Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и организация работы аудиторской фирмы Функциональные обязанности аудитора




Аудит - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) осуществляющих независимые проверки бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств, также требований экономических субъектов с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности, совершенных ими финансовых и хозяйственных операций, соответствующих нормативным актам, действующих в Республике Казахстан.

Аудитором является физическое лицо, аттестованное квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор».

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника аудиторской организации.

Аудиторская организация - коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно-правовой форме, за исключением производственного кооператива и государственного предприятия. [5. с. 69-67]

Структура и организация работы аудиторской фирмы.

Аудиторская фирма должна придерживаться установок и процедур контроля качества, гарантирующих, что все аудиторские проверки проводятся в соответствии с Казахстанскими стандартами по аудиту.

Фирма должна располагать штатным персоналом, который владеет профессиональными стандартами и поддерживает профессиональную компетентность, необходимую для исполнения обязанностей с должной тщательностью.

Аудиторская работа должна быть поручена персоналу; имеющему определенный уровень специальной подготовки и мастерства, необходимый в данных обстоятельствах.

Необходимы достаточное руководство, контроль и анализ работы на всех уровнях, для обеспечения обоснованной гарантии того, что выполняемая фирмой работа отвечает соответствующим стандартам качества.

Содержание, сроки и объем аудиторских процедур и установок контроля качества зависят от таких факторов, как размеры и характер деятельности аудиторской фирмы, ее географического положения, уровня организации проверки и соответствующих соображений по расходам/доходам.

Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессионального поведения.

Цели установок контроля качества, утверждаемые аудиторской фирмой, должны учитывать следующее:

а) профессиональные требования:

- персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессионального поведения;

б) компетентность:

- фирма должна быть укомплектована персоналом, достигшим определенного уровня профессиональной квалификации и компетенции, и придерживаться технических стандартов, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей с должной тщательностью;

в) назначение:

- проведение аудита должно быть поручено персоналу с определенным опытом работы и степенью подготовки, необходимыми для данных обстоятельств;

г) делегирование:

- необходим достаточный уровень руководства, контроля и анализа работы на всех уровнях для обеспечения достаточной гарантии, что выполняемая работа отвечает соответствующим стандартам качества;

д) консультация:

- по мере необходимости надо проводить консультации, как в самой фирме, так и за ее пределами с теми, кто обладает соответствующими знаниями;

е) принятие и сохранение клиентуры:

- на постоянной основе необходимо проведение аналитической работы, связанной с оценкой предполагаемых и существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или продолжении сотрудничества с прежним клиентом надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности правильно предоставить услугу и честности руководства клиента;

ж) проверка:

- адекватность и эффективность применяемых установок и процедур контроля качества необходимо постоянно проверять.[5. с. 35-34]

Аудиторы и аудиторские организации вправе:

1) самостоятельно определять методы проведения аудита;

2) получать и проверять необходимую для выполнения условий договора бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию;

3) привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля;

4) отказаться от проведения аудита либо выдачи аудиторского отчета в случае нарушения аудируемым субъектом условий договора на проведение аудита.

Обязанности аудиторов и аудиторских организаций

Аудиторы и аудиторские организации обязаны:

1) сообщать о невозможности проведения аудита;

2) обеспечивать сохранность документов, полученных от аудируемого субъекта, а также составленных в процессе аудита;

3) сообщать аудируемому субъекту о выявленном несоответствии финансовой отчетности и иных документов по законодательству;

4) соблюдать конфиденциальность результатов аудита, а также сведений, полученных при проведении аудита, составляющих предмет коммерческой тайны, охраняемой законом;

5) сообщать уполномоченному государственному органу по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций с уведомлением аудируемых субъектов о выявленных нарушениях законодательства Республики Казахстан, в результате аудита банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов. [7. с. 16-18]

Ведение аудиторской документации

Аудитору необходимо вести рабочие документы достаточно полно и детально для обеспечения наиболее полного понимания аудита.

