Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совершенствования антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции в РФ.




На первом этапе в РФ возник крайне монополизированный и коррумпированный рынок. Главными факторами конкуренции стали не издержки и цена, уровень и объем корпоративной власти и контроля над рынком, производством и социальными процессами. Главными конкурентными факторами были: статус предприятия, близость к ресурсам, степень сращивания с государственной властью. В этих условиях особенно актуальным стало формирование не только антимонопольной политики, но и конкурентной. В научном сообществе рассматриваются различные меры по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции:

1. Государственная политика в сфере развития конкуренции и борьбы с монополизмом должна защищать национальные интересы России, ориентироваться на особенности социально-экономической структуры страны. Необходим синтез национального и международного опыта. Она должна быть частью национальной модели хозяйства России и основана на ее исторических, национальных, культурных особенностях, учитывать уровень социально-экономического развития страны.

2. Целесообразно было бы направить усилия государства на создание конкурентной отраслевой структуры, прежде всего путем снижения барьеров входа и выхода из отрасли.

3. Приоритет в этой сфере должен быть отдан на создание конкурентных преимуществ для российских товаров по принципу «качество — цена» в сторону повышения качества и снижения цены. Для сдерживания роста цен (по опыту других стран) следовало бы установить: а) для монопольного сектора — жесткие рамочные механизмы и количественные критерии по каждому виду монополий; б) для немонопольного сектора необходимо использовать гибкий рыночный механизм.

4. Необходимо принять закон о сверхприбылях, предусматривающий изъятие до 95% всех сверхприбылей, а также принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего слияния и поглощения и содержащего неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке.

5. Есть предложение по усилению антимонопольного регулирования с целью контроля издержек монополистов для прекращения роста цен и остановки инфляции. Для этого необходимо:

 отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администрирования);

 провести ревизию цен монополистов;

 обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

В течение последних лет тарифы на товары и услуги наших монополистов зачастую растут намного быстрее, чем средний индекс роста цен производителей в промышленности и сельском хозяйстве и чем индекс потребительских цен. Особенно значительным опережение монопольных цен было в 2005, 2006 и 2009 годах, когда разница в пользу монополистов достигала 5 или даже 10 процентных пунктов. Монополисты смогли поднять свои тарифы сразу на 15 процентов, в то время как в других секторах цены вырастали только на 5—10 процентов.

Экономисты выделяют несколько причин роста цен в российской экономике на разные группы товаров.

1) Бензин и нефтепродукты

По данным аналитического центра «Кортес», цены по итогам 2010 года на бензин выросли в среднем на 20 процентов. На летнее дизельное топливо рост составил 36 процентов, а на зимнее — 39 процентов.

Называются следующие факторы, которые повлияли на рост цен:

 увеличение экспорта нефтепродуктов за рубеж, который мог (и дальше может) вызывать дефицит на внутреннем рынке;

 удорожание бензина на оптовом рынке России с января 2011 года;

 увеличение железнодорожного тарифа на 8,4% с 1 января 2011 года;

 повышение акцизов на нефтепродукты в среднем на 0,5—1,0 руб. за литр с 1 января 2011 года (к этому можно добавить и включение в акциз транспортного налога);

 низкий технологический уровень нефтеперерабатывающих заводов, монопольное положение отдельных компаний в некоторых регионах России;

 стабильно дорожающая нефть на мировом рынке.

По мнению руководителя федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева «есть подозрение, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением».

Сами же нефтяники объясняют рост цен «рыночной конъюнктурой» и ростом налоговой нагрузки. По словам руководителя «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова, в 2011 году платежи компании по налогам и сборам вырастут примерно на 26 процентов, и эти средства придется компенсировать. «Есть только два источника: снижение издержек и поднятие цены», — заявил он. Но так как снижать издержки — это кропотливая экономическая работа, то компании предпочитают повышать цены.

Следует отметить, что именно рост цен на инфраструктурные услуги в последние годы на 40—50% определяет инфляцию на потребительском рынке.

2) Продовольственные товары

Продолжается начавшийся летом 2010 года рост цен на продовольствие. Остановить его не в состоянии ни меры, предлагаемые правительством, ни прямые указания представителей власти, которые периодически устраивают показательные визиты в магазины, сопровождающиеся выволочками ответственным лицам. Бессильна перед лицом данной проблемы и Федеральная антимонопольная служба.

За 2010 год цены на продукты питания в России выросли втрое больше, чем в Евросоюзе. Не улучшилась ситуация и в нынешнем году. По данным Росстата в январе 2011 года более чем на 30% подорожала картошка в 18 субъектах РФ. Цены на говядину увеличились в среднем по стране на 4,4%, на водку и хлеб — на 2,6%. В целом минимальный набор продуктов питания в январе 2011 года подорожал на 5,5% и составил 2800 руб. (в Москве 3200 руб.). Гречка в стране подорожала почти в 3 раза. Одной из главных причин такого роста цен стал неурожай, который был вызван засухой.

Из непродовольственных товаров более всего подорожали табачные изделия — почти на 4 процента, медикаменты — в полтора раза. Экономисты связывают резкое подорожание продуктов не только с засухой, но и с традиционными болезнями российской экономики — отсутствием конкуренции, неэффективным регулированием тарифов и так далее. Торговая наценка в крупных сетевых магазинах на основные продукты питания не превышает 15 процентов. Однако между производителями и торговыми сетями есть посредники. Доход посредников всегда максимально возможный и регулируется лишь рыночными механизмами. Производители продовольствия небезосновательно подозревают, что некоторые фирмы-посредники принадлежат самим сетям. Соответственно разница между ценой производителя и ценой на полке магазина определяется уже десятками процентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная причина удорожания гречки, картофеля, бензина, услуг ЖКХ заключается в монопольной структуре экономики и отсутствии у государственных органов, регулирующих антимонопольную политику, действенных рычагов влияния на экономику.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...