Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательная защита гражданских прав




Важнейшей проблемой в США стал вопрос о гражданских правах и о равноправии граждан. Это было вызвано наличием расс, религий, конфессий, национальных меньшинств, бытовой и административной ущемленностью прав.

Для их разрешения было принято ряд законов.

1957 г. «Закон о гражданских правах». Создается особая Комиссия по гражданским правам, призванная расследовать заявления об ущемленных правах граждан и оценивать нормативные акты администрации, законы и политику правительства с точки зрения равноправия.

1964 г. новый «Закон о гражданских правах». Это был ответ на негритянские вступления. Создается «новые общественные стандарты» (в т.ч. квоты для негритянского населения) гарантирующие равноправие граждан. Но введение квот привело к обратному явлению – ущемление прав белых. Удалось добиться расового нейтралитета лишь в 80 гг.

1967 г. «Закон о свободе информации». Открывался доступ к досье созданных ведомствами на граждан. Кроме того, чтобы оградить от вмешательства в личную жизнь СМИ, полиции было понятие «частной жизни» - privacy, посягательство рассматривается как правонарушение: сведения о здоровье, семейных отношениях, личных склонностях не могут быть обнаружены без согласия гражданина.

 

Правовое регулирование экономики и социально-хозяйственных отношений в США в XX в.

 

Созданные монополии оказали существенное влияние на политику, что привело к ущемлению интересов мелких и средних производителей. Это вызвало необходимость государственное вмешательство в экономику.

Антитрестовское законодательство

1875 г. - принимается первый закон, касающийся всех отраслей права. 1887 г. - принимаются Федеральные законы, определяющие порядок государственного регулирования деятельности междуштатной железнодорожной сети (запрещение сговоров об условиях перевозки, неоправданных повышениях тарифов и др.).

Закон Шермана 1890 г. устанавливал - всякое соглашение с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государствами является незаконными. Лица подлежат уголовному преследованию и взысканию больших штрафов. То же касалось монополизации торговли.

Закон Клинтона 1914 г. уточнял и развивал закон Шермана: ввел новые понятия о вредной и общественно допустимой монополизации; запрещалась дискриминация в ценах, направлена на установление монополии; вводились ограничения на возможные слияния конкурентов.

«Новый курс» Рузвельта

Его необходимость вызвал кризис с 1921 г., он особенно стал мощным с 30 г. прошлого века. В результате кризиса произошло снижение производства на 50%, национальный доход сократился на 48 %, 40% банков обанкротилось, в стране 17 милл. безработных.

Меры Рузвельта:

Для стабилизации денежной банковской системы – запрещен вывоз золота за границу, укрупнены банки, банки получили кредиты. Фактически банковская система стала под властью правительства

Для оздоровления промышленности: создается «Национальной администрация восстановления промышленности». Вся промышленность делится на 17 групп., их деятельность регулируется нормативными актами: «Кодексы честной конкуренции». Конкуренты определяли квоты выпускаемой продукции, рынки, цены, условия кредита, продолжительность рабочего дня, уровень зарплаты. После соглашения их подписывал Президент и это соглашение приобретало статус закона.

В сельском хозяйстве: регулируются цены на сельскохозяйственную продукцию, фермеры получают льготные кредиты. За счет сокращения площадей и скота (уменьшаются расходы) фермеры сохраняли высокие цены.

Для уменьшения безработицы: создаются трудовые лагеря, строятся дороги, мосты и др.

Принимаются значительные меры в области трудового и социального законодательства.

По закону 1935 г. (закон Вагнера) легализуется деятельность профсоюзов. В 1935 г. – «Закон о социальном обеспечении»: устанавливаются пенсии по старости. В 1938 г. «Закон о справедливом найме рабочей силы» устанавливал мах продолжительность рабочего дня, мин. заработную плату.

Таким образом: суть Нового курса Рузвельта в отказе буржуазии от идеологии либерализма и привлечение государственного вмешательства в экономику.

 

 

II. Великобритания

 

Политические партии

Основой политической системы парламентаризма оставалась 2-х партийная система, но её содержание меняется. Консервативная партия (наследница Тори)- сохранила значение крупнейшей и находилась у власти в наиболее ответственные моменты. Особую роль сыграли Черчилль (в годы 2 Мировой войны) и М. Тэтчер (в конце XX века.) Их основная заслуга- стабилизация экономики, престижа Англии.

