Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2 (37). Общая физиология сенсорных систем. Зрительная система




Тема 2 (37). Общая физиология сенсорных систем. Зрительная система

Мотивация изучения темы. Функционирование сенсорных систем необходимо для формирования адаптивной реакции организма на раздражители внешней и внутренней среды. Качественный и количественный анализ раздражителей, действующих на организм, обеспечивает формирование ощущений, восприятий и представлений об окружающем мире и себе. Зрительная сенсорная система является основным каналом получения информации из внешнего мира и играет ключевую роль в формировании адаптивной реакции организма на раздражители внешней среды. Качественный и количественный анализ раздражителей, действующих на организм, обеспечивает формирование зрительных ощущений, восприятий и представлений об окружающем мире и себе. Понимание принципов строения и функционирования зрительной сенсорной системы необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.  

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» общие принципы устройства и функционирования сенсорных систем, этапы формирования разных ощущений в процессе развития организма и закономерности восприятия информации; физиологические механизмы аккомодации и рефракции глаза; механизмы фоторецепции, формирование зрительного образа

  - «уметь» объяснять основные закономерности функционирования сенсорных систем и, в частности,  зрительной системы в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.  

  - «владеть» методами определения остроты зрения, поля зрения, исследования аккомодации; методами анализа основных показателей, характеризующих функции сенсорных систем; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению сенсорных систем (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Общие закономерности адаптации организма к различным условиям существования».

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие «сенсорная система», отличие его от терминов «анализатор» и «орган чувств». Методы исследования сенсорных систем.

2. Вклад И. П. Павлова в разработку учения об анализаторах, значение анализаторов в познании мира. Основные отделы анализаторов и их функциональное значение.

3. Общие принципы строения и функционирования сенсорных систем.

4. Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Закон Вебера и Фехнера.

5. Взаимодействие между сенсорными системами.

6. Адаптация анализаторов, ее механизмы.

7. Отделы зрительного анализатора. Оптическая система глаза, ее значение.

8. Механизмы аккомодации и рефракции. Аномалии рефракции.

9. Рецепторный отдел зрительной системы. Строение сетчатки. Механизмы фоторецепции.

10. Проводниковый и корковый отделы зрительной системы.

11. Острота зрения: понятие, способ определения.

12. Восприятие цвета (М. Ломоносов, Г. Гельмгольц, Э. Геринг). Нарушения цветового зрения.

13. Стереоскопическое зрение. Бинокулярное зрение. Поле зрения.

14. Адаптация зрительного анализатора, ее периферические и центральные механизмы.

 

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1.  Нарисовать схему строения сенсорной системы.

2. Перечислить функции каждого отдела анализатора.

3. Нарисовать схему оптической системы глаза.

4.  Нарисовать блок-схему зрительной сенсорной системы.

5.  Составить схему фотохимических процессов, возникающих в фоторецепторах при действии света и в условиях темноты.

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Чем отличается термин «сенсорная система» от терминов «анализатор» и «орган чувств»?

2. Что такое первично- и вторично-чувствующие рецепторы? Каков механизм их возбуждения?

3. Что такое абсолютный и дифференциальный пороги ощущения?

4. Какая зависимость описывается законом Вебера и Фехнера?

5. Что такое кодирование признаков сигналов? Назовите виды кодирования в разных отделах сенсорной системы.

6. Что такое перекодирование и где оно происходит?

7. Что такое детектирование и где оно осуществляется?

8. На каком уровне сенсорной системы происходит опознание образа?

9. Что такое суживающиеся и расширяющиеся воронки, их значение?

10. Как изменяется электрическая активность рецептора в процессе адаптации?

11. Взаимодействие каких анализаторов происходит на уровнях: спинного мозга, ретикулярной формации ствола мозга, таламо-кортикальном?

12. Что такое синестезии, каково их значение?

13. Перечислите последовательно структуры глазного яблока, через которые проходит луч света.

14. Что такое эмметропия, миопия, гиперметропия, астигматизм?

15. Благодаря какому механизму человек может видеть разноудаленные предметы?

16. Что происходит с фоторецепторами на свету и в темноте?

17.  Что такое поле зрения? Для какого цвета поле зрения наибольшее?

18.  Перечислите последовательно подкорковые и корковый зрительные центры.

19.  Какие виды движения глаз вам известны?

20.  Что такое диспарантность?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

IV. Вводная часть занятия

5-10 %
11. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
12. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

V. Основная часть занятия

80-91 %
13. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
14. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
15. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
16. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
17. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
18. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

VI. Заключительная часть занятия

5-10 %
19. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
20. Общие и индив. задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...