Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача №1. ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ АТОМА




Задача №1

а) напишите молекулярные и ионные уравнения, протекающие между H2SO4 и веществами: 1) NaOH, 2) Fe, 3) CuO, 4) SO2, 5) NaCl;

б) составьте уравнения реакций, протекающих в цепи превращений:

Fe → FeO → FeSO4 → Fe(OH)2 → FeO → Fe;

в) составьте уравнения всех реакций, протекающих между веществами H3PO4 и NaOH;

г)           назовите перечисленные ниже соединения и определите класс – Ca(HCO3)2, FeСl3, CuOHCl, H3BO3, Cu2O, K2CrO4, H2F2, P2O5.

Решение:

а) Выберем вещества, с которыми взаимодействуют кислоты, помня:

                                     Ме до Н

( НСl, разб. H2SO4)

                                                 3.

 


                         Осн. 2.            4. Солями

                            оксидами           слабых и

                                                 летучих

                                      ! 1.   кислот

                                    Осн-ми

 


Отсюда следует, что H2SO4 взаимодействует: с NaOH, Fe, CuO.

· Составляем молекулярное уравнение реакции:

H2SO4 + 2 NaOH → Na2SO4 + 2 H2O.

· Составляем ионное уравнение реакции, зная п. 5 данной темы:

а) полное ионное уравнение

2 H+ + SO42- + 2 Na+ + 2 OH → 2 Na+ + SO42- + 2 H2O;

сокращаем в полном ионном уравнении частицы

2 H+ + SO42- + 2 Na+ + 2 OH2 Na+ + SO42- + 2 H2O;

б) и получаем краткое ионное уравнение

2 H+ + 2 OH → 2 H2O.

· H2SO4 + Fe → FeSO4 + H2

а) 2H++SO42-+Fe→ Fe2++SO42-+H2

б) 2H++Fe→ Fe2++H2

· H2SO4 + CuO → CuSO4 + H2O

а) 2H++SO42-+СuO→ Cu2++SO42-+H2O

б) 2H++CuO→ Cu2++H2O

б) ● Fe + O2 2 FeO;

·    FeO +H2SO4 → FeSO4 + H2O;

·   FeSO4 + 2 NaOH → Fe(OH)2 + Na2SO4;

· Fe(OH)2 FeO + H2O;

· FeO + C Fe + CO.

в) Реакция взаимодействия кислоты (H3PO4) с основанием (NaOH) может протекать в разных количественных соотношениях:

 

· H3PO4 + 3NaOH       Na3PO4 + 3 H2O; полная нейтрализация

                             ортофосфат натрия

· H3PO4 + 2NaOH        Na2HPO4 + 2 H2O;

                           гидроортофосфат натрия   неполная нейтрализация

· H3PO4 + NaOH   NaH2PO4 + H2O.

                                     дигидроортофосфат натрия  

Это реакции нейтрализации, т. к. в результате образуются соли и вода (H/OH). При полной нейтрализации (1: 3) образуется нормальная соль.

При неполной нейтрализации (1: 2) и (1: 1) образуются кислые соли.   

г) Сa(HCO3)2 – гидрокарбонат кальция (кислая соль).

FeCl3 – хлорид железа (III) нормальная соль

CuOHCl – гидроксохлорид меди (II) (основная соль)

H3BO3 – борная кислота (кислота)

Cu2O – оксид меди (I) (основной оксид)

K2CrO4 – хромат калия (соль нормальная)

H2F2 – димер плавиковой кислоты (кислота)

P2O5 –оксид фосфора (V)(кислотный оксид)

 

 

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ АТОМА

 

Современное состояние:

1924 г. Луи де Броиль – двойственная природа электрона (корпускулярно-волновой дуализм).

 электрон – частица (m, υ, q)

 электрон – волна (дифракция)

1927 г. В. Гейзенберг – принцип неопределенности (положение (е) вокруг ядра определить невозможно)  при вращении (е) образуется атомная орбиталь (А: О) (электронное облако) – область пространства вокруг ядра, в котором вероятность нахождения электрона более 95 %.

