Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие признаки региона как социально-экономической системы и административно-территориального образования




Каждый регион может быть охарактеризован общими признаками, количественные значения которых придают регионам специфику. Основные признаки:

1. Терр-ное размещение региона среди других регионов страны, его границы и площадь.

2. Флора и фауна, природно-климатические условия.

3. Внутрирегиональное экономическое районирование, т. е. деление региона на более мелкие территориальные образования (городские и сельские) и предприятия различных форм собственности и различной целевой направленности.

4. Властные структуры и система управ-ия регионом и всеми терр-ыми образованиями.

5. Население региона, его экон-ски активная часть, размещение на территории региона, динамика населения, культура, нравственность и духовность, этнология региона.

6. Природно-ресурсный потенциал региона (возобновляемые ресурсы: земля, леса, водные ресурсы, растительный и животный мир; и невозобновляемые: нефть, газ, каменный уголь, золото, алмазы и другие природные ископаемые).

7. Антропогенное, т. е. созданное трудом поколений людей, богатство региона и его размещение по территории региона.

8. Валовой региональный продукт (ВРП): общий и приходящийся на душу населения.

9. Бюджеты региона и его муниципальных образований; межбюджетные отношения, в том числе отношения с федеральным бюджетом.

10. Коммуникации региона (автомобильные, железнодорожные, водные, воздушные сообщения, телефонная и радиосвязь, телевещание, печатные средства массовой информации, современные информационные технологии).

11. Система экон-их и управлен-ких связей с фед. округом, центром, др.регионами.

12. Внешнеэкономическая деятельность региона и всех хозяйственных субъектов, размещенных на его территории.

Главные признаки терр-ного образования, обуславливающие его способность к автономному функционированию и исполнению функций жизнеобеспечения проживающего населения. Перечень этих признаков включает в себя пять элементов: границы, собственность, органы легитимной власти, бюджет и население. Наличие этих элементов обеспечивает самодостаточность территориального образования независимо от того, на каком уровне оно представлено: государственном, региональном или местном.

В соответствии с законодательством население избирает власть, которая, в свою очередь, учреждает отношения собственности, замкнутые в географические границы, в пределах которых это население проживает. Располагая собственностью и законодательными полномочиями, власть формирует бюджет, определяющий направления и возможности жизнедеятельности населения, занятого в бюджетной сфере, а также направления соц. защиты слоёв населения, живущих за чертой бюджета прожиточного минимума.

Граница как признак территориального образования обуславливает определенные общественные интересы населения, проживающего на этой территории, заключающиеся в осознании гражданами общности своей судьбы в контурах объединяющего их пространства. Границы выполняют ряд присущих им функций:

- устанавливают пространственные рамки административных полномочий властных институтов на территории;

- олицетворяют собой защиту населения, регионов, в целом страны от возможной военной агрессии, несанкционированного вмешательства других регионов или стран во внутренние дела региона, государства;

- служат условием защиты местных рынков от несанкционированного доступа нерезидентов;

- являются формой идентификации, способствующей закреплению за территорией статуса самостоятельного субъекта международных отношений с собственными атрибутами государственной власти.

Неотъемлемыми признаками государственной границы являются сохранность территории государства, международное признание и международное установление.

Россия занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ (60,9 тыс. км), так и по числу приграничных стран (16).

Границы между регионами сложились в соответствии с административно-территориальным делением России. Закрепление границ муниципальных образований (МуО) осуществляется на основе: а) административно-территориального деления регионов, если муниципалитеты образуются на территории одной административно-территориальной единицы (таксона); б) несовпадающих границ нескольких административно-территориальных единиц, включаемых в состав муниципального образования; в) определения законодательным органом региона, если в административно-территориальной единице формируется несколько муниципалитетов. Внутренние границы МуО, служащие ориентиром для оценки стоимости земли, устанавливаются по критериям:

- отделения центра города от пригородов и периферийных зон;

- «селитебной черты», отделяющей жилую часть города от парковых, лесных, промышленных и сельскохозяйственных территорий;

- муниципальной черты, позволяющей рассматривать МуО с располагаемой им земельной собственностью в качестве юридического лица, муниципальной корпорации;

- экономической самообеспеченности, понимаемой как способность МуО финансово обеспечивать свои органы управления всеми видами ресурсов и самостоятельно решать вопросы местного значения.


