Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XII. Внешняя политика России в XVII в.




XII. Внешняя политика России в XVII в.

 

- Основные направления внешней политики государства

- Воссоединение Украины с Россией

- Присоединение Сибири

- Организация дипломатической службы

Литература

Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах: (вторая половина XVII в. ). - Хабаровск, 1984

Галактионов И. В., Чистякова Е. В. А. Л. Ордин-Нащекин – русский дипломат XVII в. - М., 1961

Демидова Н. Ф., Мясников В. С. Первые русские дипломаты в Китае. - М., 1966

Жордания Г. Г. Очерки по истории франко-русских отношений конца XVI и первой половины XVII в. - Тбилиси, 1959

История внешней политики России. Конец XV-XVII век (От свержения ордынского ига до Северной войны). - М., 1999

Каргалов В. В. На границах стоять крепко!: Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII-XVIII вв. - М., 1998

Каргалов В. В. Полководцы XVII в. - М., 1990

Лунин Б. В. Азовская эпопея 1637-1641 годов. Взятие казаками Азова в 1637 г. и Азовское сидение 1641 г. - Ростов-Н/Д, 1988

Международные связи России в XVII-XVIII в. (Экономика, политика и культура). -М., 1966

Мясников В. С. Империя Цин и русское государство в XVII в. - Хабаровск, 1987

Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века. Начало освоения Сибири русскими людьми. - М., 1987

Новосельцев А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. - М.; Л., 1948

«Око всей великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI-XVII веков. – М., 1989

Освободительная война 1648-1654 гг. и воссоединение Украины с Россией. - Киев., 1954

Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII вв. - М., 1972

Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI-XVII вв. - М., 1946. – Т. I-II

Юзефович Л. А. «Как в посольских обычаях ведется…» Русский посольский обычай конца XV – начала XVII в. - М., 1988

Вопросы и задания к документам

1. Как принималось и чем мотивировалось решение Земского собора о включении Украины в состав Российского государства? (1)

2. Какие решения приняла Переяславская рада? (2)

3. Насколько воссоединение с Россией соответствовало интересам украинского народа? (1; 2)

4. Охарактеризуйте цели государственной политики в Сибири. (3; 4)

5. Как присоединялись сибирские территории? (3; 4)

6. Какие данные статейного списка свидетельствуют о особом внимании послов к защите чести Российского государства? (5)

 

1. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией (1653 г., октября 1)

 

В прошлом во 161-м году мая 25 по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литов­ском и о черкаском делex. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий госу­дарь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополи­том, и архиепискупом, и епископу, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дво­ряном, и детем боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведо­мы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рада при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.

И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии само­держец, пришед от празника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой полате. А на соборе были: великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит крутицкой Селивестр, митрополит сербской Михайло, архимариты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, столь­ники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых сло­бод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. <... >

 Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческаго закона и на святые божии во­сточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, нехотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крым­ского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельницкой посланников своих двожды, что с ко­ролевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жа­лостно.

И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступни­ком не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.

И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с то­варыщи, в ответех паном раде[103] говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запо­рожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божии отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королев­скому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать.

И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божии розорити, пошли на них войною при них же, великих послех. < …>

А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую ру­ку для православные християнские веры и святых божиих церквей; потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божии церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмель­ницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и вели­кому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, вели­кий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церк­вей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборов­скому договору.

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чи­нит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную христиан­скую веру греческаго закона востал, и церкви божии многие разорил, а в-ыных унею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крым­скому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.

А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и сукон­ные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.

И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не щадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.

А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку.

 

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. –

М.: Изд-во АН СССР, 1953. - Т. III. – С. 406-407, 410-411, 413-414. - № 197

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...