Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые приоритеты миграционной политики




Джабаров В.М., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

В последние годы миграция населения приобретает поистине глобальные масштабы, становясь важнейшим фактором экономического, социального, политического и культурного развития населения отдельных стран и регионов. И Россия здесь – не исключение.

Сегодня труд мигрантов является важным фактором экономического развития России, пополнения трудовыми ресурсами малого и среднего бизнеса. Благодаря их труду в стране создается 3-5% ВВП.

Наибольшее количество иностранных граждан на территорию Российской Федерации прибывает из стран СНГ, которые фактически занимают всю первую десятку лидеров – это граждане Украины (более 20%), Узбекистана (около 14%), Казахстана (около 11%), Таджикистана и Азербайджана (свыше 6%), Молдовы (около 5%), Киргизии и Армении (свыше 3%).

В российских регионах, особенно в крупных мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, мигранты заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

О масштабах и сложностях регулирования миграционного процесса можно судить по количеству иностранцев, находящихся на территории нашей страны. Их сейчас в России, по данным ФМС, находится 9,2 млн. человек, из которых, по оценкам, порядка 4 млн. человек, встали на миграционный учет, но работают нелегально.

Трудовая миграция породила массу проблем, точнее ее нелегальная компонента. Такое положение порождает почву для злоупотреблений, коррупции, преступности и конфликтов. Это вызывает обоснованные претензии граждан, накопившиеся проблемы и риски волнуют общество.

В современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий. Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.

Эффективное использование такого важного ресурса развития как миграция возможно при условии повышения качества законодательной и правоприменительной практики, скоординированности и слаженности в работе миграционной службы, правоохранительных органов, представителей регионов и бизнеса.

В целях более эффективного регулирования внешней трудовой миграции и реализации поставленных руководством Российской Федерации задач по модернизации экономики и привлечению высококвалифицированной рабочей силы, представляется целесообразным осуществить следующий комплекс мер:

1. Важнейшим приоритетом миграционной политики является дальнейшее совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции, которое должно развиваться по пути разработки четких правил постановки на миграционный учет, выдачи разрешений на проживание и работу, с учетом постепенного перехода на электронный формат предоставления таких услуг. Особенно нуждается в совершенствовании система регистрации, так как в этом деле имеются нестыковки и правовые пробелы.

Необходимы реформы и в сфере трудовых отношений, направленных против демпингования заработной платы мигрантов и в интересах обеспечения их социальными гарантиями.

На законодательном уровне необходимо также урегулировать вопросы, связанные с въездом на территорию Российской Федерации инфицированных опасными заболеваниями иностранных граждан и их медицинской реабилитации, в том числе в стране исхода.

Совершенствование законодательства касается и необходимости усиления мер борьбы с миграционным «подпольем». Здесь можно согласиться с предложениями В.В. Путина об ужесточении миграционной политики в части закрытия въезда в Россию на пять-десять лет иностранцам, ранее уже высланным из страны за нелегальную работу, введение уголовной ответственности для хозяев подпольных общежитий для мигрантов, владельцев «резиновых квартир», в которых массово регистрируются гастарбайтеры, а также посредников, торгующих разрешениями на работу. Назрела необходимость привести все законодательные акты о миграции в единую систему. Этого можно достичь путем разработки миграционного кодекса Российской Федерации.

2. Необходимо серьезно улучшить работу по формированию и распределению квот на привлечение и использование иностранных работников. Следует расширить полномочия и повысить ответственность субъектов Российской Федерации, особенно в части определения ежегодной квоты регионов в привлечении иностранной рабочей силы, в регулировании безвизовых миграционных потоков из стран СНГ.

Сегодня квоты не отвечают действительным нуждам отраслей экономики, не учитывают реальные потребности рынка труда. Нужно четко определять сколько людей и каких профессий требуется в каждом субъекте Российской Федерации. Необходимо прогнозировать привлечение на рынок труда иностранных граждан и учитывать не только численность трудовых мигрантов, их специальность и квалификацию, но и увязывать их с программами регионального и муниципального развития. Этот процесс должен быть планируемым, целенаправленным и системным. Учитывая международный опыт, следует избегать образования замкнутых этнических анклавов.

