Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




Под редакцией Б.В.Сухинина

 

Тула 2000

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ………………………………………………………………… 3

Общие требования к подготовке, выполнению и оформлению

лабораторных работ ……………………………………………………………. 4

Техника безопасности ………………………………………………….. 5

Лабораторная работа №1 «Изучение электронных и измерительных

приборов» ……………………………………………………………………….. 6

Лабораторная работа №2 «Исследование работы полупроводниковых

диодов и стабилитронов»………………………………………………………. 12

Лабораторная работа №3 «Исследование однофазного

однополупериодного выпрямителя»……………………………………….…. 22

Лабораторная работа №4 «Исследование однофазного

двухполупериодного выпрямителя»……………………………………….…. 30

Лабораторная работа №5 «Нелинейные преобразователи

электрических сигналов. Исследование последовательных диодных

ограничителей»……………………………………….………………………… 37

Лабораторная работа №6 «Нелинейные преобразователи

электрических сигналов. Исследование параллельных диодных

ограничителей»……………………………………….………………………… 43

Лабораторная работа №7 «Исследование параметрического

стабилизатора напряжения»………………...……….………………………… 49

Лабораторная работа №8 «Исследование компенсационного

стабилизатора постоянного напряжения»………………...……….……..…… 56

Лабораторная работа №9 «Исследование работы биполярного

транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером (ОЭ)».…...………. 62

Лабораторная работа №10 «Исследование полупроводникового

усилителя переменного напряжения»…………………………...…...………. 82

Лабораторная работа №11 «Исследование импульсных

устройств»……………………………………..…………………...…...………. 92

 

Разработали: Б.В. Сухинин, д.т.н., профессор

В.В. Сурков, д.т.н., доцент

В.С. Илюшин, к.т.н., доцент

В.И. Ловчаков, к.т.н., доцент

Е.И. Феофилов, к.т.н., доцент

 

 

Рассмотрено на заседании

кафедры Э и ЭО

Протокол №19 от 01.07.99 г.

Заведующий кафедрой

 

_________________ Б.В. Сухинин


ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов при выполнении ими лабораторных работ по курсу "Физические основы электроники", а также по разделу "Основы электроники" следующих учебных дисциплин: "Электротехника и основы электроники", "Электротехника и электроника", "Электротехника", "Электропривод и основы электроники", "Электротехника и основы промышленной электроники", "Основы электротехники и электроники", "Электротехника, электроприводы станков и основы электроники", "Электротехника и электроника. Электропривод строительных и дорожных машин".

Современный уровень развития производства требует внедрения во всех отраслях промышленности эффективных систем управления производственными и технологическими процессами, основанных на широком использовании электронной техники. Поэтому знание основ электроники является необходимым условием продуктивной работы специалистов различных направлений.

Основной целью лабораторных работ по основам электроники является получение практических навыков в исследовании и применении электронных устройств, закрепление теоретического материала о принципе их работы и основных характеристиках.

В настоящем сборнике содержатся методические указания к лабораторным работам по разделу «Основы электроники» электротехнической дисциплины. Описание к каждой лабораторной работе составлено таким образом, чтобы за одно лабораторное занятие студент имел возможность полностью выполнить задание и составить отчёт при условии наличия заранее заготовленных бланков протокола испытаний и расчётно-графической части.


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ, ВЫПОЛНЕНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

 

Прохождение лабораторного практикума включает в себя три этапа:

1) самостоятельная подготовка к работе;

2) проведение экспериментов в лаборатории;

3) обработка результатов экспериментов и оформление отчёта.

1. В процессе самостоятельной подготовки студенты обязаны:

а) изучить или повторить основные теоретические положения по теме, которую отражает лабораторная работа, для чего использовать конспект лекций и рекомендованные преподавателем учебные пособия. Качество своей подготовки можно оценить с помощью контрольных вопросов, приведённых в настоящих методических указаниях к каждой лабораторной работе;

б) подготовить бланки протокола испытаний и расчётно-графической части отсчёта, формы которых даны в методических указаниях;

в) уяснить цель работы и изучить порядок её выполнения.

Перед началом работы преподаватель проверяет уровень подготовки студентов. Студент, не подготовленный теоретически или не имеющий оформленных бланков, к выполнению работы не допускается.

