Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При условии, что правонарушители обнаружены на объекте. 2 страница




Вместе с тем при обнаружении на улицах и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознатель­ном состоянии, с травмами черепа и иными опасными те­лесными повреждениями, а также с другим явно выра­женным тяжелым состоянием здоровья наряду милиции необходимо вызвать на место происшествия скорую ме­дицинскую помощь, доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается.

Наряды милиции имеют право производить привод граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважи­тельных причин от явки по вызову в милицию или дру­гие государственные органы.

По своей правовой природе привод - это самостоя­тельная мера административного принуждения, обес­печивающая пресечение уклонения лиц от явки в соот­ветствующее государственное учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления, администра­тивного задержания или уголовно-процессуального за­держания правонарушителей.

Привод характеризуется специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления. Он исчерпыва­ется доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в тех или иных административ­ных или уголовно-процессуальных действиях.

Так, лица, в отношении которых возбуждено хода­тайство о принудительном лечении, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд под­вергаются приводу работниками милиции.

Патрульные и постовые наряды осуществляют привод на основании постановления, которое выносится начальником (заместителем начальника) или дежурным органа внутрен­них дел. Порядок производства привода обычно соответст­вует порядку доставления правонарушителей.

В связи с производством по уголовному делу сви­детели и обвиняемые, не явившиеся без уважительной причины по вызову органа расследования или суда, могут быть подвергнуты приводу, исполнение которого возлагается на органы внутренних дел. Данный вид привода имеет уголовно-процессуальный характер, и основанием его приме­нения является постановление прокурора, следовате­ля, органа дознания или определение суда.

Действующие нормативные акты предоставили наря­дам милиции (Закон о милиции. Положение о ГИБДД МВД РФ, Устав ППСМ) право запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствует требованиям действующих правил, нор­мативов и стандартов и равно, если транспортные средст­ва не прошли государственный технический осмотр, либо не имеют номерного знака, либо имеют скрытые поддель­ные или измененные каким-либо способом номера узлов, агрегатов или номерные знаки.

В зависимости от характера технических неисправ­ностей работники милиции полномочны задержать ма­шину на месте осмотра до устранения обнаруженного дефекта, возвратить машину в гараж для устранения неисправностей, снять номерные знаки до приведения машины в исправное состояние.

Запрещение эксплуатации транспортных средств оформ­ляется составлением акта технического осмотра, соответст­вующей записью в путевом листе, индивидуальном учетном талоне автохозяйства и техническом паспорте.

Названные полномочия, как правило, используются сотрудниками дорожно-патрульной службы и нарядами муниципальной милиции.

В случаях, прямо предусмотренных законодатель­ными актами, в целях пресечения правонарушений, со­ставления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постанов­лений по делам об административных правонарушени­ях работники милиции имеют право производить лич­ный досмотр, досмотр вещей, изъятие соответствую­щих вещей и документов.

В целях охраны общественного порядка и борьбы с преступностью наряды милиции имеют право изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения. Так, работники милиции производят изъятие холодного и огнестрель­ного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных ве­ществ, на приобретение, хранение, ношение или ис­пользование которых не имеется разрешения и соответ­ствующих документов.

При нарушении правил охоты и рыболовства работ­ники милиции в целях обеспечения конфискации, осу­ществляемой компетентными органами, производят изъятие как запрещенных орудий охоты и лова, так и предметов использованных в качестве средств совер­шения правонарушения (плавсредства, ружья и пр. ).

Изъятию подлежат, и предметы незаконной охоты и рыбной ловли, которые в установленном порядке пере­даются работниками милиции в предприятия общест­венного питания или уничтожаются в случае их недоб­рокачественности.

Изъятие милицией определенных законодательством вещей (предметов, орудий, средств), применяемое в каче­стве меры административного пресечения, производится в связи с правонарушением, но не имеет цели наказания правонарушителей. В этих случаях сотрудники милиции преследуют цель пресечь правонарушение, принудитель­но обеспечить выполнение предписания или соблюдение запрета, содержащегося в нормативном акте.

