Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы духовно-нравственного воздействия.




Школьная работа
Закон Божий Отечество-ведение Церковное пение Чтение Письмо Счет
           
Внешкольная работа
Богослужение Церковные проповеди Духовно-нравственное чтение
Библиотека
Литература духовно-нравственного содержания
               

Библиотека литература духовно-нравственного содержания.

В целях обеспечения организационных начал работы церкви в местах заключения в отчеты губернских попечительных о тюрьмах комитетов вводится специальный раздел о нравственно-религиозном воспитании заключенных.

Полагая, что "дело религиозно-нравственного воспитания арестантов составляет великую важность и не терпит отлагательства"80, губернские тюремные комитеты разрабатывают программы организации этой работы. В процессе реализации программ предлагается уделять постоянное внимание использованию психологического воздействия на личность заключенного, особо учитывать человеческие слабости при формировании его взглядов и убеждений.

В качестве примера можно сослаться на рассмотрение Пермским губернским тюремным комитетом вопроса об использовании кружечных денег при церквах и площадях г. Перми, жертвуемых населением на нужды заключенных. Директор Комитета протоиерей Попов внес предложение расходовать эти пожертвования "именно на религиозные потребности для арестантов и частью на такие нужды их, которые трудно и предвидеть, но которые требуют немедленного удовлетворения и не терпят, а по ничтожности расхода и не заслуживают письменного представления о них тюремному комитету".

Церковь видела свою роль также в подготовке, издании и распространении специальной целевой религиозной литературы, непосредственно для заключенных. К примеру, вышеупомянутый протоиерей Попов подготовил и издал брошюру "Беседы с заключенными", а также молитвенник для заключенных.

В обосновании необходимости выпуска такой литературы приводится довод, что "человеку, нравственно и умственно малоразвитому, очень трудно самому общие, церковью установленные молитвы, применять к своим потребностям, вызываемым случайными, в общих молитвах не предусмотренными, обстоятельствами жизни..."81.

Чтобы духовный мир заключенного формировался в направлении, отвечающем интересам господствующего класса, церковь берет на себя функции организации библиотечного дела в тюрьмах и обучения заключенных. "Единственною надеждою к исправлению нравственности арестантов, - утверждается в отчете за 1882 год Смоленского губернского попечительного о тюрьмах комитета, - представляется церковь, затем некоторою мерою к исправлению служит чтение духовных и нравственных книг..."82.

В отчете Самарского губернского попечительного о тюрьмах комитета за 1882 год эта мысль излагается более четко и определенно: "Меры к исправлению нравственности арестантов состояли в посещении заключенными православного исповедания тюремных церквей, или особо устроенных для молитвословия часовен, в обучении арестантов грамоте, в занятии грамотных арестантов чтением назидательных и полезных книг, и в преподавании заключенным изустных поучений местными священниками"83.

Святейший Синод также не обходит своим вниманием эту сторону тюремного быта. Рассматривая в 1888 году вопрос о присланных в Россию Лондонским Библейским обществом религиозных книгах "Евангелие от Иоанна", Синод принимает решение 1611 экземпляров направить в Главное тюремное управление для безвозмездного распространения среди заключенных.

Однако ГТУ, констатируя факт наличия при некоторых местах заключения школ и небольших библиотек, приходит к выводу, что "те и другие частью по неимению денежных средств, а еще более по незнанию и равнодушию лиц, заведывающих оными, находится в весьма неудовлетворительном состоянии".

Список литературы, рекомендуемой для формирования книжного фонда библиотек, состоял из 122 наименований книг на сумму 33 рубля 45 копеек, из них 28 - по Закону Божию, 31 - по словесности, 19 - по истории, 10 - по естествознанию, 16 - по сельскому хозяйству, 5 - по гигиене и медицине84.

Этот перечень дает основание сделать вывод о том, что тюремная администрация и церковнослужители, проводя карательную линию правительства, исключали доступ к осужденным литературы, которая призывала к серьезным размышлениям по аспектам социально-политического и экономического развития страны.

Более полное представление об организации духовно-нравственного воздействия на заключенных можно составить из характеристики государственных расходов на эти цели. В 1913 году было ассигновано: а) на содержание тюремных учителей и библиотекарей - 11128 рублей 36 копеек; б) на содержание церкви, церковных причтов и отправление богослужения - 151200 рублей 40 копеек; в) на содержание тюремных школ и библиотек - 14112 рублей 18 копеек85.

