Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело




Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

В результате изучения темы студенты должны:

 

   - знать этапы дыхания, механизмы их регуляции, особенности дыхания в разных условиях, методы исследования функции внешнего дыхания; состав секретов желёз желудочно-кишечного тракта, механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, принципы рационального питания; способы теплопродукции и теплоотдачи участвующие в поддержании температурного гомеостаза организма; роль органов выделения в обеспечении гомеостаза организма, основные положения фильтрационно–реабсорбционно–секреторной теории образования мочи, механизмы регуляции мочеобразования и мочевыделения; основные   клинико-физиологические методы исследования выделительной системы.

   - уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения,   правильно интерпретировать изменения показателей данных физиологических систем и делать своё заключение, о состоянии исследуемой функции используя справочную литературу.

 - владетьметодами оценки функционального состояния органов дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения; правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих функций.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Анатомические особенности органов дыхания, пищеварения мочеобразования и мочевыделения (кафедра анатомии). Гистологические особенности органов дыхания, пищеварения, мочеобразования и мочевыделения (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии). Особенности анаболизма и катаболизма белков, жиров и углеводов (кафедра биологической химии).  

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Понятие и значение дыхания для организма. Дыхание как компонент различных ФС. Основные этапы дыхания.

2. Внешнее дыхание. Понятие «дыхательный цикл». Механизмы, его обеспечивающие (состояние костно-суставного аппарата, состояние дыхательной мускулатуры, состояние воздухоносных путей).

3. Понятие и функциональное значение эластических свойств лёгочной ткани, механизмы их обеспечивающие.

4. Значение отрицательного давления в плевральной полости. Виды пневмоторакса.

5. Дыхательные объёмы. Понятия, виды, методы исследования, диагностическое значение.

6. Дайте определения понятиям «газообмен в лёгких» и «альвеолярное дыхание». Одинаковы ли они?

7. Механизмы, обеспечивающие эффективность диффузии газов через аэрогематический барьер (градиент концентрации газов в альвеолярном воздухе и крови лёгочных капилляров; состояние гемодинамики в малом круге кровообращения вообще и особенно в капиллярах лёгкого; площадь аэрогематического барьера, толщина его; диффузионная способность тканей лёгкого).

8. Газовый состав вдыхаемого, альвеолярного, выдыхаемого воздуха и напряжение газов в крови.

9. Факторы, обеспечивающие эффективность транспорта газов (состояние гемодинамики в сосудах системного кровообращения, количество эритроцитов, количество, вид и форма Hb; условия, влияющие на степень его оксигенации и дезоксигенации – температура, напряжение СО2 и О2 в крови, Рh крови – эффекты Вериго и Бора)

10. Показатели, свидетельствующие о состоянии изучаемых этапов дыхания (напряжение кислорода и углекислого газа в крови, КЕК)

11. Что в себя включает физиологическая система дыхания?

12. Какие вы знаете механизмы, регулирующие функцию дыхательных структур?

13. Современное представление о структуре дыхательного центра (ДЦ). Роль А. Н. Миславского.

14. Характеристика специфических и неспецифических рефлексогенных зон, центральных и периферических рецепторов, участвующих в механизмах регуляции дыхания.

15. Характеристика эффекторного звена.

16. Роль гуморальных факторов в регуляции дыхания.

17. Понятие о рефлексе Геринга – Брейера.

18. Механизм первого вдоха новорождённого.

19. Функциональная система поддержания газового состава крови.

20. Что такое «парциальное давление » газов и «напряжение» газов?

21. Назовите факторы, влияющие на активность дыхательной функции при мышечных нагрузках.

22. Как изменяется дыхание при физической нагрузке?

23. Каким образом в деятельности врача можно использовать знание механизмов и параметров дыхательной функции?

24. При каких обстоятельствах у человека может развиться высотная болезнь, какие изменения происходят в организме, какие компенсаторные механизмы включаются в таких случаях?

25. Механизм кессонной болезни. При каких видах деятельности возможна кессонная болезнь? Профилактические и лечебные мероприятия, направленные на коррекцию данного состояния

26. Что такое функциональная диагностика? Какие методы функциональной диагностики дыхания вы знаете? Клиническое значение этих методов.

27. Спирография. Параметры, регистрируемые с помощью спирографии.

28. Какие процессы относятся к обструктивным?

29. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности обструктивного происхождения?

30. Какие процессы относятся к рестриктивным?

31. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности рестриктивного происхождения?

32. Общая характеристика процесса пищеварения. Типы пищеварения.

33. Методы исследования секреторной функции пищеварительной системы ( экспериментальные и клинические).

34.  Понятия о процессах секреции. Классификация желёз ЖКТ.

35.  Состав секретов желёз ЖКТ (слюны, желудочного сока, сок поджелудочной железы, кишечного сока).

36.  Конвейерный принцип гидролиза углеводов, белков, жиров.

37.  Адаптивный характер секреторной функции ЖКТ.

38.  Физиологические основы голода и насыщения.

39.  Изменение секреторной функции при старении организма.

40. Механическая обработка пищи в полости рта.

41. Двигательная функция желудка и её регуляция. Механизмы перехода пищи из желудка в 12-перстную кишку.

42. Двигательная функция толстой кишки. Виды сокращений и их регуляция.

43. Виды моторики тонкой кишки, регуляция её двигательной функции.

44. Всасывание пищевых веществ в различных отделах ЖКТ.

45. Функциональная система, обеспечивающая процессы пищеварения.

46. Принципы регуляции процессов пищеварения.

47. Регуляция деятельности слюнных желёз.

48. Роль гормонов в регуляции деятельности ЖКТ.

49. Фазы желудочной секреции, их регуляция

50. Регуляция секреторной деятельности поджелудочной железы.

51. Механизмы желчеобразования и желчевыделения, их регуляция.

52. Нейрогуморальные механизмы регуляции деятельности тонкой и толстой кишки.

53. Особенности пищеварения у детей.

54. Пищевые вещества, стимулирующие и тормозящие секреторную функцию желудка.

55. Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ.

56. Общее представление об обмене белков. Азотистое равновесие. Регуляция белкового обмена.

57. Общее представление об обмене жиров. Регуляция липидного обмена.

58. Обмен углеводов и его регуляция.

59. Составляющие энергетического обмена. Основной обмен, методы определения.

60. Обмен веществ в старческом и пожилом возрасте.

61. Температура тела и изотермия. Температурная карта человека.

62. Химическая терморегуляция. Роль различных органов в теплопродукции.

63. Физическая терморегуляция. Теплопроведение, конвекция, излучение, испарение.

64. Узловые звенья функциональной системы, поддерживающие постоянную температуру организма. Роль терморецепторов.

65. Роль нервных и гуморальных факторов в терморегуляции.

66. Адаптация организма к различным температурным режимам.

67. Особенности терморегуляции у детей раннего возраста.

68. Органы выделения. Выделение как компонент различных функциональных систем. Роль почек в организме.

69. Типы нефронов. Морфофункциональная характеристика нефронов. Кровоснабжение нефронов.

70. Основные этапы мочеобразования.

71. Клубочковая фильтрация. Механизм фильтрации. Фильтрационное давление. Состав и количество ультрафильтрата. Юкстагломерулярный аппарат почек.

72. Канальцевая реабсорбция. Виды и механизмы реабсорбции (воды, ионов, глюкозы, аминокислот).

73. Канальцевая секреция. Механизмы секреции органических кислот и оснований.

74. Осмотическое разведение и количество конечной мочи. Поворотно-противоточная система.

75. Состав и количество конечной мочи. Понятие пороговых и не пороговых веществ.

76. Общие принципы регуляции процессов мочеобразования.

77. Влияние гормонов коры надпочечниковой зоны на деятельность почек.

Механизмы действия.

78. Влияние и механизм действия антидиуретического гормона.

Типы диуреза (антидиурез, водный диурез, осмотический диурез).

79. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.

80. Нервная регуляция деятельности почек.

81. Участие почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия, объёма, и осмотической концентрации внеклеточной жидкости.

82. Мочевыделение, мочеиспускание и их регуляция.

83. Количество, состав и свойства первичной мочи.

84. Количество состав и свойства конечной мочи.

85. Изменение физико-химических показателей мочи при различных функциональных состояниях (водная нагрузка, солевая нагрузка, обезвоживание).

86. Методы, позволяющие оценить процессы обеспечивающие образование мочи (фильтрацию, реабсорбцию, секрецию).

87. Методы, позволяющие оценить способность почек к концентрированию и разведению мочи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...