Главная | Обратная связь
МегаЛекции

УЩЕРБНОСТЬ ПРОТИВ РЕАКЦИЙ ВЫБОРА

Означает ли, что, изменив свои критерии, Вы должны оставить без удовлетворения те критерии, какими до сих пор пользовались (как в случае удовольствия в приведенном выше примере)? Конечно, нет. Обильная еда является ПОВЕДЕНИЕМ и, разумеется, может быть путем доставления себе удовольствия, но это не ЕДИНСТВЕННЫЙ путь. Имея широкий выбор путей доставления себе удовольствия (то есть ряд эквивалентов критериев), Вы способны удовлетворять своему критерию удовольствия теми способами, которые совпадают с Вашими глобальными результатами (похудение, здоровье и т.д.). Это становится основой подбора подходящих ситуаций. Обеденный стол -- вовсе не то место для толстяка, чтобы задействовать критерий удовольствия в выборе блюд. Если Вы не бестолковы, то, конечно, будете изыскивать пути для доставления себе удовольствия во время еды иным путем, нежели поеданием чего-то вкусненького, а именно, приятной оживленной дискуссией или наблюдением за другими сотрапезниками. Это настолько близко по ощущениям к удовольствию от торта, что даже трудно в это поверить.

Если у Вас есть только один путь удовлетворения своего критерия, значит, этот путь становится для Вас УЩЕРБНОЙ РЕАКЦИЕЙ. То есть у Вас есть только одна реакция и, следовательно, нет выбора. Если Вы хотите испытывать удовольствие, стало быть, Вы должны есть; если Вы хотите быть раскованным, стало быть, Вы должны пить; если Вы хотите расслабиться, стало быть, Вам следует принять Валиум. Во всех этих примерах то, как индивид создает свои ощущения, не является проблемой выбора. Есть у него ощущение или нет, зависит от еды, питья или приема пилюли. Но когда у Вас более одного пути достижения того, чего Вы хотите, тогда Вы способны на выбор, даже если весь мир не содействует этому, как должно быть или как было когда-то. Даже если Вы располнели, нет причины, отчего пребывание на диете обязательно означает, что Вы должны иметь удовольствие вне еды, коль скоро Ваш путь удовлетворения жажды удовольствия находится в одном ряду с Вашей потребностью контролировать прием пищи.

Так как же увеличить возможность выбора? Люди получают то, что хотят через свои поступки (включающие в себя внутренние действия, как дневной сон, воображение, что ощущают другие, воспоминания, слушание внутренне звучащей музыки и т.д.). Если у Вас есть только один путь получения того, чего Вы хотите в данной ситуации, можно разработать возможность выбора простым отклонением этого выбора и продолжением варьирования своего поведения до тех пор, пока не обнаружите какие-то другие пути, столь же эффективные в предоставлении того, чего Вы хотите, каким и был Ваш изначальный порыв. Иными словами, заставьте себя поэкспериментировать с другими способами удовлетворения своих желаний и потребностей путем специального отклонения себя единственной реакции, от которой Вы всегда зависели. Например, если Вам нужна пара чашек кофе, чтобы взбодриться утром, откажите себе в кофе и попытайтесь попробовать другие способы взбодриться, пока не найдете такие, которые сработают. Это может быть йога, большой стакан свежевыжатого апельсинового сока, витамины, короткая велосипедная прогулка, пара звонков друзьям по телефону или кувырки по коридору. Что бы это ни было, если у Вас есть несколько способов, как взбодриться утром, то, как Вы это сделаете, будет вопросом выбора.

Вы можете возразить: "Но зачем затруднять себя кувырками по коридору, если кофе и так прекрасно действует?" На это есть два ответа. Первый -- Вы отдаетесь на милость обстоятельств, если кофе является едой. Я хочу, чтобы вы не торопились и нашли такую ситуацию, и дали мне знать, когда она появится. Вы понимаете просьбу? (Она кивает.)

О'кей. Во-первых, я надеюсь, вы все заметили отчетливое изменение выражения ее лица, ее дыхания и т.д. Те из вас, кто наблюдал за ней, могли увидеть, что Тамми сконструировала зрительный образ. Она искала в зрительной области и смотрела вверх вправо. Она нормально организованная правша. Она не видела ситуацию ИЗНУТРИ. Она видела себя в ситуации. В связи с этим ее кинестетическая реакция была не столь сильной, как если бы она сделала следующее:

Могли бы вы снова создать этот образ себя и когда вы ясно увидите его, я хочу чтобы вы шагнули ВНУТРЬ образа, так чтобы действительно снова оказаться в той ситуации, которая воплощает для вас пример полной вашей компетентности, как женщины. Когда вы действительно сможете снова почувствовать в своем теле ощущения компетентности и силы, которые вы связываете с этой ситуацией просто протяните левую руку и возьмите меня за руку.