Однако было бы неправильно не замечать эволюции в использовании средств, форм и методов воздействия на заключенных в процессе исполнения наказания. Постепенно расширяется круг лиц, привлекаемых к работе с заключенными, более разнообразными становятся формы воздействия на сознание преступников. В тюрьмах Казанской губернии, к примеру, студентами Казанской духовной академии стали проводиться воскресные и праздничные чтения религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания по особо; составленным программам. В этой работе стал применяться показ "туманных картин посредством имеющегося в тюремном отделении волшебного фонаря"86.

Оценивая в целом характер идеологического воздействия на заключенных, следует отметить его существующую особенность - стремление придать развитию сознания личности нравственно-духовную направленность, ограничить его узкими рамками религиозного мышления. Этому способствовали, физическая изоляция заключенного от внешней среды, духовная - от возможности использования богатств научной мысли и культуры.

4. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в отношении политических преступников. При изучении и анализе содержания исполнения наказания в виде лишения свободы, с точки зрения конкретной реализации целей карательной политики государства, прежде всего обращает на себя внимание дифференциация условий отбывания наказания различными категориями заключенных, в зависимости от направленности и характера их преступных посягательств на те или иные ценностные устои господствующего класса.

Выше, рассматривая вопросы, связанные с исполнением наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших общеуголоввые преступления, мы указали на то, что основными элементами тюремного быта были насилие, произвол, попрание человеческого достоинства личности при полном безразличии к созданию нормальных условий для человеческого существования. Примечательно, что разрыв между законоположениями, гарантирующими охрану прав личности и обеспечением их реализации, считался нормой для тюремной администрации.

Вместе с тем в числе лиц, содержащихся в тюрьмах России, выделялась особая категория - государственные преступники, в отношении которых закон и ведомственные инструкции предписывали соблюдать неукоснительный порядок их изоляции от других категорий заключенных и чрезмерно суровые условия их содержания. "Политические преступники, как по роду, так и важности преступления их, - говорилось в секретном циркуляре департамента полиции исполнительной от 15 августа 1878 года, - составляют совершенно особую категорию, а поэтому и должны быть содержимы отдельно от прочих заключенных".

Третье отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии сообщало Министру внутренних дел, что система отбывания срока каторжных работ в отдаленнейших местах Сибири, испытанная в течение долгого времени, была относительно политических преступников, по высочайшему повелению, заменена одиночным заключением в центральных каторжных тюрьмах, причем о сроках испытуемости в сем повелении неупомянуто"7.

В 1878 году по царскому указу под председательством Министра государственных имуществ в составе министров военного и юстиции, главного начальника 3-го отделения Собственной его Императорского Величества канцелярии и управляющего министерством внутренних дел, было образовано особое совещание для обсуждения "тех мер, которые необходимо принять дабы остановит развитие вредной для государственного порядка деятельности подпольного социалистического кружка, именующегося "Исполнительным Комитетом Русской социально-революционной партии".

Особое совещание "пришло к убеждению, что политических преступников должно содержать отдельно от арестованных по делам другого рода и с этой целью, по крайней мере, в главных пунктах устроить особые для них помещения, с усилением там надзора""8.

В отдельных губерниях Российской империи был установлен особый порядок исполнения приговоров в отношении политических преступников, в соответствии с которым, к примеру, в Варшавской губернии, гражданское начальство вовсе устранялось от участия в исполнении таковых приговоров89.

К этой категории арестантов в части режима требования излагались однозначно: "должны быть с большою строгостью и неупустительностью соблюдаемы правила надзора за содержащимися под стражей". Обосновывая необходимость строгой изоляции и опасность содержания политических заключенных в общих гражданских тюрьмах, Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор в письме Министру внутренних дел от 28 сентября 1878 года докладывал: "Эти люди далеко неспокойные арестанты-простолюдины, которыми полны наши тюрьмы; это люди развитые, убежденные, фанатики своего дела, для которых ничто не кажется невозможным. Между тем, такие арестанты, но устройству наших тюрем, не могут быть изолированы ни между собой, ни относительно остальной массы острожников. Отсюда у нас в стенах самой тюрьмы производится политическая пропаганда, и сотни заключенных, неизбежно развращающиеся в тюрьмах нравственно, при соприкосновении с политическими арестантами, набираются еще социалистических и яро-противуправительственных убеждений..." 9°.

