Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности, методы формирования и регулирования регионального товарного рынка




Важная составная часть социально-экономического комплекса региона - региональный товарный рынок. Регио­нальный товарный рынок (РТР) обладает такими характерными признаками, как наличие разных групп покупателей, отличие товаров по их потребительским свойствам, территория обращения. В систему РТР включаются: потребительский рынок, рынок средств производства, рынок кредитно-финансовых ресурсов и ценных бумаг, рынок капита­лов, рынок подрядных работ, рынок основных фондов и недвижимого имущества, рынок труда, рынок информации и др.

На формирование РТР влияют следующие факторы: природно-географические (природные условия, сырьевая база, экономико-географическое положение); экономические (состояние транспортно-коммуникационной сети, объём и структура платё­жеспособного спроса населения, сложившаяся специализация региона); технологические (взаимозаменяемость товаров в производстве и потреблении); национально-административные (административно-территориальное деление, региональная эконо­мическая политика); организационно-экономические (схемы управления в объедине­ниях предприятий - концернах, холдингах, корпорациях, финансово-промышленных группах и др.); политические и исторические.

Многие исследователи отмечают первостепенную значимость рынков, транс­портных и информационных коммуникаций в развитии регионов, укрупнении го­родов как центров торговли и рыночной инфраструктуры. При изуче­нии особенностей и закономерностей функционирования РТР целесообразно рас­смотреть следующие аспекты: - определить территориальные и продуктовые границы конкретных РТР; - определить общий объём и структуру платёжеспособного спроса населения на отдельные товары и товарные группы; - изучить сезонные и территориальные колебания спроса; - рассчитать объёмы предложений на конкретных товарных рынках (на основе информации о производстве и поставках данных товаров на РТР, баланса ввоза-вывоза, данных об объёмах импорта-экспорта товара); - оценить степень удовлетворения потребности в том или ином товаре, сте­пень насыщенности рынка; - изучить остроту конкуренции и степень монополизации данного рынка; - сформировать механизм регулирования рыночных отношений.

Основным видом рынка в РТР считается потребительский рынок, обеспечиваемый предприятиями торговли и сферы услуг.

Торговая отрасль, включая оптовую, розничную торговлю и общественное питание.

На начало 2011 года розничная торговая сеть Омской области состояла более чем из 15 тысяч объектов розничной торговли, что на 5 % больше, чем на начало прошлого года. В 2010 году в Омской области введено в действие более 160 тыс. кв. метров новых торговых площадей, рост товарооборота составил 4 % к уровню 2009 года. Обеспеченность населения Омской области торговыми площадями объектов розничной торговли в расчете на 1000жителей превышает норматив мин.обеспеченности населения площадью торговых объектов в Омской области на 19,9 %. Ом. область находится в числе территорий с наиболее низким уровнем цен на основные продукты питания (24 соц значимые продукты питания). В 2008-2009 годах продолжены позитивные тенденции в развитии цивилизованных форм торговли и построении розничных торговых сетей (на региональном рынке действуют крупные сетевые торговые компании: международного уровня (Metro Cаsh & Carry, ИКЕА, OBI, АШАН, Media Markt), межрегионального ("Лента", "АЛПИ", "Холидей"), внутрирегионального ("Астор", "Наш магазин""Ваш дом").

Функционирование РТР непосредственно связано с развитием региональных и внешнеэкономических торговых отношений. Межрегиональные экономические связи (МЭС) формируются и развиваются под влиянием территориальной специализации при государственном регулировании.

