Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В связи с растущим уровнем урбанизации, современным состоянием общеэкологической ситуации, ростом глобальных проблем актуальной становится проблема оценки экономических последствий и материальных затрат общества, обусловленных увеличением риска во всех сферах жизни.

Большинство современных технологий предъяв­ляют чрезвычайно высокие требования к качеству труда. Возрастает цена ошибок с возрастанием слож­ности технологических процессов, потому даже не­значительные отклонения самочувствия работника от требуемой нормы могут привести к значительно­му экономическому и социальному ущербу. Общие размеры ущерба увеличиваются из-за роста стоимо­сти оборудования, роста квалификации и, соответ­ственно, роста ценности рабочего времени. При этом повышенная заболеваемость и сокращение периода полноценной трудовой активности, вызываемые от­рицательным воздействием загрязнений окружаю­щей среды на здоровье человека, могут приводить к существенному увеличению прямого и косвенного ущерба.

Огромные экономические потери общества связа­ны с заболеваемостью, травматизмом на производ­стве и в быту, с временной утратой трудоспособнос­ти и инвалидностью. Эти экономические потери складываются из ряда компонентов:

- потери трудовых человеко-дней и, следова­тельно, стоимости невыработанной на производстве продукции;

- расходы на выплату пособий по временной не­трудоспособности и пенсий по инвалидности;

- затраты на стационарную и амбулаторную лечебно-профилактическую помощь.

Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это рав­нозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности более чем на 13 дней.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной стро­кой в республиканском бюджете РФ, в областных, городских, районных бюджетах, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны тру­да. Работники предприятий не несут каких-либо до­полнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уров­нях:

- федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательно­го) социального страхования РФ, добровольных от­числений и поступлений;

- территориальные фонды охраны труда форми­руются за счет ассигнований из бюджетов админис­тративно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, распо­ложенных на соответствующей территории, добро­вольных отчислений предприятий;

- фонды охраны труда предприятий формируют­ся за счет ежегодного выделения на охрану труда необходимых средств в объемах, определенных кол­лективным договором или соглашениями.

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это сумма нормативных объективно неизбежных на данном этапе развития и сверхнормативных потерь общественно полезных результатов труда, выраженных в стоимостной форме, либо приведенных затрат на их компенсацию, обусловленных нарушением экологического равновесия в социальных, производственных и природных системах.

Нормативы плат за выбросы и сбросы предприя­тий в пределах лимита определяются на базе сум­мы капитальных вложений, необходимых для вы­полнения природоохранных мероприятий в соответ­ствии с планами экономического и социального развития.

В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введен­ным постановлением Правительства РФ с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нор­мативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздей­ствия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздей­ствия в пределах установленных лимитов (времен­но согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (от­хода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нор­мативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воз­действия, определяются путем умножения соответ­ствующих ставок платы на величину указанных ви­дов загрязнения и суммирования полученных про­изведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов опреде­ляется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружа­ющей природной среды определяется путем умно­жения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величи­ну превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размеще­ния отходов, уровней вредного воздействия над ус­тановленными лимитами, суммирования получен­ных произведений по видам загрязнения и умножение этих cyмм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя офор­мленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитыва­ется как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхо­дов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, ос­тающейся в распоряжении природопользователя.

Предельные размеры платы за загрязнение окру­жающей природной среды сверх предельно допус­тимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природо­пользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономи­ческих особенностей.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окру­жающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в пол­ном объеме вреда, причиненного окружающей при родной среде, здоровью и имуществу граждан, на­родному хозяйству загрязнением окружающей при­родной среды, в соответствии с действующим зако­нодательством.

Плата за нормативные и сверхнормативные (ли­митные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязня­ющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, другие виды загрязнений и размещение отходов перечисляются плательщиками на счета экологических фондов и в доход Республиканского бюджета РФ в бесспорном порядке, предусмотрен­ном Законом РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды».

За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, санэпиднадзора и другими специально уполномочен­ными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на вос­становление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Поступающие средства аккумулируются на сче­тах экологических фондов и распределяются в сле­дующем порядке:

- 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствую­щих сумм на счета городских, районных экологи­ческих фондов;

- 30% средств остается в распоряжении областного и краевых экологических фондов для финансирования мероприятий соответствующего значения;

- 10% средств перечисляется в Федеральный экологический фонд РФ на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.