Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоохранительные органы. Судебная система.




1. Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

2. Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

3. Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

Классификация правоохранительных органов РФ Виды правоохранительной деятельности
Конституционный Суд РФ; Конституционные суды республик РФ конституционный контроль
Суды общей юрисдикции правосудие
Министерство юстиции РФ организационное обеспечение деятельности судов
Прокуратура РФ прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений
Органы внутренних дел выявление и расследование преступлений
Адвокатура оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
Министерство внутренних дел РФ непосредственное обеспечение правопорядка в стране

4. Основные функции правоохранительных органов:

охрана государственного и общественного строя;

укрепление законности и правопорядка;

защита прав и свобод человека и гражданина;

охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

борьба с преступностью.

5. Основные правоохранительные органы РФ

Название органа Его сущность Структура Основные направления деятельности
Прокуратура РФ Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов — Генеральная прокуратура РФ. — Прокуратуры субъектов РФ. — Военные и специализированные прокуратуры. — Прокуратуры городов и районов — Надзор за исполнением законов — Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. — Уголовное преследование в соответствии с полномочиями. — Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. — Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя. — Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда. — Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом

 

Министерство внутренних дел РФ Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности — Служба криминальной милиции. — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. — Служба милиции общественной безопасности. — Следственный комитет. — Федеральная миграционная служба. — Служба собственной безопасности. — Внутренние войска и др. — Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. — Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность). — Обеспечение исполнения уголовных наказаний. — Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками. — Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности. — Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел. — Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск
Министерство юстиции (Минюст) РФ Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти — Центральный аппарат. — Территориальные органы и учреждения Минюста РФ. — Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ. — Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.) — Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.). — Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов. — Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти. — Регистрация уставов общественных и религиозных объединений. — Организация и развитие системы юридических услуг. — Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции. — Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан. — Организация уголовно-исполни­тельной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы

Начало формы

Конец формы

 

Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социаль­ных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни толь­ко на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюрем­ное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.

Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраня­ется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления досто­инства личности.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Феде­рации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную при­надлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Рос­сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену поли­тического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государст­ва. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и само­управления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся:

Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.

Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом.

К политическим правам также относятся:

свобода ассоциаций (или право на объединение);

свобода собраний, включая право на манифестации;

право участвовать в управлении делами государства;

право на равный доступ к государственной службе;

право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и по­требления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.

Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и др.

Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и сво­бодами.

Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:

обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);

уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);

забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);

получение основного общего образования (ст. 43);

забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);

уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);

сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);

защита Отечества (ст. 59).

10. Права ребенка. Правовой статус несовершеннолетних.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей.

Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.

Нормы Конвенции объединены в отдельные группы по общности содержания:

базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;
семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);
обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);
обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);
призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.

К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.

11. Механизмы реализации и защиты прав человека.

Права человека – это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека: право на жизнь, но достоинство, но свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т.д. Без осуществления основных прав человека невозможны свобода, справедливость и всеобщий мир. Права человека обеспечивают социальную защиту личности и ее активное участие в общественной и государственной жизни. Все эти и многие другие права закреплены во всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, состоящей из статей. Декларация это не закон. Декларация (в переводе с латинского – объявление, провозглашение) – это документ, который содержит самые общие нормы и правила. Декларирование указывает на обязанности каждого человека перед обществом. Принятие Декларации и ее содержание оказало серьезное влияние на законодательство многих стран. Идеи Декларации служили ориентировкой при разработке КРФ, уже во второй статье которой говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства”. КРФ включает, прежде всего, гражданские права и свободы, закрепляет свободу мысли, слова, совести, пользования информацией, дает гражданину возможность участвовать в управлении делами.

12. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1. Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

— устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

— военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

— мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

— вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

— запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

— оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип уважения прав человека.

Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

· Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

· Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

· Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,

· четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

· другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека:

рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует

судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:

Европейский Суд по правам человека;

Межамериканский суд по правам человека;

Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)

процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...