Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и принципы региональной политики.




1. Регион и его главные признаки. Предмет региональной экономики.

Регион – особый тип экономических систем, не сводимый к традиционным категориям микро или макроуровне. Регион обладает множеством отличительных признаков. Вот некоторые из них:

Регион – территориальное образование на едином экономическом поле, выполняющее посредническую роль между микро и макроэкономикой, обеспечивая оптимальное функционирование всех систем (экономических, социальных, политических, социальных, национальных) в любой части пространства федерации.

Регион – субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов, относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики (относительно обособленная хозяйственная единица народного хозяйства, действующая на основе хозяйственного расчета). Регион – субъект собственности и экономической деятельности, - квазикорпорация, обладающая ресурсами для саморазвития.

Регион – социум (общность людей), что выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни.

Регион — территория в административных границах субъекта Российской Федерации, которая характеризуется комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью составляющих ее элементов, то есть наличием политико-административных органов управления.

 

 

Исходя из этого выделяют
Экономико-территориальные единицы
Экономические зоны
Регионы – субъекты РФ
Западная (Европейская части)
Восточная
Западная зона
Север и Центр Европейской части
Урало-Поволжье
Европейский юг
Восточная зона
Сибирь
Дальний Восток
 
 

 


Рис. 1.Экономико-территориальные единицы.

И вот эти сложные системные образования в свою очередь входят в Федерацию, которая может быть представлена как целостная система прямых и обратных связей между целым и частями, где в качестве этих частей выступают регионы, представляя собой, как уже говорилось, относительно самостоятельные социально - экономико-политические системы, стремящиеся свои ресурсы использовать для удовлетворения региональных потребностей в обустройстве территории, развитии инфраструктуры в целях обеспечения, в конечном счете, устойчивого роста благосостояния населения.

Основное противоречие здесь – это противоречие между центром и регионом. Положение региона двойственно: здесь одновременно предстают две силы – центробежная и центростремительная. Первая проявляется больше в политике, вторая в экономике.

Среди факторов оказывающих непосредственное влияние на преобразование экономики и ее развитие, особое место занимают организационные возможности. Их условно можно поделить на возможности государственного и экономического порядков. Государственный порядок можно рассмотреть как сочетание централизации и децентрализации.

Государство в трактовке теории систем есть некая целостность взаимосвязанных элементов, сущность и потенциал которой качественно отличны от сущностей и потенциалов этих элементов самих по себе. В результате системных связей образуется совокупный («синергический») эффект, который превосходит сумму эффектов всех взятых по отдельности элементов этой системы.

РФ – это государственное образование, а из теории систем следует, что, во-первых, для любого государства состояние целостности определяется действием множества внешних и внутренних факторов. Во-вторых, систему государства образуют хотя и разнородные, но настолько взаимообусловленные множества элементов, что ослабление связей в какой-либо одной из них неизбежно влечет за собой снижение уровня целостности всей системы. Данное свойство государственных систем предопределяет потребность в особых механизмах системного самосохранения – целостность государства не может возникнуть и сохраняться сама по себе, а требует перманентных целеустремленных усилий по централизации власти.

Но одновременно с этим в науке управления за аксиому принято то, что всегда есть функции или часть функций, которые практически полезно сосредоточить в одном органе и такие, которые столь же целесообразно рассредоточить. Именно на этом общем фундаменте основывается такая доктрина, как «разделение властей (исполнительной, законодательной, судебной).

Как централизация, так и децентрализация функций не должны восприниматься ни как абсолютное благо, ни как нечто исключительно негативное. В цивилизованном обществе централизация и децентрализация всегда сосуществуют; они дополняют, сменяют и качественно видоизменяют друг друга. Хорошо организованная система опирается прежде всего на разумное и гибкое сочетание централизации и децентрализации. Но, к сожалению, нахождение баланса выгод и недостатков централизации и децентрализации остается сложной проблемой (и всегда политически окрашенной). При этом не требуют доказательств серьезные последствия перекоса в одну или другую сторону.