О'кей. Я понятия не имею о том, что именно она переживает. Я ЗНАЮ, однако на основании заметных, резких изменений, которые Тамми только что предложила мне несловесно, что ей удалось выполнить мои инструкции. И я согласен с ней. Это выглядит действительно хорошо. Это соответствует моим галлюцинациям о том, что такое уверенность и т.п. Тамми, вы случайно не знаете, с каким изначальным переживанием связана эта фобия?

Тамми: Нет, не знаю.

О'кей, это типично. Человек обычно знает только, что в некоторых типах ситуаций у него возникает очень мощная кинестетическая реакция фактически, в вашем случае, я бы описал ее как сверхмощную. Эта реакция столь непреодолима, что когда вы находились в этих ситуациях в прошлом у вас буквально не было выбора. Вы обнаружили, что в прошлом это ограничивало ваше поведение, так?

Тамми: О, да, в сновидениях тоже.

Большинство фобиков не знают, в чем состояла изначальная травма, и, вообще-то, в таком знании даже нет необходимости. Я собираюсь действовать так, как если бы оно было необходимо, но это лишь часть мифологии.

Тамми многие годы удавалось раз за разом выдавать одну и ту же реакцию. Она адекватно продемонстрировала, что знает, как ЭТО делается. Фобию можно рассматривать, как всего лишь ни разу не обновлявшееся научение с одной попытки. И оно, между прочим, работало. Я часто поворачиваюсь лицом к человеку и говорю так: Я хочу уверить ту вашу часть, которая все эти годы делала вас фобиком, в том что уважаю сделанное ею и отношусь к этому как к ценной реакции. Вы здесь. Вы выжили. Если бы не было части, порождающей реакцию, столь эффективно удерживавшую вас вне определенных ситуаций, вас могло бы здесь и не быть. Мое желание заключается не в том, чтобы устранить выбор быть фобиком, но чтобы обновить его, дабы вы могли давать и другие реакции, более соответствующие полноте ваших ресурсов совершенно взрослой женщины. Мы собираемся использовать ту же самую способность к научению с одной попытки, чтобы помочь вам научиться делать кое-что еще.

Через секунду я собираюсь попросить вас немного попутешествовать во времени. Я хочу, чтобы, возвращаясь назад, вы увеличивали давление на мою руку всякий раз, когда вам нужно будет вспомнить о своей компетентности совершенно взрослой, зрелой женщины. Это ваша связь с настоящим и всеми мощными взрослыми ресурсами абсолютно зрелого человека. Вы знаете, как ощущается фобия?

Тамми: М-м-м. (Он касается ее руки).

Это все, что вам нужно сделать, чтобы заякорить фобическую реакцию. Или вы можете задать другой вопрос: Когда в последний раз у вас была подобная интенсивная реакция?

Тамми: М-м-м. (он снова касается ее руки).

Я получил ту же самую реакцию, что и секунду назад, когда я сказал: "Вы знаете, как ощущается фобия?", то же выражение лица, то же дыхание. Это теперь заякорено на ее руке. Этот якорь представляет собой стабилизирующий фактор, который поможет нам вернуться и пересмотреть ее личностный опыт, чтобы найти исходное переживание. Не ОБЯЗАТЕЛЬНО делать это таким образом; это ОДИН способ работы с фобияим.

Соприкосновение вашей руки с моей есть ваша связь со всеми силами и ресурсами, которыми вы обладаете как взрослая женщина. В вашем прошлом были переживания, а именно те, что связаны с этой фобией, к которым мы собираемся вернуться и оживить их, но таким способом, который не предполагает никакого дискомфорта, а предполагает полный комфорт. И я хочу напомнить вам понятие отделенности, о котором мы говорили вчера. Во время упражнения, которое мы с вами делали вчера после обеда, мы предлагали вам убедиться в том, что вы вошли внутрь картины, так чтобы восстановить всю кинестетику. Здесь верно обратное. Годами Тамми подвергалась воздействию определенных типов реальных жизненных ситуаций, снова и снова реагируя множеством эмоций, множеством кинестетических ощущений. Если мы отправим ее обратно снова оживлять этот опыт, и снова переживать эти ощущения, то лишь усилим их. Это нелепо. И подсознание большинства людей говорит: "Чушь собачья! Мы не собираемся снова туда. Это больно!", и их называют “сопротивляющимися клиентами”, верно? Уважайте это сопротивление, как утверждение, гласящее: "Слушайте, организуйте это как-нибудь по-другому, чтобы нам не надо было снова подвергаться боли."