В рабочих документах аудитор ведет записи планирования, характер сроков и масштаб выполняемых аудиторских процедур, их результатов, а также выводов, составленных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится ответ аудитора на все существенные вопросы, по которым необходимо выразить свое суждение и составить аудиторские выводы. При рассмотрении сложных принципиальных вопросов или суждений, рабочие документы должны содержать имеющие отношение к делу записи фактов, которые стали известны аудитору во время составления аудиторских выводов.

Объем рабочих документов является вопросом, который подлежит профессиональному суждению аудитора. [10. с. 68-70]

Форма и содержание рабочих документов зависит от таких секторов, как:

- характер обязательства;

- форма отчета аудитора;

- характер и сложность бизнеса (деятельности) клиента;

-характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта;

- необходимость в исключительных обстоятельствах управлять, контролировать и анализировать работу, выполняемую помощниками аудитора, экспертами;

- специфическая аудиторская методика и технология, используемая в процессе аудита.

Рабочие документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы отвечать определенным обстоятельствам и аудиторским требованиям для каждого отдельного аудита. Использование стандартных рабочих документов (например, бланков, образцов писем) повышает эффективность при их подготовке и использовании. Они могут быть использованы при делегировании работы другим аудитором, обеспечивая одновременно средства по контролю ее качества. [10. с. 83-85]

Для повышения эффективности аудита аудитор может использовать цифровую информацию, анализы и прочую документацию, подготавливаемую хозяйствующим субъектом. В таких случаях аудитору необходимо убедиться в том, что такие материалы хорошо подготовлены.

Рабочие документы обычно включают в себя:

- информацию, касающуюся юридической и организационной структуры хозяйствующего субъекта;

- оригинал или копию важных юридических документов, соглашений и протоколов;

- информацию, относящуюся к той отрасли промышленности, экономической и юридической среде, в которых действует хозяйствующий субъект;

- документацию о планировании, включая программы аудита и любые изменения к ним;

- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- документацию об оценках неотъемлемого риска, риска внутреннего контроля и любых соответствующих поправок;

- анализ операций и сальдо счетов;

- анализ важных показателей и тенденций;

- записи о характере, сроках и масштабе выполненных аудиторских процедур и их результаты;

- сведения о том, что работа, выполняемая помощниками, контролировалась и анализировалась;

- указание на лицо, выполнявшее аудиторские процедуры, и время их выполнения;

- детали процедур, выполнявшихся на филиалах, на которых аудит финансовых отчетов проводился другим аудитором;

- копии переписок с другими аудиторами, экспертами и третьими лицами;

- копии писем или записок, относящихся к аудиторским вопросам, поступающих на хозяйствующий субъект или обсуждаемых с ним, включая условия обязательства и существенные искажения во внутреннем контроле;

- письма-представления, полученные от хозяйствующего субъекта;

- выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита, включая исключения и необычные вопросы, если таковые были, раскрытые в ходе аудиторских процедур, и то, как они были разрешены;

- копии финансовых отчетов и отчета аудитора. [10. с. 100-102]

Завершение аудиторской проверки.

По результатам аудиторской проверки аудитор представляет руководству экономического субъекта письменную информацию.

К этому документу, который является основой аналитической части аудиторского заключения, прилагаются конкретные предложения по устранению выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений законодательства при совершении финансово-хозяйственной деятельности и внесению, в необходимых случаях, исправлений в представленную экономическим субъектом отчетность.

Лишь после проверки выполнения указанных предложений, аудитор (аудиторская фирма) приступает к составлению итоговой части аудиторского заключения, которое указывает аудиторской фирме на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При этом итоговая часть аудиторского заключения не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На основании анализа и тестирования отчетных и других данных проверяемого предприятия аудитор выражает свое мнение об объективности и точности этих данных. В своем отчете он указывает уровень соответствия внешней отчетности от реальной действительности. [10. с. 82-84]

2.2. Аудит долгосрочных активов

Аудит долгосрочных активов предполагает проведение инвентаризации основных средств, нематериальных активов и инвестиций, которые отражают реальное состояние сальдо по названным активам. После инвентаризации в ведомости сопоставляется фактическое наличие и данные по бухгалтерскому учету, при этом излишки должны быть оприходованы, а недостача списывается или относится на виновных лиц.

