продавцу с требованием принять товар обратно и возвратить деньги, уплаченные за сапоги. Продавец выполнил это требование Петровой. Однако, когда Петрова выразила желание купить у этого же продавца другие сапоги, он отказался ей продать выбранную ею обувь. Квалифицируйте действия продавца.

2. В магазине модной одежды Адамовой Е. был куплен вечерний костюм. При внимательном осмотре дома купленной вещи Адамова пришла к выводу, что костюм уже был в употреблении. Нарушены ли в данном случае права потребителя? Какие действия предпринять Адамовой для восстановления нарушенных прав?

 

3. Саблин купил в магазине водоочиститель «Изумруд 5», который имел функцию выделения «живой» (положительно заряженной) воды и «мертвой» (отрицательно заряженной) воды, не предназначенной для употребления в пищу. Магазин не снабдил Саблина инструкцией по эксплуатации водоочистителя. Через полгода Саблин почувствовал резкое ухудшение здоровья, и врачи, к которым он обращался, не смогли поставить диагноз. Ему порекомендовали сдать воду, которую он употребляет в пищу на анализ. Анализ, проведенный лабораторией санэпидемстанции, показал, что вода, пропущенная через водоочиститель Саблиным, не предназначена для употребления в пищу. Оказалось, что Саблин, не зная правил эксплуатации водоочистителя, получал «мертвую воду» и употреблял ее в пищу, вследствие чего ухудшилось состояния его здоровья.

Саблин обратился в юридическую консультацию, чтобы получить ответы на следующие вопросы:

– имеет ли он право предъявить иск к магазину с требованием о возмещении вреда, причиненного его здоровью и в каком объеме?

– может ли он потребовать компенсации морального вреда, который он определил в сумме 20 тыс. рублей?

Дайте ответы от имени юриста.

4. Смагина приобрела в автосалоне новый автомобиль марки Nissan. Через 12 дней после покупки автомобиля, при движении по оживленной улице, произошел разрыв покрышки переднего колеса. В результате автомобиль вынесло на встречную полосу, где произошло столкновение. Проведенной экспертизой было установлено, что причиной разрыва покрышки является заводской дефект. Какие права потребителя были нарушены? Какие действия необходимо предпринять потребителю для их восстановления?

Нормативные акты

1. Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4.11.1994. № 2063 // СЗ РФ. 07.11.1994. № 28. Ст. 2972.

3. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» // СЗРФ. 2002. № 26. Ст. 2585.

4. Постановление Правительства от 7.03.1995. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». // СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 997.

5. Постановление Правительства от 19.01.1998. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекции» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

 

Литература

1. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. 192 с.

2. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.

3. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 176 с.

4. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008. 376 с.

5. Гусятникова Д.Е. Покупатель не всегда прав! Типовые ситуации по защите прав всех участников процесса купли-продажи товаров и услуг. 2-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2008. 127 с.

6. Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: Юрист, 2008. 291 с.

Тема 5. П равила уличной мелкорозничной торговли

 

Вид занятия: семинар, практическое занятие

1. Понятие об уличной мелкорозничной торговой сети.

2. Патент, лицензия. Их содержание.

3. Ответственность за нарушение правил мелко-розничной торговли.

 

Задачи

1. Чижова О. купила в магазине краску для волос. Для окрашивания она обратилась в парикмахерскую. Через неделю после проведенной процедуры у Чижовой О. выпали все волосы. Может ли Чижова требовать компенсации вреда в связи с произошедшим? К кому будут обращены ее требования? Как изменится ситуация, если окрашивание было произведено Чижовой дома?

Нормативные акты

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. I). Ст. 3434; 2008. № 18. Ст. 1941.

2. Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

3. Постановление Правительства от 19.01.1998. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекции» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

 

Литература

1. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. 192 с.

2. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.

3. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 176 с.

4. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008. 376 с.

5. Карягин Н.Е., Сафиуллин Р.С., Цолина Е.В., Егорова С.Н. Проблемы эффективности форм защиты прав потребителей лекарственных средств (на примере Республики Татарстан) // Медицинское право. 2009. №4. С. 26 – 30.

6. Васин И.А. Защита прав потребителей при перевозках пассажиров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. №8. С. 44 – 47.


Тема 6. Комиссионная торговля
непродовольственными товарами

 

Вид занятия: практическое занятие

 

1. Понятие о комиссионной торговле непродовольственными товарами.

2. Термины (комитент, комиссионер, комиссионный сбор и др.).

3. Правила сдачи товара на комиссию, уценка

 

Задачи

1. Вместе с маленьким сыном Валиева О. зашла в магазин самообслуживания, сдав на хранение свою сумку. При этом мальчик ел конфету «Чупа-Чупс», которую Валиева О. дала ему перед тем, как зайти в магазин. При расчете в кассе за купленный товар, от Валиевой О. потребовали оплатить «Чупа-Чупс», который ест ее сын. Валиева О. отказалась, заявив, что сын зашел в магазин уже с конфетой. Кассир, не поверив Валиевой О., в присутствии других покупателей заявила, что покупательница эту конфету украла, а также позвала сотрудника службы охраны, для того, что бы он предпринял «соответствующие меры». Валиева О. смогла доказать, что не совершала правонарушения. Квалифицируйте действия кассира. Дайте консультацию Валиевой от имени адвоката о том, что она может сделать для восстановления своих прав.

Нормативные акты

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. I). Ст. 3434; 2008. № 18. Ст. 1941.

2. Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

3. Постановление Правительства от 19.01.1998. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекции» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

 

Литература

1. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учебное пособие. М.: Проспект, 2010. 192 с.

2. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 192 с.

3. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 176 с.

4. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008. 376 с.

5. Кособродов В.М. Практика функционирования регионального института защиты прав потребителей (на примере Белгородской области) // Адвокат. 2009. №12. С. 42 – 46.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...