Конкретные манипуляции могут быть такими: Я бы хотел, чтобы вы закрыть глаза, Тамми. Вы можете менять напряжение в руке всякий раз, когда вам нужна большая сила. Вы можете черпать ее прямо отсюда, а для меня это также способ узнать, где вы находитесь. Через секунду я собираюсь протянуть руку и прикоснуться к вашей руке вот здесь. Это поможет вам немножечко вспомнить ощущения розовения. Я не хочу, чтобы вы снова переживали эти чувства. Я хочу, чтобы вы взяли их, РОВНО столько, сколько вам нужно, и дрейфовали в прошлое до тех пор, пока перед вашими глазами не встанет сцена, в которой ВЫ ВИДИТЕ СЕБЯ ТАМ в более молодом возрасте, в ситуации, которая каким-то образом связана с тем, как вы впервые научились реагировать таким образом.

В какой-то момент в то время, как вы видите образы, тесно связанные с этими ощущениями розовения, я собираюсь сказать: "Что вы сейчас видите?" Я бы хотел, чтобы в этот момент вы стабилизировали картину. Похоже, это будет образ самой себя в более молодом возрасте, в некой конкретной одежде, в определенной ситуации. Я не знаю, каки

---------------одна страница до конца главы отсутствует-----------------


ОТ ЖЕЛАНИЯ К ОБЛАДАНИЮ

Вне зависимости от того, чего Вы для себя хотите -- вещей (автомобили, ювелирные украшения), отношений (любовь, дружба), навыков (математические способности, игра на инструментах) или ощущений (комфорт, сильная воля, сон на открытом воздухе), -- реальное достижение желаемого будет определяться тем, что Вы ДЕЛАЕТЕ, чтобы иметь эту вещь, навык или ощущение. Однако многие люди только лишь желают, а затем ожидают получения этого. Несмотря на всю страстность Ваших желаний, несмотря на степень творческого подхода к разработке средств обретения желаемого, до тех пор, пока Вы не делаете ничего, получение желаемого зависит лишь от удачи и щедрой отзывчивости других. До тех пор, пока вся деятельность, направленная на получение желаемого, остается внутри Вас, только от часто капризной щедрости мира зависит, вознаградить или отвергнуть Ваше желание.

Таким образом, между желанием и обладанием должно быть ДЕЙСТВИЕ. Далее, действие требует ПЛАНА -- плана, который руководит Вашей деятельностью на тех путях, которые будут (или, скорее всего, будут) вести Вас к обладанию желаемого. Соответственно мы определили пять этапов процесса перехода от желания к обладанию:

Пожелание -- Потребность -- Планирование -- Действие -- Обладание

Имейте в виду, что по мере того, как мы описываем каждый из этих этапов, все они являются частями большего, ВЗАИМОЗАВИСИМОГО процесса, и все эти пять этапов нераздельны для тех, кто на самом деле преуспевает при продвижении от желания к обладанию.

ПОЖЕЛАНИЕ

"Хочу, чтобы сменился этот сигнал светофора", -- думал Рой, стоя на углу. Затем он внезапно оживился. "Вот еще один едет". Он следил за корветом, прокладывающим сквозь поток машин свой акулий путь. Он вздохнул и затем жалобно сказал вслух: "Вот бы и мне такой же". "Какой такой?" -- спросил прохожий, стоящий рядом с Роем. С унылым: "Вон тот" -- Рой указал на удаляющегося пластикового хищника. Прохожий кивнул и сказал: "Был у меня как-то такой. У Вас много денег?" Рой покачал головой. "А времени много?" Рой смутился, потом пожал плечами. "Есть семья?" Рой кивнул и сказал: "Трое детей". Прохожий махнул в воздухе рукой: "Тогда лучше обойтись без этого" и ушел. Рой попытался сообразить, какого черта прохожий об этом говорил, когда вдруг другой глянцево -- блестящий корвет скользнул перед ним. Пригвожденный к месту, он протяжно промычал: "Господи, как же мне хочется иметь такой же!" Он проводил его взглядом, затем обернулся к светофору как раз в тот момент, когда сигнал сменился с "Идите" на "Стойте". Рою хотелось, чтобы сменился сигнал.