Либеральная партия - взлёт на второе десятилетие XX века (Л. Джордж – 1916- 1922 гг.). Но из- за аморфности политики перешла в разряд малозначимых политических движений.

Альтернативой консервативной партия с 20-х гг. стала Лейбористская партия. Она сложилась в 1906 г. путём объединения организаций социалистических ориентаций и профсоюзов. В основе её идеологии - фабианство. Фабианство - от римского полководца Фабиана Максима Кунктатора (Медлительный), проявлявшего выжидательную тактику в борьбе с Ганнибалом. Это было объединение интеллигентов (в. т. Б. Шоу), признающих неизбежность социализма в исторической перспективе, но отрицающих революционные меры и предпочтения- эволюционному пути. Лейбористы под социалистическим путём понимали любое расширение деятельности государства. У них были такие программные установки, как общественная собственность на средства производства, создание государства «всеобщего благоденствия», национализация промышленности. В настоящее время в партии ~ 7 млн. человек.

На волне роста авторитета СССР, влияние Великой Октябрьской Социалистической революции программных установок КПСС, в Англии образовалась Коммунистическая партия Англии. В 1920 г. - 1 млн. человек.

Обе партии: Консервативная и Лейбористская были чисто конституционными, полностью поддерживающие государственные институты. Это привело к закреплению официального статуса оппозиции:

· её лидеры привлекаются к обсуждению ключевых вопросов политики;

· их участие обязательно при обсуждении бюджета;

· в каждую сессию предусматривалось 20 дней для обсуждения вопросов в интересах оппозиции;

· должность лидера и помощников на содержание бюджета, существует «теневой кабинет» в составе 12 министров. Он обязательно должен быть в курсе государственных дел страны.

Основным партийным институтом была парламентская фракция. Но со второй половины XX века проводятся ежегодные Конференции. Они избирают лидера с именем которого партия идет на выборы. В 70-х годах появляется правило императивного мандата - обязанность следовать предвыборным партийным решениям. Это Лейбористы. Другие - по принципу независимости парламентария.

 

Парламент

Изменения касались двух областей. Они традиционны:

· отношения между палатами;

· отношения парламента с правительством.

Палата общин - 650 депутатов (Англия – 523, Шотландия- 72, Уэльс- 38, Северная Ирландия- 17). Они традиционно принадлежали к представителям основных партий. Их деятельность стала чисто профессиональной: жалование, деньги на секретариат и другие должностные дела.

Палата лордов - 1195 пэров. Главная особенность - резкое повышение т.н. назначенных или пожизненных членов палаты. Их назначает король, но по представлению правительства, которому он отказать не может. Первое назначение в 1876 году. Это были специалисты – судьи. В начале XX века (1914 г.) их было - 6, в середине (1947 г.) - 9, а в настоящее время – одна треть. В основе Палаты Лордов - консерваторы, но есть и социалисты. Другая характерная особенность - редкое посещение заседаний. Максимально - 394 пэра в 1969 году, когда принимался закон об отмены смертной казни. Пэр не может быть членом Палаты общин. Для этого надо отказаться от Пэрства.

Эволюция шла по пути повышения роли Палаты общин.

Причин несколько: главная - закон о парламенте 1911 года- установивший законодательный приоритет:

· финансовый и любой прошедший 3 сессии подряд законопроект не требовал одобрения Палаты лордов. Вопрос о финансовой принадлежности решала Палата общин единолично;

· отменено право полного законодательного вето Палаты лордов (2 года, а с 1949 года - 1 год);

· палата лордов обязана (с 1945 года) утвердить любой Билль в исполнении предвыборной программы победившей партии.

Что касается избирательного права, то в 1928 году установлено всеобщее избирательное право (возраст - 21 год, оседлость - 3 месяца, владение недвижимостью или предпринимательство, либо с университетским образованием). Лишены избирательных прав: несовершеннолетние, ПЭРы, уполномоченные по выборам, душевнобольные, не отбывшие наказание и осужденные за избирательные преступления.

С 1969 года возраст 18 лет, пассивное право - 21. Для отношения с Правительством характерно уменьшение влияния Парламента на деятельность Правительства.

В XX веке лишь два раза (1924 и 1979 гг.) Парламент выносил вотум недоверия.