При аудите долгосрочных активов проверяется их правильность движения и списания, правильность оформления первичных документов, бухгалтерских записей в учетных регистрах и книгах. Списание долгосрочных активов оформляется актами установленной формы с приложением соответствующих документов. Сданные в аренду или полученные в аренду основные средства должны быть надлежащим образом отражены в бухгалтерских записях, т.е. долгосрочно арендуемые основные средства должны быть оприходованы как имущество предприятия, а временно арендуемые основные средства учитываются за балансом.

Аудит нематериальных активов

Цель аудита нематериальных активов (НМА) – составить обоснованное мнение о достоверности и полноте информации о них, отраженной в бухгалтерской отчетности. Операции с НМА обычно не многочисленны и поэтому при их проверке исследуют каждую операцию.

На стадии планирования аудитор оценивает систему учета НМА и должен получить ответы на следующие вопросы:

1. Организован ли в организации раздельный аналитический и синтетический учет НМА?

2. Применяются ли в организации типовые формы аналитического учета НМА?

3. Имеет ли организация собственные формы аналитического учета НМА?

4. Имеются ли случаи отнесения объектов к основным средствам?

5. Проводится ли периодическая инвентаризация НМА, оформляются ли инвентаризационные документы, отражаются ли результаты инвентаризации в бухгалтерском учете?

6. Правильно ли начисляется амортизация?

Источники аудиторских документов: Бухгалтерская отчетность. Карточки учета НМА. Накладные. Счета-фактуры. Учетные регистры и др.

Поскольку НМА не имеют вещественной формы, их инвентаризация заключается в проверке документов, подтверждающих права собственности организации на них.

Оценивая учет НМА аудитору необходимо спланировать сроки проведения, масштаб и характер проверки. Аудитор должен получить доказательство, что:

1. Начальное сальдо по НМА не содержит искажений, которые могут повлиять на финансовую отчетность проверяемого периода;

2. Что остатки по счетам НМА на начало периода правильно перенесены из предыдущего периода;

3. Учетная политика в отношении НМА применяется последовательно от периода к периоду;

Для планирования аудиторских процедур аудитору необходимо получить от клиента: перечень НМА, перечень операций с НМА, произошедших за проверяемый период.

При определении подлежащих проверки операций и сальдо по счетам необходимо обратить внимание на стоимостную оценку, на все операции, произошедшие в конце проверяемого периода, нетипичные операции и т.д.

Программа аудита НМА может выглядеть следующим образом:

1. Необходимо убедиться в том, что права организации на НМА документально подтверждены;

2. Необходимо убедиться в том, что НМА способны приносить организации экономическую выгоду;

3. Необходимо убедиться в том, что амортизация начисляется в соответствии с принятой учетной политикой;

4. Необходимо убедиться в том, что НМА отражены в отчетности полностью и своевременно;

5. Необходимо убедиться в том, что информация о НМА раскрыта в финансовой отчетности надлежащим образом.

К документам, подтверждающим права собственности организации по НМА относятся: патенты, свидетельство о регистрации товарных знаков, свидетельство на изобретение и т.д.

Существуют НМА, права, на которые действуют определенный срок, аудитор должен убедиться в том, что права на НМА, отраженные в отчетности на конец периода не истекли. Так же он должен проверить договора и акты на списание, подтверждающие выбытие НМА. Проверка производится с целью убедиться в том, что НМА действительно списаны с баланса организации, доходы и расходы от этого списания отражены в соответствующем периоде.

Анализируя договора на предоставление прав на использование НМА сторонним организациям, аудитор должен убедиться, что доходы по этим договорам полностью и своевременно отражены в отчетности.

Проверка правильности оценки НМА производится путем сопоставления данных отчетности с данными бухгалтерского учета о первоначальной стоимости НМА и начисленной амортизации.

Проверка правильности по начисленной амортизации и НМА производится путем арифметического пересчета амортизации по установленным в организации нормам и сопоставлением полученных данных с данными бухгалтерского учета. [11. с. 120-123].

Аудит основных средств

Целью является проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

При оценке выясняются следующие вопросы:

1.Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?

2.Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств?

3.Отражается ли в учете факты сдачи основных средств в аренду?

4.Проводится ли фактическая инвентаризация основных средств?

5.Выбран ли вариант начисления амортизации основных средств?

