Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие черты и тенденции развития европейских федераций




 

Предварительные замечания

 

 

Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничении предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес. К числу федеративных государств, расположенных на европейском континенте, относятся такие мощные в политическом и экономическом отношении страны, как ФРГ и Австрия, Швейцария и Бельгия.
Прежде чем перейти к анализу черт и особенностей европейской модели федерализма, рассмотрим вопрос о конфедерациях и конфедеративной форме государственного устройства.
Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в европейской истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г.
Как свидетельствует опыт существования европейских конфедераций, эта форма является переходной и приводит в конечном итоге либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретали экономические факторы. Фактически только они могли сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.
Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты:
1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров, для ратификации которых требуется согласие всех его участников.
2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее. В отличие от федераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.
3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций не признается и международным правом, поскольку они лишены суверенной власти над своей территорией и населением. Международные договоры с конфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира.
4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.
5. В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов; ограничен круг органов исполнительной власти.
6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.
7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия - они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации.
8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.
9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает.
10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
12. Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектов.
13. В конфедерациях нет союзного гражданства.
Федерация - это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.
В состав современных европейских федераций входит различное число субъектов: в Бельгии - 3, в Австрии - 9, ФРГ - 16, Швейцарии - 26. В двух из них - Бельгии и Швейцарии - федеративная форма государственного устройства в определенной мере отражает многонациональный состав населения.
Субъекты федераций имеют собственные территории, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.
Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это, в основном, вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.
Конституции по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил, определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов - как правило, путем четко сформулированного перечня. Иным образом этот вопрос решен в Конституции Бельгии. Она передает его на усмотрение законодателя (ст. 35, 39).
Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение вопросов охраны окружающей среды, ставших в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федераций и их субъектов.
В целом взаимоотношения между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других - ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений - задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики и права.


Экономическая интеграция

 

 

