Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия




Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при определении доминирующих инстинктов и выработке условных рефлексов; решение ситуационных задач.

 

Задание 1. Выявление доминирующего инстинкта

Программа действия: Ознакомьтесь с вопросами и отметьте знаком «+» наиболее близкие вам и волнующие вас проблемы и утверждения. Время работы 15 мин.

Ориентировочные основы действия:   Подсчитайте сумму балов («+» - 1 балл) по каждому из ведущих инстинктов.

К инстинкту №1 (самосохранения) относятся положительные ответы на вопросы № 1, 8, 15, 22, 29;

№2 (продолжения рода): 2, 9, 16, 23, 30.

№3 (альтруистический): 3, 10, 17, 24, 31.

№4 (исследовательский): 4, 11, 18, 25, 32.

№5 (доминирования): 5, 12, 19, 26, 33.

№6 (свободы): 6, 13, 20, 27, 34.

№7 (сохранения достоинства): 7, 14, 21, 28, 35.

Оценка результатов: наибольшая сумма баллов, по одному из 7 ведущих инстинктов, укажет на доминирующий инстинкт, а значит и на типовую принадлежность исследуемого. Если равным количеством баллов окажутся отмеченными два инстинкта, речь пойдет о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим инстинктом и некий другой инстинкт наберет достаточно высокий балл, можно также говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя и не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Чрезвычайно информативно отсутствие баллов по инстинктам альтруизма, самосохранения (аутоагрессивность) и продолжения рода (эгоцентричность, дошедшая до предела), равно как и по инстинктам свободы и сохранения достоинства.

В вопроснике идет речь о тенденциях, а не об их реализации. Исследуемый говорит: «Я таким хочу быть, так хочу жить», а не «Я такой и так живу». И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он «кровоточит» и из неосознаваемого еще сильнее влияет на выбор.

Ассоциативные тесты.

Объект: человек.

Программа действия: Отберите наиболее близкие и значимые для Вас символы:

1) Тест «цифры»: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9.

2) Тест «деревья»: тополь, сосна, яблоня, клен, бук, каштан, дуб.

3) Тест «круги и стрелы».

4) Тест «фигуры».

Ориентировочные основы действия:   Символы во всех 4 ассоциативных тестах располагаются по порядковым номерам инстинктов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

В тестах 3) и 4) этот порядок слева на право, сверху вниз, то есть следующий:

Доминирующий инстинкт в итоге определяется по 5 позициям (5-я позиция – результат исследования по вопроснику, работа №1).

 

Задание 2. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок

Программа действия:

1. Испытуемый сидит таким образом, чтобы он не видел раздражителей.

2. Убедиться, что звук звонка не вызы­вает мигательного рефлекса, т. е. является индифферентным раздражителем.

Выработать условный рефлекс на звонок: включить звонок и одновременно направить струю воздуха (безусловный раздражитель) на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу, склеру). Повторить 7-10 раз сочетание раздражений с интервалом 20-30 сек. Ориентировочные основы действия:   Условный мигательный рефлекс считается выработанным, если звук звонка (условный раздражитель) вызывает мигательный рефлекс.

 

Задание 3. Выработка и угасание условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово " звонок"

Программа действия:

1. Испытуемый садится лицом к окну, экспериментатор напротив него.

2. Испытуемый закрывает один глаз рукой.

3. Экспериментатор, закрывая испытуемому другой глаз, убеждается в наличии зрачкового рефлекса.

4. Убедиться, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным раздражителем.

5. Выработать условный рефлекс на звонок: повторить 7-10 раз сочетание раздражений с интервалом 20-30 сек. Через 7-10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаза. Если, несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок рас­ширяется, то условный рефлекс образовался. Следовательно, звонок стал условным раздражителем.

6. Укрепляют выработанный условный рефлекс, повторяя сочетание раздражителей еще несколько раз.

7. Затем вместо включения звонка громко произносят слово " зво­нок", но не затемняют глаза. Обычно при этом наблюдается расширение зрачка.

8. Для угасания условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением.

Ориентировочные основы действия:   У различных исследуемых условный рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения.

Полученные результаты занесите в таблицу:

 

№ предъявления условного сигнала   условный раздражитель   безусловный раздражитель   наличие безусловной реакции   наличие условной реакции  
  Звонок Звонок Звонок Звонок Звонок Звонок Звонок Звонок слово " звонок"   Затемнение Затемнение Затемнение Затемнение Затемнение Затемнение свет свет свет      

 

Отметьте, после какого числа сочетаний раздражителя с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...