3. Политика содействия инвестициям в новые производства, новые технологии должна обеспечить создание рабочих мест нового качества с достойными условиями труда и уровнем заработной платы. Поэтому основной задачей сегодня является адаптация миграционного законодательства к задачам стимулирования привлечения высококвалифицированных специалистов, необходимых для модернизации российской экономики и усиления инвестиционной привлекательности России. Однако приток таких специалистов пока еще незначительный. Сегодня на российском рынке труда преобладает малоквалифицированная рабочая сила. В связи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной, - что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости.

4. Особое значение для интеграции трудовых мигрантов в российскую жизнь имеет создание им условий для овладения русским языком, изучения базовых законов, культурных норм и традиций народов России, профессионального обучения и повышения квалификации, развития рынка образовательных услуг и их предоставления для граждан из стран СНГ.

Здесь потребуется внести поправки в действующее законодательство, которое предусматривало бы обязательное изучение и сдачу экзамена на знание русского языка. Это требование должно быть обязательным для всех трудовых мигрантов независимо от сферы их будущей деятельности. Важно сотрудничать с национальными диаспорами, представителями бизнеса, а также с теми странами, откуда поступают мигранты, в деле создания центров домиграционной подготовки, совместного правового регулирования миграционными процессами.

5. Российская Федерация, объективно став центром интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве, в том числе в сфере миграции, может совместно с другими государствами Содружества использовать миграцию как мощный фактор экономического развития. Достижение этой цели можно обеспечить в рамках интеграционного сотрудничества стран СНГ, позволяющего им использовать взаимодополняющие возможности экономик, включая участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Тесная интеграция предполагает унификацию трудового и миграционного законодательства, а на пути к созданию Евразийского союза России, Белоруссии и Казахстана можно надеяться и на выработку единой визовой и миграционной политики.

6. Наконец, следует сказать и о такой важной задаче как разработка Концепции миграционной политики Российской Федерации. Этот программный документ призван поднять научно-обоснованный уровень российской миграционной политики, увязать ее с долгосрочной перспективой развития страны и ее регионов, с задачами модернизации экономики, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.

В заключение уместно привести слова В.В. Путина, произнесенные на заседании коллегии ФМС 26 января 2012 года: «Россия не должна … быть страной, куда может въехать кто угодно, как угодно и когда угодно». Этот емкий тезис стимулирует нас как законодателей к более ответственной работе в этом направлении. Частью этой работы будет и предстоящий «правительственный час».


Современная миграционная политика России
в контексте ее национальных интересов

Рыбаковский Л.Л., главный научный сотрудник ИСПИ РАН, д.э.н., профессор

Миграция в демографическом развитии любого государства может играть различные роли: она в случае отрицательного сальдо ведет к сокращению численности населения страны, при положительном сальдо миграция либо служит, наряду с естественным приростом, источником восходящей демографической динамики, либо выступает фактором компенсации естественной убыли. В России в послевоенные годы имели место все эти варианты демографического развития, причем третий сценарий пришелся на последнее двадцатилетие.

В девяностые годы ХХ и первое десятилетие ХХI веков в результате наступившей депопуляции миграция стала выступать фактором компенсации естественной убыли населения. 1991 г. оказался последним годом, когда был, хотя и небольшой, но все же естественный прирост населения, который вместе с миграционным сальдо завершил продолжавшуюся в течение 45 послевоенных лет, восходящую демографическую динамику. В 1992 г., несмотря на естественную убыль, численность населения за счет миграции увеличилась, правда, на относительно мизерную величину (0,1 млн. человек). Все последующие годы она сокращалась, т.к. миграционное сальдо было недостаточным, чтобы полностью компенсировать естественную убыль. Значение миграционного сальдо в динамике населения России в 1991-2010 гг. представлено в Таблице 1.