Межрегиональные связи -1н из рычагов развития экономики региона, к-рый позволяет обеспечивать омские предприятия необходимым для производства сырьем и комплектующими материалами, содействует обеспечению устойчивых поставок на омский рынок товаров, которые не производятся на территории Ом. области. На протяжении ряда последних лет межрегиональный товарооборот Омской области имеет тенденцию к стабильному увеличению.Основными торговыми партнерами Ом.области среди объектов РФ являются пять фед.округов, на долю которых приходится 92 % товарооборота с Ом.областью: Сибирский (39%), Уральский (29%), Приволжский (11%), Центральный (7%) и Дальневосточный (6%). В структуре товарооборота традиционно на протяжении последних лет преобладает доля вывоза продукции омских предприятий по отношению к ввозу продукции из регионов РФ.Структуру вывоза товаров виды продукции нефтехимической отрасли: дизельное топливо, топочный мазут, дизельные масла, синтетические каучуки, шины для автомобилей, автомобильные бензины; продукции машиностроения: экскаваторы, лифты, а также такие продовольственные потребительские товары как: колбасные изделия, мясо и птица, молочные консервы, зерновые и зернобобовые культуры.Основу ввозимых товаров составили продукция черной и цветной металлургии, продукция нефтехимической отрасли, продукция машиностроения, продовольственные потребительские товары, строительные материалы.Одним из инструментов развития межрегиональных связей является организация и участие в торгово-экономических миссиях, выставочных мероприятиях.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) регионов играет особо важную роль для приграничных регионов. Омская область за последние годы приобрела серьезный опыт в содействии реализации экспортных возможностей предприятий. Промышленная и инвестиционная политика в регионе направлена на формирование инновационной среды, обладающей значительным экспортным потенциалом. В ближайшие годы планируется организовать выпуск новых видов продукции, востребованных на внешних рынках. Организации Омской области осуществляли торговые отношения с 79 странами. Сотрудничество наиболее развито со странами СНГ, на их долю приходилось 59,3 процента всего внешнеторгового оборота. Самыми активными торговыми партнерами являлись Казахстан, Белоруссия, Украина, Киргизия, Узбекистан, Китай, Германия, Венгрия, Канада, Словакия. Ом.область экспортирует в основном продукцию химической промышленности, каучук, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В импорте преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

В целом по РТР следует отметить охлаждение интереса к такому инструменту, как биржи. Очевидно, это связано с развитием рынка информации, распространением Интернета, появлением электронных торгов (е-коммерции). Рынки ценных бумаг, формируемые на фондовых биржах, характерны для регионов-доноров, мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), где котируются акции крупнейших предприятий не только как инструмент управления (контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) позволяет осуществлять переход права собственности на предприятие к новому хозяину, создающему новую систему управления на предприятии и зачастую меняющему профиль его продукции), но и как ценные бумаги. Для рядовых акционеров многих предприятий большинства регионов акции теряют привлекательность, т. к. дивиденды по ним не выплачиваются. Ситуация может измениться при росте экономического потенциала предприятий, обеспечении устойчивого роста экономики регионов и РФ в целом (не только за счёт нефте- и газодолларов), получении предприятиями прибыли и возможности часть её использовать на выплату дивидендов.


16. Место потребительского рынка в региональной экономике

Потребительский рынок — важнейшее звено в механизме функцио­нирования и воспроизводства территории муниципального образова­ния. Сфера распространения этого института охватывает как область насыщения территории региона продукцией или услугами, так и струк­туру сложившегося регионального рынка труда. Достаточно сказать, что именно в торговой отрасли ужесточилась кон­куренция между субъектами рынка. По данным департамента торговли администрации г. Омска, в сфере торговли и общественного питания занято около 30 % экономически активного населения города. Ни одна другая отрасль экономики города не затрагивает интересы такого большого числа людей. Основной проблемой торговли можно считать то, что 70 % товарооборота приходится на долю рынков и внемагазинных форм торговли, лишь 30 % - на долю магазинов. Поэтому основным направлением концепции раз­вития торговли следует выбрать развитие инфраструктуры оптовой, розничной торговли и общественного питания.

Функционирование РТР непосредственно связано с развитием региональных и внешнеэкономических торговых отношений. Межрегиональные экономические связи (МЭС) формируются и развиваются под влиянием территориальной специа­лизации при государственном регулировании. МЭС проявляются на первых уров­нях экономики: микроэкономическом - между отдельными предприятиями, фир­мами и индивидуальными предпринимателями; территориально-отраслевом - между производственными комплексами, отраслями экономики, муниципальны­ми образованиями (городами, районами); макроэкономическом - между регионами.

Номенклатура товаров, формирующих МЭС, делится на две группы: 1) продукция, которая должна производиться в каждом регионе для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий и организаций (тем не менее природные условия отдельных регионов, например Крайнего Севе­ра, не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию); 2) товары, ко­торые могут выпускаться только в одном или нескольких регионах, а также те ви­ды продукции, объём выпуска которых превышает собственные потребности ре­гиона.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) регионов играет особо важную роль для приграничных регионов. Бизнесмены отмечают ряд административных барьеров, препятствующих активизации ВЭД: непостоянство законодательства, контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью, международ­ные барьеры (РФ - не член ВТО, поэтому к ряду предприятий выставляются не­правомерные санкции со стороны иностранных партнёров); налоговые барьеры, в т. ч. задержка возврата НДС налоговыми органами за экспортируемые товары, уве­личение пакетов оформляемых при экспорте документов; таможенные барьеры (оформление грузов до 10 дней, тогда как в странах ЕС - до 10 минут) и др. Нали­чие подобных проблем привело к ситуации увеличения «теневого» оборота в РФ до 40 % от ВВП (по подсчётам экономистов), от чего страдают государство - от недо­полученных налогов, население - от дефицита средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели - от проблем ведения двойной бухгалтерии, опасности в любой момент попасть в поле зрения правоохранительных органов. В целом по РТР следует отметить охлаждение интереса к такому инструменту, как биржи. Очевидно, это связано с развитием рынка информации, распростране­нием Интернета, появлением электронных торгов (е-коммерции).