Правовыми актами предусмотрены случаи изъятия в административном порядке документов у лиц, совер­шивших правонарушения.

Например, подлежит изъятию удостоверения на право управления транспортными средствами у водите­лей, совершивших нарушения, влекущие применение взыскания в виде лишения водительских прав. У пра­вонарушителей, подвергнутых административному за­держанию, изымаются документы на время их содер­жания в органах внутренних дел.

О личном досмотре, досмотре вещей, изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается со­ответствующая запись в протоколе об административ­ном правонарушении.

Нарядам милиции предоставлено право отстранять от управления транспортными средствами водителей, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих документов на право управле­ния или пользования транспортным средством.

В подобных случаях у водителей изымаются докумен­ты, ключи от замка зажигания, транспортное средство ставится на ручной тормоз, закрывается на замок. Нару­шители доставляются в органы внутренних дел для разби­рательства и принятия к ним соответствующих мер воз­действия, а в отношении транспортного средства прини­маются меры, обеспечивающие его сохранность.

При дорожно-транспортных происшествиях наряды ми­лиции обязаны задерживать водителей транспортных средств, сообщать о происшествии оперативному дежурно­му по органу внутренних дел, в ГИБДД и принимать меры к сохранению обстановки места происшествия, следов и веще­ственных доказательств, выявлять и записывать установоч­ные данные очевидцев и потерпевших, оказывать им необ­ходимую медицинскую помощь, не допуская при этом за­держек движения транспорта и пешеходов. В необходимых случаях устанавливаются новые направления движения (объезда), а при невозможности сделать это - точно фикси­руются местонахождение транспортных средств пострадав­ших в момент происшествия, следы торможения, их длина и направление.

В целях предотвращения заторов и нарушений дви­жения транспорта патрульные и постовые милиционе­ры принимают меры к освобождению места происше­ствия и к возобновлению движения транспорта, пред­варительно зафиксировав мелом или другими средст­вами первоначальную обстановку дорожно-транспортного происшествия. В случае совершения до-рожно-транспортного происшествия или нарушения правил дорожного движения водителем машины ди­пломатического корпуса следует принимать меры на общих основаниях. Если в автомобиле, в том числе в качестве водителя, находится лицо, пользующееся ди­пломатическим иммунитетом, надо записать номера ав­томобиля, дипломатической или консульской карточки, а машину не задерживать.

 

РАЗДЕЛ III

 

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАРЯДАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИЛИЦИИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

 

§1. ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕ­СТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. НЕОБХОДИМАЯ ОБО­РОНА. КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. ЗАДЕР­ЖАНИЕ ПРЕСТУПНИКА.

 

Правовой основой для применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции ОВО являются:

- Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.;

- Закон РФ « Об оружии» от 13 ноября 1996 г.;

- Закон РФ «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г.;

- Правила применения специальных средств, со­стоящих на вооружении в ОВД РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров от 3 сентября 1991 г. № 455;

- Приказ МВД РФ № 384 от 16 августа 1993 г. «Ин­струкция о порядке постоянного хранения и ношения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специ­альных средств сотрудниками ОВД и военнослужащи­ми МВД РФ»;

- Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208 « Правила судебно-меди­цинского определения степени тяжести телесных по­вреждений»;

- УК России ст. 37 « Необходимая оборона»; ст. 38 «Причинение вреда при задержании лица»; ст. 39 « Крайняя необходимость»;

- Кодекс поведения должностных лиц по поддержа­нию правопорядка - Принят 17 декабря 1979 г, резолю­цией Генеральной Ассамблей ООН № 34/169.

Правовые основания применения сотрудниками милиции вневедомственной охраны огнестрельного оружия - это фактические обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность использования ими огнестрельного оружия по прямому назначению.