Таблица 1

 

Доля миграции в компенсации естественной убыли населения России в 1991-2010 гг., тыс. человек [5]

Годы Естественная убыль Миграционный прирост Общий прирост Доля компенсации[6],%
1991-1995 -2599   -575 77,9
1996-2000 -4127   -2728 33,9
2001-2005 -4407   -4076 7,5
2006-2010 -2009   -990 50,7
Всего -13142   -8369 36,3

 

Из данных Таблицы 1 следуют два основных вывода.

Во-первых, внешней миграции в последние 20 лет принадлежит огромное значение в демографическом развитии России, она в период 1991-2010 гг. компенсировала свыше трети естественной убыли населения, которое в результате сократилось к началу 2011 г. не на 13,1 млн. человек, а лишь на 8,4 млн. (с учетом поправок, внесенных в динамику населения переписями 2002 и 2010 гг., его численность сократилась лишь на 5,5 млн.). Тем не менее, не будь миграции, нынешняя численность населения России составляла бы меньше 140 млн. человек.

Во-вторых, либерализация миграционной политики России, усиление в ней элементов разумного государственного регулирования, происходившее в последние годы в условиях существенного сокращения масштабов естественной убыли населения (с 959 тыс. - в 2000 г. до 847 тыс. - в 2005 г. и до 241 тыс. - в 2010 г.), привели после 2005 г. к повышению компенсационной роли миграции в демографической динамике. В 2009 г. миграция компенсировала всю естественную убыль населения, и впервые с 1993 г. численность населения не сократилась, в 2010 г. миграция возместила 2/3 естественной убыли. За 11 месяцев 2011 г. масштабы миграционного прироста более чем вдвое превысили сократившуюся до уровня 1992 г. естественную убыль населения страны.

За прошедшие два десятилетия не только существенно изменилась значимость компонент демографической динамики (в ней возросла роль иммиграции населения, прибывающего на постоянное жительство в Россию), но и произошла смена приоритетов и остроты различных миграционных проблем.

Прежде всего, перестала быть актуальной «утечка умов», т.е. эмиграция лиц с высоким уровнем образования, включая кандидатов и докторов наук, в страны старого зарубежья. В 1987-1991 гг. объем эмиграции составил 270 тыс. человек, т.е. ежегодно свыше 50 тыс. Из них в Германию, Израиль и США мигрировало почти 90%. В новом ХХI столетии проблемы эмиграции в страны старого зарубежья потеряли свою остроту. Так, в 2008 г. миграционное сальдо со странами старого зарубежья составило всего 2,7 тыс., т.е. стало в 20-25 раз меньше, чем было в начале 90-х годов. Причин этому много, одна из которых состоит в том, что к выпускникам российских вузов уже десяток лет как потерян интерес зарубежных компаний, причем в первую очередь из-за их низкого уровня подготовки.

Подобное положение и с проблемами вынужденной миграции. Такое явление, забытое по окончании гражданской войны, как вынужденная миграция, с распадом Советского Союза вновь обрело чудовищный характер. В середине 90-х годов в стране было до одного миллиона беженцев и вынужденных мигрантов, т.е. примерно в десять раз больше, чем было в годы гражданской войны. К концу первого десятилетия ХХI века их число сократилось в сотни раз. Так, уже в 2008 г. в России насчитывалось беженцев и вынужденных мигрантов всего 4,6 тыс. человек.

Вместо утративших свою остроту и актуальность проблем эмиграции и вынужденных миграций в российской действительности прочное место стала занимать временная, в основном трудовая, миграция. Причем в ближайшие 10-15 лет значимость этого вида миграции, дающего «заемную» рабочую силу для экономики страны, наряду с переселениями, пополняющими постоянное население России, существенно возрастет.

