Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты Российской Федерации.




Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Статус субъектов РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ.

1. Как уже отмечалось, субъекты РФ равноправны, т.е. имеют рав­ные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации. Все они, конечно, имеют разный экономический потенциал, неодинако­во используют те или иные возможности, но это уже другой вопрос, юридически они равны.

2. Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федера­цией и субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: ста­тус республики определяется Конституцией РФ и конституцией рес­публики (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституци­ей РФ и их уставом (ч. 2); статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответ­ствии с федеральным конституционным законом (ч. 5). В том числе это относится и к ситуации, когда субъекты хотят объединиться или разделиться. Таким образом, субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

3. У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт — кон­ституция у республики, устав у остальных субъектов. Каждый субъект имеет право на свое законодательство. Более того, есть гарантии само­стоятельности правотворчества субъектов РФ по вопросам своего веде­ния — субъект обязан следовать актам федерального уровня, приня­тым по вопросам ведения Российской Федераций, но акт субъекта, изданный по вопросам его собственного ведения, не может быть «пе­рекрыт» федеральным законом.

4. У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобраз­ное территориальное верховенство. Оно состоит в том, что территорию субъекта РФ нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами РФ, но делает это лишь по представлению заинтересованных субъектов и не вправе принимать соответствую­щих решений, если не проявлено их инициативы. Как говорилось ра­нее, внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и субъектами РФ) таможенных границ, сборов и каких-ли­бо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Необходимые ограничения перемещения това­ров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

5. Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в со­ответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных орга­нов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 2004 г.). Система ор­ганов государственной власти субъекта представлена органом зако­нодательной (представительной) власти, высшим должностным ли­цом субъекта РФ, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

Для статуса субъектов РФ в части государственных органов необ­ходимо иметь в виду следующее:

субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы, а также органы, не соответствующие республиканской форме правле­ния (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), атакже принципу разделения властей (ст. 10);

наличие органов государственной власти субъектов не препятст­вует осуществлению федеральной власти на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов, причем субъекты обя­заны содействовать деятельности федеральных органов государст­венной власти.

6. Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией. Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ве­дения между Федерацией и субъектами: это вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведению Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.

Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, ко­торые обязаны отреагировать на подобные обращения. Так, каждый субъект РФ посылает двух представителей в Совет Федерации — верх­нюю палату Федерального Собрания. Есть представительства респуб­лик при Президенте РФ, других субъектов РФ — при Правительстве РФ. Орган законодательной власти субъекта имеет право вносить проекты законов на рассмотрение Государственной Думы (т.е. осуще­ствлять право законодательной инициативы), а также предлагать Президенту РФ кандидатуры на вакантные должности членов Кон­ституционного Суда РФ. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов могут обращаться в Конституционный Суд РФ с за­просами об оценке конституционности ряда нормативных актов (в том числе федеральных законов) и договоров, а также по спорам о компетенции с органами государственной власти Федерации и других субъектов РФ.

Процедура решения определенных вопросов федерального уровня пре­дусматривает участие субъектов РФ. Например, при внесении по­правок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке на­правляется органам законодательной власти субъектов и имеет шан­сы на принятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов. Проекты федеральных законов в обязательном порядке направляются Государственной Думой всем субъектам РФ, и при возражении против акта одной трети субъектов должна быть соз­дана согласительная комиссия с их участием.

По ряду федеральных должностей субъекты РФ вправе высказы­вать свое мнение о кандидатах на эти должности. В частности, проку­роры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по со­гласованию с субъектами. В положениях о территориальных подраз­делениях федеральных органов исполнительной власти может преду­сматриваться согласование кандидатур на посты руководителей этих подразделений с высшим должностным лицом соответствующего субъекта.

7. Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие во­просы, посылать друг к другу делегации, представителей и т.д.

8. У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и субъектами. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Естествен­но, что субъект обязан учитывать в решении вопросов государствен­ной собственности интересы Федерации, он не вправе объявить ис­ключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и материальные объекты по признаку их расположения на территории субъекта.

9. Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта человек проживает. Причем если по Конституции РФ «защита прав и свобод человека и гражданина» относится к совместному ведению Федерации и ее субъ­ектов, то «регулирование» его статуса — исключительное ведение Фе­дерации.

Это не исключает права субъекта РФ на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению их материаль­ного положения.

На всей территории Российской Федерации обеспечивается еди­ный правопорядок, для чего создается единая система правоохрани­тельных органов. Но формируются правоохранительные органы пре­имущественно за счет граждан России, проживающих на территории соответствующего субъекта. Субъект призван принимать меры по поддержке правоохранительных органов, обеспечению их деятель­ности.

10. Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее тер­ритории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние вой­ска, пограничников и т.п.). Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.

11. У субъектов РФ есть право участия в международных и внешне­экономических отношениях. Поскольку данная сфера относится к со­вместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции), Россия координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы Федерации. Дипломатические и консульские учреждения являются едиными для Федерации, хотя при необходимости в них могут тру­диться и представители соответствующих субъектов.

12. Субъекты имеют право на применение официального языка. Для республик, как субъектов РФ, допускается наличие своего собствен­ного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ). В органах вла­сти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации. Для других субъ­ектов РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Если для Краев, областей, городов федерального значения, где преимуще­ственно проживают русские, это понятно, так как государственный язык есть их родной язык, то не надо забывать, что в автономных еди­ницах проживают компактные национальные группы населения. Но на этот счет Конституция гарантирует всем ее народам право на со­хранение родного языка, создание условий для его изучения и разви­тия (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в со­ответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права и международными договорами Российской Федера­ции (ст. 69).

13. Все субъекты РФ имеют право на свои символы — герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации

Как уже отмечалось, в состав Российской Федерации входят: рес­публики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Хотя по Конституции РФ все они равно­правны, не принципиальные особенности у отдельных субъектов все-таки есть.

1. Республика

Спецификой республик можно считать то, что они созданы по на­ционально-территориальному признаку, отраженному в названии большинства субъектов — кроме Дагестана, название которого пере­водится на русский язык как «страна гор», хотя по пестроте нацио­нального состава Дагестан «обходит» все другие республики.

Кроме того, республики по Конституции РФ обозначены как го­сударства (ч. 2 ст. 5). Однако мы уже отметили, что в плане суверени­тета и права на внешнеполитические отношения наименование рес­публики государством не дает ей каких-то особых прав и привилегий.

Правда, хотя по Конституции РФ республики юридически равно­правны с другими субъектами, определенные последствия их особого положения можно наблюдать. Наряду с тем, что они именуются госу­дарствами, это проявляется в следующих моментах:

республики поставлены на первое место в перечне субъектов РФ, закрепленных в ст. 65 Конституции РФ;

они имеют в качестве своего главного правового акта конститу­цию, а другие субъекты — устав (по сути это не так уж принципиально, тем более что некоторые субъекты в названии своего главного акта к слову устав в скобках добавляют «основной закон»);

конституция республики может быть принята как ее органом за­конодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодатель­ной власти;

республики имеют право на установление своих государственных языков, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации; для других субъектов такая категория не су­ществует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохранение и использование их родных языков.

2. Края, области

Между этими субъектами РФ в настоящее время нет внешней раз­ницы, они созданы и входят в состав Российской Федерации по тер­риториальному признаку.

3. Город федерального значения

Эти города — Москва и Санкт-Петербург — всегда имели особое положение, в советское время их называли городами республикан­ского подчинения. Специфика Москвы состоит в том, что она выпол­няет сразу несколько функций — это столица Российской Федера­ции, ее субъект и административный центр Московской области. Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время администра­тивным центром Ленинградской области.

4. Автономная область

В настоящее время в России существует лишь одна автономная область — Еврейская. До 1991 г. имелось пять автономных областей и они входили в края. Далее четыре автономные области были преобра­зованы в республики в составе Российской Федерации, а оставшаяся Еврейская автономная область стала входить непосредственно в Фе­дерацию.

У автономной области нет каких-либо особенностей в правовом положении. Тем не менее они в принципе не исключаются, и как га­рантия, согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ, по представлению зако­нодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Пока такого акта нет.

5. Автономный округ

Этот вид национально-территориальных единиц существует с 30-х гг. прошлого века. Тогда они назывались национальными окру­гами. Наименование «автономные округа» впервые нашло отраже­ние в Конституции СССР 1977 г. и соответственно в Конституции РСФСР 1978 г. Автономные округа входили в состав краев и областей.

Вокруг природы округов постоянно ведутся споры разного свой­ства. Когда они еще назывались национальными округами, дискути­ровался вопрос: это автономные образования или административно-территориальные единицы. Возобладал первый подход, и в Консти­туции СССР 1977 г. эти единицы называются автономными округами.

Дискуссионным был и вопрос: являются ли округа субъектами РСФСР как федерации, тем более что они не входили напрямую в РСФСР, а состояли в административно-территориальной единице — крае, области. Федеративный договор 1992 г., внесший изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., и Конституция РФ 1993 г. четко обозна­чили, что автономные округа — субъекты РФ.