При применении средств воздействия на правона­рушителя следует стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом вред был минимальным для здоровья задержанного лица, которого пресекаются. Это правило согласовано с положениями ст. 37 УК Рос­сии «Необходимая оборона».

Не является преступлением причинение вреда пося­гающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягатель­ства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (ст. 38 УК РФ).

Причинение вреда при задержании лица, совер­шившего преступление.

Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможно­сти совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ст. 39 УК РФ «Крайняя не­обходимость»).

Не является преступлением причинение вреда охра­няемым законом интересам в состоянии крайней необхо­димости, то есть для устранения опасности, непосредст­венно уфожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превы­шение пределов крайней необходимости.

Правило о том, что на деятельность сотрудника ми­лиции распространяются правила о необходимой обо­роне и крайней необходимости закреплено в законодательстве в ст. 24 Закона РФ «О милиции».

Таким образом, стимулируется более активная дея­тельность сотрудника милиции по предотвращению и пресечению правонарушений и преступлений, повыша­ется его правовая защищенность, укрепляется уверен­ность в том, что его законные действия не влекут для него негативных последствий. Эта обязанность вытека­ет из правового положения милиции, наделенной госу­дарственно-властными полномочиями для организации и практического осуществления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Пресекая преступ­ные посягательства преступников, сотрудник милиции должен действовать настойчиво, решительно и осмот­рительно при выполнении служебного долга.

Осуществление акта необходимой обороны (ст. 37 УК России) - это субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществ­лять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться мораль­ной обязанностью, общественным долгом гражданина.

Однако для определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обо­роняться от происходящего нападения. К числу таких лиц законодатель определил сотрудников милиции. Осуществ­ление акта необходимой обороны со стороны этих лиц явля­ется их служебным долгом. Условия правомерности акта не­обходимости обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите.

Посягательство должно быть:

- общественно опасным;

- наличным;

- действительным (реальным).

В соответствии со ст. 38 УК России «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступле­ние», отмечается - это, акт задержания лица, совер­шившего преступление по своей юридической природе является осуществлением права и в ряде случаев вы­полнением моральной обязанности гражданина по пре­сечению противоправных действий и доставлению лиц их совершивших, органам власти. Для некоторых лиц в частности для работников милиции задержание пре­ступника является правовой обязанностью.

Далее сотрудникам милиции следует обратить вни­мание на ст. 39 УК России «Крайняя необходимость», условиями правомерности акта крайней необходимости принято подразделять на относящиеся к грозящей опасности и к защите от нее.

Опасность, исходящая из различных источников должна быть:

- угрожать личности и правам данного лица или иных лиц охраняемым законом интересам общества или государства;

- быть наличной;

- быть действительной (реальной).

Существуют также условия правомерности акта крайней необходимости, относящиеся к защите от грозящей опасности:

- защита направлена на охрану интересов личности, общества и государства;

- вред при крайней необходимости применяется не лицам, создавшим опасность, а третьим (посторонним) лицам;

- защита должна быть своевременной;

- защита не должна превышать пределов необходи­мой необходимости.

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимо­сти, должен быть менее значительным, чем вред предот­вращенный. Необходимо соответствие причиненного пра­вонарушителю вреда силе оказанного им сопротивления. Оно определяется в зависимости от конкретных обстоя­тельств и не может носить абсолютного характера. Со­трудники милиции обязаны осмотрительно подходить к выбору монета применения оружия. В частности, наличие условий для правомерного применения оружия не исклю­чает необходимости выработать такую линию огня, при которой пуля полетит в сторону, свободную от жилых по­строек, прохожих и т. д.

Также осмотрительно должен поступать работник милиции ОВО, применяя оружие на территории распо­ложения хранилища горючего, взрывоопасных и других подобных материалов, попадание в которых может вы­звать катастрофические последствия.