Как сказал обо всем этом Сверчок в ПИНОККИО: "Если вы хотите звезду с неба, какая разница, кто вы такой..." До тех пор, пока Вы просто ЖЕЛАЕТЕ, так оно и есть. У Роя нет ни денег, ни времени, ни практической пользы от корвета. Но для Роя ни один из этих аргументов не имеет ровно никакого значения, поскольку Рой ничего не делает, кроме простого желания чего-то. (Например, он не берет ночную работу, чтобы заработать на машину.) Мать одного из авторов имеет стандартный ответ для людей, которые на протяжении всей своей жизни чего-то желают, а затем жалуются, что не получают, чего хотят. Вот как она говорит: "Ну, милочка, если ты желаешь в одну руку и плюешь в другую, какая из них, по-твоему, наполнится первой?"

И все же люди постоянно чего-то желают. Вы могли бы желать, чтобы у Вас был миллион долларов, чтобы Вам позвонила кинозвезда и пригласила на свидание, чтобы люди изменились к лучшему, чтобы Ваш сын остепенился или чтобы не нужно было косить лужайку. Что превращает все это просто в ЖЕЛАНИЯ, то, что здесь НЕ ХВАТАЕТ ДЕЙСТВИЯ.

В качестве примера, уделите время, когда Вы закончите этот абзац, для перечисления трех вещей, которых Вы желаете, чтобы они исполнились, и трех вещей, которых хотите. Вы заметите после их сравнения, что те цели, которые Вы ХОТИТЕ, возможно, побуждали Вас к каким-то действиям (даже если только для внутреннего планирования), с намерением помочь Вам сделать это пожелание реальностью. Цели, которые Вы ЖЕЛАЕТЕ, неважно, насколько страстно, будут относительно не связаны с любыми личными поступками, направленными на претворение в жизнь этих желаний. Вместо этого они остаются в качестве чего-то, чем Вы будете когда-нибудь вознаграждены.

Используйте оставленное ниже место для записи Вашего перечня трех вещей, которых Вы желаете, чтобы они сбылись, и трех вещей, которых Вы хотите. Сопоставьте отличия в Вашей реакции, по мере осмысления двух перечней. Есть ли у Вас ощущение, более ориентированное на действие, или Вы стали больше предаваться планированию в качестве реакции на примеры больше из одного перечня, чем из другого? Запишите и сравните Ваши перечни прежде чем продолжить; Вы вновь воспользуетесь этими перечнями через несколько минут.

ПОЖЕЛАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ
   
   
   
   

 

Хотя многие не делают реального различия между пожеланием и потребностью, люди, способные последовательно превращать свои мечты в реальность, различия между ними делают. При опросе преуспевающих людей для определения внутренних процессов, выраженных в данном таланте, мы обнаружили, что каждый из них проводит свои мечты через квалификационный процесс перед тем, как предпринять любые дополнительные шаги по превращению их в реальность. Если желание не квалифицировалось как полновесная ПОТРЕБНОСТЬ, они не беспокоились по поводу действий по этому поводу. Процедура различения желания от потребности, как это представлено в разделе "Превращение в Реальность" в конце этой главы, является совершенством квалификационных процессов, которое мы нашли в каждом из этих талантливых людей.

Ваше применение этих стандартов первоначально определяет, останется ли желание пожеланием или превратится в потребность (то есть в цель, которая побуждает Вас к каким-то рода действиям). Мы называем эти стандарты КРИТЕРИЕМ ОФОРМЛЕННОСТИ. Критерии оформленности относятся к тем стандартам, которые должны подпадать под рассуждения типа:

· Возможно ли это иметь или сделать, или ощущать?

· Стоит ли это иметь?

· Даст ли это мне то, чего я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу?

· Стоит ли достижение этого будущих затрат?

 

На первый вопрос: "Возможно ли..?" можно было бы ответить Да", если Вы или любой другой известный Вам человек когда-либо ранее уже добивался такого желания, ИЛИ, если Вы сможете вообразить обстоятельства, которые могли бы существовать и которые сделали бы это желание достижимым. На этом этапе нет необходимости верить в возможность или осуществимость превращения этого желания в действительность. Как Вы увидите в следующем разделе, он более подходит для сосредоточения на этих рассуждениях. Если Вам нечего желать (и Вы желаете чего-то, что уже имели), Вы можете выработать перечень кандидатов путем нахождения ответов на вопрос: "ЧТО возможно иметь или сделать, или ощущать?"

