Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа «Гнев - это нормально: принятие собственного гнева как тема психологической работы в школе»




(для 7-11-летних детей)

Принятие себя предполагает принятие своих чувств. Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок не являются социально поощряемыми — гнев — именно такое чувство.

Ребенок "знакомится" с гневом, как своим собственным, так и направ­ленным на него, когда попадает в детский сад или первый класс школы. Именно с помощью гнева многие стеничные дети изживают напряжение первых месяцев школьной жизни, они реагируют гневом на замечания учителя, в форме "красного карандаша" отмечающего его несоответст­вие нормам и требованиям. Злость на себя или на "задачу" гораздо луч­ше, чем страх задачи и боязнь совершить ошибку.

Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье, где встречаются вспышки родительского гнева. Однако ро­дительский гнев, если он не превращается в жестокость, — это явление, к которому дети легко адаптируются. Гнев учителя действует на них более впечатляюще и может стать причиной школьного стресса или "школьной тревожности".

Свой собственный гнев, однако, является еще большей проблемой, так как дети хорошо знают, что "плохо думать о ком-то нехорошо". К средним классам школы количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках (вспомните классическое "Несуществую­щее животное"), но самоуважение при этом катастрофически падает. По данным автора, подавляющее большинство подростков 13-15 лет пола­гают, что "гнев — плохое чувство" (85%), "сильную злость по отношению к чему-то или кому-то испытывают только плохие люди" (78%), "когда лю­ди злятся, они становятся хуже" (74 %).

Вместе с тем, по мнению многих исследователей процессов личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно одним из показателей личностной зрелости. Принятие своего гнева предполагает, во-первых. принятие ответственности за чувство гнева и, во-вторых, разведение переживания гнева и поведения, вызванного гневом.

Основной резуль­тат по тесту коммуникативной компетентности, проведенном в Московской области, - запрет на выражение отрицательных эмоций, который напрямую транслируется достаточно часто старшим поколением (учителями и роди­телями). Неумение проявлять свои отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого, неуверенного и уступчивого поведения, особенно в провоцирующих ситуациях, когда нужно отстаивать свои права. Вместе с тем (по методике Басса-Дарки) получены результаты, которые показывают, что агрессивность не оказывает влияния на общительность и число контактов со сверстниками, в то время как подростки с высокими показателями враждебности часто ощущают себя одинокими.

Таким образом, принятие гнева является существенной частью работы по принятию себя, по формированию конструктивной "Я-концепции". Без систематической работы в этом направлении человек не может полноценно контролировать себя и выбирать достойное поведение, то есть ве­сти себя в задевающих ситуациях "твердо, но доброжелательно". Осо­бенно важно отметить, что такую работу должны вести подготовленные педагоги и психологи, так как педагоги часто не могут решить собственную проблему принятия гнева.

Обучение работе с собственным гневом должно начинаться в начальной школе и продолжаться до самого окончания школы.

Цели и содержание программы "Гнев — это нормально" для 7-11-летних.

На первом этапе работы по принятию своих чувств основное внима­ние мы уделяем "разрешению на гнев". Программа называется "Гнев — это нормально" и проводится под девизом "Человек имеет право на лю­бые чувства". У детей этого возраста (да и всех следующих возрастов, ес­ли не проводилась специальная работа) нет убеждения, что он имеет право чувствовать все, что он чувствует. Для успешной организации и проведения этого важного этапа работы психолог должен начать с учителей и родителей.

Современный школьный учитель, как и тридцать лет назад, боится чувств учеников и всячески игнорирует их в процессе урока. Вслед за ним начинают бояться своих чувств и дети. Классическая ситуация: весь класс приступил к самостоятельному решению задачи, а у Вани Птичкина она, похоже, не получается. Он сначала сопит, потом краснеет, потом отбрасывает в сторону тетрадь и ломает ручку. Что делает в этой ситуа­ции учитель? Как правило, говорит что-нибудь вроде: "Ну-ка, прекрати не­медленно! У твоей мамы что, денег очень много?".

За этими словами и стоит тот самый страх перед чувствами, они игно­рируются учителем, как несущественные, важным признается только не­подходящее поведение. Поведение-то действительно неподходящее, и ученик понимает это. Он начинает сердиться на себя за то, что он сердит­ся на задачу, чем увеличивает количество гнева внутри себя как минимум вдвое.

Каким может быть конструктивная реакция учителя в подобной ситуа­ции? Вот что предлагает Дон Динкмеер:

— Ваня, ты сердишься? (ответ легко читается по глазам — в них чувст­во вины). Задача?

Ваня кивает молча.

— Ничего удивительного, это очень трудная задача, я сам часто сер­жусь, когда не получается что-нибудь.

— Можно я посмотрю, что ты уже сделал? (Дожидается ответа "да", только потом берет тетрадь). (Далее учитель находит позитив в том, что видит, даже если написаны только условия задачи. Главное — ни слова не говорить об ошибках, так как страх ошибки и занимает сей­час все мысли Вани).

