Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Роман Гончарова "Обломов". Социально-нравственное содержание образа Обломова.




Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в то время, когда русское государство претерпевало величайшие изменения как в политической, так и экономической сфере. Перед страной стояла острая проблема – отмена крепостного права. Как человек, прекрасно понимающий необходимость реформ, писатель все же задумывался над тем, изменятся ли нравственные ценности людей, их отношение к окружающему миру. Проблемы, вставшие перед Россией из-за такого быстрого изменения сознания, и легли в основу романа Гончарова «Обломов».

Главный герой романа – человек лет тридцати двух, приятной наружности. Его жизнь проходит весьма однообразно. Обломов происходит из дворянского рода. Это умный и образованный человек. Еще в молодые годы он мечтал служить России и стать уважаемым человеком. Однако после того, как герой стал чиновником, он вдруг осознал, что не хочет заниматься службой. Его жизнь теперь ограничивается диваном и широким халатом, в который можно было бы завернуться два раза.

Обломова отличает безволие и лень. Он не стремится к изменениям. Даже если возникают какие-то проблемы, то Илье Ильичу проще отступиться, чем действовать и решать трудности жизни.

Но важно отметить то, что Гончаров не относит Обломова к отрицательным героям, так как Илья Ильич – человек думающий и ценящий прекрасное. Даже Андрей Штольц, его друг, говорит о главном герое следующее: «Это – хрустальная, прозрачная душа».
Я думаю, что эти слова являются ключевыми в характеристике Обломова. Когда Андрей Штольц пытается «разбудить» в главном герое желание жить и трудиться, Обломов отвечает: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет».

Да, был момент, когда жизнь главного героя почти изменилась. Влюбленность в Ольгу Ильинскую должна была воскресить Илью Ильича. Но неумение героя идти во всем до конца, его неумение быть заинтересованным долгое время сделали свое дело. Гораздо больше Обломова привлекла простая любовь Агафьи Пшеницыной.
Я думаю, что эта женщина – исключительная личность, ибо она умеет чувствовать другого человека так, как никто другой. Ее любовь искренна и бескрайна. Думаю, что Агафья Матвеевна умеет «растворяться в любви» и не требовать ничего взамен. Она во всем пытается предугадать Обломова, понять и по достоинству оценить его.
Осуждая бездейственность и равнодушие Ильи Ильича к новой жизни, писатель все же не может принять идею о том, что только деятельные люди заслуживают уважения. Он видит в Штольце идеал нового времени, но не считает этого человека эталоном нравственного и духовного богатства.

В одной из бесед Илья Ильич спрашивает Штольца: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь? » Думаю, в этих словах героя в некоторой степени проявились мысли и самого автора.

Таким образом, мы видим, что Обломов ценит в людях истинное, настоящее, а не то, что находится на поверхности. Нельзя не вспомнить здесь слова Добролюбова, который сказал о главном герое: «Обломов – не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».
Но, по моему мнению, такое отношение к жизни было заложено в главного героя с детских лет. Поскольку жизнь его в отчем доме только и ограничивалась обедами и сном, который охватывал все имение, Обломов становится рабом действительности. Он зависим от людей, которые создают для него материальное благополучие.

Но душевная чистота и человеколюбие делают Илью Ильича исключительным героем. По мнению Обломова, среди людей нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии». Я думаю, что здесь слово «симпатия» имеет немного иное значение и обозначает в некоторой степени «сочувствие», «сопереживание», чего не хватает обществу, которое всецело погрузилось в стремление материальных ценностей.

Я считаю, что для Гончарова очень важна проблема сохранения истинных ценностей, ибо перед ними все люди равны. Любовь, гуманизм, чувство собственного достоинства, любовь к родной стране и желание сделать ее лучше, самопожертвование – вот те основные моральные и духовные качества, которые строят человека, делают его личностью. Вот то основное, что отличает людей от остального мира. Автор призывает людей помнить об этом и стремиться к истинному, настоящему и вечному.

Я думаю, что данное произведение стало вершиной творчества Гончарова и занимает особое место не только в русской литературе, но и в мировой культуре.

 

В первую очередь скажу, что Обломов – хорошо вам известная «мертвая душа». Этот тип мертвой души доведен Гончаровым до парадокса, т. е. до противоречия, когда самим своим существованием Обломов противоречит вообще природе человека и до логического конца каковым будет распад и гибель героя.

Вопреки традиции образ Ильи Ильича раскрывается в его сне. Здесь Гончаров оригинален. Ведь обычно литературный образ раскрывается в прохождении испытания героем на человечность. Простыми словами дружбой и любовью. Здесь же нам показывается становление характера героя. А если еще точнее – среда в которой Обломов рос и воспитывался. Нам становится известна его мать, что немаловажно: известно все хорошее и плохое в человеке от матери. Там еще есть много важного и нужного, но это вы читали и сами. Я же вам скажу, что в конечном итоге нам становится ясны истоки характера Обломова. Позволю себе забежать вперед, сказав, что «обломовщиной» будут называть не только образ жизни Обломова, но и мировоззрение Обломова и все, что касается его семьи, что должен сказать вам совершенно справедливо. Далее мы будем говорить об испытании любовью.

Разумеется, такой признанный прием Гончаров не мог обойти. Раскрытие уже сложившегося Обломова должно было сделать именно оно. И вот как оно это сделало: просто лишний раз продемонстрировала нам глубину падения Обломова - даже такой ангел как Ольга не смогла вытащить его. Казалось – дальше только распад и смерть, но финал оказался не столь прозаичен. Это испытание он пережил, перенес, так сказать, через себя. Он понял, а скорее интуитивно почувствовал, что такая любовь ему не дана: слишком низко он пал, слишком цепко он держался за свое “я”. Да был порыв. Но он быстро иссяк; причины я только что назвал. Резюмировал я это дело словами известной поговорки: выше себя он просто, напросто не прыгнул. Уместным здесь будет сравнение, более детально о котором я буду говорить после, о сравнении: Обломов олицетворял Русь, а Ольга – реформы Александра II, когда тоже был порыв и какое-то время казалось, что Русь начнет прогрессивно развиваться, но слишком сильны были еще многовековые устои, не смогла Русь преодолеть их. И она нашла временное убежище, подобно тому, как Обломов нашел убежище – во второй любви другого плана, плана того самого убежища. И еще немаловажная деталь: если учесть, что роман был завершен к 1858г, а реформы начались в 1861г, о результате я уже говорил, то я смело могу утверждать, что роман являлся предсказанием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...