Работникам милиции следует избегать применения или использования оружия при наличии угрозы резкого осложнения оперативной обстановки на месте проис­шествия. Это может быть связано с преследованием и задержанием преступника в местах значительного ско­пления граждан, отрицательно воспринимающих дей­ствия сотрудников милиции либо открыто поддержи­вающих правонарушителя и оказывающих сопротивле­ние представителям власти.

Данное положение надо иметь в виду и при пресе­чении групповых нарушений общественного порядка, когда по тем же соображениям применять оружие целесообразно и нужно использовать другие меры ликвида­ции возникшей ситуации.

Неправомерное применение оружия является одним из грубейших нарушений законности. Виновные в этом сотрудники милиции несут уголовную или дисципли­нарную ответственность в зависимости от того, обра­зуют совершенные неправомерные действия состав преступления либо проступка.

Сотрудник милиции будет нести ответственность за превышение власти, если:

- применит оружие в отношении лица его оскор­бившего или оказывающего злостное неповиновение его законному требованию;

- лица совершившего административное правона­рушение;

- лица показавшегося сотруднику милиции, находя­щемуся в засаде «подозрительным»;

- лица задерживаемого в связи с совершением пре­ступления, когда применение оружия цель задержания не преследовало, а было вызвано мотивами мести, рас­правы с задержанным, который не пытался или не мо­жет скрыться и не оказывает сопротивления.

Сотрудник милиции несет, уголовную и дисципли­нарную ответственность и за незаконное неприменение оружия.

Так, если в результате бездействия сотрудника ми­лиции наступят тяжкие, последствия (например, в при­сутствии вооруженного сотрудника милиции, имевшего все возможности предотвратить преступление, будет убит человек или в результате беззубых действий со­трудника милиции не решившегося применить оружие против нападавших на него лиц, последние отберут у него оружие и с ним скроются), он будет нести ответст­венность за халатность (ст. 293 УК России). Если же, попустительствуя преступлению против жизни, здоро­вья и собственности, сотрудник милиции ОВО из коры­стной или иной личной заинтересованности не примет мер к его пресечению и задержанию лица, его совер­шившего, в том числе и с использованием огнестрель­ного оружия, когда в этом была необходимость, он не­сет уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК России).

 

§2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.

  1. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И НОШЕНИЯ СО­ТРУДНИКАМИ МИЛИЦИИ ТАБЕЛЬНОГО ОГНЕ­СТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ .

 

Закон РФ «О милиции» говорит о возможности применения и использования огнестрельного оружия.

Под использованием - оружия следует понимать реализацию его функций качеств, то есть, прежде всего, возможности поражения биологических объектов (лю­дей, животных) или повреждения предметов.

Применение оружия - более широкий термин, ко­торый кроме непосредственного использования оружия включает в себя его подготовку к использованию, де­монстрацию, предупреждение.

Использование оружия должно сопровождаться применением минимально необходимых повреждений (выстрел по конечностям человеческого тела, либо та­кие его части, ранение которых не создает угрозы для жизни).

Порядок применения - это закрепленная в Законе последовательность действий сотрудниками милиции при применении огнестрельного оружия. Во время применения следует учитывать:

- степень и характер опасности посягательства;

- силу оказываемого противодействия;

- силу и характер опасности нарушителя;

- стремиться причинить минимальный ущерб. Закон РФ «О милиции» устанавливает правовые ос­нования при наличии которых, сотрудники милиции имеет право применять оружие.

В целях обеспечения выполнения служебного долга по защите личности и прав граждан, собственности, ин­тересов общества и государства от преступных посяга­тельств сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях, преду­смотренных ст. 15 Закона РФ «О милиции»: (в ред. Федерального закона от 31. 03. 1999 №68-ФЗ)

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника ми­лиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совер­шении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государ­ственных органов, организаций и общественных объединений; (в ред. Федерального закона от 31. 03. 1999 №68-ФЗ);

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, за­держанных по подозрению в совершении преступ­ления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, ис­пользовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опас­ность жизни и здоровью людей и не подчиняется неод­нократным законным требованиям сотрудника мили­ции остановиться; (п. 1 в ред. Федерального закона от 31. 03. 1999№68-ФЗ).