2. Проведение экспериментов осуществляется фронтальным методом на универсальных лабораторных стендах в составе бригад по 2-3 человека в соответствии с графиком, составленным преподавателем. Электрические цепи согласно схемам, приведённым в протоколах испытаний, собираются на стенде с помощью проводников со штекерами, укомплектованных для каждого стенда. Подключение электронных измерительных приборов может осуществляться также посредством специальных кабелей, входящих в комплект приборов. После сборки цепи её необходимо предъявить для проверки преподавателю или лаборанту. Включение напряжения можно производить, только получив на это разрешение. Самовольное включение напряжения категорически запрещается. Предъявлять электрическую цепь для проверки необходимо после любого, даже незначительного изменения схемы. Если невыполнение этих требований повлекло за собой выход из строя приборов и оборудования, виновный несёт материальную ответственность.

Применяя электронные измерительные приборы, следует внимательно ознакомиться с передней панелью прибора, назначением ручек, переключателей и гнёзд, прибегая при необходимости к помощи преподавателя.

В процессе выполнения работы протокол испытаний заполняют экспериментальными данными, снимаемыми с электроизмерительных приборов, а также зарисовывают осциллограммы, наблюдаемые на экране осциллографа. После завершения работы, не разбирая электрическую цепь, протокол испытаний предъявляют для проверки преподавателю, который своей подписью удостоверяет правильность результатов. После этого электрическую цепь следует разобрать.

Время проведения экспериментов должно составлять не более 40-45 мин.

3. Обработка результатов измерений, оформление и сдача отчётов производится в лаборатории непосредственно после выполнения работы. Для этого каждый студент обязан иметь с собой на каждом занятии чертёжные принадлежности (карандаш, линейку, лекало) и микрокалькулятор. Содержание расчётно-графической части отсчёта дано в методических указаниях.

Отчёт по лабораторной работе включает в себя:

- протокол испытаний с подписью преподавателя;

- расчётно-графическую часть;

- краткие выводы по работе.

При оформлении отчёта необходимо выполнять требования ЕСКД.

Если студент не успел на занятии оформить отчёт до конца, то он заканчивает оформление дома с предъявлением отчёта на следующем занятии.

 

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

Основные правила техники безопасности при работе с электрооборудованием изложены в инструкции по технике безопасности, с которой студенты знакомятся на вводном занятии. Кроме того, при выполнении лабораторных работ по разделу «Основы электроники» особое внимание необходимо уделять правильному обращению с электронными приборами. Категорически запрещается замыкать накоротко выход работающего генератора синусоидальных колебаний во избежание выхода из строя. При пользовании ручками на панелях электронных измерительных приборов нельзя прилагать чрезмерно большие усилия.

 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Получить практические навыки использования электронных приборов: генератора, осциллографа, вольтметра.

2. Освоить способы определения параметров синусоидального напряжения с помощью электронного осциллографа.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Электронно-лучевой осциллограф.

Электронно-лучевой осциллограф (ЭЛО) является универсальным измерительным прибором. С его помощью можно визуально наблюдать и регистрировать изменяющиеся во времени сигналы. Он используется для измерения амплитуды, периода и частоты напряжения, угла сдвига фаз между напряжениями и других физических величин, преобразованных в электрические сигналы.

 
 

Упрощённая структурная схема универсального осциллографа представлена на рис.1. он состоит из электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) и двух каналов управления лучом: канала Y и канала X. В канал Y входят аттенюатор Y и усилитель Y. В канал X входят: устройство запуска развёртки, генератор развёртки, аттенюатор X и усилитель X.

Основным узлом осциллографа является электронно-лучевая трубка, представляющая собой стеклянную колбу с высоким вакуумом, внутри которой жёстко закреплены электронная пушка и две пары взаимно перпендикулярных отклоняющих пластин: пластины Y и X.

Электронная пушка служит для создания узкого пучка электронов – электронного луча. В её состав входят: подогреваемый катод К, управляющий электрод (модулятор) М и два анода А1 и А2. Первый анод служит для фокусировки луча, второй – для ускорения электронов луча. Электронный луч образует на экране ЭЛТ светящуюся точку.

Пластины Y служат для отклонения луча по вертикали, на них подаётся исследуемое напряжение U(t) по каналу Y. Пластины X служат для отклонения луча по горизонтали, на них подаётся напряжение развёртки UX(t).