Обеспечивая строжайшую изоляцию политических преступников не только от внешнего мира, но и от общей массы заключенных, правительство организацией режима ставило их на грань физического уничтожения. Пример тому мы находим в организации тюремного быта политических заключенных в Новобелгородской тюрьме. Пагубность условий содержания заключенных в этом учреждении признают высшие сановники государства. Так, статс-секретарь Грот писал в 1877 году Министру внутренних дел следующее: "...этот надзор стремится к одной лишь цели, замыкания накрепко в тесные камеры преступников, частью закованных в кандалы, представляй им Затем оставаться по целым дням почти без занятий, наедине с самим собою.

Отсюда - те гибельные последствия, Которые ведут заключенных медленным путем к болезням, а нередко и преждевременной смерти. Из тринадцати человек политических преступников, поступивших в тюрьму в начале 1875 года двое уже умерли, причем один предварительно сошел с ума, а из наличного состава одиннадцать заключенных, двое обнаруживают несомненные признаки умопомешательства и пятеро, кроме того, страдают анемиею, предвестницей близости грудной чахотки"91.

Характеристику условий содержания заключенных в Новобелгородской тюрьме дополняет доклад от 18 августа 1878 года Харьковского губернатора в департамент полиции исполнительной - "...нравственная пытка, выносимая политическими арестантами от одиночного заключения, так велика, в последнее время рельефно обнаружилась бессознательность, часто повторяющимся буйством, между тем как они должны знать, что это только отягчает им положение, попытками на самоубийство, ужасным состоянием их здоровья, в особенности душевного их состояния, так как они почти все, по совести, должны быть признаны психически больными. Настоящее положение их так тяжко, что тюремное начальство затрудняется назначать им наказание..."- На запрос Министерства внутренних дел по вопросу о возможности содержания политических заключенных в общих камерах, из 3-го отделения Собственной его Императорского Величества канцелярии был получен ответ следующего содержания: "... допущение изменения полного одиночного заключения возможно не иначе как с Высочайшего его Императорского Величества разрешения, ибо Государю Императору благоугодно было приказать каждый раз повергать на его разрешение предложение о том, кто из политических преступников может быть избавлен от одиночного содержания..."

Выбирая место для строительства тюрем для этой категории заключенных, правительство нередко заранее обрекало их на болезни и медленную смерть. В истории царской тюремной системы мрачную картину представляет Шлиссельбургская политическая тюрьма. Описание ее места расположения, условий отбывания наказания подробно изложено в отчете (1884-1885 г.г.) старшего врача Шлиссельбургского жандармского управления Заркевича. В частности, он пишет, что "открытое положение крепостного островка со стороны озера, следовательно, незащищенность от холодных северовосточных ветров и частых бурь и обилие в окружности острова воды - делают климатические условия не особенно выгодными для здоровья, так как воздух насыщается в изобилии водяными парами и вследствие этого делается влажным, а влажность или сырость воздуха, в связи с холодными ветрами, несомненно вредно действует на здоровье".

В Шлиссербургской тюрьме большинство заключенных относилось к категории долгосрочников, условия содержания им были определены в одиночных камерах, при этом в официальных документах их фамилии не указывались. В этом просматривается стремление морально подавить, унизить личность, лишить ее индивидуальности. "Почти все арестанты, - констатирует Заркевич, - представлялись бледными, малокровными; некоторые были с признаками цынги, однако не резко выраженными: у многих раньше была цынга.,."93.

Физическая изоляция политических заключенных от общества, тяжелые и вредные для здоровья условия отбывания наказания дополнялись лишением их духовной связи с внешним миром. Устанавливались запреты на получение ими газет, периодических изданий. В специальном циркуляре Министра внутренних дел в адрес губернаторов излагалась позиция Министерства по этому вопросу. "Имея же в виду, что статьи, печатаемые в газетах и других периодических изданиях, нередко затрагивают вопросы и рассуждения, несогласные с требованиями приведенного закона, допускающего чтение арестантами лишь книг духовного, нравственного и исторического содержания и, что ознакомление политических арестантов с оглашенными в газетах сведениями о совершенных государственных преступлениях и о лицах, заподозренных в сих преступлениях может иметь вредное влияние на ход производимых по делам этого рода следствий, я нахожу вовсе не дозволять лицам, содержащимся под стражей по обвинению в государственных преступлениях - не зависимо от того, ссылаются ли они в административном порядке, или же осуждены - чтения газет, журналов и других периодических изданий...".

