Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика государственного устройства Российской Федерации.




Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения. Государственное устройство можно рассматривать в статике (т.е. в плане конституционно-правового закрепления) и в динамике (как практику государственного строительства).

Существуют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство – это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губерния). Федеративное государство – сложное государство, которое состоит из входящих в него государств, либо государств, национально-территориальных (автономных) и территориальных (территориально-государственных) образований.

Представляется, что составными элементами государственного устройства следует считать такие вопросы:

- роль федерации как формы государственного устройства России; принципы федеративного устройства России

- характеристика Российской Федерации как федеративного государства

- виды и статус субъектов РФ

- проблема использования автономии как формы государственного устройства

- вопросы ведения РФ и её субъектов

- взаимоотношения и формы взаимного влияния РФ и ее субъектов

- административно-территориальное устройство субъектов РФ

Признаки Федерации.

1. Федерация состоит из частей-субъектов федеративного государства –штаты, провинции, земли (США, Индия, Бразилия, Мексика и т.д.). Субъектами могут быть и национально-территориальные образования (автономная область) и территориальные единицы (край, область).

2. В федеративном государстве общие основы статуса субъектов федерации устанавливаются в конституции федерации. Однако наряду с этим субъект федерации вправе в собственных конституции, уставе определить свой статус, внутреннюю организацию и компетенцию.

3. В федерации центр может установить общие основы организации гос. власти в субъектах федерации. Однако в деталях эта организация определяется каждым субъектом.

4. В федеративном государстве используются различные варианты разделения полномочий между федерацией и её субъектами, но при любом из них компетенция субъекта федерации существует как конституционно-правовая категория.

5. В федеративном государстве центр имеет ведущие позиции в вопросах налогов и бюджета. Но вместе с тем у субъектов федерации есть несколько более широкие права по установлению собственных налогов.

6. Субъекты федеративного государства имеют право не только на свою конституцию, но и на свое законодательство, т.е. вправе принимать не просто нормативные решения, но и законы, постановления.

7. В федеративных государствах парламент состоит из двух палат.

8. В федеративном государстве субъекты обладают принципом верховенства в отношении своей территории, т.е. её нельзя изменить без согласия или участия.

9. В большинстве федеративных государств центральная власть не может приостанавливать деятельность и распускать органы законодательной власти субъекта и т.д.

Способы разграничения предметов ведения и полномочий в федерации.

Под компетенцией государства понимается круг предметов веде­ния и полномочий, благодаря которым реализуется государственный суверенитет. В федеративном государстве участие в реализации государственного суверенитета принимают и субъекты федера­ции. Поэтому проблемы компетенции в федеративных государ­ствах осложняются, порождая много споров, противоречий.

Известны несколько схем разграничения компетенции «по вертикали». Одна из них заключается в том, что власть союза конструируется как власть с перечисленными полномочиями, а все остальные полномочия — это власть субъектов федерации. Та­кая схема заложена в Конституцию США. Другая схема разграничения компетенции внутри федерации заложена в Конституции Федеративной Республики Германии. Основной закон ФРГ содержит перечень исключительных полно­мочий федерации и перечень полномочий конкурирующего законо­дательства. Иная схема существует в Индии. В Конституции Индии со­держатся обширные перечни трех сфер законодательной дея­тельности парламентов федерального и штатов: исключитель­ные полномочия союза, исключительные полномочия штатов, а третий перечень — сфера совместного или конкурирующего за­конодательства. Сама по себе эта схема по сравнению с первой уменьшает власть субъектов, которая очерчена исчерпывающим образом и не подлежит расширению.

По Конституции РФ 1993 г. предметы ведения федерации закреплены в ст. 71, а в ст. 72 закреплены предметы совместно­го ведения РФ и ее субъектов. В силу ст. 73 Конституции РФ субъекты федерации вне пределов ведения РФ, очерченных в ст. 71 и 72, обладают всей полнотой государственной власти. Такой подход приближает схему разграничения компетенции к американской, но наличие двух перечней предметов ведения свидетельствует о решающем влиянии немецкой схемы.