Это обусловлено рядом обстоятельств, прежде всего, негативным воздействием на демографическое развитие России созданной в восьмидесятые - девяностые годы демографической волны.
В 1983-1987 гг. произошел взлет числа родившихся до 2,4-2,5 млн. в год, а затем, в 1996-2001 гг., число резко упало до уровня в 1,2-1,3 млн. Происходящее в результате этой волны движение различных по численности возрастных контингентов, помимо того, что в социальной сфере скачкообразно меняет потребность в образовательных, воспитательных и других учреждениях, определяет численность и структуру экономически активного населения, задает также параметры демографического будущего страны. Два аспекта этого будущего напрямую определяют характер миграционной политики страны.

Во-первых, численность женщин наиболее активного репродуктивного возраста (20-29 лет) к 2015 г. может сократиться на 15%, и к 2025 г. относительно 2015 г. - на 30% (а относительно 2010 г. – более чем на 40%). Это существенно повлияет на число рождений. Оно, если не произойдет значительного увеличения суммарного коэффициента рождаемости, сократится почти до одного млн. человек, что приведет к росту естественной убыли.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента в 2007 г.[7], намечены конкретные рубежи достижения цели демографического развития и определены необходимые для этого уровни рождаемости и продолжительности жизни. Их величины будут влиять на масштабы сальдо миграции. Но оно будет зависеть не только от величины естественной убыли населения, но и от намеченных Концепцией показателей прироста населения к 2015 и 2025 годам. Согласно Концепции, в 2015 г. ожидаемая продолжительность жизни населения в России должна увеличиться до 70 лет, а к 2025 г. – до 75 лет. В свою очередь, суммарный коэффициент рождаемости должен возрасти по отношению к 2006 г. в 1,3 раза, а в 2025 г. – в 1,5 раза. Его величины должны составить в 2015 г. – 1,685 и в 2025 г. – 1,944. Поскольку в Концепции пороговые значения рождаемости и смертности определяются специальными показателями (СКР, ОПЖ[8]), то их необходимо пересчитать, чтобы определить величину естественной убыли. При уровне СКР в 1,685, число родившихся в 2015 г. составит примерно 1 750 тыс. человек. Величина суммарного коэффициента рождаемости, которая должна быть достигнута к 2025 г., составляет 1,944, что может обеспечить при численности репродуктивного контингента в том же году приблизительно 1,5 млн. рождений.

Если к 2015 г. будет достигнут уровень ожидаемой продолжительности жизни в 70 лет, то число умерших снизится до 2 млн. 20 тыс. человек в год, в случае же достижения ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет, число умерших должны составить примерно 1 млн. 715 тыс. человек. При таком числе родившихся и умерших естественная убыль к 2015 г. сохранится на уровне 250 тыс. и к 2025 г. снизится до 200 тыс. человек.

Величина естественной убыли для пятнадцатилетнего периода будет равна 3 250 тыс. человек. Численность населения к 2025 г. должна возрасти на 2 млн. и достигнуть 145 млн. человек. Следовательно, в течение пятнадцати лет (2011-2025 гг.) необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 5 250 тыс. человек. Тогда его средняя ежегодная величина должна составлять 350 тыс. человек.

Во-вторых, в России, начиная с 2008 г., происходит систематическое сокращение численности лиц трудоспособного возраста. Особенно существенно, свыше одного млн. в год, будет уменьшаться этот контингент населения начиная с 2012 г., что продлится вплоть до 2019 г. Наибольшие потери придутся на 2016 г. В течение начавшихся 12 лет (2012-2023 гг.) вступление населения в трудоспособный возраст в среднем ежегодно будет составлять
1,3-1,5 млн. человек, тогда как выбывать из этого контингента будет
2,1-2,5 млн. К 2020 г. численность лиц в трудоспособном возрасте сократится на 9,7 млн., притом, что вся численность населения страны, по сути, не изменится. Согласно прогнозу Росстата, к 2025 г. сокращение выразится цифрой в 11,6 млн. человек, а численность всего населения уменьшится при этом всего на один миллион.