6.Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике?

Для детальной проверки операции с основными средствами необходимо выполнить ряд процедур:

1.оценка сохранности и проверка наличия основных средств;

2.проверка правильности отнесения предметов к основным средствам;

3.проверка документального оформления и учета основных средств;

4.проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств;

5.проверка начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;

6.проверка операций с основными средствами по заключенным договорам аренды и залога.

Проверяя наличие и сохранность основных средств аудитор, должен ответить на следующие вопросы:

а) имеется ли приказ о назначении материально ответственных лиц за основные средства;

б) заключены ли договора о полной материальной ответственности;

в) закреплен ли в учетной политике план проведения инвентаризации основных средств;

г) проводится ли инвентаризация основных средств при смене материально ответственного лица. [11. с. 143-145]

При изучении перечисленных вопросов аудитор должен сформировать мнение об организации, сохранности основных средств, особое внимание аудитор уделяет качеству проведения и оформлению результатов инвентаризации, для чего проверяется:

- соблюдение сроков проведения;

- оценивается качество подготовки инвентаризационных описей.

Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам инвентаризации и проверить правильность отражения этих результатов в учете.

Оценивая достоверность данных о наличии основных средств, аудитор должен использовать сверку описей карточек инвентаризационного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. В ходе проверки аудитор может наблюдать за процессом провидения инвентаризации, принимать участие в проведении контрольного осмотра основных средств, изучать имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию.

При обнаружении расхождений между основными средствами в наличии и учетными данными, аудитор анализирует причины отклонений, результатом проверки является сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений, а ее данные служат информационной базой для принятия решений. По результатам инвентаризации аудитор группирует основные средства на собственные, арендованные и находящиеся на ответственном хранении. При инвентаризации зданий, сооружений и др. недвижимости аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности. [11. с. 26-27]

При инвентаризации также проводится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе инвентаризации выявлены не учтенные объекты, то аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Предметы, не годные к эксплуатации, отражаются в отдельной ведомости.

Аудитор на основании первичных документов по поступлению основных средств, технических паспортов, записей характеристик объектов в карточках по учету основных средств, должен определить правильность классификации основных средств, т.к. неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации и, как конечный результат, к неправильному отражению затрат, себестоимости продукции.

Аудитор должен определить:

1. Правильность разделения основных средств по принадлежности (собственные, арендованные), т.к. неправильное разделение может принести к неправильным расчетам арендной платы и исчисления амортизации.

2. Правильность разделения основных средств по характеру участия в производстве (действующие и недействующие), неправильное разделение основных средств может привести к неправильному начислению амортизации

3. Правильность разделения основных средств по назначению (производственные и непроизводственное), т.к. неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации.

Учет движения основных средств на предприятии оформляется документами унифицированной формы и при проверке следует обратить внимание на следующее:

1. При передаче основных средств в качестве взноса в Уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, амортизации и согласованной цены;

2. При приобретении основных средств. У физических лиц должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, амортизации и цены приобретения;

3. При приобретении основных средств в комплекте в инвентарной карточке должна указывается расшифровка предметов входящих в комплект;

4. Объекты основных средств, принятые в эксплуатацию на условиях аренды не учитываются на балансе (забалансовые счета);

5. При продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая не должна быть ниже балансовой;

6. Для определения непригодности основных средств и для оформления необходимой документации по списанию, приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;

7. Все детали и узлы разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин должны быть оприходованы. [11. с. 137-140]

От результатов выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в учете.

Проверка обоснованности применения норм и начисления амортизации, является важным направлением, т.к. эти данные связаны с формированием с/с продаж и, следовательно, влияют на финансовый результат организации, суммы налога на имущество и размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль.

Аудит амортизации решает следующие задачи:

1. Анализ объектов амортизации;

2. Контроль за правильностью расчета норм амортизации;

3. Оценка амортизационной политики.

Аудит текущих активов

2.3.1. Аудит товарно-материальных запасов.