Следует также дополнить указанную схему положениями о компетенции федерации, которые содержатся в других статьях Конституции РФ (например, закрепленное в ч. 1 ст. 75 право денежной эмиссии и др.).

Федерации в России присуши как типичные признаки, которые характеризуют федерацию в целом (многонациональный состав населения, совместное ведение федерации и её субъектов, равноправие субъектов, единство системы государственной власти, государственный суверенитет и т.д.), так и особенные, которые характеризуют только лишь Российскую Федерацию:

1) В России существует шесть видов субъектов - республика, область, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения, в то время как в других странах существует лишь один вид субъекта, например, в США или в Индии – это штаты, в Германии – земли, в Канаде – провинции..

2) Впервые в мире Федерация была образована путем преобразования из унитарного государства в федеративное. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года;

3) Национально-территориальный принцип формирования субъектов РФ. Российская Федерация также впервые в мире была образован на основании двух принципов- территориального, когда субъекты возникают на основе деления территории по экономическим, историческим и иным критериям, и национального, когда в основу образования субъектов кладется принцип проживания на определенной территории нации или народности. В мире практически не осталось федерацией, построенных по национальному принципу: Югославия, Чехословакия и Эфиопия распались, как впрочем и СССР. Индия образована по языковому принципу, а Нигерия учитывает при образовании провинций расселение тех или иных племенных групп.

4) Договорное разграничение предметов ведения и полномочий, которое сложилось в Росси с 1994 по 2001 годы, действительно отличало РФ от большинства зарубежных федераций. Но в настоящее время договор как инструмент разграничения предметов ведения и полномочий не используется (за исключением Договора с Татарстаном), так как происходит девальвация или эрозия конституционного регулирования этого института;

5) Институт сложноустроенных субъектов, например, в РФ автономный округ может входить в состав края или области, т.е. по сути один равноправный субъект может входить в состав другого равноправного субъекта.

6) Также в Российской Федерации существует два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), которые также обладают статусом субъекта Федерации, такая модель субъекта встречается только в России.

В 1991 года с распадом Союза СССР начался и этап определенной дезинтеграции федеративного устройства РСФСР. Республики провозгласили свои Декларации о суверенитете, крое того 4 из 5 автономных областей изменили свой статус и стали республиками, напрямую войдя в состав РСФСР.

Процесс подготовки новой Конституции, которая оформила бы процесс строительства новой федерации затянулся и центральные власти под давлением республиканских лидеров пошли на подписание 31 марта 1992 года трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий: 1) с республиками, 2) с автономными округами и автономной областью, 3) с краями, областями и городами Москвой и Санкт-Петербургом. В совокупности эти Договоры в науке стали называть Федеративным Договором.

Федеративный договор обеспечил значительную децентрализацию власти, передав в совместное ведение федерации и ее субъектов такие сферы как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, использование природных ресурсов. В договоре также содержалось указание, что республика в составе РФ является суверенным государством.

Начиная с 1994 года в России сал набирать силу процесс заключения двусторонних (как правило, но имеются примеры и 4-х сторонних договоров) между РФ и субъектами РФ по поводу разграничении предметов ведения и полномочий. Всего было заключено 42 договора и более 200 соглашений по различным вопросам.

Начиная с 2001 года большая часть договоров прекратила свое действия вследствие добровольного расторжения их воле сторон. В течение 2002 года подавляющая часть Договоров прекратили свое действие, а исключением нескольких договоров с республиками. Но в любом случае, федеральные органы власти не принимали положение этих нерасторгнутых договоров во внимание, руководствуясь положениями Конституции и федеральных Законов. В том случае, если органы власти республик пытались продолжать правовое регулирование на основе своих правовых актов, ссылаясь на неотмененный Договор, эти акты по заявлениям прокуроров признавались судами недействующими.

