Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Орфографическое проговаривание.




Поскольку по данным психологов, долговременная память формируется именно в речи, проговаривание закрепляет и ускоряет образование орфографических навыков. Но орфографическое проговаривание требует специальной методики:

1. Слово прочитывается так, как оно написано, при этом каждый звук в слове произносится так, как будто он находится в сильной позиции.

2. Слово произносится не по слогам, а слитно, при «слоговом» чтение слова распадаются и плохо остаются в памяти, поэтому, когда читаются многосложные слова нужно стараться произносить их быстрее, что особенно важно при хоровом чтении - проговаривании. Можно предварительно слова прочитать по слогам, затем стянуть все слоги в одно слово.

3. Предлоги, частицы, союзы - нужно произносить, как отдельные слова.

4. Удвоенные согласные нужно произносить, как 2 звука, а не как один длинный.

а) Орфографическому чтению нужно учить детей, поэтому учитель должен владеть им. Помогают скороговорки.
Методика использования приема.

Учитель орфографически проговаривает словарные слова, а ученики трижды в пол голоса повторяют это слово орфографически.

б) Прием «зрительная фиксация» - основан на оперативной и зрительной памяти.

Методика приема.

Слова, записанные на доске последовательно открываются на время, достаточное для одного почтения. После временной экспозиции прочитанное закрывается или стирается (фотографии слов).

в) Прием «Письмо» - основан на моторной и рукодвигательной памяти.

Методика приема. Учитель последовательно открывает слова на время прочтения, а ученики должны три раза записать это слово в тетради (занимает много времени, а по эффективности стоит на 3-ем месте).

г) Прием «Аудирование».

Слово проговаривает учитель трижды, а ученики только слушают, не повторяют.

Существует два пути использования приемов:

1 - комбинированный — разные приемы на одном уроке.

2- фиксируемый - один прием на одном уроке. Психологи считают, что наиболее эффективный фиксируемый, но практика показывает, что лучше прием комбинированный. Перед организацией непосредственной работы на уроке требуется провести подготовительную работу.

1. Требуется реально определить объем слов для словарной работы. В начале года проводится серия диктантов, по той группе слов, которая предполагается программой на год. По итогам диктантов определяются слова, в которых возникает большое количество ошибок и те слова, которые часто пишутся без ошибок. По итогам учитель отбросит слова, не нуждающиеся в разборе, этот список дополняется по усмотрению учителя.

2. Все слова, группы разбиваются на тематические или

орфографические группы, либо по теме, либо по типам орфограмм. Одна группа слов равна 1 неделе (раз в 2 недели - словарный диктант).

3. Непосредственно сама работа над группой слов ведется с 4-мя приемами (аудирование, орфографическое проговаривание, зрительная фиксация письма).

Методика работы:

1) весь набор из 6 предложений записываю на доске;

2) читаем весь набор 3 раза орфографически (по слогам);

3) закрываю весь набор;

4) высвечиваю по предложению (дети читают глазами, стираю предложение, и дети его записывают).

У каждого ученика должен быть блокнот для зрительных диктантов по словарю. Каждый набор проверяю с целью, как усвоены словарные слова каждого блока.

 

Отчёт по проекту

Проект дает положительный результат при соблюдении следующих условий:

- работу по усвоению слов с непроверяемым написанием вела на каждом уроке, т.к. словарную работу можно поводить на любом уроке, этот вид работы всегда можно связать с темой урока.

Сводная таблица

  Диктант № 1 Диктант № 2 Диктант № 3 Итоговый диктант
Высокий уровень        
Выше среднего        
Средний        
Низкий        

 


Результат.

Сравнительные данные показывают положительную динамику в формировании навыков письма слов с непроверяемыми написаниями изученных в первом классе: увеличение количества детей, выполнивших работу без ошибок, на высоком и выше среднего уровне.

На фоне этой относительно благополучной картины тревожит такой вопрос: большой процент ошибок на написание словарных слов (36 %).

Причина в том, что работа по формированию у школьников орфографического чутья ведется еще не на достаточном уровне, потому что эти ошибки допустили дети, плохо владеющие навыком техники чтения.

Отсюда делаю вывод: работу над правописанием слов с непроверяемыми написаниями продолжить в системе в последующих классах (2-4).


Список литературы.

1. Амоношвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика,1986.- 176 с.

2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии.- М.,1966

3. Богоявленский Д. Н. Словари для малышей.// Начальная школа.-1999.- № 10.

4. Бондаренко А. А.Психология усвоения орфографии.- М.: Просвещение, 1993 г.

5. Волина В. Русский язык.- Екатеринбург: Арго.- 2000.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Просвещение,1956.- 458 с.

7. Дубовец В.. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи. // Начальная школа.-2004.- № 3.- С. 61- 63.

8. Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями.//
Начальная школа.- 2002.- № 6.- С. 23-27.

9. Живицкая Л.В., Гудзик И.Ф. Словарь русского языка в картинках. К.: Радянська школа,1988.

10. Канакина Б.П. «Работа над трудными словами в начальных классах».- М.: Просвещение,1993.

11. Кузьмина С.М Теория русской орфографии.- М.: Просвещение, 1981.- 248 с.

12. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка // Начальная школа.-1988.- №11.- С. 19 – 26.

13. Леонова И. Г. Словарная работа на уроках // Начальная школа.- 2001.- № 2.- С. 60-61.

14. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Астрель, 2003, 238 с.

15. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель, 2001, 256 с.

16. Лухтаев Л.К. Работа со словарями // Начальная школа.-1990.- № 5.-С.10-11

17. Настольная книга учителя начальной школы / Авт.-сост. И.А.Петрова и др.; Под ред. И.А.Петровой.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.

18. Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа.- 2001.- № 9.

19. Раицкая Г. В. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа.-2003.- № 2.

20. 25. Сергеева Л.Н.Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа.- 1987.- № 12.- С. 25 – 27.

21. Уткина Т.И.Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа.-1989.- №1.- С. 23-24.

22. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.- М.: Просвещение,2012.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...