Имевшие место опережающие темпы роста экономики по сравнению с приростом численности рабочей силы в первом десятилетии ХХI века и затем прямое сокращение численности лиц в трудоспособном возрасте в России вызвали рост масштабов временной трудовой иммиграции. Социально-экономическая ситуация в странах нового зарубежья способствовала этому. Ныне в экономике России заняты несколько миллионов трудовых мигрантов. Достоверных сведений об их численности нет. Сопоставление оценок, приводимых разными организациями и авторами, позволяет получить примерную динамику численности легальных трудовых мигрантов. В 1994 г. их в России было 129 тыс., в 2001 г. - 283,7 тыс., а в 2005г. их насчитывалось 702,5 тыс. человек. В 2006 г. их стало 1 014 тыс., в 2007 г. – 1 717 тыс. и в 2008г. – 2 426 тыс. За десятилетие число легальных трудовых мигрантов возросло не менее чем в 8-10 раз.

Наиболее сложная для государства и наиболее болезненная проблема для людей - нелегальная трудовая миграция, масштабы которой как были неизвестны раньше, так неизвестны и в настоящее время. Оценки численности нелегальных мигрантов, одновременно находящихся в России, различаются на порядок. И в начале нового столетия оценки численности нелегальных мигрантов колебались от 1,5 до 15 млн. человек, и в конце первого десятилетия они, по разным прикидкам, составляют от 3-х до 10-ти и более миллионов. Трудовые мигранты среди занятых в экономике составляют примерно 6-8%. Эта цифра вполне сопоставима с аналогичными данными в других странах. Так, в Швейцарии в числе занятого населения доля трудовых мигрантов составляет 17,3%, в Бельгии - 8,7%, в Австрии - 8,1%, во Франции - 7,2% и Германии - 5,5%.

Условия и механизмы привлечения, а тем более использования иностранных трудовых мигрантов, особенно их нелегальной составляющей, во много раз превышающей численность легальной, создают целый комплекс проблем. Среди них: безудержная эксплуатация трудовых мигрантов, особенно нелегалов (повышенная продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы, вредные и трудные условия труда, отсутствие охраны труда и т.д.), низкий уровень оплаты труда (задолженности по оплате, недоплаты, невыплата заработка и др.), бесправное положение (отсутствие договоров о найме, изоляция от внешнего мира, изъятие паспортов, угрозы арестом, принуждение к сексуальным услугам, побои и т.д.), проживание с риском для жизни и благополучия (опасность со стороны как бандитов, так и недобросовестных полицейских) и прочее.

Все эти проблемы, в т.ч. медико-санитарные и некоторые другие, являются относительно незначительными по сравнению с влиянием этого явления на социально–экономическое и научно-техническое развитие России.

Во-первых, широкое использование трудовых мигрантов на неквалифицированных работах и мизерная оплата их труда «отдается бумерангом» на оплате труда российских работников. Более того, последним становится некомфортно работать и по условиям труда, и по его оплате в тех сферах, которые освоены трудовыми мигрантами.

Во-вторых, предпринимателям более выгодно использовать дешевую рабочую силу, лишенную к тому же каких-либо прав, чем вкладывать средства в инновационные проекты. Высокая степень износа основного капитала, приобретение за рубежом подержанного оборудования, в т.ч. транспортных средств, включая авиационные, участившиеся аварии – лучшее тому доказательство.

Таким образом, в ближайшие 10-15 лет Россия не сможет обойтись без привлечения в экономику трудовых иммигрантов. При этом возможны два сценария. Первый - это продолжать наращивать и без того многомиллионные массы неквалифицированных, временных мигрантов, рабский характер труда которых - основное противодействие решению социальных проблем в России. Второй - интенсивно модернизировать экономику на инновационной основе с тем, чтобы вдвое - втрое поднять производительность труда. Если это не получится, то тогда число трудовых мигрантов может возрасти еще как минимум на 10 млн. человек и составить примерно 1/3 занятого населения страны.