4. Внутрирегиональная организация хозяйства и управления

В составе регионов выделяют низовые районы или микрорайоны-это первичные звенья в таксономии экономического районирования-административные городские и сельские районы. В основу внутрирегионального районирования могут быть положены 3 принципа: 1-й: экономический, рассматр-щий микрорайон как спец-ную терр-льную часть хозяйства региона с опред-ным комплексом основных вспомогат-ых и обслуж-щих производств. 2-й: национ-ый, учитывающий нац. состав населения опред-ной терр-рии, историч. особен-ти его труда, быта и культуры. 3-й: администр-ный, интегрирующий единство экон-го районирования с терр-но-административным устройством, создающий наилучшие условия для активного возд-ия МуО, региона в целом на развитие народного хоз-ва страны посредством активной регионально поли­тики.

Хозяйственные единицы: 1. Агломерация -терр-льное эконом-ческое образование, отличающееся ↑ ур. концентрации предприятий различ. отраслей хозяйства, инфр-ных объектов, научных и образ-ных учреждений. Агломерации имеют ↑ плотность населения. 2. Промышленный узел -группа производств, компактно размещенных на небольшой терр-рии, связ-ных м/у собой производ-ными связями, имеющих общую систему расселения, сложившиеся соц. и техн-кую инфраструктуры. 3. Промышленный центр- группа производств, компактно размещенных на сравнительно небольшой терр-рии и в большинстве своем не связанных технологически м/у собой. 4. Эффективной формой территориального хозяйства являются территориально-производственные комплексы (ТПК), формирующиеся в пределах крупных регионов на базе уникальных природных ресурсов. 5. Низовые звенья таксономического ряда экон-кого районирования – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы – служат базой для образования начальных специализированных производственных комплексов. Основные формы хозяйствующих субъектов в микрорайонах. 5.1. По виду собственности: федеральные, региональные, муниципальные, частные, корпоративные. 5.2. По организационно-правовой форме наиболее распространены: унитарные предприятия; ООО; ОАО; ЗАО; производственные кооперативы; некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели; фермерские, крестьянские, домашние хозяйства селян и горожан. 5.3. По масштабу деятельности: крупные, средние и малые предприятия. 5.4. По спец-зации и ориентации деятельности: пред-тия рыночной народнохозяйственной спец-зации; предприятия отраслей, дополняющих терр-ный комплекс, работающих на удовлетворение потребностей основных отраслей специализации хозяйства региона, а также на нужды населения; предприятия отраслевой инфраструктуры и др.

Фед. округ как макрорегион включ. прежде всего отраслевые подсистемы. 1-х, комплекс предпр-ий материального произ-ва и непроизвод-ной сферы, участвующих в межрегиональном разделении труда. Во-2х, комплекс предприятий материального производства и непроизводственной сферы внутрирегионального значения.

Рассмотрена примерная отраслевая структура макрорегиона. Терр-ные подсист-ы макрорег-ного комплекса вкл. терр-ные отрасл-е подсист-ы-промыш-ные, с/х, трансп-ные.

Промышленные подсис-ы вкл. в себя индустриальные комплексы, промышленные регионы, промышленные узлы, промышленные центры, промышленные пункты, т. е. формы территориальной организации хозяйства. Сельскохозяйственная подсистема включает в себя хозяйственный комплекс (АПК), с/х регионы, районы и с/хые промышленные предприятия разных форм собственности и хозяйствования.

В макрорегионе отраслевая и территориальная структуры тесно взаимосвязаны.

Основные положения, на которых базируется классификация отраслевых и терр-ных подсистем, следующие: 1. В качестве отрас-ых подсистем могут выступать такие предприятия или их сочетания, к-ые представляют собой относительно самост-ные элементы отрасл-ой структуры хозяйства региона. 2.Клас-ция подсистем должна быть достаточно полной, чтобы каждое предприятие со свойственной ему специализацией могло быть отнесено только к 1 из выделяемых подсистем. 3.При выявлении элементов отраслевой структуры региона необходимо учитывать их взаимосвязи с элементами терр-ной структуры. 4. Одно и то же предприятие может быть отнесено к отраслевой и терр-ной подсистемам, в зависимости от решаемых задач.

Основные иерархические ступени, например регионального промышленного комплекса, включают 2 вида подсистем. 1. Межотраслевые промышленные подсистемы: а) комплекс отраслей, объединенных общностью природных ресурсов; б) комплекс отраслей, характеризующихся общностью решающего фактора размещения; в) комплекс различных производств, связанных общностью участия в территориальном разделении труда; г) комплекс технологически связанных производств добывающих и перерабатывающих отраслей, объединенных общностью участия в территориальном разделении труда. 2. Внутриотраслевые промышленные подсистемы: а) совокупность предприятий, относящихся к данной подотрасли; б) совокупность предприятий более дробных подотраслей; в) совокупность предприятий по выпуску агрегированного продукта подотрасли; г) совокупность предприятий по выпуску отдельных видов продукции подотрасли.