В 1967 году появился институт омбудсмена (жалобщик). Это парламентский уполномоченный, назначаемый Правительством по предложению парламента. Его задача: проверка деятельности министерств в отношении соблюдения гражданских прав. Цель: увеличить парламентские контрольные функции.

Правительство

Правительство занимало исключительное место и реально её влияние было выше Парламента. Основная причина - двухпартийная система.

Монарх: его роль представительская, хотя номинально у него существуют конституционные права:

· советы правительству;

· поощрение правительства в определении направлений деятельности;

· предостерегать. от последствий административно – политических решений, т.е. чисто отцовские функции. Но монарх традиционно не делает политических заявлений.

Должность Премьер министра приобретает самостоятельный конституционный статус в 1917 году (впервые упоминается), а узаконена с 1937 года. Это:

· глава правительства;

· не возглавляет ведомств;

· из палаты Общин (но каждый второй лорд);

· решает вопросы о роспуске Парламента, о назначении ПЭРСтва, награждении орденами, титулами. Всё делает монарх, но с подачи Премьера и его просьбе «отказа быть не может»;

· определяет состав правительства - но в соответствии с пожеланиями партии, победившей на выборах.

Кабинет вырос с 20 - 23 министров сначала века до 90- 100 министров и выше должностных лиц разных рангов.

Они делятся на 4 категории:

· главы ведомств (секретари и лорды);

· министры (без портфеля) и лорды специального поручения;

· государственные министры- это первые заместители;

· младшие министры (парламентские секретари). Вот из последних (20- 22) и состоит Кабинет.

Полномочия Кабинета:

· определяет политику;

· руководит деятельностью исполнительного аппарата;

· координирует работу министерств и ведомств.

Тайный совет монарха существует, но в последний раз собирался в 1835 году.

Полномочия правительства расширились в связи с делегированным законодательством - право правительства издавать конкретные законоположения на основе общего законодательного поручения парламента. Его история берет свое начало с XVI века, но в XX веке они стали постоянными и неограниченными. Так, например, по Закону об обороне 1914- 1915 гг., Правительство может запретить любую коммерческую и общественную деятельность в «интересах государственной безопасности».

А по Закону об обороне 1939 года, правительство может принимать любое имущество и вступать во владение любым имуществом. А фактически эти полномочия безграничны.

 

Правительственный аппарат

Его основу составляют Комитеты. Особенность заключается в том, что Кабинет работает тайно, а решение принимает Премьер от имени Правительства.

Первый Комитет - имперской обороны (1904 г.) - консультативный орган, действует по поручению Премьера. Комитет по атомной энергетике (1954 год) - особо важный.

А всего при Премьере 25 постоянных комитетов (в каждом по пять - семь чиновников и специалистов и по 80 - 130 консультантов).

Постоянные комитеты: внутренней и социальной политики, чрезвычайных дел, государственного бюджета, иностранных дел, сельского хозяйства, радиовещания и др. Кроме того, Секретариат Кабинета и Экономический отдел в составе Секретариата.

Под влиянием Великой октябрьской социалистической революции появились министерства ориентированные на решение социальных вопросов, усиление регулятивной роли государства: сельского хозяйства, пенсий, здравоохранения, труда.

В настоящее время около 20 крупнейших министерств: иностранных дел, обороны, внутренних дел, финансов, торговли, промышленности, занятости, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и др.

Это всё исполнительные органы.

Но существуют и ведомства с экономически- регулятивной функцией: Центральное управление энергоснабжения, нефтяная корпорация, аэрокосмическая корпорация, газовая корпорация.

Государственная служба чиновников разделена на руководителей, администраторов, научный и технический персонал (с 1970 года). Эти лица «несменяемы» при смене правительства - профессионалы. Но им запрещено участвовать в политических партиях.

Основной вывод - в Англии наблюдается общая тенденция, характерная для Западного мира - повышение роли и политического веса правительственного института, исполнительной власти в ущерб представительных органов.

Ш. ФРАНЦИЯ

 

Третья республика

 

Если в XIX веке во Франции господствующей тенденцией была авторитарная, то в начале ХХ века – парламенстко - партийная демократия.

1). Идет сокращение значения президентской власти, и одновременно, - повышение роли парламента и правительства. В итоге президент обладает лишь представительской функцией, т.е. представляет Францию как глава государства.