Вопрос: "Стоит ли иметь?" приведет Вас к учитыванию последствий от реализации Вашего желания. ЖЕЛАНИЕ лодки или собаки, или лошадей, или ребенка, или больше детей, или другого дома, или своего собственного дела может быть замечательным. Но некоторые из вероятных последствий ОБЛАДАНИЯ этим -- дорогое обслуживание, разочарование, потеря свободы и дополнительная ответственность -- могут стать совсем не замечательными. Мудро будет подумать о том, будет ли обладание "этим" приемлемым выражением Ваших личных ценностей. Вы могли бы пожелать роскошную и эстетичную меховую шубу; но если Вы никогда себя не простите, прибегнув к действиям, которые искренне считаете неэтичными, то, возможно, вряд ли стоит ее иметь. И наконец (на данный момент), Вы можете использовать этот вопрос для направления Вашей оценки того, как такое обладание воздействовало бы на Ваши взаимоотношения и существование с членами Вашей семьи, друзьями и коллегами по работе.

Также слишком часто люди жаждут чего-то, что, в конечном счете, оказывается эмоционально пустым и несущественным. Задайтесь вопросом: "Даст ли это мне то, чего я действительно хочу?" ПЕРЕД тем, как включиться в погоню за желанием, и Вы предоставите себе возможность определить желания, эмоциональные потребности и стремления, которые наиболее значимы для свершения. Это обеспечит Вас информацией, которая необходима для беспристрастного суждения о будущей цене Вашего желания. Если желаемое не обеспечит Вас тем, чего вы действительно хотите, было бы лучше развить и учесть другие желания, которые СОХРАНИЛИ бы возможность удовлетворения.

Чтобы ответить на четвертый вопрос: "Стоит ли достижение этого будущих затрат?", необходимо предвидеть, что нужно сделать (как по времени, так и по энергии и затратам) в погоне за этим отдельным желанием. Если вы заранее знаете о путях, трудностях и препятствиях, которые должны преодолеть, и по-прежнему убеждены, что это стоит усилий, Ваше желание и настойчивость будут придавать силы, когда продвижение станет трудным.

Важность этих вопросов состоит в том, что по мере ответов на них Вы будете соразмерять ваши желания с тем, кто Вы, каковы и Ваши жизненные позиции. Как будет видно в последующих разделах, что Вы из себя представляете как личность -- Ваши личные потребности, наклонности, ценности и стремления -- также, как и потребности, наклонности, ценности и стремления тех, с кем Вы имеете дело, все это станет важным, когда Вы начнете движение к цели.

Важность ответов на эти вопросы состоит в оформленности приемлемых для Вас целей для изменения, которое наступает, когда на эти вопросы получены удовлетворительные ответы -- пожелания превращаются в потребности. То есть, раз пожелания становятся возможными для обладания и достижения, стоят того, чтобы ими обладать, стоят усилий и созвучны Вашей личности, Ваша реакция изменяется с пассивного ожидания на ощущение побуждения к планированию и действию, которые сделают это желание реальностью.

Мы хотим подчеркнуть, что вовсе не утверждаем, что в пожелании есть нечто изначально порочное, но что (1) то, что остается желаниями, не вовлекает поведения, направленного на достижение того, чего Вы желаете, и (2) Вы должны сознавать, что когда Вы, скорее, желаете чего-то, чем ощущаете потребность, так как осознание этой разницы сделает для Вас возможным выбирать те желания, которые достаточно важны, чтобы превратиться в потребность. Как пример этой разницы, приложите верно оформленные вопросы к каждому из желаний, которые Вы перечислили ранее, отмечая, как изменяется реакция, когда Вы можете удовлетворительно ответить на все вопросы, касающиеся любого из этих желаний. Чтобы это сделать, потребуется минута или две, и Вы научитесь процессу, который вознаградит Вас до конца Вашей жизни.

ПОТРЕБНОСТЬ

Опять сидя в одиночестве у себя в спальне, Кенни просто не мог сообразить, что же было не так в ЭТОТ раз. В этот раз была Алисия. До нее были Барбара, Линда, Мэй... слишком много. Алисия такая хорошенькая, и поначалу казалось, что им так здорово вдвоем. На протяжении двух недель он убеждал ее переехать к нему. Позже, как всегда, начались разочарования. С Алисией стали возникать ссоры по поводу блюд, которые они ели, и по поводу того, что ему нравилось вставать поздно, тогда как она предпочитала ложиться рано. Затем еще то, что у нее, похоже, совсем не было чувства юмора (а если и было, то Кенни его совсем не воспринимал), и еще она была так ребячлива и зависима! "Но все вначале казалось так хорошо", -- думает Кенни, тряся головой. Он облокачивается на подушку и вслух размышляет: "И подумать только, я уже планировал наши семейные отношения. Быть может, мне повезет со следующей".