Выделяют простой и сложный комплексы. Простой комплекс выражается в сочетании обособленных, параллельных отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комплексы угольной и пищевой промышленности), и отраслей, дополняющих комплекс. Сложный комплекс предполагает, кроме тех связей, которые имеют место в простом комплексе, и непосредственно производственные связи. Эти связи могут идти как по вертикали, т. е. от исходного сырья к готовой продукции (например, добыча угля – коксохимия или сельское хозяйство – пищевая промышленность), так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля – коксохимия – производство минеральных (азотных) удобрений – сельское хозяйство).

В пределах региона как крупного хозяйственного комплекса развиваются отдельные производственные комплексы, отражающие различные формы и масштабы территориального разделения труда. Они могут быть внутриотраслевыми (например, металлургический комплекс) и межотраслевыми с различным характером сочетания производств (например, топливно-металлургический).

5.6. Хозяйствующие субъекты частной (общественной) формы собственности имеют тенденцию к объединению в рамках макрорегиона или народного хозяйства страны в целом. Более крупные хозяйства обладают большими финн-ыми возможностями, обеспечивают ↑ серийности выпускаемой продукции, что, в свою очередь, приводит к ↓ цены и ↑ их конкурентоспособности. Примерами организации таких структур можно назвать транснациональные корпорации (ТНК), организующие дочерние предприятия в других государствах; крупные корпорации в виде открытых акционерных обществ с управляющей компанией; холдинги с вертикальной и горизонтальной структурами управления; финансово-промышленные группы (ФПГ); синтез промышленных или перерабатывающих и торговых предприятий. Таким образом, внутрирегиональная организация хозяйства динамична, учитывает современные тенденции развития бизнеса и эффективного управления им и кроме общих признаков имеет региональную специфику, которая будет рассмотрена ниже.


5. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка

Развитием общ-ного производства управляют экон-кие законы, отражающие объективные связи и взаимозависимости между явл-ми и процессами экон-ки. Тип имущественной собственности, уровень обобществления производства, формационные особенности экон-ких отношений опред-ют характер и формы прояв-ия этих законов. Познав их, можно успешно воздей-вать на эконом.процессы и регулировать их.

Основные конкретные законы (закономерности) регионально-хоз-ного развития: 1) повсеместный терр-ный ↑ производства и выравнивание уровней соц.-экон-ого развития регионов; 2) специализацию регионального хоз-тва, межтеррит-ные эконом-кие связи и форм-ние региональных рынков; 3) комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификацию хозяйства регионов; 4) межрегиональную экон-скую интеграцию и укрепление экономических основ государственности (федерализма).

Объект-ые особен-сти и треб-ия регион-го развития в виде его тенденций-экон-ских законов- служат научной основой регион-ной полит-и и мех-ма регул-ния экон-ки рег-ов.

Др. науч. основой, яв-ся подл-ие выяв-ю, изуч-ю и учету разнооб-ые факторы развития реги-ов и их систем -эконом-ие, географ-кие, истор-кие, организ-ные и прочие.

Выделяют факторы рыночной среды в регионе: ресурсные- кол-во населения, масштабы и отраслевой состав хоз-ва, формир-ие платежес-ный спрос, ресурсы земли, воды, сырья, технол-го оборудования, квалифиц-ной раб.силы, финансовый потенциал; инфраструктурные -коммуник-но-информационная сеть, институц-но-рыночные структуры; транспортные коммуникации, технопарки и прочие; внешние политические факторы – федер-ое и регио-ое законодательство, соц.-психологический климат и т. д.

Региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов и их систем. Значение факторов меняется с переходом к рыночным отношениям. Повышение значимости природных факторов обусловлено также расширением самостоятельности субъектов РФ в распоряжении естественными богатствами. ↑ роль транспортного фактора. С усилением региональных различий в стоимости жизни и рабочей силы, уровне занятости, возросшей и часто не совпадающей с региональными экон-ми интересами миграцией населения, возрастает и влияние соц. фактора на развитие регионов. На стоимость кап.строительства влияют не только ожидаемые темпы изменения объемов продукции и потребительского спроса в регионах, наличие или отсутствие квалиф-ной и дешевой рабочей силы, но также и уровень региональной инфляции, перспективы прив-ния инвестиций. В рыночной экономике весьма поднялась роль фактора информационных ресурсов и коммуникационных систем. Важное регулирующее и определяющее значение для формирования регион-о-хозяйственных комплексов имеет закон терри-ного ↑-та произ-ва и выравнивания уровней экон-ого и соц. развития регионов. Он предусматривает повсеместное поступательное развитие произв-ных сил на базе научно-техн-го и организ-ного прогресса и др.благоприятных факторов, более равномерное терр-ное распр-ние производства, сближение различных регионов по интенсивности хозяйственного и соц.развития.

