Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки государства.




1. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Дополнительные признаки:

9. единый государственный язык как средство общения;

10. единая оборонная внешняя политика;

11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

2. Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия

3. Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние Внешние
· Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) Обеспечение национальной безопасности Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере Развитие взаимовыгодного сотрудничества Участие в решении глобальных проблем

Формы выполнения функций:

Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);

Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

3. Разделение властей.

Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями. Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти.

Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реальные рычаги контроля за органами исполнительной власти. Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право голоса, равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат). Власть парламента велика, но не безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют такие институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда.

Парламентом России является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.

Формы государства.

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим
Способ организации верховной государственной власти Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
1. Монархия абсолютная (Саудовская Аравия); дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания); парламентская (Великобритания) В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) 2. Республика президентская (США); полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия); парламентская (ФРГ). 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). 1. демократический; 2. недемократические: тоталитарный; авторитарный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...