Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX. Предполагаемые диагностические мероприятия по завершении специализированного курса.




По завершении специализированного курса предполагается провести ряд диагностических мероприятий по направлениям: интеллект, здоровье, гражданин, общение, нравственность, досуг, экология, семья.

1. «Интеллект»

Вид работы:

· формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

Формы внеклассной работы:

· интеллектуальные конкурсы, викторины;

· интеллектуальные бои, ранги, дебаты.

 

2. «Здоровье»

Вид работы:

· показать значимость физического и психического здоровья

Формы внеклассной работы:

· спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;

· беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;

· дни здоровья.

 

3. «Гражданин»

Вид работы:

· формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах

Формы внеклассной работы:

· конкурсы, викторины по правовой тематике;

 

4. «Общение»

Вид работы:

· передача учащемуся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Формы внеклассной работы:

· тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

· тренинги общения учащихся и их родителей;

· праздники, конкурсы, дебаты.

 

5. «Нравственность»

Вид работы:

· помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.

Формы внеклассной работы:

· тренинги нравственного самосовершенствования;

· классные часы по теме нравственность.

 

6. «Досуг»

Вид работы:

· создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Формы внеклассной работы:

· посещение центров дополнительного образования;

· посещение мест досуга и отдыха;

· празднование памятных дат календаря.

 

7. «Экология»

Вид работы:

· формирование экологического мировоззрения.

Формы внеклассной работы:

· благоустройство нашей улицы;

· работа на пришкольной территории, на клумбах;

· изготовление скворечников, кормушек.

 

 

8. «Семья»

Вид работы:

· максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.

Формы внеклассной работы:

· тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;

· дни открытых дверей;

· тренинги родительского взаимодействия.

Предполагаемые виды деятельности учащегося:

1. учебная деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. общественно-полезная деятельность;

4. творческая деятельность;

5. спортивно - оздоровительная;

6. экологическая деятельность.

Предполагается, что по окончании специализированного курса у учащегося будет сформирован комплекс компетенций, в который входят планируемые результаты: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

I. Личностные планируемые результаты.

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

-чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

-осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

 

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

 

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

-формирование адекватной позиции осознанной самооценки и самовосприятия.

 

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;

-формирования мотивов достижения и социального признания;

-мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

 

Нравственно-этическая ориентация

-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, совершенствование эстетических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

-формирование моральной самооценки;

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

-развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

-формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям, влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья опасности личности и общества в пределах своих возможностей;

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

II. Регулятивные планируемые результаты.

3. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-преодоление импульсивности, непроизвольности;

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

 

4. Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

-целеустремлённость и настойчивость в достижении целей;

-готовность к преодолению трудностей, формирование установок на поиск разрешения решения трудностей (стратегия совладания);

-формирование основ оптимистического восприятия мира.

 

III. Познавательные планируемые результаты.

Общеучебные универсальные действия

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов способов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официального-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Универсальные логические действия

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Постановка и решение проблемы

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера.

 

IV. Коммуникативные планируемые результаты.

4. Коммуникация как взаимодействие (интеракция)

Сформированность коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

 

5. Коммуникация как кооперация

Сформированность умения согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

 

6. Коммуникация как условие интериоризации.

Сформированность таких речевых действий, которые служат посредством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению обсуждаемого содержания.


 

V. Выводы по программе.

Рекомендации по повышению качества специализированного индивидуального образовательного процесса.

Для повышения качества специализированного индивидуального образовательного процесса необходимо выполнение следующих условий:

· формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

· обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

· побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

· установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

· использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

· максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

· разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

· использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

 


 

Заключение

За время прохождения учебной профессионально-ориентировочной практики был проведён комплекс мероприятий по наблюдению и фиксации поведенческих проявлений младших школьников в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности, который состоял из заданий, направленных на:

- выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся (одарённые дети, социально уязвимые дети, дети с особыми образовательными потребностями –аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и пр. – дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями в поведения, дети с зависимостью);

- оказание адресной помощи обучающимся (составлена коррекционная программа индивидуального развития учащегося, на основе анализа учебной деятельности учащегося определены оптимальные способы его обучения и развития, на различных этапах наблюдения определена зона ближайшего развития учащегося);

- планирование специализированного образовательного процесса специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов, обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учётом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планировании (Специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями)

Выполняя данные задания, возникали значительные проблемы и трудности, которые препятствовали эффективности проведения психолого-педагогической работы:

-трудности при составлении и оформлении протоколов наблюдения (отсутствие единого регламентированного шаблона ведения протокола наблюдения);

-трудности в определении цели, объекта, субъекта и предмета наблюдений;

-проблемы при определении и фиксации педагогических технологий и обсуждением их (технологий) с учителем (т.к. учитель не владел понятием «педагогическая технология»);

-проблемы при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника и образовательных программ на основе данных характеристики (т.к. в школе было запрещено проводить дополнительные исследования учащихся);

-проблемы при сборе материалов для подготовки аналитического отчёта (т.к. в школе отсутствует практика проведения медико-психологического консилиума);

-трудности в определении способов обучения и развития отдельно взятого обучающегося.

В результате слаженной работы с педагогом-супервизором, другими специалистами, руководством школы и руководителем профессионально-ориентировочной практики выше указанные проблемы и трудности были решены успешно. По итогам разработки образовательных программ нами были сформулированы психолого-педагогические рекомендации по повышению качества специализированного индивидуального образовательного процесса.

Согласно нашим рекомендациям, для повышения качества специализированного индивидуального образовательного процесса необходимо выполнение следующих условий:

· формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

· обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

· побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

· установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

· использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

· максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

· разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

· использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Таким образом, умение учителя соблюдать перечисленные условия проведения, специализированного индивидуального образовательного процесса, будет способствовать адаптации младшего школьника с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.


 

Список литературы.

1. Гончарова, Е. Л. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии [Текст] / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина / Специальное образование: состояние и перспективы развития. Тематическое приложение к журналу Вестник образования. – 2003. – № 3. – С. 78-81.

2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240 с.

3. Жигорева, М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития: [Текст] / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 2(8). – С. 5-21.

4. Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

6. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.: Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 414 с.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – пер. с англ. под науч. ред. Е.И. Николаевой. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 812 с.

8. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.

9. Рубцов В.В. Технология оценки образовательной среды школы: метод. пособие для школьных психологов / В.В. Рубцов; под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской). – М.: ПИ РАО; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.

10. Савенков А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.

11. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

12. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

13. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.

14. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология) / Л.В. Смолова. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 711 с.

15. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т.Н. Тихомирова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 230 с.

16. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы – М.: Сентябрь, 2011. – 176 с.

17. Федеральный портал «Российское образование» http:// www. edu.ru/

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.

19. Российская Государственная библиотека http: // www. r-sl.ru

20. Вестник московского университета. Серия 14. Психология http: // mhp-journal.ru

21. Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ) Серия «Педагогика и психология».

22. Журнал «Развитие личности» http://rl-online.ru

23. http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/579/69573/sitepage_86/files/rebenok_s_osobymi_potrebnostyami.doc.

24. http://lyc507u.mskobr.ru/info_edu/education/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...