2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в от­ношении женщин, лиц с явными признаками инвалидно­сти и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения воору­женного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного ору­жия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту сво­ей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, состоящих на вооружении милиции, утвер­ждается Правительством Российской Федерации.

Запрещается принимать на вооружение огнестрель­ное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Рассмотрим подробнее конкретные основания при­менения оружия сотрудниками милиции.

1. Защита граждан от нападения, опасного для жиз­ни или здоровья. При угрозе со стороны посягающего на жизнь или здоровье граждан сотрудник милиции должен принять все зависящие от него меры для пре­дотвращения нападения и задержания преступника, особенно необходимо в данном случае учитывать сле­дующие два условия, при которых допускается приме­нение оружия:

- во-первых, наличие реальной угрозы жизни или здоровью граждан;

- во-вторых, возникновение такой ситуации, когда граждан защитить иначе, как применив оружие, нельзя.

Вместе с тем работник милиции, оценив обстановку не должен исключить возможность обезвредить пре­ступника путем применения боевых приемов борьбы либо другим способом.

Медицинские критерии установления степени тяже­сти телесных повреждений, опасных для жизни или здоровья, содержатся в Правилах судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреж­дений, опасных для жизни или здоровья.

В соответствии с указанными критериями опасным для жизни и здоровья признается такое насилие, кото­рое повлекло или могло повлечь в момент его соверше­ния смерть потерпевшего, причинение ему поврежде­ний с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой трудоспособности.

Здесь важно знать, что состояние необходимой обо­роны, а значит и право применения огнестрельного оружия возникает не только в момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения. Нападение считается начавшимся уже с момента непосредственной реальной угрозы при­чинения потерпевшему смерти или телесных повреж­дений (например, нападающий направил на гражданина огнестрельное оружие, приготовился нанести удар но-, жом, металлическим предметом, камнем. В такой си­туации сотрудник милиции не должен ждать, когда на­падающий произведет выстрел, нанесет удар ножом или иным предметом имеет право стрелять первым).

2. Отражение нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, либо пресечение попытки завладения его оружием.

При угрозе жизни или здоровью сотрудника мили­ции он вправе, отражая нападение, использовать ору­жие без промедления, а в случаях, когда нависшая уг­роза неотвратима - без предупреждения.

Оружие без промедления и предупреждения приме­няется в условиях, исключающих возможность прибег­нуть к каким - либо другим средствам защиты. Обычно это характерно для обстановки борьбы с преступником, когда намерение последнего расправиться с представи­телем власти очевидно.

Нападение на сотрудника милиции нередко сопро­вождается попыткой завладения его оружием и для ее пресечения он имеет бесспорное право применить ору­жие против нападающего. При совершении посягатель­ства группой лиц сотрудник милиции вправе приме­нить оружие к любому из нападающих, что определяет­ся опасностью и характером действий всей группы.

Закон «О милиции», значительно усилил в сравне­нии с прежним законодательством, правовую защи­щенность сотрудников милиции.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О милиции», работник милиции имеет право обнажить огнестрель­ное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть осно­вания для его применения.

Попытка лица, задерживаемого сотрудником мили­ции с обнаженным огнестрельным оружием, прибли­зиться к нему, сократив при этом указанное расстояние или прикоснуться к его оружию предоставляет сотруд­нику милиции право применять огнестрельное оружие.

В тоже время во всех случаях применения работни­ками милиции оружия требуются осмотрительность, четкое усвоение правил службы, обеспечивающик строгое соблюдение требований законов.

Следует также иметь в виду, что работа в милиции часто сопряжена с необходимостью проявления боль­шого мужества и самообладания не совместимых с фактами, когда оружие применяется в силу недостаточ­ной выдержки либо трусости.

3. Освобождение заложников.