Кенни нетрудно перейти от правильных вещей вначале к созданию планов, ведущих в будущее -- слишком далеко в будущее. Очевидно, однако, что та, с кем он воображал, что будет жить вместе в будущем и иметь семью в этом будущем, это не Алисия, а кто-то похожая на нее. Как и у любого другого, у Кенни есть критерии (стандарты), которые характеризуют для него, чего он хочет от долговременной связи. Ошибка Кенни в пренебрежении своими критериями для долговременных отношений при рассмотрении возможных будущих отношений с Алисией. Алисия НЕ была вегетарианкой, совой, независимой или обладающей хорошим чувством юмора -- всеми теми качествами, которые для Кенни имели очевидную важность. Она удовлетворяла его критериям быть хорошенькой и забавной, но эти критерии обеспечили неудовлетворительный фундамент (по крайней мере, для Кенни), на котором можно основать обязательство длиною в жизнь.

Решив, что хочет жить с Алисией, Кенни пренебрегает или забывает уделить внимание большому числу критериев, которые уместны для решения, чего хотеть для себя в будущем. Таким образом, Кенни преуспевает в построении привлекательного и кажущегося реальным будущего, которое, тем не менее, неприемлемо. Включи он эти критерии в свои размышления о будущем, Кенни быстро понял бы, что такой человек, как Алисия, ему не подходит (хотя она может очень хорошо соответствовать его критериям подруги, случайной любовницы и так далее).

Бетти чувствовала себя почти нищей. Ей хотелось так многого. Она хотела новый автомобиль и собственный дом. Есть так много премилых вещиц, которые она бы хотела приобрести для своих детей. Задумавшись о детях, ей захотелось иметь еще одного. А как насчет отпуска? Она и ее муж не были в отпуске уже долгие годы. Бетти хотелось бы иметь хорошо оплачиваемую работу, но она также хочет уделять больше времени себе и детям, так что надеется найти хорошо оплачиваемую работу, которая оставила бы ей свободными рабочие дни, вечера и выходные. Она решает поговорить со своим мужем (когда он доберется вечером до дома со своей второй работы) по поводу уделения большего времени детям. Бетти вскидывает голову, когда вспоминает, что у нее есть для него также новости по поводу другой работы с неполной занятостью, которую он может брать на выходные. Она ложится на диванные подушки и думает: "С этой работой мы сможем взять отпуск!"

В отличие от Кенни, Бетти не упускает из вида принятие в расчет вещей, которые являются важными для нее, когда она представляет себе будущее. Она принимает в расчет их ВСЕ. Парализует и эффективно препятствует Бетти в удовлетворении большинству (если хоть какому-то) из ее критериев то, что она пренебрегает тем, что ЕСТЬ определенные факты жизни (такие, как мораль, рост, двадцать четыре часа в сутках), которые должны быть приняты в расчет. В общем, деньги надо заработать, чтобы купить машину, дом или одежду; зарабатывание денег требует времени и усилий; трудно пойти в отпуск, если вы работаете -- даже если хватает на билет; трудно работать на одной, двух или трех работах без отнятия у семьи части своего времени и т.д. Все просто -- некоторые из критериев Бетти являются ОТНОСИТЕЛЬНО НЕСРАВНИМЫМИ (т.е. взятие дополнительной работы и наличие большего свободного времени), в то время как другие являются ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО подчиненными один другому (т.е. работа -- деньги -- дом).

Бетти завлекает в ловушку не количество критериев, но то, что они не РАССТАВЛЕНЫ ПО ПРИОРИТЕТАМ. Каждый из нас мог бы легко перечислить сотни вещей, какие мы могли бы себе захотеть. Но в действительности мы используем очень немногие из них для оценки будущего. Обоснованием этого является то, что они расставлены по приоритетам, делая для нас возможным учитывать те из них, которые наиболее важны, или те, с которыми необходимо иметь дело ПЕРЕД другими в перечне вступления в реалии возможности. Для Бетти факт, что она оперирует вне реакции выбора, совсем не помогает, так как для нее отсутствие расстановки по приоритетам удерживает ее от застревания на одном стремлении достаточно долго, чтобы это произошло.

Джеймс всю жизнь занимался музыкой. Он любил ее и большую часть жизни зарабатывал себе на хлеб (хотя, признаемся, скромно) музыкой. Затем кое-что изменилось -- он женился и завел детей. Семья -- это прекрасно, если ты каждый месяц продаешь платиновые диски, но те подачки, которые бросают даже такому блестящему клубному музыканту, как Джеймс, делают наличие семьи попросту невозможным. Будучи ответственным человеком (он никогда не пропустил ни одного выступления), Джеймс серьезно относится к заботе о семье. Заглядывая в будущее, он понимает, что должен был бы найти более стабильный, доходный путь заработка для поддержки своей семьи. Он всегда увлекался техникой, и, куда бы он ни глянул, всюду были компании, предлагающие работу компьютерным программистам. Он знал об этом предмете очень мало, поэтому начал поиски, читая и выспрашивая тех, кто этим занимался. Вооруженный информацией, он представил себя в качестве компьютерного программиста, решив, что это ему нравится и что ему необходимо подзаняться. Усердно занимаясь в школе, он будет продолжать играть, но только по выходным и для дополнительного заработка; и вообще, он должен поддерживать и учебу и семью.