2). Взаимоотношение палат изменилось в пользу Палаты депутатов.

 

 
 

 

 


3). Избирательное право мало изменилось.

- с 1875 года – всеобщее мужское избирательное право.

Выборы устанавливаются по мажоритарной системе.

Хотя в 1919 году – возродилась смешанная система по партийный спискам, но с 1927 года – вернулись к мажоритарной системе.

4). Делегированное законодательство во Франции имело ряд особенностей – ее появление вызвано нежеланием парламента нести ответственность за непопулярные действия и отдавало их правительству.

5). Партийная система характеризуется широким спектром партий. Наиболее сильным крылом было левое: социалистическая партия и марксистская объединившиеся в Единую социалистическую партию Франции (ЕСПФ), с 1920 г. – Французская коммунистическая партия (ФКП).

Республиканское крыло: Республиканская партия объединившася с партией республиканцев-социалистов. Они были у власти до 30-х годов.

В условиях нарастания фашистского движения ФКП и ЕСПФ объединились в Народный фронт. В 1936 году у власти представитель Фронта - Блюм. Но организованная травля коммунистов, саботаж, создание искусственных трудностей вызвали во Франции кризис.

Дальнейшее развитие событий привело к тому, что третья Республика пала. Ее падение было обусловлено внешнеполитическими (военными) обстоятельствами:

- с началом Второй мировой войны, Франция объявила войну Германии. За 1 месяц войны, немцы преодолели линию Мажино и в июне 1940г. Париж был оккупирован. Правительство сложило свои полномочия в пользу маршала Петена, который заключил 22 июня 1940 года Компьянское перемирие. Франция разделена – 2/3 оккупационная зона и 1/3 (юг) – самостоятельное управление с центром Виши.

Была установлена диктатура – Вишистский режим. Решением Национального собрания от 10 июля 1940 года вся государственная власть передана Петену, в т.ч. разработка Конституции, и таким образом Конституция III Республики была аннулирована.

Итог: - государственно-правовой уклад был сформулирован специальными законами:

- должность Президента – отменена;

- вводилась должность Главы Правительства (вся власть у Петена и его приемника);

- заседания Палат откладывались до особых указаний;

- законодательная, исполнительная, судебная и конституционная власть – в руках одного лица. И таким образом государственность Франции приобрело м онократический характер.

Правительство заняло позицию коллаборационизма (французское - сотрудничество) в отношении с фашистской Германией. Это оттолкнуло ее от народа и от движения Сопротивления. Страна оказалась в изоляции.

Капитуляция Германии и нарастание влияния Движения Сопротивления положили конец оккупации Франции и правительству Петена.

 

Четвертая Республика

 

Факторами, способствующими установлению Четвертой республики были военные учреждения, сформированные вне пределов Франции (в Алжире). Основные социально-политические силы - национально настроенные военные, объединившиеся во круг де Голля. Они были поддержаны и движением Сопротивлением, где преобладали коммунисты.

Де Голль в середине. 1940 г. – сформировал в Англии правительственный комитет «Свободная Франция», а на его основе – Единое военное командование войсками и Внеевропейский департамент Франции. Разместившись в Алжире, Военный комитет к 1941 г. преобразован в правительственную структуру в Национальный Французский комитет.

 

 
 

 


А в мае 1943 г. оформляется Национальный Совет Сопротивления (НСС) в составе: 8 групп Сопротивления и 6 политических партий, а параллельно ему в Алжире - Французский комитет национального освобождения (ФКНО) ФКНО – возглавляют де Голль и генерал Жиро, но с января 1944г.- де Голль. НСС – под председательством делегата от де Голля,

С ноября 1943 г. в Алжире действует Консультативная ассамблея – роль парламентского учреждения (100 чел.), где началась разработка Новой Конституции.

К концу 1944 года - Франция освобождена, с 3 июня 1944 г. ФКНО стал Временным правительством во главе с де Голлем, у него вся полнота власти на отрезке временного режима (до 1946 г.).

     
 
 
 
Восстановлены органы местного самоуправления

 


Фактически – восстановлена Конституция 1875 года, параллельно была установлена как бы Конституция переходного периода:

 

 
 

 


Правительство было подчинено Собранию и де Голль покинул его (1946г.)