Наряды милиции по данному основанию имеют право применять огнестрельное оружие только против тех преступников, которые непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников и обладают ре­альной возможностью воспрепятствовать их освобож­дению или немедленной возможностью воспрепятство­вать их освобождению или немедленного приведения в исполнение высказанных угроз убийством, причинени­ем телесных повреждений или осуществлением иных насильственных действий. В отношении иных лиц, причастных к захвату или удержанию заложников, применение оружия является правомерным, если они своими действиями создают угрозу жизни или здоро­вью заложников и других граждан, участвующих в ос­вобождении заложников.

4. Задержание лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собст­венности и пытающегося скрыться, а также лица, ока­зывающего вооруженное сопротивление.

Действия нарядов милиции по задержанию пре­ступника приравнивается к состоянию необходимой обороны, позволяющей правомерно тот или иной вред задерживаемого лицу.

Применение огнестрельного оружия в этих целях обуславливается наличием ряда условий:

1 - сотрудник милиции должен сам лично застать лицо при совершении преступления, т. е. быть его непо­средственным очевидцем.

Следовательно, даже прямые показания потерпев­ших и очевидцев на то или иное лицо, как совершившее тяжкое преступление не могут служить основанием для применения оружия при его задержании;

2 - лицо, совершившее преступление на глазах со­трудника милиции, пытается скрыться.

Причем такая ситуация относится к попытке скрыться с места совершения преступления или после задержания в период доставления в милицию либо из помещения мили­ции до решения вопроса об уголовно-процессуальном за­держании или заключении под стражу;

3 - наряд милиции должен иметь достаточные осно­вания считать, что задерживаемое лицо только что со­вершило, совершает или пытается совершить преступ­ление против жизни, здоровья и собственности;

4 - задерживаемое лицо оказывает вооруженное со­противление.

Оказание преступником вооруженного сопротивле­ния нарядам милиции представляет - собой особую об­щественную опасность, поскольку в результате дейст­вий преступников, использующих огнестрельное ору­жие, может причиняться вред не только coтpyдникaм милиции, но и гражданам, случайно оказавшимся на месте происшествия.

Под вооруженным сопротивлением понимается - применение преступником огнестрельного или холод­ного оружия, а также топора, лома, вил, лопаты, молот­ка, кухонного ножа, бритвы, других аналогичных предметов в целях активного противодействия нарядам милиции в осуществлении их служебных обязанностей, связанных с его задержанием.

Вооруженное сопротивление обычно оказывается преступниками при задержании на месте совершения преступления в укрытиях (например, в квартире, под­вале на чердаке), в лесу, а также в других местах, где может быть обнаружен разыскиваемый преступник. При пресечении вооруженного сопротивления работ­ники милиции должны проявлять:

- находчивость;

- смелость;

- быстро реагировать на те или иные действия пре­ступника;

- быть осмотрительным и осторожным, чтобы во­время уклониться от удара либо выстрела.

Сопротивление нарядами нередко оказывают лица, вооруженные охотничьими ружьями.

Если преступник не реагирует на требование пре­кратить противоправные действия и ведет прицельный огонь, то необходимо использовать все имеющиеся средства для пресечения преступления, в том числе и такую меру, как применение табельного оружия.

5. Отражение группового или вооруженного напа­дения на жилища граждан, помещения государствен­ных органов, общественных объединений, учреждений и организаций.

Под таким нападением понимается - насильствен­ные действия, состоящие во вторжении, т. е. в откры­том, вопреки установленном режиму работы объекта, действующим на нем правилам пропускного режима, требования должностных лиц, обеспечивающих их со­блюдение или воле проживающих граждан, проникно­вении в помещение, сопровождающемся в ряде случаев уничтожением, повреждением имущества объекта (пу­тем взламывания дверей, поджога, взрыва и т. п. ), при­чинением тесных повреждений находящихся там либо угрозой совершения подобных действий в целях захва­та заложников или установления контроля над объек­том, хищения или уничтожения находящегося там имущества, документов или в иных целях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...