При работе осциллографа с внутренней развёрткой на пластины X от генератора развёртки подаётся пилообразное напряжение, возвращающее по линейному закону. Под воздействием его электронный луч отклоняется и светящаяся точка перемещается по экрану в горизонтальном направлении с постоянной скоростью.

При работе осциллографа с внешней развёрткой напряжение развёртки подаётся через вход X от внешнего источника.

Аттенюаторы служат для ослабления больших сигналов, а усилители для усиления малых сигналов.

 

2. Генератор синусоидальных колебаний.

 
 

Генераторы синусоидальных колебаний являются источниками электрических колебаний, форма которых заранее известна, а частота, напряжение (или мощность) и некоторые другие параметры сигналов могут регулироваться в определённых пределах. Такие генераторы бывают низкочастотные и высокочастотные. Низкочастотные генераторы охватывают диапазон частот в пределах от долей герца до 200 кГц. Структурная схема низкочастотного генератора приведена на рис.2.

Задающий генератор вырабатывает синусоидальный сигнал, частоту которого можно регулировать дискретно («множитель частоты») и плавно. Усилитель состоит усилителя напряжения и усилителя мощности. Выходное устройство предназначено для создания на нагрузке заданного напряжения (мощности), а также для согласования выходного сопротивления генератора с сопротивлением нагрузки. Выходное устройство состоит из делителя напряжения (аттенюатора) и согласующего трансформатора.

В данной работе рассматривается применение осциллографа для определения по осциллограмме амплитуды и периода синусоидального напряжения, получаемого от генератора. Для решения этой задачи на вход Y подаётся исследуемое напряжение U(t), которое после преобразования в канале Y поступает на пластины Y. На пластины X подаётся линейно изменяющееся напряжение UX(t) от генератора развёртки через усилитель X. Переключатель выбора развёртки при этом должен быть поставлен в положение «Внутренняя развёртка». При решении данной задачи принято использовать внутреннюю синхронизацию генератора развёртки, а поэтому переключатель S1 включается на канал Y, т.е. в положение «Внутренняя синхронизация».

В данном опыте на электронный луч действуют две электростатические силы FX и FY. Сила FX направлена вдоль оси Х и отклоняет луч с постоянной скоростью VX. Сила FY направлена вдоль оси Y и изменяется по закону синуса: FY = FYm×sint. Под воздействием такого рода сил электронный луч будет перемещаться по поверхности экрана по синусоидальной кривой (рис.3).

 

Амплитуда Um и период Т исследуемого напряжения определяются по формулам Um = SYCY; T = SXCX, где SY и SX – расстояния, равные амплитуде и периоду синусоиды, полученной на экране; CY и CX – цены делений сетки экрана вдоль осей Y и X при данном положении переключателей усиления Y (Вольт/дел) и длительность развёртки (Время/дел) соответственно.

Для синусоиды, представленной на рис.3, SY = 1,7 дел, SX = 7,3 дел. Допустим, что при этом переключатель «Вольт/дел» установлен в положение 2 В/дел (CY = 2 В/дел), а переключатель «Время/дел» установлен в положение 10 мс/дел (CX = 10 мс/дел), тогда Um = 1,7×2 = 3,4 В, Т = 7,3×10×10-3 = 0,073 с.

Действующее значение U, частота f и угловая частота w этого напряжения будут равны:

Уравнение мгновенного значения этого напряжения (при yu = 0), будет иметь следующий вид: U(t) = 3,4sin87,9t В.

 

ОБЪЕКТ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Объектами и средствами исследования в данной работе являются электронные измерительные и задающие приборы: генератор синусоидальных колебаний и электронно-лучевой осциллограф.

В качестве генераторов в лабораториях кафедры используются генераторы типа ГЗ-36, ГЗ-33, ГЗ-109, ГЗ-56/1. Эти генераторы имеют следующие технические характеристики: диапазон изменения частот 20 Гц – 200 кГц, выходное напряжение 0,3 мВ – 30 В, погрешность установки частоты 3%.

В качестве осциллографа используются однолучевые осциллографы типа С1-72, С1-65, С1-67, С1-49. Они имеют следующие технические характеристики: полоса пропускания 0-1 МГц, максимальная чувствительность 2000 мм/В (калибровочный коэффициент 1/2000 В/м = 0,005 В/дел), длительность развёртки 01 мкс/дел – 2 с/дел, погрешность измерения 10%, входное сопротивление 1МОм.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

1. Включить электронные приборы: осциллограф, генератор и вольтметр с помощью выключателей «Сеть» и дать им прогреться в течении 2-3 мин.