Анализ существующей миграционной ситуации и представление о развитии проблемы переселения в Россию и привлечения трудовых мигрантов в ближайшие 15 лет будут определять направления российской миграционной политики. Первый элемент этой политики, отсутствующий до сих пор, - это ее концепция, которая разрабатывается с середины 90-х годов. Одобренная в 2003 г. Правительством РФ Концепция регулирования миграционных процессов[9] оказалась внутриведомственным документом, основным достижением которого явилось введение миграционной карты.

В большей мере повезло Концепции демографической политики. При ее разработке был решен комплекс методологических вопросов. В частности, было определено, что Концепция – это только подход к формированию системы мер, регулирующих всю совокупность демографических, в нашем случае - миграционных процессов, в направлении, соответствующем геополитическим, социально-экономическим и иным интересам страны. Эти интересы отнюдь не могут быть целью миграционной политики, они лишь обоснование этой цели.

Другая особенность Концепции состоит в том, что формулируемые ею цели регулирования миграционных процессов несамостоятельны по определению. Они соподчинены иным целям, решаемым в других областях деятельности, в частности, демографической и трудовой. Одна из целей регулирования миграционных процессов обусловлена, как это было показано выше, Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г. Миграция в достижении цели, сформулированной в этой Концепции, выступает лишь в числе компонент стабилизации и последующего роста населения. Значение этой компоненты может быть различным, зависящим, с одной стороны, от результативности естественного движения населения, а с другой стороны, от концептуальных положений, определяющих интенсивность демографического развития страны.

В Концепции миграционной политики должны быть прописаны количественные параметры миграции, состав участников (социальные характеристики), места выхода (страны–доноры), общие условия приема переселенцев в России, схема их предпочтительного размещения на территории страны. Но это не целевая часть, а то, что формирует задачи и приоритеты.

Другая цель Концепции миграционной политики, определяющая количество и качественные характеристики временных трудовых миграций, всецело зависит от параметров перспективного баланса труда, текущего и прогнозного дефицита рабочей силы, учитывающего его территориальные и отраслевые разрезы.

Исходя из прогнозов демографической динамики, в том числе и населения в трудоспособном возрасте, на весь перспективный период до 2025 г. цель Концепции миграционной политики должна быть двуедина. Возможна такая ее формулировка. Цели миграционной политики России на период до 2025 года состоят в привлечении иммигрантов, в первую очередь из стран нового зарубежья, особенно соотечественников, расселение которых должно соответствовать ее геополитическим интересам, и в пополнении занятого в экономике населения временными трудовыми мигрантами в соответствии с балансовыми потребностями отраслей и регионов страны.

Лишь определив цели миграционной политики, следует обосновывать направления, приоритеты и меры ее реализации. К сожалению, все 20 лет существования независимой России необходимые решения в области регулирования миграции населения принимались без их концептуального обеспечения. Эти решения, будучи жестко привязаны к существовавшим правовым и другим нормативным актам, даже несмотря на их непрерывную корректировку, не имели целевой направленности, и потому миграционная практика часто противоречила национальным интересам страны.

Как было показано ранее, России действительно нужны иммигранты (безвозвратные и временные) и притом в больших количествах. Это первое. Второе, важно, чтобы Россия выбирала страны и нужных мигрантов, а не мигранты выбирали Россию как пристанище и перевалочную базу для дальнейших странствований по Европе. Сразу заметим, что этот тезис не противоречит международной практике и тем нормативным актам, которые регламентируют перемещение населения между государствами, защищают права мигрантов, обеспечивают им гарантии в различных сферах жизнедеятельности.

В современном мире, несмотря на всю важность международных норм, страны-реципиенты все же в большей мере руководствуются собственными национальными интересами и к мигрантам предъявляют соответствующие требования. Так, США, оплот западной демократии, квотируют въезд из разных стран, отбирают только нужных мигрантов (в начале 90-х годов они принимали лишь одного из пяти желавших мигрировать туда из России). Франция, страна революционных традиций и демократии, высылает нежелательных для нее мигрантов (цыган), ограничивает ношение женщинами, исповедующими ислам, платков, скрывающих лицо, в стране регулярно происходят массовые вспышки недовольства жизнью со стороны иммигрантов, достаточно жестко подавляемые полицией. Великобритания, с ее традиционно демократическими устоями, требует от мигрантов знания местного менталитета (есть специальный вопросник), дифференцирует мигрантов в зависимости от стран выхода (гражданам Евросоюза, в отличие от других, не надо брать разрешения на работу) и т.д. Россия же из-за боязни осуждения со стороны этих стран (они осуждают Россию за любые ее решения) не всегда проводит ту иммиграционную политику, которая соответствует ее собственным национальным интересам.