Предметы децентрализации:

1) децентрализация власти, например, разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) или децентрализация государственного устройства (автономия, штат, провинция, республика),

2) децентрализация владения, распоряжения и использование ресурсами,

3) децентрализация исполнения социальных обязательств,

4) бюджетно-налоговая децентрализация.

Экономический порядок есть форма организации народнохозяйственной деятельности, где регион – составная часть единого целого – народного хозяйства. К теориям экономических порядков как абстрактных типов экономической системы относят модель Вальтера Ойкена – 1891-1950 гг.

Чем больше масштабы разделения труда и чем интенсивнее оно протекает, тем выше требования, предъявляемые к экономическому порядку. От последнего зависит то, как сочетаются между собой отдельные планы и действия, какие потребности удовлетворяются и как вообще осуществляется регулирование. От установления конкретного экономического порядка зависит, удастся ли осуществить достаточное регулирование экономического процесса.

Каждый отдельно взятый экономический порядок является единственным в своем роде, своеобразным. Однако это своеобразие возникает из «сплава» ограниченного количества чистых форм ведения хозяйства. Как считал В Ойкен (историческая школа): за всю историю человечества можно установить лишь две основные формы ведения хозяйства:

1) централизованно управляемое хозяйство – регулируется планами одного составителя планов. Экономическая политика централизованно управляемой экономики в структурном отношении неспособна осуществлять рациональное регулирование экономики. Она не в состоянии взаимоувязать между собой спрос и предложение миллионов людей и учесть ограниченность ресурсов. Поскольку эта система в принципе лишает индивида свободы осуществлять экономический выбор и брать на себя бремя ответственности, она рано или поздно порождает бедность. Централизованно управляемая экономика влияет одновременно и на конституцию страны. Она принуждает к установлению диктатуры и оказывается несовместимой с правовым государством и демократией;

2) рыночное хозяйство – многочисленные индивидуальные хозяйства (предприятия и домашние хозяйства) самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой, рынок координирует их деятельность в автоматическом порядке.

Наряду с двумя «чистыми» формами ведения хозяйства, можно выделить третью форму – регулирование экономики властными группировками (олигополиями, монополиями, мафиозными структурами). Этот третий вид порядка имеет свои собственные экономические закономерности, которые определяются мощью и распределением реализованной в них власти на рынках.

В чистом виде эти экономические порядки встречаются весьма редко. Можно утверждать, что в большинстве стран существуют смешанные формы экономических порядков. Цивилизованное общество выбирает смешанные формы, отсюда неповторимость сочетаний. (Сколько стран, столько типов рынка). В индустриализованной экономике постоянно возникают нарушения равновесия. (Они порождаются, например, техническими новшествами, перемещениями населения и изменениями других параметров). Неравновесное состояние порождает тенденцию к вмешательству государства в экономический процесс посредством централизованного управления. Основной проблемой взаимосвязи порядков является ограничение, как политической, так и экономической власти.

Из сказанного следует, что экономическая политика центра и региона не должны противостоять. Между центром и регионами в развитой экономике складывается система связей, построенной на учете сравнительной и общей экономической эффективности, когда сумма эффекта была бы больше, чем эффект центра и региона с раздельными интересами.

Региональная экономика – это отрасль знания, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей региона, места и роли его в общероссийском и международном разделении труда;

Экономгеографы укажут, что региональная экономика занимается исследованием закономерностей, принципов, элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, а также территориальной организации хозяйства[1].

Вместе с тем региональная экономика изучает развитие национальной экономики в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается прежде всего как часть единого хозяйственного комплекса России.

Региональная экономика также изучает место России в мировой хозяйственной системе, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений.

Методы региональных экономических исследований

1. Метод таксонирования.

Таксоны – равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки: административные районы, муниципальные образования и т.д.

2. Метод экономико-географического исследования:

- региональный: формирование и развитие территорий;

- отраслевой: формирование и развитие отраслей;

- местный: формирование и развитие отдельного города.

3. Системный анализ:

- постановка цели, гипотезы;

- научное познание: структуры, связи, взаимодействие.

4. Метод систематизации: классификация, концентрация.

5. Балансовый метод: отраслевые и региональные.

6. Метод экономико-математического моделирования.

7. Социологические методы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...