2. Ознакомиться с ручками управления на лицевых панелях электронных приборов и получить на экране осциллографа изображение прямой горизонтальной линии.

3. Осуществить с использованием осциллографа измерение параметров синусоидального напряжения, получаемого с генератора.

3.1. Подключить к выходным клеммам генератора вход Y осциллографа и электронный вольтметр согласно схеме на рис.4 (прил.).

3.2. Для выполнения опыта 1 установить на генераторе одну из комбинаций указанных в табл.1 (прил.) значений частоты fr и напряжения Ur выходного сигнала, используя ручки управления, лимб частоты и стрелочный индикатор напряжения. Значения Ur и fr записать в табл.2 (прил.).

3.3. Осуществить настройку осциллографа для получения на экране устойчивого изображения 2-3 периодов синусоиды. При этом центральные ручки плавной регулировки длительности развёртки («Время/дел») и усиления («Вольт/дел») должны быть повёрнуты до отказа вправо.

3.4. Используя сетку экрана, определить расстояния SY и SX, соответствующие амплитуде и периоду синусоиды. По положениям ручек переключателей (ступенчатой регулировки) усиления Y (Вольт/дел) и длительности развёртки (Время/дел) определить цены делений сетки экрана СY и СХ вдоль осей Y и Х. Значения SY, SX, СY, СХ записать в табл.2 (прил.).

3.5. Выбрав необходимый предел измерения, снять показания вольтметра UВ и записать их в табл.2 (прил.).

3.6. Вычислить амплитудное значение Um, период Т, частоту f = 1/T, угловую частоту w = 2pf и действующее значение U = Um/ измеряемого сигнала. Результаты записать в табл.2 (прил.)

3.7. Выполнить опыты 2-4 по аналогии с опытом 1 (пп.3.2. – 3.6.) для трёх других возможных комбинаций Ur и fr из табл.1 (прил.).

4. Для одного из опытов составить уравнение мгновенного значения U(t) при условии, что yu = 0.

5. Согласовать результаты с преподавателем, после чего отключить все приборы и разобрать электрическую цепь.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

 

1. Из каких основных частей состоит упрощённая структурная схема осциллографа?

2. Как устроена и из каких частей состоит электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) осциллографа?

3. Из каких частей состоит электронная пушка и для чего она служит?

4. Сколько отклоняющихся пластин имеет ЭЛТ и для чего они используются?

5. Из каких основных частей состоит канал Y и каково его основное назначение?

6. Для чего служит аттенюатор?

7. Из каких основных частей состоит канал X и каково его основное назначение?

8. По какому закону изменяется выходное напряжение генератора разведки?

9. При исследовании синусоидального напряжения по какому закону должно изменяться развёртывающее напряжение для получения синусоидальной осциллограммы?

10. На какие электроды подаётся развёртывающее напряжение?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Кушнир Ф.В. Электрорадиоизмерения. – Л.: Энергоатомиздат, 1983.-С.120-146, 201-204.

2. Электрические измерения / Под ред. А.В.Фремке. – М.; Л.: Энергия, 1980. – С. 171-186.


Приложение

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ

к лабораторной работе №1 «Изучение

электронных измерительных приборов»

Таблица 1 Таблица 2

Номер бриг. fr, Гц Ur, В   Параметры Номер опыта
       
    0,36 2,80 Ur, B        
    0,52 1,40 fr, Гц        
    0,12 1,90 SY, дел        
    0,18 2,20 СY, B/дел        
    0,24 1,10 Um, B        
    0,33 1,60 SX, дел        
    0,48 2,25 СХ, с/дел        
    0,15 1,20 Т, с        
    0,30 1,80 f, Гц        
    0,60 2,60 w, рад/с        
    0,10 1,30 U, B        
    0,50 2,40 UB, B        

 

Для опыта № U(t) =

Группа _____________ Студент ___________________ Дата___________

 

Преподаватель _______________


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ДИОДОВ

И СТАБИЛИТРОНОВ

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Изучение принципа действия, исследование статических вольтамперных характеристик полупроводникового диода и стабилитрона и их работы в простейших цепях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...