Есть некоторые моменты по поводу того, как Джеймс пришел к решению, чего хотеть. Первое, в отличие от Кенни, Джеймс включает в свои оценки подобающие критерии, а именно, те критерии, которые будут существенны КАК ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОГО, ТАК И ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО БУДУЩЕГО. Быть творчески музыкальным и быть ответственным являются как критериями, которые всегда были, так и (возможно) всегда будут важными для Джеймса. Путем включения их обоих он помогает застраховаться, что будущее, на котором он остановился, как на желаемом, будет соответствовать обоим этим критериям. Однако, остановившись на этом, Джеймс легко мог бы кончить тем, что был бы разорван надвое двумя критериями (как Бетти своими). Вместо этого Джеймс приоритезирует их, придавая ответственности за свою семью несколько больше веса, чем потребности заниматься музыкой. Важность такой приоритезации для него состоит в том, что для него становится возможным разрешить любые конфликты, создаваемые этими критериями в тех возможных будущих, которые он учитывает. Выделив и приоритезировав свои критерии, Джеймс далее получает свободу конструировать для себя возможные будущие и оценивать их по отношению к этим критериям. Имея критерии при себе, Джеймс вступает в каждое из этих возможных будущих, пытаясь найти то или те из них, которое кажется наиболее удовлетворительным и неотвратимым. Явно он это делает или нет, он, в данном процессе, пытается получить несколько общих ответов на хорошо сформулированные вопросы, которые мы представили в предыдущем разделе:

· Что возможно иметь или делать, или ощущать?

· Стоит ли это иметь?

· Даст ли это мне то, что я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу?

· Будет ли стоить затрат получение этого?

 

С тех пор, как Джеймсу понадобилось изобретать новые возможности по зарабатыванию денег (в противоположность уже имеющейся идее, которая нуждалась только в оценке), первый учтенный им вопрос был: "ЧТО возможно...?" вместо "ВОЗМОЖНО ЛИ...?" Такая постановка вопроса предполагает, что ЕСТЬ много возможностей, и, таким образом, как в случае с Джеймсом, ориентирует Вас на поиск альтернатив. Ответ "да" на все три других вопроса тождествен тому, что желаемое будущее является тем, которое созвучно Вашим критериям и любым видам ощущений и информации, которые Вы используете для оценки возможного соответствия этому критерию. (Все процессы принятия решений требуют информации, данные могут включать запоминаемые и воображаемые ощущения и нынешние чувственные входные данные.) Воспоминания и ощущения, которые составляют базу данных, оцениваются затем с учетом критериев, которые используются. Например, в данной ситуации Джеймс использует базу данных, которая включает его прошлые ощущения в музыкальном бизнесе, его текущие семейные обязанности, то, что делалось или делается кем-то другим в или вне музыкального бизнеса, также, как и информацию, которую он прочел или ему сообщили. Он обращается ко всему из его процесса принятия решений с учетом своего профессионального будущего. Он экспериментирует с различными возможными для себя карьерами, оценивая каждую из них с учетом своих критериев и приоритетов, также, как и других идей и понятий, как время, затраченное на переобучение, затраты, уровень доходов, семейное устройство, и так далее. Если он не сможет ответить на эти вопросы исходя из личных ощущений, он будет изыскивать источники ощущений и информации (люди и книги), которые мог бы затем использовать для обогащения своих представлений о возможных будущих.

Для мышления Джеймса характерно также предположение, что его предназначение ВЫБРАТЬ, и его ответственность в том, чтобы это случилось. Если бы (по его мнению) был только один способ удовлетворить каждому из критериев, то процесс определения, чего он хочет, не пойдет дальше того, чтобы найти, как усилить, что он уже делает в смысле соответствия потребностям его семьи (то есть пытаться побольше выступать). Однако Джеймс не сосредоточивается на этом и поэтому ищет другие способы, как быть ответственным, способы удовлетворения желания заниматься музыкой и даже способы удовлетворения обоих этих критериев. В основе его желания лежит допущение ПРИЧИННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ В НАСТОЯЩЕМ, И ТЕМ, ЧТО ОН В КОНЦЕ КОНЦОВ БУДЕТ ИМЕТЬ В БУДУЩЕМ. Это значит, что Джеймс верит и выражает в реальном поведении свою веру в то, что то, что он делает сейчас, будет, на большом протяжении, определять его будущее. Это является важным причинно-следственным допущением, поскольку помогает удостовериться, что он признает, что исполнение его потребностей является, по крайней мере, чем-то обусловленным его собственными настоящими и будущими усилиями.