На местах требования указанного циркуляра не всегда выполнялись. Департамент государственной полиции ставил в известность ГГУ, что из полученной из 66 жандармских управлений информации установлено, что чтение газет арестантами, обвиняемыми в государственных преступлениях, разрешались в восемнадцати губерниях; не разрешались в тридцати двух и, за отсутствием заявлений "о желании арестантов получать газеты не возникло, по сему предмету, вопросов в 16 губерниях.

В 1900 году ГТУ разрабатывает и за подписью Министра юстиции направляет на места Правила о порядке чтения содержащимися в предварительном заключении по делам политического свойства. Не исключая, в принципе, возможности чтения ими книг и других изданий (как выдаваемых из тюремной библиотеки, так и приобретаемых ими на общественные средства, а равно поставляемых лицами, с которыми им дозволено будет иметь сношения), этот циркуляр установил порядок получения литературы, требования к администрации по обеспечению контроля за содержанием поступающих изданий, а также ограничения в их использовании. Безусловно, запрещалось этой категории арестантов знакомство с периодической печатью, вышедшей в течение года со дня выдачи заключенному каждого издания. Иная литература, доставляемая извне, передавалась арестанту по мере предварительного ее осмотра. Определение содержания книг и других изданий, которые могли быть выданы арестанту для чтения, было отнесено, в зависимости от подследственности, на усмотрение чинов прокурорского надзора, либо отдельного корпуса жандармов.

В случае установления попыток арестантов тайным образом общаться между собой или с посторонними посредством использования литературы, они лишались права чтения на

сроки, которые определяли чины прокурорского надзора по согласованию с лицами, производящими дознание. При этом, собственные книги арестантов или доставленные извне под лежали уничтожению, о чем их владелец ставился в известность.

В то же время Правила содержали, с нашей точки зрения, весьма важное положение, дававшее возможность политическим арестантам формировать книжный фонд тюремных библиотек определенной направленности, который впоследствии могли использовать другие заключенные для своего самообразования. Все собственные книги и другие издания, принадлежащие арестанту, возвращались ему или его родственникам лишь по освобождении его из-под стражи, причем арестантам, достигшим совершеннолетия, согласно Правилам, разрешалось жертвовать свои книги в тюремную библиотеку95.

Настойчивость и стремление тюремной администрации создать своеобразный информационный вакуум вокруг лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение государственных преступлений, имели под собой серьезную правовую основу. Надо сказать, что линия на ограничение гласности во всех сферах государственной и общественно-политической жизни страны, исключающая публичность высказывания суждений, противоречащих взглядам и политике правящих классов являлась общегосударственной линией царской России. В циркулярном письме, подписанном Председателем Совета Министров Столыпиным П.А. так излагалось на этот счет точка зрения правительства: "Совет Министров признал необходимым поручить Министрам и Главноуправляющим отдельными частями озаботиться категорическим подтверждением подчиненным им должностным лицам о недопустимости с их стороны каких-либо без ведома и разрешения Главного Начальника ведомства, бесед по вопросам управления с сотрудниками газет и вообще с посторонними лицами, через которые означенные беседы могут получить нежелательную огласку"96.

В дополнение к физической и духовной изоляции, суровому режиму весь арсенал средств воздействия на политических заключенных был рассчитан на то, чтобы унизить их человеческое достоинство, лишить их психических и физических сил к сопротивлению, продолжению борьбы. Бессмысленность применения отдельных средств в то время даже не ставилось под сомнение, а, напротив, обеспечивалась настойчивой требовательностью руководства Главного тюремного управления. В конфиденциальном письме Министру внутренних дел Дурново начальник тюремного управления Галкин-Враский сообщал, что "по прибытии восьми государственных преступников из Кары в Петербург и при принятии их на станции железной дороги офицерами Отдельного Корпуса Жандармов Мацкевичем и Кондыбой, один из преступников Щедрин долженствовавший быть прикованным к тачке, оказался следующим, вопреки всему не прикованным и одних лишь ножных кандалах..."97. В этом усматривалось серьезное нарушение установленного порядка исполнения наказания в отношении политических преступников.