Состояние потребительского рынка в течение последних лет оставалось стабильным во всех субъектах. Насыщенность потребительского рынка товарами в большинстве регионов сохраняется относительно высокой и соответствует платёжеспособному спросу населения.

Все округа по объёму розничного товарооборота на душу населения можно разделить на две группы: 1-я группа – Центральный федеральный округ; 2-я группа – все остальные федеральные округа. Такое различие между лидером и общей группой объясняется, прежде всего, тем, что в состав Центрального федерального округа входит г. Москва, а также наличием товарных рынков, развитой транспортной инфраструктурой и тарифной составляющей в себестоимости продукции, численностью населения и т. д. Необходимо отметить, что со временем пропорции м/у фед.округами не меняются.

Осн-ым видом рынка в РТР потребит-й рынок ПР, обеспечиваемый предпр-ями торговли и сферы услуг. Торговая отрасль, вкл-ая опт-ую, рознич-ую торговлю и общ-венное питание. Достаточно сказать, что именно в торг-й отрасли ужесточилась конкуренция м/у субъ-ми рынка. По России на протяжении 2 лет тенденция увелич-я роста товарооборота непродов-ых товаров по сравнению с продов-ми, т.е. повышении платёжеспособности насел-я и его возможности приобретать товары длительного пользования.

Стр-ра розн-ого товарооборота по формам торговли: - крупные и средние орг-ции розн-й торговли (18 %); - субъ-ы малого предпр-ва розн-ой торговли (36 %); - крупные и средние неторговые орг-ции (9 %); - субъ-ы малого предпр-ва др-х отраслей (12 %); - продажа на вещевых, смешанных и продов-ых рынках (25 %)

Торговая отрасль, включая оптовую, розничную торговлю и общественное питание. На начало 2011 года розничная торговая сеть Омской области состояла более чем из 15 тысяч объектов розничной торговли, что на 5 % больше, чем на начало прошлого года. В 2010 году в Омской области введено в действие более 160 тыс. кв. метров новых торговых площадей, рост товарооборота составил 4 % к уровню 2009 года. Обеспеченность населения Омской области торговыми площадями объектов розничной торговли в расчете на 1000жителей превышает норматив мин.обеспеченности населения площадью торговых объектов в Омской области на 19,9 %. Ом. область находится в числе территорий с наиболее низким уровнем цен на основные продукты питания (24 соц значимые продукты питания). В 2008-2009 годах продолжены позитивные тенденции в развитии цивилизованных форм торговли и построении розничных торговых сетей (на региональном рынке действуют крупные сетевые торговые компании: международного уровня (Metro Cаsh & Carry, ИКЕА, OBI, АШАН, Media Markt), межрегионального ("Лента", "АЛПИ", "Холидей"), внутрирегионального ("Астор»). За девять месяцев текущего года данный показатель увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 15,7 %. Для сравнения, по итогам 9 месяцев 2010 года динамика товарооборота составила всего 2,9 %. В среднем по России темпы роста товарооборота в текущем году стабильно в 1,5 - 2 раза ниже, чем в Омской области, что говорит о более высоких темпах развития торговой сферы в нашем регионе.

Также одним из факторов роста оборота розничной торговли стали более низкие темпы инфляции в Омской области по сравнению с прошлым годом. Так, индекс потребительских цен на продовольственные товары за период с декабря 2010 года по сентябрь 2011 года составил в Омской области 100,5 %, что ниже соответствующего уровня прошлого года в 16,6 раза (108,3 % к уровню 2009 года).

Стоимость минимального набора продуктов питания в Омской области в конце сентября 2011 года составляла 2000,4 рубля в расчете на месяц. По сравнению с предыдущим месяцем его стоимость снизилась на 4,0 % за счет снижения цен на картофель, морковь, капусту белокочанную свежую, лук репчатый, сахар, муку пшеничную. Среди регионов Сибирского федерального округа Омская область по данному показателю в сентябре 2011 года продолжает занимать первое рейтинговое место, что соответствует наименьшему значению показателя, по Российской Федерации – 3 место (в порядке возрастания показателя).