Один автономный округ — Чукотский был выведен в 1992 г. из со­става Магаданской области и теперь входит непосредственно в Рос­сийскую Федерацию. Остальные девять автономных округов продол­жают оставаться в составе края, областей — теперь уже субъектов РФ. Появилась даже конструкция так называемых сложносоставных или сложноустроенных субъектов РФ — тех, в которые входят автоном­ные округа.

Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и ис­полнительных органов автономного округа может быть принят феде­ральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного та­кого закона). Кроме этого, определено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государст­венной власти края или области (такие договоры имеются).

2. Компетенция субъектов РФ. Правовые проблемы разграничения компетенции РФ и компетенции субъектов РФ.

Компетенция Российской Федерации и ее субъектов.

Наиболее сложный вопрос в федеративном государстве — виды предметов ведения и полномочий, их распределение между федераль­ным центром и субъектами федерации.

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государст­венной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внут­ри которых их органы осуществляют те или иные полномочия. Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, го­сударственных образований и их органов по рассмотрению и реше­нию конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предме­тов ведения). Обобщенное понятие, охватывающее предметы веде­ния и полномочия, — компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

При образовании и в ходе развития федеративного государства приходится определять, что отдается для ведения и решения федеральному центру и его органам, что принадлежит субъектам федера­ции. Даже при самом мирном течении жизни федерации эти пробле­мы являются непростыми. Истории известны и факты весьма слож­ных отношений субъектов федерации с центром и друг с другом из-за того, кому отходят или у кого остаются те или иные сферы и полно­мочия.

Как говорилось ранее в данном разделе, в Российской Федерации используется такая модель регулирования компетенции Федерации и субъектов, по которой есть вопросы: исключительного федерального ведения; совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; собственного ведения субъектов РФ.

Вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Если та или иная сфера относится к совместному ведению Рос­сийской Федерации и ее субъектов, это означает, что внутри нее ком­петентны органы власти как Федерации, так и субъектов. Но у каждой стороны есть свои полномочия.

Их отношения, говоря обобщенно, строятся следующим образом:

а) Федерация может конкретно и напрямую (т.е. нормами прямого действия) урегулировать те или иные аспекты в сферах совместного ведения, а субъекты применяют эти нормы и в лучшем случае могут лишь повторить их в своем законодательстве без изменений;

б) Федерация может осуществить так называемое рамочное регу­лирование в соответствующих сферах общественных отношений, то­гда субъект принимает свой акт, в котором развивает и дополняет нормы федерального законодательства, однако не изменяя их прин­ципиального смысла.

Очень часто прямое и рамочное регулирование осуществляется Федерацией в одном и том же федеральном законе, ином норматив­ном акте. Но имеет место и практика принятия Федерацией актов, именуемых основами законодательства; это подчеркивает их характер как базы для последующего нормативного регулирования в субъектах РФ, хотя и в акты типа основ также включаются федеральные нормы прямого действия.

Вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов для удоб­ства восприятия также можно разбить на несколько групп.

В области государственного строительства в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся: обеспечение соответствия кон­ституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав нацио­нальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традици­онного образа жизни малочисленных этнических общностей; уста­новление общих принципов организации системы органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

В области экономической, социальной и культурной политики к совместному ведению относятся: вопросы владения, пользования зем­лей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграни­чение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; осо­бо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, физической культуры и спорта; координация вопросов здраво­охранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообло­жения и сборов в РФ.

В области внешних сношений в совместном ведении находятся ко­ординация международных и внешнеэкономических связей субъек­тов РФ, выполнение международных договоров Российской Федера­ции. В реальности это означает, что каждая сторона осуществляет свои полномочия в данной сфере, а возможности координации при­надлежат Российской Федерации.

В области охраны общественного порядка, прав граждан, деятельно­сти правоохранительных органов, законодательства к совместному ве­дению Российской Федерации и ее субъектов относятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим по­граничных зон; административное, административно-процессуаль­ное, трудовое, семейное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охра­не окружающей среды.

Вопросы собственного ведения субъектов Российской Федерации

Вопросы собственного ведения субъектов РФ делятся как бы на две группы:

во-первых, субъект правомочен осуществлять определенные пол­номочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие фе­деральных нормативных актов;

во-вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущие группы.