В отношении политических противников на стадии исполнения наказания, несмотря на различие форм процессуального принятия решения о наказании - судебную или административную - находила выражение единая целевая установка карательной политики правительства.

Правительство в борьбе с представителями собственного класса, причастными к антигосударственным выступлениям, наряду с тюремным заключением в отдельных случаях не исключало возможность иных способов их изоляции и форм воздействия на них.

Особое совещание, учрежденное царем, для разработки мер по борьбе с политическими противниками считало, что одной из таких мер могло быть создание военно-дисциплинарных команд на правах исправительных учреждений. Предложенный в 1878 году проект нормативного акта предусматривал открытие таких учреждений, в которые бы по решению суда можно было помещать лиц, замешанных в делах о государственных преступлениях, не представляющих особой важности. К категории таких преступников, по мнению составителей проекта, следует отнести лиц, не подлежащих лишению прав состояния и достигших двадцатилетнего возраста из привилегированных сословий, а также учащихся средних и высших учебных заведений. Правовое положение этой категории преступников предполагалось приравнять к правам рядовых бессрочнослужащих.

Проект военно-дисциплинарных команд вызвал крайне отрицательную реакцию военного ведомства. В заключении по поводу учреждения таких команд военный Министр Милютин подчеркивал: "Что касается до анархистов, принадлежащих к социально-революционной партии, то никакого исправления их в политическом отношении ожидать невозможно. Напротив, привлечение их в войска послужит удовлетворению их стремлений распространять преступные учения между низшими чинами, чему в последнее время было много примеров".

В Министерстве внутренних дел рассматривался и второй вариант организации исполнения наказания в отношении политических противников - создание земледельческих колоний для содержания этой категории преступников. Генерал-губернатором Восточной Сибири бароном Фредериксом был подготовлен проект постройки такой колонии в селении Кос-тостепное Иркутской губернии с особым отделением для десяти женщин.

При колонии предусматривалось учредить особую полицейскую команду в составе пристава, его помощников и 24 надзирателей для осуществления надзора за преступниками.

Однако идея создания особых колоний для государственных преступников не нашла поддержки не только у правительства, но и местных жителей98.

 

§ 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕСТАМИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

1. Центральный орган управления тюремного ведомства.

Одной из основных задач тюремной реформы в России было совершенствование системы управления местами заключения, повышение роли центрального органа тюремного ведомства в осуществлении контрольных функций, обеспечении единства карательной практики на всей территории империи. Департамент полиции исполнительной, ведавшей до реформ тюремными делами, сложившиеся на местах системы тюремного управления оказались не в состоянии решать задачи, которые царское правительство ставили перед местами заключения.

В записке начальника ГТУ, содержащей оценку дореформенной управленческой деятельности, говорится, что "...до настоящего времени, между местными учреждениями тюремного управления и Центральным органом этого же Управления, насколько известно, не было этой постоянной и неразрывной связи, которая бы давала Центральному органу возможность следить за правильностью действий подчиненных ему учреждений"99.

Образованное в 1879 году в составе министерства внутренних дел Главное тюремное управление, по мнению его учредителей, должно было стать высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства.

Совершенно новым институтом, не имеющим аналогов в зарубежной тюремной практике, было создание в составе Главного тюремного управления Тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности осуществления ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предположений.

Министерство внутренних дел главную функцию тюремных инспекторов отводит инспектированию ими мест заключения. Министром внутренних дел 30 июня 1879 года утверждаются "Временные правила для первоначального руководства Тюремным Инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы".

Этот нормативный документ определял общий порядок деятельности тюремных инспекторов, командируемых с целью осмотра мест заключения и ссылки. В их обязанности входили: сбор на местах, как в отдельных тюремных учреждениях гражданского ведомства, так и в Губернских правлениях и иных присутственных местах, имеющих отношение к тюремной части, различных сведений, необходимых для самого полного ознакомления с существующим положением тюремных учреждений, а также для разработки различных законодательных, административных мероприятий по работе мест заключения; проведение ревизий тюремного хозяйства, делопроизводства в канцеляриях мест заключения и ссылки, а также условий и порядка содержания в тюрьмах лиц, подвергнутых в той или иной форме лишению свободы100.

