Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антимонопольная политика в России и направления ее реализации.




Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на устранение и предупреждение негативных последствий монополизации экономики.

В мировой практике в отношении регулирования монополий применяют два подхода: «принцип запрещения», характерный для законодательств США и некоторых стран Латинской Америки, и «принцип контроля и регулирования», распространенный в объединенной Европе и Японии. В соответствии с последним принципом создание монополий, либо заключение анти-конкурентных соглашений не исключается в том случае, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип. Обосновывается это тем, что в России существуют государственные монополии в таких сферах как ядерный комплекс, оборонное производство и иных имеющих особое, например, социальное значение отраслях.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Направления антимонопольной политики в России: запреты на монополистическую деятельность, контроль за экономической концентрацией, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на анти-конкурентные действия органов власти и управления, ведение реестра как инструмент антимонопольного контроля.

Инструменты антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм — антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовое регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.

Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы экономического воздействия. К ним относятся: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. Через эти инструменты происходит стимулирование предпринимательской активности предприятий. С этой целью разрабатываются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и ин-формационное, консультативное содействие.

К инструментам антимонопольного регулирования относятся также ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления. Например, антимонопольным законодательством может быть введен запрет на любые сделки, в результате которых возможно установление монопольного положения фирмы на определенном отраслевом рынке. К ограничительным методам относятся также вынесение предписаний, штрафы.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).

ФАС России осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. С 1 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими сферу деятельности ФАС России, являются:

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О за-щите конкуренции»;

2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

5. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последними изменениями от 19 июля 2009 г.);

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе»;

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»);

Кроме того, ФАС России в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами общего действия.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...