—Ты совершенно правильно написал условия. Какой молодец, даже в обозначениях все верно, ни одной ошибки. Или:

— До этого места все абсолютно верно, какой молодец! И посчитал правильно, и записал аккуратно (Вместо: "С этого места — все неверно!").

Только после этого можно предложить помощь в решении задачи. Волшебные слова: "Ничего удивительного! Это действительно трудное задание! Я сам испытываю подобное, когда не получается" должны стать привычными для учителя, так как именно они и воплощают принцип гума­нистической психологии: "Человек имеет право на любые чувства". Практическое следствие такого взаимодействия очевидно. Ребенок: получив разрешение чувствовать то, что он чувствует, от значимого взрослого, легко успокаивается. Гнев исчезает, открывается "вход в интеллект", ко­торый был, как пробкой закупорен сильным гневом. Учитель: вместо бес­полезного повторения условий задачи или императивного «подумай!» за те же полторы минуты добивается желаемого: Ваня Птичкин возобновля­ет попытки решить задачу. Нет побежденных и униженных, выигрывают все.

Таким образом, работа психолога по проблеме "Принятие гнева" начи­нается с учителей и родителей, которые, кстати, как правило, принимают ее с энтузиазмом, так как устали от осознания собственной воспитатель­ной беспомощности, применяя указание на ошибки и игнорирование чувств в качестве дежурных педагогических приемов.

Второй этап работы по принятию гнева для начальной школы — это классный час или серия классных часов, в ходе которых дети узнают о том, что все люди, оказываются, испытывают чувства гнева: не только де­ти, но и взрослые, и даже учительница, и даже директор.

Гнев — это нормальное чувство, которое есть у всех людей, пока они живы. Раз гнев дан человеку, значит, он для чего-то нужен ему. Основное содержание беседы - найти сильные стороны гнева. Дети без особого труда отвечают на вопрос: "Что было бы, если бы мы не умели сердиться и не чувствовали гнева?". Они обнаруживают, что гнев нужен для того, чтобы сигналить человеку, что кто-то или что-то ущемляет его права, а также что гнев возникает, когда чего-то хочется, а получить или достать это не можешь. С помощью своего гнева люди понимают, что кто-то ве­дет себя плохо (один мальчик бьет другого или отнимает что-то), науча­ются отличать то, что им нравится, от того, что им не нравится.

Здесь учитель может поинтересоваться, в какой последовательности происходят события: сначала я понимаю, что это плохо, а потом сержусь, или сначала сержусь, а потом понимаю, что раз я сержусь, значит, это что-то плохое?

Дети на примерах из собственной жизни приходят к выводу о том, что у гнева есть важная сильная сторона - он источник энергии, в нем как в волшебной капсуле с "супергорючим" собрано много энергии. У рассер­женного человека вдруг появляются силы и смелость совершать актив­ные действия. А у спокойного человека часто не достает решимости на­чать что-то делать. Следовательно, гнев - это лекарство от равнодушия.

На третьем этапе учитель вводит различие между гневом как чувством и гневливым, агрессивным поведением. Он говорит детям о том, что лю­ди делятся на "плохих" и "хороших" не по критерию "хорошие не сердят­ся, а плохие сердятся", а по совсем другому принципу: "хорошие исполь­зуют свой гнев в целях созидания, справляются с ним, а плохие сами под­чиняются гневу, становятся его рабами и действуют в гневе разрушитель­но, например, дерутся или ломают что-нибудь, или говорят обидные сло­ва, а потом, придя в себя, чувствуют вину и начинают извиняться». Далее разговор строится вокруг того, как научиться управлять гневом.

Для детей данного возраста для этой цели прекрасно подходят про­стейшие релаксационные упражнения, в частности, глубокое дыхание, направленное воображение и пр.

Большое впечатление производит классная дискуссия на тему: "Как можно применить гнев с пользой для себя и других?". На ней обсуждаются вопросы:

1. Чего лучше не делать в гневе?

2. Как выглядит человек, который сильно рассержен (нарисовать или изобразить).

3. Может ли гнев помочь победить страх? Как? Приведите примеры из собственной жизни.

4. Что делает в гневе человек, который может управлять гневом (об­суждаются виды разрядки напряжения через двигательные упраж­нения, тяжелую работу, спорт)? Что делают мама или пала, когда они "в плохом настроении" и сильно возбуждены? (стирают, убира­ют, колют дрова, выбивают ковры, устраивают пробежку по парку, копают огород), — вот варианты подходящего опыта достойного совладания с гневом, вполне понятные детям этого возраста.

В ходе классного часа используются куклы, от имени которых можно вести повествование (например, Баба Яга и Василиса Прекрасная, Злой Гном и Добрый Гном). Также используется собственный опыт учителя. Ес­ли дети испытывают затруднения в примерах того, как это бывает с ними, учитель рассказывает про себя, причем использует не только положи­тельный, удачный опыт, но и свои ошибки. На этих занятиях ученики мо­гут также научиться определять некоторые ситуации, вызывающие у них гнев, а сам учитель лучше понимает теперь, когда на уроке нужно сделать перерыв для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...