Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

124. Этические проблемы «суррогатного материнства»




124. Этические проблемы «суррогатного материнства»

1) Вынашивание ребенка без медицинских показаний

2) Кого считать родителями ребенка

3) Ситуация, когда ребенок рождается больным

4) Возможность шантажа, как с одной, так и с другой стороны.

5) Вынашивание ребенка для гомосексуальных пар и др.

125. Этические проблемы инсеминации и пути их решения.

1. Возможность передачи заболеваний, передающихся с биологическими жидкостями.

2. Возможность передачи генетического дефекта.

3. Признание отцовства

4. Возможность шантажа (как со стороны донора, так и семьи рецепиентки).

126. Этические проблемы нейротрансплантации и пути их возможного решения.

«Заявление о трансплантации эмбриональных тканей».

41 ВМА, Гонконг, 1989 г.

ТЭТ напоминает использование трупных тканей и органов; возможность влияния на принятие решения об искусственном прерывании беременности; решение о прерывании беременности под влиянием врача; возможность обогащения лиц, занятых в получении, хранении, исследовании, подготовке и доставке зародышевой ткани.

127. Этические проблемы трансфузиологии.

безопасность: передача реципиенту заболеваний с биологическими жидкостями;

добровольность: возможность принуждения к сдаче крови;

сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции:: при любом медицинском вмешательстве есть риск ухудшения здоровья; кроме того, реципиент может быть заражён;

поощрение за донорство не должно выступать главным фактором в донорстве.

128. Этические проблемы экстракорпорального оплодотворения.

1. Здоровье детей (как правило, женщина обращается в старом для родов возрасте);

2. Здоровье женщины (принимают гормональные препараты);

3. Проблема лишних эмбрионов (их судьбу решает женщина);

4. Высокая стоимость, высокий процент неудач;

5. Использование биологического материала уже умершего человека.

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Краткая история и основные понятия этики

Мораль (нравственность) – совокупность норм и принципов поведения, принятых в определенной общественной среде, в определенный период времени, поддерживаемых

1)личными убеждениями
2)традициями,
3)воспитанием,
4)силой мнения общества или
5)определенного класса.

Отличие морали от нравственности:

Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общества, церкви и т. д. )

Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения (Нравственность –внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе. )

Этика – это, с одной стороны, наука, философское учение, исследующее принципы и нормы поведения, регулирующие отношение между людьми,
а с другой – система норм нравственного поведения людей, выполнения ими обязанностей по отношению к обществу, профессии, родине, друг к другу и т. д.

Таким образом, этика может быть:
Философская (теоретическая), изучающая суть и происхождение морали и Нормативная (практическая), разрабатывающая нормы и принципы поведения людей при взаимодействии с другими людьми.

Деонтология – наука о профессиональном поведении человека

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие её наиболее существенные элементы.

Основные категории этики

- добро и зло;
– благо и вред;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– ответственность;
– достоинство и честь.

Моральной ценностью обычно называют такую характеристику отношения человека к другому человеку (или животному), в рамках которого его благо рассматривается как приоритетное по отношению к интересам и благам действующего человека. (В своей совокупности моральные ценности как бы имеют своей целью установление общих принципов идеально-разумного и справедливого строя жизни и характера общения. )

 

Одна из важнейших целей этики – рациональный анализ ценностей и конфликта ценностей, что необходимо для определения наших обязательств

 

Нравственный закон, который в этике раскрывает содержание “должного”, представлен великим золотым правилом нравственности: «поступай так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали другие». (И. Кант)

2. История медицинской этики

Клятва: ГИППОКРАТОВ СБОРНИК. КЛЯТВА

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую прися­гу и письменное обязательство:

считать научившего меня врачебному искусству наравне с мои­ми родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надоб­ности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братья­ми, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям сво­его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по за­кону медицинскому, но никакому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими си­лами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу ника­кой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое ис­кусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих камен­ной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, осо­бенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует раз­глашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; пре­ступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Закон: Тема " Закона", злободневная для того времени, - борьба с псевдоврачами, невежественными людьми, роняющими достоинство медицины. В общем виде даются условия, которые необходимы, чтобы стать хорошим врачом. Среди них:

– природное расположение (" если природа противодействует все тщетно" );

– многолетнее прилежание (" чтобы учение, укоренившись прочно и глубоко, приносило зрелые плоды);

– опыт (ибо " неопытность – плохое сокровище и плохое имущество для своих обладателей).