Очевидно, что Россия должна не только устанавливать нижние границы необходимых ей масштабов привлечения мигрантов на постоянное жительство, но и определять этнические и страновые приоритеты, как это делается многими государствами. Бесспорно, основной приоритет принадлежит соотечественникам. К ним можно отнести либо лиц тех национальностей, которые являются титульными для данной страны независимо от того, где они проживают, либо лишь ту их часть, которая проживает в других государствах, будучи их гражданами. Тогда граждане России – это сограждане, а российские соотечественники – это титульные для России народы, но граждане других стран. Они в преобладающем количестве проживают на постсоветском пространстве (ныне их 17-18 млн., в т.ч. русских ‑
16-17 млн.).

За ними следуют лица, родившиеся в смешанных с титульными национальностями России семьях и не получившие их национальность при рождении или поменявшие ее уже после распада СССР. Подобный подход, дающий миграционные преференции лицам, имеющим «кровь» титульных народов страны вселения, существует, например, в Японии, Израиле и т.д. Лиц, смешанных с титульными народами России и проживающих в странах нового зарубежья, несколько миллионов человек, по крайней мере, не меньше трех миллионов.

Третья приоритетная категория - граждане государств нового зарубежья, являющиеся для них титульными, независимо от их проживания (например, армяне – в Грузии, узбеки – в Кыргызстане). Это наибольшая по численности группа населения, но и наиболее трудная для привлечения на постоянное жительство в Россию по многим, в том числе этнокультурным, экономическим и даже социально-политическим причинам.

Россия, вступая в новую полосу демографических трудностей, нуждается в придании миграционным процессам тех параметров, которые будут в наибольшей мере соответствовать ее геополитическим и экономическим интересам. Более того, наступило время формирования системного (по своим элементам, структуре и логике осуществления) механизма регулирования миграции населения. Процесс упорядочения миграционных процессов должен идти по следующей схеме: подготовка и утверждение указом Президента Концепции миграционной политики РФ на период до 2025 года, создание единой программы (или программ по отдельным видам миграции) регулирования внешней миграции с целью переезда на постоянное жительство в России, привлечение временных трудовых мигрантов и изменение вектора внутренних миграций. Следуя букве и духу Концепции, одновременно должны пересматриваться нормативные акты и программы, регулирующие миграционные процессы.

В рамках сказанного, нужно оперативно решить ряд насущных проблем. Во-первых, надо радикально переработать Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, принятую в 2006 г.[10] К сожалению, программа не привела к тем результатам, на которые рассчитывали ее инициаторы. Так, на 1 января 2010г. по этой программе переселено в Россию 16,3 тыс. человек, что в миграционном сальдо за это же время (2007-2009 гг.) составляет 2,2%. Свыше 0,7 млн. человек вселились за этот период самостоятельно. Более того, наиболее приоритетным предполагалось переселение соотечественников в приграничные районы Дальнего Востока. Однако, в Амурскую область, Приморский и Хабаровский края в эти годы был переселен всего 291 человек.

Главная причина провала Программы, иначе нельзя назвать, в том, что ее принятие опоздало на 10-15 лет. В 90-е годы, особенно в их первой половине, окажи Россия радушный прием своим брошенным в новом зарубежье соотечественникам, и тогда сегодня такой проблемы не стояло бы. Другая причина, «ахиллесова пята» Программы, это обеспечение жильем переселенцев. Без его получения в месте вселения, даже с отложенным сроком его приватизации, мало кто согласится все бросить в стране нынешнего проживания и поехать даже не туда, куда бы хотел, а в «никуда», часто незнакомую для переселенца местность. В условиях необеспеченности нормальным жильем местного населения, предоставление жилья переселенцам может создать массу социальных конфликтов (подобное имело место в советские годы, например, в сельскохозяйственном переселении в Забайкалье, при применении до 1960 г. северных льгот в Якутии и т.д.).