Экономико-правовые отношения, характерные для федеративных государств, нагляднее всего рассмотреть на примере функционирования единого внутреннего рынка. Именно он отражает все многообразие экономических явлений, их основные тенденции, закономерности и механизмы, взламывающие традиционную структуру федеративных отношений.
Единый экономический рынок сложился в европейских федеративных государствах к концу XIX - началу XX столетия. В настоящее время его развитие не сдерживается фактором федеративного устройства. Конституционной основой процессов экономической интеграции служат статьи конституций, закрепившие право федеральных органов устанавливать единую систему денежного оборота, вводить налоги на всей территории федерации и регулировать торговлю между ее субъектами.
Особое значение в создании единого экономического рынка имела широкая дискреционная власть центральных органов по регулированию торговли. Так, согласно Основному Закону ФРГ, к исключительному ведению Федерации было отнесено "таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарооборота, товарооборот и расчеты с заграницей" (п. 5 ст. 73).
Аналогичные формулы содержатся в конституциях и других федеративных государств Европы. При этом они нередко дополняются нормами, которые закрепляют принцип экономической свободы. Так, в Конституции Швейцарии установлены следующие положения:
"1. Союз и кантоны придерживаются принципа экономической свободы.
2. Они соблюдают интересы швейцарского народного хозяйства и содействуют частному хозяйству в интересах благосостояния и экономической безопасности населения.
3. В рамках своей компетенции они заботятся о благоприятных общих условиях для частного хозяйства.
4. Отклонения от принципа экономической свободы, в особенности мероприятия, направленные против конкуренции, допустимы только в случаях, когда они предусмотрены в Союзной конституции или обосновываются историческими прерогативами кантонов" (ст. 94).
В развитии единого экономического рынка немалую роль сыграло создание единой системы денежного оборота. Финансовая система находится под полным контролем федеральных правительств. Они осуществляют выпуск денег и изъятие ценных бумаг, определяют условия кредитования и основы функционирования банковской системы. Субъекты федерации лишены какой-либо реальной финансовой власти. Подтверждением этому служат следующие положения Конституции Швейцарской Конфедерации: "Денежное и валютное дело находится в ведении Союза; ему одному принадлежит право выпуска монет и банкнот. Швейцарский национальный банк как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Союза" (ст. 99).
Весомы полномочия федеральных органов по введению единых налогов на всей территории Федерации. Например, ст. 10 (п. 4) Конституции Австрии устанавливает, что к ведению Федерации относится законодательство и исполнительная деятельность по таким вопросам, как "федеральные финансы, в частности, государственные налоги, исключительно или частично взимаемые в пользу Федерации; монополии".
Единый экономический рынок характеризуется следующими тремя параметрами: динамизмом, эффективностью и гармонией связующих его отношений. Динамизм единого экономического рынка обеспечивается свободой передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг, эффективность - соответствием форм управления экономическим требованиям, гармония - обоснованными пропорциями в отраслевом и региональном развитии экономики.
В современных европейских федерациях сняты практически все ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и услуг. А протекционистские, дискриминационные акции со стороны субъектов федерации сдерживаются соответствующими конституционными нормами. Наиболее последовательна в этом вопросе Конституция Австрийской Республики: "Территория Федерации едина в области валютных, хозяйственных и таможенных отношений. Внутри федерации не могут устанавливаться таможенные или иные транспортные ограничения" (ст. 4).
Впрочем, федеральные конституции допускают отдельные ограничительные меры. Субъекты федераций вправе предусматривать ограничения на занятие определенными профессиями, вводить местные налоги, предъявлять соответствующие требования к деятельности физических и юридических лиц на своих территориях. Но при этом не допускается дискриминация жителей других провинций, земель или кантонов. Не могут быть применены и "обременяющие" торговлю ограничения, за исключением тех из них, которые оправданы законной целью (охрана окружающей среды, карантин, безопасность дорожного движения и т.п.).
Механизмы регулирования экономики в европейских федерациях имеют достаточно централизованные формы. Во многих сферах экономической жизни центральные органы утверждают за собой исключительные права, оттесняя субъекты федерации на второй план. В ведении последних остаются регулирование мелкого бизнеса, сельского хозяйства, разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и т.п.Есть, правда, определенные вариации в разграничении предметов ведения, но в целом они малосущественны.
В регулировании экономических отношений федеральные органы опираются в основном на формы и методы финансовой политики (налоги, дотации и т.п.), не пренебрегая при необходимости и средствами директивного руководства, такими как регулирование цен, введение запретов и т.п.
Неравномерность развития экономики порождает неравенство в экономическом потенциале субъектов федерации и диспропорции в отраслевой и функциональной структуре экономики. С целью корректировки ее развития во всех федеративных государствах оказывается финансовая поддержка "слабым" или "бедным" провинциям или землям за счет централизованных финансовых средств. Наиболее подробно эти вопросы раскрыты в Основном Законе ФРГ. В п. 4 ст. 104а отмечается: "Федерация может предоставить землям финансовую помощь для покрытия особо важных расходов земель и общин (объединений общин), которые необходимы для того, чтобы избежать нарушения общего экономического равновесия или чтобы компенсировать возможные экономические различия на территории Федерации..."
Статья 107-1 устанавливает требование о выравнивании финансовых потенциалов земель, а ст. 109 подчеркивает, что "Федерация и земли должны учитывать при ведении своего бюджетного хозяйства требования общего экономического баланса" (п. 2).
Аналогичные нормы содержатся в Конституции Швейцарии: "Союз может оказывать поддержку тем местностям страны, экономика которых находится под угрозой, а также поощрять отрасли экономики и профессии, если мер самопомощи, требуемых для обеспечения их существования, оказывается недостаточно. Он может в необходимых случаях отклоняться от принципа экономической свободы" (ст. 103); "1. Союз поощряет финансовое выравнивание между кантонами. 2. При предоставлении союзных субсидий он учитывает финансовые возможности кантонов и горных областей" (ст. 135).