17. Финансовые ресурсы регионов, методы формирования доходной части и регулирования расходов бюджетов регионов. (финансовые ресурсы любого региона характеризуют степень развития его экономического потенциала (по доходам) и потребности социальной сферы и её дотационных отраслей (по расходам); законодательной базой формирования финансов региона служат Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ежегодно принимаемые в форме федерального закона «Федеральный бюджет на год», региональных законов «Бюджет региона (области, края, республики, автономного округа, автономной области)»).

Состояние финансовых ресурсов региона-один из основных индикаторов стабильного соц.-экон-кого положения и позитивной динамики развития региона и входящих в его состав МО. Финансовые ресурсы любого региона характеризуют степень развития его экономического потенциала и потребности социальной сферы и её дотационных отраслей. Законодательной базой формирования финансов региона служат Бюдж.кодекс РФ, Налог.кодекс РФ, ежегодно принимаемые «Федеральный бюджет на три года»(с 2012), региональных законов «Бюджет региона (области)»

Годовой бюджет региона связан многими параметрами с фед. бюджетом (запланированными трансфертами), а также с бюджетами МО, для которых регионал.бюджет выполняет ту же поддерживающую роль, что и фед. бюджет по отношению к региональным. В совокупности финансовые взаимосвязи м/у бюджетами разных уровней получили название межбюджетных отношений. Финансовые потоки диктуются факторами: а) выполнением обязательств вышестоящего уровня власти; б) необходимостью выравнивания уровня развития регионов; в) неотработанностью механизма распределения налог.поступлений от ю/л и ф/лиц м/у разными ур. бюджетов.

Основополагающие принципы бюджетной системы РФ: 1) единства бюджетной системы РФ; 2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; 3) самостоятельности бюджетов; 4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированности бюджета; 6) эффективности и экономности использования бюджетных средств; 7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 8) гласности; 9) достоверности бюджета; 10) адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Каждый бюджет состоит из доходной и расходной частей, которые должны быть сбалансированы между собой. Превышение доходов над расходами бюджета получило название «профицит бюджета» и служит источником для формирования резервных, компенсационных, стабилизационных фондов, а также расчётов по имеющимся внешним и внутренним долгам. Если расходная часть бюджета превышает доходную, то это приводит к дефициту бюджета, вызывает необходимость поиска источников его покрытия, в том числе за счёт внешних заимствований.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных перечислений. К неналоговым доходам относятся:1) доходы от использования имущества, находящегося в собственности; 2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджет.учреждениями; 3) штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда; 4) финансовая помощи, полученной от бюджетов др. уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов (дотации, субвенции, субсидии); 5) иные неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных гос-в также включаются в доходы бюджетов.

Доходы бюджетов также подразделяются на собственные и регулирующие фед.и регион. налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы нало­говые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги делятся на три группы: федеральные (обязательные к уплате на всей территории РФ), региональные (устанавливаемые законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ); местные (устанавливаются нормативными правовыми актами муниципалитетов и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований). Виды налогов всех групп устанавливаются Нал.кодексом и могут уточняться ежегодно при утверждении фед. бюджета, а также в порядке законодательной инициативы исполнительных органов власти РФ, рассматриваемой и утверждаемой законодательными органами.

К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; страховых взносов для всех работодателей составят 34%: пенсонный ФР-26,0%, фонд соц.страхования-2,9% и фонды Омед.С-5,1%.;налог на прибыль; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Гос. пошлина.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; местные лицензионные сборы.

Фед. налоги и сборы либо распределяются между разными уровнями бюджетов, на территории которых они взимаются, либо поступают полностью в фед.бюджет.

Налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы поступают в полном объёме в федеральный бюджет.

В расходной части регион.бюджетов основные направления использования средств связаны с нуждами экономики и населения региона: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Фед., обслуживание и погашение гос. долга субъектов, обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведение органов власти субъектов.

Расходы регион.бюджетов: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов; обслуживание и погашение государственного долга субъектов; проведение выборов и референдумов субъектов; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование гос. собственности субъектов; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов; оказание финансовой помощи местным бюджетам; Первое место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство: промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство. На втором месте – расходы на социально-культурные мероприятия: образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика (>25%). Расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%. При профиците бюджета резервная часть его доходов может использоваться по решению законодательных органов региона или муниципального образования. Дефицит бюджета, как правило, покрывается за счёт внешних заимствований либо выпуска ценных бумаг и размещения их среди населения территории либо за её пределами.
18.Межбюджетные отношения на современном этапе: их особенности

В совокупности финансо­вые взаимосвязи между бюджетами разных уровней получили название межбюд­жетных отношений.