Матер-ные потр-сти общества безграничны, а произв-ные ресурсы ограничены. Отсюда достижение необходимых темпов и масштабов экон-ого роста стран и регионов составляет вечную проблему науки и практики.

В плановом хозяйстве потребность в продукции, в том числе по регионам, определяется по заданным ключевым ориентирам – прирост населения, национального дохода и т. д. – и материальным балансам важнейших видов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования с учетом загрузки производственных мощностей. Рыночная региональная экономика исходит прежде всего из факторов платежеспособного спроса, его регионального распределения, а затем из динамики факторов предложения. Как установлено учеными, в современных развитых странах фактически нет единой рыночной экономики, а есть 2хсекторная – рыночная и государственно-корпоративная.

Главными источн-ми роста произв-сти труда служат научно-техн-кий прогресс, затраты капитала, образовательная и профессиональная подготовка кадров. Решающий фактор – инвестиции. Определяющее влияние на темпы экономического роста оказывает норма произв-ного накопления в стране, т. е. прирост основных произв-ных фондов к нац. доходу. Стимулирует эконом-кий рост механизм рыночной конкуренции, заставляя товаропр-лей совершенствовать техн-гию и орган-ию произ-ва, ↓ его издержки.

Выявляя тенденции экон-ого развития регионов в условиях рынка, надо исходить из того, что реальной опорой нац.экономики Рос. может б.-ть лишь крупнотоварное произв-во, крупнейшие произв-но-технол-кие системы новых поколений и «большой» бизнес, а малое и среднее предпр-во должно рассматр-ся в виде дополнения к ним.

Темпы развития регион-ой экон-ки находятся под влиянием общей экон-ской обстановки, а также регион-ых особенностей научно-техн-го и организ-ого прогресса.

При достижении экон-ого роста возникает проблема устойчивого развития, стремление к равновесию жизнеобеспечения, преодолению отриц-ых экол-их и соц. последствий развития стран, регионов в рыночной обстановке.

Др. аспект устойч-го развития, обусл-ный объек-ной неравном-стью роста рыночной экономики во времени и пространстве, неизбежна из-за разносрочных колебаний экон-кой конъюнктуры, общес-ного спроса и пред-ния. В усл-ях неравном-ого роста произв-а по тер-ии важным треб-ем яв-ся выравн-ие регион-ых ур-ей соц.-экон-ого разв-я.

Процесс дифференциации соц.-экон-ких параметров контролируется во всех развитых странах. Социально ориентированная рыночная экономика не допускает чрезмерных различий региональных соц. и экон-ких уровней.

Рациональная спец-зация хозяйства регионов и др. территорий-важная объективная тенденция (закономерность) и руководящий принцип регионального развития.

В рамках единого рынка спрос и предложение на товары и др. ресурсы балансируются. В локальных, региональных рынках, каждый из которых представляет опр-ную часть потребит-го спроса, такое равновесие обычно не достигается полностью. Регион.товарные рынки форм-тся на основе схем произв-но-сбытового районирования и отраслевых схем произ-ва и харак-тся по видам продукции.

С экон-скими отн-ями специал-ции и межрайонных связей сопряжен закон комплексного развития, структурных преобр-ий и диверсификации хоз-ва регионов. Отражая закон-ные явл-я и процессы терр-ного разделения труда, он предполагает необх-ую пропорцион-ость хоз-ва разных терр-ных образ-ий и их систем, наибол-ее соотв-вие экон-ки каждого региона местным природным и экон-ким условиям, развитие отраслей и инфр-ры.

Важны регион-ые пропорции м/у капит-ым строит-вом и мощностями строит-ной базы, потребн-ями в рес-сах и их наличием. Важное значение для ускоренного и устойчивого эконом.роста приобретают требования закона межрегиональной экономич.интеграции и укрепления экон.основ гос-сти о всемерной разносторонней консолидации хоз-ва взаимосвязанных кооперационных регионов. Интеграционные процессы в экон-ке регионов выступают как тенденция в виде терр-ного разделения труда, развития произв-ной и научно-техн-ой кооперации регионов, их торговых, финансовых и др. связей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...