Политическая интеграция

 

 

Входящие в состав федераций земли, провинции и кантоны в отличие от субъектов конфедераций не обладают суверенитетом. Они лишены права выхода из состава союза (сецессии), верховенства на своей территории, независимости в международных отношениях.
Право выхода за субъектами федераций не признается ни в одной из европейских конституций, а попытки сецессии в свое время подавлялись силой оружия, как это было в период войны с Зондербундом в 1847 г. в Швейцарии.
Субъекты федераций не обладают верховенством на своей территории. Сфера действия федерального права распространяется на всю федерацию, и ни в одной из них провинции, земли или кантоны не вправе препятствовать его применению.
Так, ст. 31 Основного Закона ФРГ прямо указывает, что "федеральное право имеет преимущество перед правом земель". При этом она устанавливает ряд дополнительных гарантий; ст. 83 требует, чтобы "земли исполняли федеральные законы как свои собственные".
Конституция Швейцарии предписывает следующие положения: кантоны в соответствии с Союзной конституцией и законом проводят в жизнь союзное право; Союз оставляет кантонам возможно большую свободу организации и учитывает кантональные особенности; Союз учитывает связанное с проведением в жизнь союзного права финансовое обременение, оставляя кантонам достаточные источники финансирования, и заботится о соразмерной финансовой компенсации (ст. 46); союзное право имеет приоритет перед противостоящим ему кантональным правом; Союз следит за соблюдением кантонами союзного права (ст. 49).
Как правило, конституции жестко ограничивают право субъектов федерации выступать в международном общении. Этот вопрос в Конституции Швейцарии решен следующим образом:
"1. Кантоны в сфере своей компетенции могут заключать с заграницей договоры.
2. Эти договоры не могут противоречить праву и интересам Союза, а также правам других кантонов. Кантоны должны информировать Союз до заключения договоров.
3. С нижестоящими иностранными властями кантоны могут вести отношения непосредственно, в прочих случаях отношения кантонов с заграницей ведутся через посредство Союза" (ст. 56).
Аналогичным образом решается он и в ст. 16 Конституции Австрии:
"1. В вопросах собственного ведения земли могут заключать государственные договоры с пограничными с Австрией государствами или их составными частями.
2. Губернатор земли обязан информировать Федеральное правительство перед началом переговоров о таком государственном договоре. До заключения договора губернатор земли должен получить согласие Федерального правительства. Согласие считается данным, если Федеральное правительство в течение восьми недель со дня направления просьбы о согласии в ведомство Федерального канцлера не сообщило губернатору о том, что в согласии отказано. Полномочие к ведению переговоров и заключению государственного договора принадлежит Федеральному президенту по предложению правительства земли и при подписании его губернатором земли.
3. По требованию Федерального правительства государственные договоры согласно абзацу 1 расторгаются землей. Если земля своевременно не выполняет эту обязанность, то полномочие по этому вопросу переходит Федерации...".
Субъекты федераций не суверенны. Этот факт подтвержден, как правило, решениями федеральных судов. Сами конституции о суверенитете молчат. И только Конституция Швейцарии, отдавая дань традиции, признает за субъектами федераций суверенитет, но лишь в той мере, в которой он не ограничен Федеральной конституцией: "Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Союзной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу" (ст. 3).
В этом отношении более типичны положения Конституции Бельгии, которая устанавливает следующую норму: "При осуществлении своих полномочий федеральное государство, сообщества, регионы и Совместная комиссия сообществ действуют, соблюдая верность Федерации, во избежание конфликта интересов" (ст. 143).
В организации органов власти субъекты федераций, как правило, следуют образцам построения федеральных органов даже в тех государствах, в которых конституции практически не предъявляют в этом вопросе каких-либо требований к входящим в их состав государственным образованиям. Впрочем, в отдельных конституциях (Австрия, Бельгия) дается достаточно подробное описание структуры и организации органов власти субъектов федераций.
Своеобразной гарантией в этих вопросах служит право федеральной власти утверждать, как в Швейцарии, конституции субъектов федерации.
В развитии процессов политической интеграции особая роль принадлежит праву федеральных органов действовать непосредственно на территории субъектов федераций и механизмам финансовой политики. Финансовая централизация проведена практически во всех федерациях. Так, например, в ФРГ бюджетные источники были централизованы в 1969 г. Субъекты федераций сохраняют незначительные источники доходов. А оказание им помощи со стороны центральных властей сопровождается всевозможными условиями и оговорками, ограничивающими политические возможности провинций, земель и кантонов.
Мощное влияние на развитие политической интеграции оказывает централизация структуры политических партий. Причем этот процесс наблюдается и в федерациях с традиционно децентрализованными партийными системами (например, в Швейцарии).
В арсенале федеральных властей имеется немало других испытанных орудий политического и правового воздействия. По распоряжению федеральных властей на территории субъектов федерации могут вводиться войска для защиты их от внутренних беспорядков и защиты федеральных законов от самих субъектов федерации. Так, по Конституции Швейцарии: Союз защищает конституционный строй кантонов; он вмешивается, когда в кантоне этот строй нарушается или подвергается угрозе, а соответствующий кантон сам или с помощью других кантонов не может защититься (ст. 52). В случае введения чрезвычайного положения полномочия кантональных властей приостанавливаются. Столь же всеобъемлющие положения содержатся в Основном Законе ФРГ.
Усилению роли федерации способствует то обстоятельство, что она выступает гарантом прав и свобод граждан; это обеспечивает ей более широкую социальную базу.
Политическая интеграция развивается не только по вертикали в направлении все возрастающей роли федеральных органов. Определенную роль играют процессы, которые складываются по горизонтали - между субъектами федераций. Существует большое число консультативных органов, координирующих усилия провинций, земель и кантонов. Но значение их в общем невелико, поскольку они действуют под жестким контролем центральных властей. Последние умело направляют их деятельность в нужное для федерации русло и решительно пресекают любые попытки субъектов федераций расширить свои права.