Что касается полномочий, предоставленных тюремным инспекторам, то они имели право "беспрепятственного входа во все части мест заключения, личного сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и документов, имеющих какое-либо отношение к тюремному делопроизводству" и в то же время они были не в праве, кроме случаев, когда им поручалось Начальником Главного тюремного управления "делать собственной властью распоряжения"161.

Одновременно с созданием института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения, учреждается новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились высшие государственные чиновники, представляющие различные ведомства. По замыслу учредителей Совета по тюремным делам на его обсуждение, по усмотрению Министра внутренних дел, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, организации управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы мест заключения.

Однако, на наш взгляд, указ об учреждении Совета в своей основе был недостаточно обоснован. Во-первых, характер и содержание работы Совета зависело от того, какие вопросы на его обсуждение выносил Министр Юстиции и, во-вторых, Совет не был наделен какими-либо властными полномочиями.

Кроме того, высшие сановники, входящие в состав Совета, основные свои функции выполняли в других государственных ведомствах, за работу же в Совете не получали никакого денежного содержания и поэтому не были заинтересованы в результатах его работы.

Главная же причина нежизнедеятельности Совета заключалась в том, что с момента становления Главного тюремного управления и расширения его функций, реальная власть по руководству всей системой мест заключения, стала сосредоточиваться в руках последнего.

И все же правительство не оставляет попыток оказать непосредственное влияние на формирование системы исполнения наказания не только посредством совершенствования деятельности Министерства внутренних дел, но и путем возложения на Государственный Совет этих функций. Кроме того определенные функции до формированию тюремной системы были возложены на Государственный Совет, в составе которого выделялось должностное лицо, которому поручалось высшее заведение всею тюремной частью гражданского ведомства "с представлением ему в этом отношении лично и в виде временной меры:

- прав я обязанностей Министра внутренних дел, как по званию Президента Попечительного о тюрьмах общества, так и по руководству Главным тюремным управлением;

-~ права участвовать, с правом голоса, в суждениях но тюремным делам в высших государственных учреждениях и заменять Министра внутренних дел в Правительствующем Сенате и в сношениях со всеми местными лицами по означенным делам"102.

Следует заметить, что эта мера наказания не оказала существенного влияния на деятельность ГТУ. Оно лишь постепенно набирало силу, увеличивало объем своих функций путем присоединения центральных и местных органов тюремного управлений.

В 1902 году в его структуре образуется новое делопроизводство по организации арестантских работ, в этом же году - бухгалтерия. В 1904 году упраздняется Тюменский приказ о ссыльных, его функции по распределению ссыльных в Сибири передаются Главному Тюремному управлению, причем в то же время в его составе учреждается особый архив для хранения дел о ссыльных, В 1906 году при Главном тюремном управлении учреждается центральное дактилоскопическое бюро. В связи с изданием в 1008 году Нормального устава обществ патроната, контроль за деятельностью указанных обществ возлагается на особого чиновника, непосредственно подчинявшегося начальнику Главного тюремного управления. В составе главного управления в 1908 году выделяется особое делопроизводство, в функция которого вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремной части вопросов. С 1893 года Главным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал "Тюремный Вестник". Первоначальный объем журнала З-б печатных листов, в 1909 году этот объем увеличивается до восьми, в 1910 году до двенадцати, а с 1912 года - до двадцати печатных ластов. Журнал являлся источником публикаций официальных данных, имеющих безусловно рудоводящее значение для работников тюремного ведомства. На его страницах публиковались важнейшие материалы по тюрьмоведению, исследовались проблемы тюремной практики.

Кроме журнала "Тюремный Вестник" Главное тюремное управление выпускало и другие издания в качестве справочных материалов, пособий местной тюремной администра-ции103.

Организационная структура главного тюремного управления включала 15 делопроизводств; его штат состоял из 66 классных чинов. Кроме того, в управлении на канцелярских должностях работало немногим более 40 человек. Классными чинами комплектовались должности начальника Главного тюремного управления, его помощников, инспекторов, правителя канцелярии, старших делопроизводителей, делопроизводителей, помощников делопроизводителей, заведующего статистической частью (он же архивариус), бухгалтера, помощника бухгалтера, секретаря при начальнике Главного тюремного управления, экзекутора, журналиста, инспектора по медицинской части, архитектора, помощников архитектора, кандидатов на тюремные должности.