Сценарии возможных будущих здесь являются совершенно общими, в сравнении со сценарием, в котором конкретизирована каждая деталь. Существенно уметь разбить результат на составные части, также, как и конкретизировать действия по осуществлению каждой части. Например, в действиях по приготовлению ужина приготовление салата является компонентом общего поведения по приготовлению ужина. Это, однако, относительно более общо, нежели взятие листьев салата из холодильника, промывка, обрывание листьев и пр., которые являются относительно меньшими, более детализированными этапами. Относительное дробление поведения, которое человек использует для представления, во что обойдется достижение желаемого результата, является очень важной отличительной особенностью во всех усилиях, требующих планирования и последовательного претворения планов в жизнь. Как Вы узнаете, успех в значительной степени зависит от использования соответствующего количества деталей на каждой стадии перехода от потребности к обладанию.

Прибывая на этапе потребности в своем процессе принятия решения, Вы мыслите в каждом отдельном фрагменте Ваших соображений, возможно, довольно общо. Обращение внимания на очень мелкие детали в этом пункте может завести Вас в крохотные частности, которые уместны лишь в случае, если Вы действительно собираетесь преследовать это частное будущее. Учитывая же только относительно большие фрагменты, Вы сможете сделать относительно простые и быстрые оценки потенциальной приемлемости возможной потребности. С этими потенциальными будущностями, которые, похоже, соответствуют Вашему заказу, Вы переходите к следующей стадии в последовательности:

ПЛАНИРОВАНИЕ

Год 1979, и Билл решает, что хочет стать компьютерным программистом. Его жена считает, что это прекрасная мысль, и интересуется, куда он собирается пойти учиться. "Пока не знаю", -- отвечает Билл, -- но начну искать школу с завтрашнего дня." Билл начал искать их везде -- даже школы на другом краю континента. Когда выпадала возможность, он отправлялся в студенческие городки, чтобы там поговорить с людьми. Вскоре у него были горы информации по каждой школе и их программам. Он также начал собирать информацию о потребностях корпораций и тенденциях в промышленности, как в компьютерной сфере, так и в общем. Планировать стало очень сложно. Каждая школа имела свои преимущества и недостатки, которые Билл тщательно взвешивал. Каждый вариант, прежде чем быть отвергнутым, скрупулезно обдумывался. А вдруг в нем что-то есть, чего Билл пока не знает. Конечно, различие школ должно было соотноситься с потребностями и тенденциями в промышленности, экономике и обществе. Билл изучал их досконально, посвящая много часов попыткам оценить, что же это были за потребности и тенденции. Затем, конечно, нельзя было не принимать в расчет, как он будет содержать семью, пока будет проходить обучение. С каждой новой частицей информации или соображения Билл должен был вновь просматривать свои возможные планы действий, корректируя и уточняя их по неделям, месяцам, годам. Билл собирался найти наилучший путь, как стать компьютерным программистом, и потратил весь 1979 год на его поиски. А затем и 1980, 1981, 1982...

Определившись с потребностью, Вы должны затем сформулировать план действий, который, по-вашему, должен привести Вас туда, куда Вы хотите добраться. Например, если Вы решили поехать в Сиэттл, Вы должны решить, как туда попасть. Поедете ли Вы автомобилем, автобусом, самолетом, на судне, поездом или на их комбинации? Какой бы Вы избрали маршрут? Когда бы Вы начали и закончили поездку? И так далее. Иными словами, создав себе цель, необходимо теперь разбить эту цель на этапы, чтобы сделать это будущее возможным. План это рецепт, который расписывает, как же приготовить эту стряпню с обложки журнала КУЛИНАРИЯ, от которой просто текут слюнки. Рецепт расскажет Вам, какие же именно ингредиенты Вам необходимы, когда Вам нужен каждый из них, и что с ними делать. Рецепт не приготовит Вам блюдо, он просто расскажет Вам, КАК его приготовить.

Билл определенно понимает, что достижение цели стать компьютерным программистом требует, чтобы он организовал этот результат в действия, которые ему необходимо предпринять. И вообще, не может же он просто прийти в Ханиуэл, сесть за клавиатуру и провозгласить себя программистом. Однако Билла парализует то,





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.