Третья причина состоит в самом составе переселенцев. До революции 1917 г. в переселение вовлекались «сильные» крестьянские семьи с тем, чтобы они сами могли обустраиваться на новых землях. Слабые (в данном случае – бедные) семьи к переселению не поощрялись. Собственно, и ныне 240-250 тыс. человек (ежегодное миграционное сальдо) – это самостоятельные переселенцы, обходящиеся без помощи государства. Окажи им поддержку, и их будет заметно больше.

Четвертая причина кроется в незаинтересованности местных властей в переселенцах. В дореволюционное время, как и в первые годы советской власти, все расходы на направляемых переселенцев покрывались из государственного бюджета. В нем специально выделялась статья на эти нужды. Эта мера стимулировала местные власти принимать переселенцев. И, наконец, еще одна причина состоит в том, что Программа работает «растопыренными пальцами», пытаясь охватить как можно больше субъектов Российской Федерации, вместо того, чтобы быть ориентированной только на переселение в наиболее важные в геополитическом отношении регионы России. Такими регионами являются приграничные территории Дальнего Востока и Забайкалья. Если бы весь поток переселенцев-соотечественников был направлен в 2007-2009 гг. в Амурскую область, Приморский и Хабаровский края, то они получили бы мигрантов из нового зарубежья в 2-2,5 раза больше, чем было фактическое сальдо миграции.

Важным направлением привлечения мигрантов из нового зарубежья на постоянное жительство выступает отбор их среди живущих и работающих в России трудовых мигрантов. В 2008 г. число трудовых мигрантов, легально проживающих и работающих в России, достигло 2,5 млн. человек. Согласно исследованиям, две трети мигрантов в середине первого десятилетия ХХI в. жили и работали в России более одного года, причем около 30% из общего числа - свыше 3-х лет. Это - люди, достаточно хорошо освоившие профессию, они знакомы с менталитетом российского населения, знают или понимают русский язык.

Согласно исследованию, проведенному в 2002 г. Международной организацией по миграции (МОМ), 21,3% трудовых мигрантов проживали со своими семьями, еще 13,2% собирались перевести семьи в Россию.

Тем же исследованием выявлено, что 28% трудовых мигрантов хотели бы остаться в России и получить ее гражданство. Социологическим исследованием, проведенным МОМ в 2006 г., установлено, что одна треть трудовых мигрантов хотела бы остаться в России на постоянное жительство и получить гражданство и еще 22% ориентированы на длительное проживание. Треть от численности только легальных трудовых мигрантов, по данным на 2008 г. составляющая свыше 700 тыс. человек, желает стать гражданами России. А это примерно трехгодовое сальдо внешней миграции населения России. И проблема состоит не в том, какие создать условия для привлечения трудовых мигрантов, в данном случае из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, не в том, где их расселять (кстати, это могло бы оживить многие запущенные сельские регионы), а в том, прежде всего, чтобы принять в качестве одного из приоритетных направлений «вербовку» законопослушных, освоивших русский язык и владеющих нужными для экономики России профессиями трудовых мигрантов, будущих ее граждан.

Несомненно, имеются и другие направления пополнения населения России ее будущими гражданами (таковы: расширение контрактной системы привлечения лиц молодых трудоспособных возрастов для работы в силовых структурах, в учебные заведения и т.д.). Эти направления будут успешными, если будут сняты всякие проволочки в предоставлении гражданства тем, кто на определенных условиях готов сам вместе со своими близкими пополнить население России.

И последнее. Нужно последовательно осуществлять миграционную политику, исходя из двух критерие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...