Кандидаты на тюремные должности, по указанию начальника Главного тюремного управления, могли быть прикомандированы к заведующим отдельными делопроизводствами управления, либо направлены в распоряжение губернаторов, начальников областей и градоначальников для временного замещения как штатных должностей по тюремному ведомству, так и исполнения отдельных служебных поручений104.

Расширение объема функций аппарата управления, усложнение задач, решаемых им в новых условиях требовало совершенствования организационных структур. В 1912 году министр юстиции разграничивает все делопроизводство Главного тюремного управления на обособленные отделы, "поставив по главе каждого из них особое должностное лицо и присвоив ему более или менее самостоятельное положение по заведыванию соответствующим отделом".

Число отделов, с учетом характера их деятельности, не считая Главной Инспекции по пересылке арестантов, девять, а именно:

1) личный состав служащих по тюремному ведомству - по части назначения, перемещения и увольнения их, предания суду, награждения и т.п.;

2) оклады содержания классных чинов тюремного ведомства, пенсии и пособия, канцелярские и хозяйственные средства мест заключения и тюремная стража;

3) распорядительная часть (внутренний распорядок в местах заключения) и размещение арестантов;

4) строительная часть;

5) хозяйственная часть (продовольствие, лечение и одежное довольствие арестантов, отопление и освещение мест заключения);

6) арестантские работы;

7) счетная часть, составление смет и бухгалтерия;

8) законодательная и статистическая часть (составлениезаконопроектов, а также годовых отчетов по Главному тюремному управлению, различных справочных изданий и проч.);

9) воспитательно-исправительные заведения и Общества патроната.

На содержание чинов Главного тюремного управления было затребовано 152.450 рублей105.

Осуществляя ведомственную реформу, центральный орган тюремного ведомства внимательно изучает практику исполнения наказания в зарубежных государствах, формы и методы управленческой деятельности, систему и структуры пенитенциарных учреждений. Многие элементы организации работы зарубежных управленческих аппаратов Главное тюремное управление заимствовало и, с учетом своей специфики, внедрило в практическую деятельность, В частности, по примеру местного управления тюрьмами г. Парижа в составе Главного тюремного управления было учреждено постоянное совещание и разработано положение о порядке его работы. Совещание работало под председательством начальника Главного тюремного управления. В его состав входили помощник начальника, главный инспектор пересылки арестантов, тюремные инспекторы, старшие и младшие делопроизводите.

Совершенствование управленческой деятельности в обеспечении единства исполнения наказания в виде лишения свободы на основе централизации этой функции в Главном тюремном управлении являлось следствием изменений социально-экономических условий в Российском государстве, ростом классовых противоречий, настойчивости правительства в постоянном поиске путей приспособления тюремной практики к этим условиям.

2. Реформа по упорядочению структуры и функций среднего управленческого звена тюремной системы

Эволюция социально-экономической системы царской России, вызванная неизбежными классовыми конфликтами и противоречиями, попытками их разрешения частными, второстепенными реформами накладывала свой отпечаток на содержание исполнения наказания в виде тюремного заключения. В борьбе с общеуголовной преступностью самодержавие делало ставку в основном на тюремную изоляцию заключенных. А это, в свою очередь, требовало единообразия в проведении карательной политики. Обосновывая необходимость совершенствования системы управления местами заключения, Главное тюремное ведомство обращало внимание на следующее обстоятельство: "...деятельность Губернских Правлений проявлялась в крайне неопределенных формах и была по преимуществу направлена на арестантов разряда пересыльных, а Тюремные Комитеты Общества Попечительного о тюрьмах, там где они действовали, являлись со значительно более широкими прерогативами, нежели, может быть, целесообразным с точки зрения благоустроенной тюремной системы.

Центральный орган Управления местами заключения и обще-губернская администрация не считали даже обязанными проявлять свою власть в форме ревизии и контроля..."107.

Объективность такой оценки не вызывает сомнения за исключением "широких прерогатив". Но она будет более полной, если мы проанализируем состав Тюремных комитетов Общества Попечительного о тюрьмах. Возьмем, к примеру, Красноярский Тюремный комитет. Царским указом были утверждены в 1882 году в качестве Вице-Президентов комитета Енисейский Губернатор генерал-лейтенант Педашенко И.К., преосвященный Исакий Епископ Енисейский и Красноярский, дирек

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...