Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. Драма А.Н.Островского «Гроза». Добролюбов и Писарев о драме.




11. Драма А. Н. Островского «Гроза». Добролюбов и Писарев о драме.

Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. Пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой.

Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Например, Кулигин — это человек 18в, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле — излюбленная тема средневековья, или громоотвод, цитирует поэтов 18 столетия Ломоносова и Державина. Борис — это уже образованный человек 19в. Катерина же — героиня допетровских времен. Она воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Она не может сжиться с этим обществом, оно чуждо ей. Для Катерины муж — это опора и властелин. Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое оборачивается “греховной” любовью. Это чувство для Катерины — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Во многом судьбу Катерины решает Варвара, подбивая ее идти на свидание, без нее вряд ли Катерина решилась бы на это. Система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни. Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация наступает, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовный. Духовная борьба Катерины разрешается кульминацией во время ее покаяния и развязкой — гибелью.

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы.

Драму Добролюбов оценил как произведение, выражающее насущные потребности своего времени - требование права, законности, уважения к человеку. В образе Катерины он видит воплощение русской живой натуры. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”. В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых. Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.

С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей ”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”. Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям героини, он считает их следствием неразумности Катерины.

 

 

12. Творчество Островского 70-80-х годов. Социальная и нравственно-психологическая проблематика. «Бесприданница», «Волки и овцы».

Драма А Н. Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница»— психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями.

Действие пьесы происходит в небольшом городке, расположенном на берегу Волги. В городе все друг друга знают, а значит, осуществляют суд общественного мнения. История Ларисы Огудаловой, главной героини, вошла в картину нравов и быта города. Девушка отличалась искренностью, впечатлительностью, правдивостью, прямотой характера. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее просторами. В глубине ее души, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Привлекают необычайные песни, которые исполняет. Она великолепно поет, глубоко переживает происходящее и своим пением приводит в трепет и восторг окружающих. Харита Игнатьевна – мама Ларисы, осталась вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит, хитрит, льстит, принимает подарки у богатых людей. Но дочка не может принять этого уклада, когда ей говорят улыбаться, ей хочется плакать и она просит жениха, чтобы он спас ее из этой грязи и увез за Волгу.

Но героиня - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Всей своей душой она тянется к идеалу. И ее идеалом становится Паратов. Он – богатый столичный барин. Его отличают блеск, размах, любовь к шику. Герой щедр и нагл. Девушка становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток, его благородство показное. Карандышев – мелкий чиновник, над которым все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность в обществе. И вот теперь этот человечишка хочет жениться на красавице Ларисе, хочет одержать победу над богачами, посмеяться над ними и выбиться в люди. Желает проложить себе дорогу в мир блеска любым путем и пусть этот путь будет ничтожен. И поэтому, когда он стоит на коленях и признается девушки в любви, она произносит: «Лжете. Я любви искала и не нашла…».

Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, что-то меняют в Карандышеве. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду. Лариса, узнав об обмане Паратова, испытывала опустошенность, боль и утрату. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу. Гибель - это единственный выход для нее, поэтому она пыталась сначала сама покончить с жизнью. Подходит к обрыву и смотрит вниз, но все уже предрешено. Карандышев убивает ее в безумном припадке, совершая для нее великое благодеяние.

«Волки и овцы» написана в 1875 году. Напечатана в журнале «Отечественные записки», № 11 за 1875 год. Впервые поставлена в Петербурге 8 декабря 1875 года в Александринском театре. 26 декабря того же года состоялась премьера в Москве, в Малом театре.

Сюжет. Действие комедии происходит в небольшом губернском русском городе в 1870-е годы. Молодая, красивая и богатая вдова Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не дает покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение. Властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога, запугиваний Мурзавецкая пытается подчинить себе молодую вдову. Она также вынашивает план женить на ней своего беспутного племянника. И это ей почти удаётся. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы. Это Беркутов — сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло. В результате он побеждает.

Жанр произведения. Пьеса «Волки и овцы» принадлежит к жанру комедии. Однако существует термин «печальная комедия», который тесно связан с замыслом писателя, опустившим тему возмездия в своем произведении. В жанровом отношении пьеса А. Н. Островского непроста. Писатель уходит от привычных принципов бытописания, используя при этом приемы условности описания.

Проблематика. А. Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки. Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту. Конфликт произведения раскрывает противоречивые отношения между хищниками и жертвами, которые могут превращаться друг в друга.

Смысл названия. Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А. Н. Островского. Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят». Эти названия уже говорили о возмездии над «волками». Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы». Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...