Но в 2007 году был дан старт очередному процессу подписания двусторонних Договоров. 26 июня 2007 года в г. Москве был подписан новый договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти республики Татарстан.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана 12 государствами - все бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. Ее учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.

Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это — объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности организации.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами — членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, Социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Согласно Уставу, оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ предусмотрены совещания руководителей соответствующих государственных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГ и СГП.

Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП. СМИД осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.

Уставом СНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества, которые могут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях. Уже создано немало таких органов, например Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный совет по космосу. Электроэнергетический совет, Межгосударственный экологический совет и др.

Союзное государство России и Белоруссии.

Известно, что с 1994 г. Россия и Белоруссия уверенно идут по пути интеграции. Свидетельством тому является ряд важнейших соглашений, достигнутых обеими сторонами, в экономической, политической, военной, социальной и других сферах. Для всестороннего сотрудничества была создана соответствующая правовая база.
К числу главных документов, отражающих политическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Беларусь, следует отнести те, которые появились в 1996 г. и последующие годы. Это: Договор о создании Сообщества (1996 г.); Договор о создании Союза России и Белоруссии и Устав Союза России и Белоруссии (1997 г.); Договор о создании Союзного государства и Программа по реализации Союзного договора от 8 декабря 1999 г.; Проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии ("Принципы Конституционного акта Союзного государства" от 1 февраля 2002 г.) и др.

2 апреля 1996 г. в Москве в торжественной обстановке Президенты двух государств подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. Сообщество представляло собой более высокую степень политической и экономической интеграции в рамках СНГ и имело целью объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Белоруссии. В Договоре стороны поставили перед собой следующие задачи:

- формирование единого экономического пространства;

- синхронизация проводимых реформ;

- восстановление объединенных транспортной и энергетической систем, общего научно-технологического и информационного пространств;

- формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы;

- проведение унификации денежно-кредитной и бюджетной систем;

- создание условий для введения общей валюты;

- завершение создания общего таможенного пространства с единой системой управления;

- согласование своей внешней политики, позиций по основным международным вопросам;

- взаимодействие в обеспечении безопасности, охране границ, борьбе с преступностью.

Договор об образовании Сообщества специально оговаривал неприкосновенность суверенитета, независимости, территориальной целостности Белоруссии и России. Оставаясь субъектами международного права, эти государства самостоятельно действуют на международной арене.

Договор о создании Союзного государства состоит из преамбулы и 71 статьи, объединенных в 7 разделов. Так, согласно ст. 1 Договора Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения двух народов.

В статье 3 Договора отмечено, что Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.

Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства (ст. 4).
Согласно статье 5 Договора Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.

В соответствии с Договором каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В то же время Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности.

Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра на основе соглашения между государствами-участниками.
В разделе V определены полномочия органов Союзного государства: Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда, Счетной палаты, должностных лиц этих органов.

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Высший Государственный Совет решает важнейшие вопросы развития Союзного государства. Его Председателем на основе ротации является один из глав государств-участников, если государства-участники не договорились об ином. С декабря 1999 г. им является Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Парламент Союзного государства состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты Представителей.

Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов совета Республики, депутатов Палаты Представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на постоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы. Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.

Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров. В него входят его Председатель, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. Председатель Совета Министров Союзного государства назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе. Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

 

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Перечислите основные этапы становления и развития РФ как федеративного государства?

2. Россия – федерация договорная или конституционная?

3. Каковы формы государственного устройства?

4. Каковы государственно-правовые признаки РФ как федеративного государства?

5. Какие принципы государственного устройства закрепляет Конституция 1993 года?

6. Охарактеризуйте порядок образования наднациональных органов России и Белоруссии: Высшего Государственного Совета, Парламентского Собрания, Исполнительного комитета. Работу оформить в виде доклада.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...