При первой аудиторской проверке аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства того, что:

1. сальдо счетов на начало периода не содержат искажений, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность отчетного периода;

2. сальдо счетов на конец предыдущего периода были правильно перенесены в отчетный период в соответствии с установленными требованиями;

3. соответствующая учетная политика последовательно применяется, а ее изменения учитываются и адекватно раскрываются. [5. с. 205-207]

При первой аудиторской проверке аудитор еще не имеет доказательств, подтверждающих эти сальдо счетов. Сальдо счетов на начало периода рассчитываются из сальдо счетов на конец предыдущего периода и отражают результаты:

1. операций предыдущих периодов;

2. учетной политики, применяемой в предыдущем периоде.

Основной целью аудита товарно-материальных запасов и других активов является:

· установление правильности ведения их учета.

· получение точных сведений о наличии и движении активов.

· обеспечение сохранности и нормативного потребления.

· выявление и реализация ненужных предприятию активов.

Программа аудиторской проверки включает следующие вопросы:

· проверка правильности отражения остатков в балансе;

· проверка наличия и сохранности ТМЦ;

· проверка складского учета и обеспеченности ТМЦ для целей производства;

· проверка правильности оформления первичных документов по движению средств и расчетов, их списание и хранение;

· проверка правильности оприходования ТМЦ и проведения бухгалтерских записей;

· проверка правильности отпуска ТМЦ на производство и непроизводственные цели, с соответствующим занесением записей в учетные регистры;

· определение метода оценки активов и обязательств;

· проверка проведения инвентаризаций и сверки взаиморасчетов по счетам.

Аудит товарно-материальных запасов осуществляется в соответствии с программой аудита, который включает в себя проведение инвентаризации, проверку оформления отпуска ТМЗ на производство, оприходование готовой продукции, возврат материалов на склад и учет их по материально-ответственным лицам.

Производится инвентаризация по местам хранения ТМЗ, при которой материально-ответственное лицо (лица) составляют отчет, расписку и предъявляют для подсчета ТМЗ, фактическое наличие которых записывается в инвентаризационную ведомость.

Порядок аудиторского заключения внутри предприятия и принятие решений по нему предполагает дачу заключения, в которой может быть выражено условное мнение или отказ от выражения мнения относительно результатов деятельности. [5. с. 56-58].

Аудит дебиторской задолженности

При аудите активов предприятия проверяется состояние дебиторской задолженности (требований), которые отражают сумму долга, причитающегося субъекту от физических и юридических лиц. Основные задачи, стоящие перед аудитором при проверке дебиторской задолженности, следующие:

· проверка реальности и юридической обоснованности, числящихся на балансе субъекта сумм дебиторской задолженности;

· проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

· проверка достоверности полученных сумм за реализованные ТМЦ, правильность их списания;

· наличие и правильность оформления расчетных и платежных документов;

· проверка своевременности и правильности оформления претензионных дел, а также правильность контроля за движением этих дел в судах;

· проверка организации взыскания долгов и сумм причиненного ущерба;

· разработка рекомендаций по правильному ведению расчетов и снижению сомнительной дебиторской задолженности.

Проверка состояния дебиторской задолженности начинается с инвентаризации расчетов с дебиторами. В ходе инвентаризации выявляются причины, сроки и виновники возникновения неоправданной дебиторской задолженности, реальность к взысканию, меры, принимаемые по претензионным делам. Данные инвентаризации оформляются актом, в котором указываются проверенные счета, сумма реальной дебиторской задолженности, сумма безнадежных долгов и по которым истекли сроки исковой давности. К акту прилагается справка, в которой указываются адреса и другие данные по дебиторам, а также лица, виновные в пропуске сроков исковой давности или несвоевременном обнаружении сомнительных долгов.

В ходе проверки осуществляется анализ структуры, оборачиваемость и ликвидность, а также вероятность возврата дебиторской задолженности. Наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями и заказчиками за товары (работы, услуги), по которым проверяется:

· наличие и правильность оформления договоров,

· поступление оплаты за отгруженные ТМЦ,

· состояние претензионных дел,

· создание резервов по сомнительным долгам.

При проверке дебиторской задолженности особое внимание должно уделяться расчетам экспортеров, которые под видом безнадежных долгов могут вуалировать денежные платежи, совершаемые в иностранные банки, что способствует утечке капитала и сокрытию доходов. [7. с. 145-147].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...