Интеграция права

 

 

Развитие общественной жизни ставит задачу обеспечения единообразного правового регулирования. В федерациях она решается в трех направлениях: посредством расширения компетенции центральных органов власти, ограничения законодательства субъектов федерации, принятия последними единообразных или унифицированных актов.
Своеобразным правовым итогом процессов интеграции в экономической и политической жизни становится расширение полномочий органов федерации. Оно происходит посредством не только конституционных поправок, но и конституционного толкования. В пределах компетенции союзных органов федеральное право заменяет разрозненные и противоречивые нормы провинций, земель или кантонов. А те коллизии, которые возникают между ними, разрешаются на основе конституционных требований, часть из которых была изложена выше.
Федеральные конституции нередко устанавливают особые перечни запретов, ограничивая тем самым принятие субъектами федераций законодательных актов, нарушающих, в частности, обязательства по договорам, привилегии и льготы граждан.
Третья форма интеграции права - принятие субъектами федераций единообразных или унифицированных законодательных актов. Так, в ФРГ они разрабатываются на конференциях глав или представителей исполнительной власти. Разработанные ими законопроекты передаются на утверждение представительных органов субъектов федераций.
Развитие процессов правовой интеграции дает сложную, порой - противоречивую картину. Нередко оно отстает или отступает от движения процессов интеграции в экономической и политической жизни. Во многом это объясняется фактором "вторичности" права по отношению к экономическим и политическим явлениям. Но не только этим. В федерациях с их множественными правовыми системами право дает возможность закрепить не только интересы сообщества в целом, но и требования отдельных его сегментов, отстаивающих свои особые права и привилегии. Оно обеспечивает также возможность должного учета интересов различных субъектов федерации, народов и групп населения, населяющих союзное государство, способствуя тем самым стабильности государственной власти в целом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...