Сформировалась новая система политических партий:

       
   
 

 

 


В 1946 году была принята новая конституция.

 

 
 

 

 
 

 


Кроме того, были координационные органы деятельности всей империи:

- Собрание Французского Союза – (240 депутатов)

- Экономический Совет.

Таким образом, в Конституции реализован принцип не «разделения властей», а «дифференциации и соответствия трех функций государства». Это возможно лишь при высокой степени согласия партий.

Эволюция 4 республики

Первые выборы по новой Конституции (10.XI.46г.) привели к примерному равновесию политических сил: союз коммунистов и социалистов был фактически равен республиканцам во главе с НРП. И правительство образовалось на трехпартийной основе (ФКП + ЕСПФ + НРП). Но включение Франции в «план Маршалла» и в военно-политическую орбиту США заставило отказаться от национализации и социально ориентированной политики. Коалиционное правительство распалось. Коммунисты выступили с инициативой повысить заработную плату рабочему классу, правительство отказало. Итог – коммунистов вывели из состава правительства.

К этому времени набрала силу партия де Голля – «Объединение французского народа». И в 1951 году – на выборах они совместно с правительством уравняли влияние ФКП. Правые фактически вернулись к Конституции 1875 г. Началась практика издания Правительственных декретов, причем нередко по вопросам компетенции закона. А частые правительственные кризисы привели к постановке вопроса о неполноте статуса Правительства, увеличения его роли. И тогда Правительство поставило вопрос о конституционной реформе (1950-1951 гг.)

Конституционная реформа была санкционирована Парламентом в 1954г.

Что изменилось:

- Формирование Правительства – простым большинством голосовавших;

- у Премьер-министра стало больше полномочий по роспуску Национального Собрания;

- увеличился вес Совета Республики, он стал равен Национальному Собранию с законодательными правами.

- законопроект теперь мог вноситься в Бюро любой палатой;

- выросли права Президента: порядок ее избрания был упрощен – без дебатов, простым большинством голосов;

- правительство могло издавать законы (определенного содержания и с согласия госсовета).

Установление V Республики

С 1954 г. в Алжире развернулась освободительная борьба арабов. Кроме того, неудачи Франции в Суэцком конфликте (1956г.), получение независимости Вьетнамом и др. В этой обстановке Президент предложил создать правительство «Национального спасения» во главе с де Голлем. Последнему – исключительные полномочия, в т.ч. право разработки Новой Конституции. Проект был готов в 1958 году и Референдумом она была утверждена. Так появилась V Республика (по счету).

 

По Конституции основой государственного уклада стала Президентская власть:

- гарант национальной независимости и территориальной целостности;

- назначал Правительство, не принимая во внимание расстановку политических сил;

- председательствовал в Совете Министров;

- глава Верховного Совета;

- право роспуска Парламента;

- мог взять всю полноту власти, если «угроза»;

Избирался Президент на 7 лет Коллегией выборщиков: представители парламента, представители коммун и департаментов. Первых меньшинство.

Правительство – задача «проводить политику «Нации».

Запрещалось совмещать пост в Правительстве и депутатский мандат

 

 
 

 


 
 
Авторитарный режим

 

 


.

 

 
 

 


Конституционный Совет получил полное законодательное оформление (9 советников от президента, Сената и Председателя Национального Собрания на 9 лет, с обновлением 1/3). Конституционный \совет:

- проверял конституционность законов;

- контролировал выборы

- мог аннулировать закон. Его решение окончательное.

Так возник авторитарный режим, способствующий решению многих жизненно-важных вопросов во Франции.

В 1962 году де Голль, вопреки Конституции, проводит референдум – Президент избирался не выборщиками, а всеобщим голосованием, и таким образом он стал вровень с парламентом.

В 1968 г. де Голль предпринял попытку укрепить свою власть. Но неудачно и ушел в отставку.

В политическом отношении V Республика характеризуется противостоянием двух политических сил:

(А) Право-республиканских (Союз в защиту новой Республики – деголлевцы) и (Б) Коалиция левых сил, где доминируют социалисты. Эти две партии создали некоторое подобие двухпартийной системы. Ситуация сохранилась до настоящего времени. Но назначение Председателя Совета Министров и министров - с учетом парламентского большинства.

Германия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...