А. О. в виде шара называется s -орбиталь

А. О. в виде гантели называется p -орбиталь

А. О. в виде четырехлистника называется d -орбиталь

А. О. более сложной формы называется f -орбиталь

 


Таблица 3 – Квантовые числа, характеризующие состояние электрона в атоме

Max (е) на Э. У. Главное кв. Число n =1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,... ∞ (Э. У. ) – запас энергии     Орбитальное кв. Число l = 0 до (n-1); форма орбитали, подуровень   Магнитное кв. Число m = - l, 0 + l  положение орбитали в магнитных осях атома, число А. О.   Спиновое кв. ч. s = + ½ вращение А. О. вокруг своей оси 
         
 

 


2n2

 

 

n =1 (2e)     1s2   n = 2 (8 e )         2s22p6     n = 3 (18 e )            3s23p63d10     n = 4 (32 e )      4s24p64d104f14 l = O (S) ∙                 l = O (S)    l = 1 (P)             l = O (S)    l = 1 (P)            l = 2 (d)      l = O (S)    l = 1 (P)    l = 2 (d)    l = 3 (f) более сл. форма m = 0 (1 А. О. ) S ٱ   m = -1, 0, +1 (3 А. О. ) p     m = -2, -1, 0, +1, +2 d     m = -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3   f     ↑ (+1/2) ↓ (-1/2)

Выводы: Электроны в атоме закреплены за Э. У., которые в зависимости от формы А. О. расщепляются на подуровни, состоящие из А. О.

Электронная структура многоэлектронных атомов:

 

1. Принцип минимальной энергии: Электроны в атоме заполняют тот подуровень, где меньше запас энергии.
2. Правило Клечковского: Увеличение энергии и заполнение орбиталей происходит в порядке возрастания суммы квантовых чисел (n+l), а при равной сумме в порядке уменьшения числа nи увеличения числа l. Реальная электронная схема: 1s2< 2s2< 2p6< 3s2< 3p6< 4s2< 3d10< 4p6< 5s2< 4d10< 5p6< 4s2< 5d1< 4f14< 5d9< 6p6< 7s2< 6d1< 5f14< 6d9< 7p6 Исключение составляют элементы, у которых наблюдается провал электронов (медь, серебро, золото, хром, молибден, ниобий, рутений, родий, палладий, платина)
3. Принцип Паули: В атоме не может быть двух электронов с одинаковыми значениями всех четырех квантовых чисел. Следствие: В любой атомной орбитали может быть только два электрона с противоположными спинами ↑ ↓
4. Правило Гунда: Электроны в пределах подуровня занимают максимальное число атомных орбиталей, но так чтобы их суммарный спин был максимальный. P3 ↑ ↑ ↑                                                         1/2 1/2 1/2    Σ =1, 5
5. Все химические элементы делят на семейства: s, p, d, f, в зависимости, какой подуровень заполняется в атоме последним.
6. Валентные электроны – это электроны, участвующие в образовании химических связей. Валентные электроны расположены: у s – элементов в s орбиталях последнего Э. У. – ns у p – элементов в s и p орбиталях последнего Э. У.    np                                                                                    ns у d – элементов в d орбиталях предпоследнего и s последнего Э. У.                                                                                               ns                                                                    (n-1)d  
7. Возбуждение атома возможно при условиях: а) наличие в атоме спаренных электронов, б) наличие свободных А. О., в) при возбуждении электроны распариваются – переходят с одного подуровня на другой только в пределах последнего Э. У.
8.                                    Химические элементы Металлы                                                                              Неметаллы    80 %                                                                                           20 %   s, p, d, f                                                                                             s, p     1. R ат. >                                     1. R ат.                                          1. R ат. < 2. Мало (е)-1, 2, 3                 2. Число (е) на               2. Много (е)-4, 5, 6, 7                                                    посл. Э. У. 3. К отдаче (е)                     3. Выражена                      3. К принятию (е)                                                 тенденция                Ме0-n(e)→ Ме+n                                                                                                 неМе0+n(e)→ неМе-n вос-ль    окисление                                                                ок-ль         восстановление

 

 

9. Степень окисления – условный заряд атома, вычисленный из предположения, что атом отдает либо принимает электроны. Ме проявляют только положительные степени окисления (С. О. ). Высшая (С. О. ) равна № группы. Исключения: IВ-(Cu, Ag, Au), VIIIB-(Fe, Co, Ni).
10. НеМе проявляют, как отрицательные (низшие (С. О. ))=№ группы – 8, так и положительные (С. О. )=№ группы. Исключения: VIA(O), VIIA(F).
11. Генетическая связь между классами неорганических веществ I. Ме→ Ме(+1, +2)+nО-2→ Ме+n(ОН)-1n   Металл→ основной оксид→ основание II. неМе→ неМеО-2(Ме+5, +6, +7О-2)→ HR Неметалл→ кислотный оксид → кислота

 

РЕШЕНИЕ ТИПОВОЙ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ АТОМА»

 

Проанализируйте с точки зрения строения атома элемент с порядковым № 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...