Таким образом, в отношении субъектов РФ действует правило: все, что не отнесено к ведению Российской Федерации, относится к ведению субъекта. Компетенция субъектов обычно закрепляется в их конституциях и уставах. Одни акты содержат как бы сплошной пере­чень предметов ведения и полномочий субъекта, охватывающий сфе­ры как совместного ведения с Федерацией, так и собственного веде­ния субъекта. Другие акты отдельно закрепляют предметы совмест­ного ведения Федерации и субъекта, перечисляющие положения ст. 72 Конституции РФ, а также предметы ведения и полномочия субъекта вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Фе­дерации и субъекта.

Обычно к предметам собственного ведения субъектов их консти­туциями, уставами отнесены:

принятие конституции, устава, законов и иных нормативных ак­тов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией;

установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов;

административно-территориальное устройство субъекта;

владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, пере­данными субъекту в управление;

разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта;

разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта;

учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта;

сотрудничество с другими субъектами РФ;

другие вопросы собственного ведения субъекта.

Автономия в России. Сложносоставные субъекты РФ.

Автономия используется в практике государственного строитель­ства многих стран. Прежде чем говорить о ее судьбах в России, оста­новимся на общих основных понятиях.

Автономияэто право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей.

Если автономия является способом обеспечения самостоятельно­сти территории, это будет территориальная (областная) автономия. Она может быть реализована в двух вариантах:

- автономия может быть национально-территориальной, использо­ваться как средство национального самоопределения, когда территория компактного проживания этноса объявляется национально-террито­риальной автономной единицей — автономной республикой, авто­номной областью, автономным округом, национальным районом или уездом;

- понятие автономии может применяться и тогда, когда территори­альным единицам как частям государства предоставляется более ши­рокий круг прав, возможность самостоятельного решения вопросов, ранее находившихся в ведении центральной государственной адми­нистрации. Речь идет о территориальной автономии. Как указывалось ранее в данном разделе книги, этот способ областной автономии стал применять ряд унитарных государств в целях повышения роли своих административно-территориальных частей — Италия, Испания, Ве­ликобритания.

Применительно к территориальной (областной) автономии ис­пользуются также понятия «политическая автономия» и «администра­тивная автономия». О политической автономии речь идет при созда­нии автономных единиц, приближающихся по своему статусу и пра­вам к государству. Конечно, это не государства в настоящем смысле этого слова, а так называемые квазигосударства. В Союзе ССР политической автономией считались автономные республики. Админист­ративная автономия бывает обычно представлена единицами, близ­кими по положению и объему прав к обычным административно-тер­риториальным единицам. В советский период к административной автономии относили автономные области и автономные округа.

От территориальной (областной) автономии в обеих ее разновид­ностях отличается так называемая национально-культурная автоно­мия. Она объединяет лиц одной национальной принадлежности, про­живающих не компактно, а разбросанных по всей территории как всего государства, так и его частей. Суть этой автономии отражается в ее наименовании — это сообщество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, литературе, культуре.

Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты — автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничения предметов ведения и полномочий.

Статус автономных образований определяется Конституци­ей РФ и уставом соответствующего образования. Вместе с тем Конституция РФ предусматривает возможность принятия фе­дерального закона о каждом автономном округе и о Еврейской автономной области. С инициативой принятия закона может выступить только заинтересованное автономное образование, но ни один из таких законов до настоящего времени не принят. Важной особенностью правового статуса шести автономных округов является также то обстоятельство, что отношения меж­ду ними и краем (областью), в состав которого (которой) они входят, могут регулироваться федеральным законом и догово­ром между их органами государственной власти. До настоящего времени указанный федеральный закон не принят. Это может быть федеральный закон о соответствующем автономном окру­ге либо специальный закон о взаимоотношениях автономных округов с краями (областями).

Конституционный Суд РФ Постановлением от 14 июля 1997 г. дал толкование содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, об­ласти. Конституционный Суд РФ заявил, что принцип равно­правия субъектов РФ не исключает вхождения автономного округа в состав края, области. Вхождение одного субъекта РФ в состав другого есть конституционно-правовое состояние, которое означает включение его территории и населения в состав тер­ритории и населения другого субъекта, допускает распростра­нение на него полномочий органов государственной власти края, области, вследствие чего их взаимоотношения отличаются от отношений с другими субъектами РФ. Обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Решение Конституционного Суда, по сути дела, отрицает равноправие субъектов РФ, хотя буквально и не делает этого.

Толкование Конституционного Суда РФ не решило (и не могло решить) многих вопросов. Поэтому Конституционный Суд РФ ориентировал федерального законодателя на необходимость принятия федерального закона в целях обеспечения конституци­онного порядка.