О благоприличии: Настоящие врачи " каковы … по внешнему виду, таковы и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны, расположены к ответу, к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе, со всеми скромны, при возбуждениях молчаливы, в ответах остроумны и снисходительны, … в пище умеренны и довольствуются немногим; они терпеливы в ожидании случая, в речи очень деятельны; они отдают в общее сведение все, что приняли от науки, пользуются способностью красноречия, склонны к благодарности, уверены в доброй славе…"

Наставления:

1)О гонораре: приступая к лечению, не думай о гонораре, " а скорее о приобретении славы"

2)Врачи на консультации не должны ссориться и высмеивать друг друга, что, очевидно, случалось не так редко.

3) Устранение профессиональной зависимости выдвигается как одно из правил врачебной этики

О враче:

ГИППОКРАТОВ СБОРНИК. О ВРАЧЕ[1] (выдержки)

ВРАЧУ сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не име­ют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других.

Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одеж­ду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных.

Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в осталь­ной, правильно устроенной жизни. И это наиболыпе принесет ему помощь для приобретения славы.

Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма по­лезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользо­ваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (боль­ных) ценятся, когда они редки.

Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, ис­полненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать.

Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоря­жение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего лого врач должен быть воздержным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.

 

Медицинская деонтология – раздел общей этики, определяющий должное поведение медицинского работника при исполнении им своих профессиональных обязанностей. Медицинская деонтология определяет должное поведение медицинского работника не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей.

 

Модели медицинской этики и их принципы:

1)Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

2)Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

3)Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4)Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Модели взаимоотношений между медицинским работником и пациентом - наиболее общая схема конкретного общественного отношения, в которой отражаются основные исходные положения субъектов отношения, определяющие форму и содержание взаимодействия между ними.

Коллегиальная (совещательная) модель. В данной модели отношения между медицинским работником и пациентом строятся на признании равных прав обоих сторон в принятии решения относительно диагностики и лечения имеющегося заболевания. Пациент может в полной мере использовать свое право выбора форм и объемов влияния на состояние своего здоровья. Врач и пациент видят друг в друге коллег, которые стремятся к одной общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента.

Контрактная модель. В этой модели соблюдаются принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обязательств и справедливости. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Контрактная модель получает все более широкое распространение в связи с расширением сферы медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями на договорной (платной) основе.

Инженерная (техническая) модель. Эта модель отношений существует в условиях, когда пациент воспринимается врачом или другим медицинским работником как биологическая система, в которой возникли неполадки в ее функционировании и необходимо их устранить. Пациент – это всего лишь организм, сходный с другими механизмами. Личностные особенности пациента не имеют особого значения, т. к. на первом плане – анатомо-физиологические, биохимические, биофизические и другие процессы, протекающие в организме. При данном типе отношений пациент не участвует в разработке плана лечения, не пользуется своим правом свободы выбора. Эта модель эффективна только в случаях оказания экстренной медицинской помощи или в случаях, когда пациент находится в бессознательном, недееспособном состоянии.

Патерналистская модель взаимоотношений. Медицинский работник выступает как заботливый, строгий старший товарищ, который лучше пациента знает, что является для последнего благом. Поэтому пациент полностью доверяет принятие решений в отношении своего здоровья врачу или другому медицинскому работнику, который в данный момент занимается его проблемами со здоровьем. Эта модель остается широко распространенной в современной медицинской практике в связи с разнообразием психологических особенностей пациентов.

 

 

3. История медицинской этики в России

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...