Следует констатировать, что созданные в других историче­ских условиях и для решения прежде всего идеологических задач (Советская власть дала государственность народностям, кото­рые вели кочевой образ жизни, не имели письменности и т.д.), во многих случаях практически без учета национального соста­ва населения (например, в Еврейской автономной области ев­реи составляют 4.2% населения, а русские — 83,2%, украин­цы — 7,4%), автономные образования как субъекты федерации ныне представляются достаточно искусственными образованиями. ___ В итоге Конституционный Суд РФ и законодатель вынуждены решать задачи, которые схожи с определением квадратуры круга.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Конституция РФ в ч. 1 ст. 137 предусматривает две возможности из­менения состава субъектов Российской Федерации: принятие нового субъекта в состав Федерации и образование в ее составе нового субъ­екта. Процедура изменения состава субъектов Федерации регламен­тируется Федеральным конституционным законом «О порядке при­нятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта про­цедура предусматривает изменение состава субъектов в результате присоединения к Федерации иностранного государства или его части. Согласно Закону от 17 декабря 2001 г. расширение Федерации за счет принятия нового субъекта осуществляется в рамках последовательно сменяющих друг друга стадий на основе принципа взаимного согла­сия и в соответствии с международным договором.

В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта це­лого иностранного государства ему предоставляется статус респуб­лики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление новому субъекту иного статуса, например, статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве но­вого субъекта части иностранного государства этому субъекту в со­ответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного ок­руга.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качественового субъекта иностранного государства или его части является данное иностранное государство. Президент РФ после поступления такого предложения должен уведомить о нем палаты Федерального Собрания, Правитель­ство РФ и при необходимости провести с ними соответствующие кон­сультации.

Международным договором могут быть урегулированы следую­щие вопросы: наименование и статус нового субъекта Федерации; порядок приобретения российского гражданства гражданами ино­странного государства и распространения на них в полном объеме Правового статуса гражданина России; правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, егоимущественных активов и пассивов; действие законодательства Российской Федерации на территории нового ее субъекта; функци­онирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта. Кроме того, международным договором может устанавли­ваться переходный период, в течение которого новый субъект дол­жен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Федерации, а также в систему ее органов. При этом предусмотрена процедура проверки Конституционным Судом соответствия федеральной Конституции данного международного договора.

Если международный договор признается конституционным, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно с ним вносится проект федерального конституционного закона о при­нятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен со­держать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также сроки переходного периода. После принятия федерального закона о ратификации международного договора и фе­дерального конституционного закона о принятии нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав.

Образование в Российской Федерации нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов Россий­ской Федерации в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов. Между тем Конституция РФ в ч. 1 ст. 137 не ограничивает возможность образования нового субъекта только Посредством объединения. Образование нового субъекта может по­влечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых подлежат объединению. Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам Федерации, на территориях кото­рых он образуется. Предложение об образовании нового субъекта направляется Президенту РФ, который уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необхо­димости проводит с ними соответствующие консультации. Данное предложение должно быть обоснованно и содержать предполагае­мые наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз со­циально-экономических и иных последствий, связанных с образова­нием в составе Федерации нового субъекта, а также содержать ряд сопроводительных материалов, включающих в себя предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинте­ресованных субъектов в отношениях с органами государственной власти Федерации, другими субъектами; предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюд­жете на текущий год в связи с образованием нового субъекта; све­дения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтере­сованных субъектов и др.

Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одоб­рение во всех субъектах, где проводится референдум. После полу­чения официальных данных о результатах референдумов Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального консти­туционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект должен содержать положения, определяю­щие наименование, статус и границы нового субъекта, положения о прекращении существования субъекта (субъектов), если это предус­матривалось планом объединения, а также положения, устанавли­вающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы сле­дующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта; внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование но­вого субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года; функционирование территориальных органов феде­ральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта; действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов на территории нового субъекта и др.

После принятия федерального конституционного закона об обра­зовании в составе Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав.

 

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Перечислите виды субъектов Российской Федерации?

2. Субъекта федерации составляют федерацию или состоят в ней?

3. Укажите государственно-правовые признаки республики в составе Российской Федерации?

4. Предусмотрен ли институт федерального вмешательства в Российской Федерации?

5. Что объединяет и что различает автономную область и автономные округа?

6. Изобразите схематично порядок (этапы) принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ. Перечислите какие субъекты были приняты в состав РФ в период с 1993 года и по настоящее время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...