Межбюджетные отношения -взаимоотношения м/у публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения, обоснованно выстроенные, компенсируют дефицитность бюджетов многих МО, иногда с введением режима аудиторских проверок их деятельности со стороны региональных органов власти и «губернаторского управления».

Принципы межбюджетных отношений: распределения и закрепления расколов бюджетов по опреде­ленным уровням бюджетной системы РФ; разграничения регулирующих до­ходов но уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюд­жетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаи­моотношениях с бюджетами субъектов.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджет­ных расходов могут передаваться из фед.бюджета в бюд­жеты субъектов РФ и бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетовсубъектов РФ во взаимоотношениях с фед. бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предпо­лагает использование единой методики расчета нормативов финан­совых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и регио­нальных налогов.

Для обеспечения расходов тер­риториальных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131 доходы территориальных бюджетов состоят из 2х частей: собственные доходы и субвенции, получен­ные из фондов компенсации на осуществление отдельных гос. полномочий.

Собственные доходы бюджетов- виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствую­щими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами гос. внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

К собственным доходам можно отнести: доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных – для бюджетов муници­пальных образований); доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собст­венности территориальных органов власти; доходы полученные в результате экономической, админист­ративной деятельности территориальных органов власти; средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установ­ленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет; средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти; часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти, и др.

Собственные доходы включаю отчисления от фед-х и региональ­ных отчислений, а также выделяемые из Фед. и регион.бюджетов трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

Бюджетный федерализм - это способ устройства бюджетной системы страны, где каждый уровень гос-ой власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах бюджетных полномочий. Инструментами реализации бюджетного федерализма выступают: трансферты, субвенции, дотации. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из соз­данных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов. Трансферты- это передача права владения государственными ценными бумагами.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обяза­тельных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, др. соц. выплат, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов МСУ. На территории региона размещаются бюджетные организации разных уровней иерархии управления (например, вузы делятся на категории федерального, отрас­левого либо регионального подчинения и финансируются из соответствующих бюджетов; школы, колледжи и медицинские учреждения относятся к категории регионального либо муниципального уровня, чем определяется их бюджетное со­держание).

Дотация - это средства, предоставляемые бюджету др.уровя бюджетной системы на безвозмездной и безвозврат­ной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция это средства, предоставляемые бюджету др. ур.ю бюджетной системы или юр. л-у на без­возмездной и безвозвратной основах для осуществления це­левых расходов.

1. Целевые субсидии. Они могут называться субсидиями специального назначения, или категориальными субсидиями. Федеральное/региональное правительство определяет те цели, на которые ОМС могут использовать данные средства. Подобные субсидии часто используются для решения проблем, имеющих важное значение на уровне федерального/ регионального правительства, но не воспринимаемые таковыми органами МСУ. В структуре целевых субсидий выделяют несколько видов: - сопоставительные субсидии открытого типа. Подразумевается, что должны расходовать на определенные цели конкретную сумму денег при получении средств "сверху". Например, если местные органы власти потратили рубль на образование, то федеральное/региональное правительство также обязано вложить этот рубль. Согласно сопоставительным субсидиям открытого типа стоимость для провайдера субсидий полностью зависит от поведения получателя. - сопоставительные субсидии закрытого типа. Для установления предела стоимости, покрываемой федеральным/региональным правительством, это правительство может определить максимальную сумму, которую будет вкладывать. Данный механизм очень эффективен там, где основная проблема сводится к контролю бюджета; - несопоставительные субсидии — в данном случае федеральное/региональное правительство предлагает фиксированную денежную сумму с оговоркой, что она будет потрачена на указанное общественное благо.

2. Нецелевые субсидии. Такие субсидии не накладывают никаких ограничений на использование денежных средств. Они представляют собой единовременно выплачиваемые субсидии для получающего органа. Данные средства могут быть использованы для выравнивания налоговых возможностей среди различных органов местного самоуправления для обеспечения минимального (или разумного) уровня общественных услуг.

Трансферты, субвенции, дотации и другие виды бюджетного финансирования призваны создать финансовую базу, гарантирующую достижение и поддержание достойного уровня удовлетворения социальных запросов населения региона.

Перераспределяемые доходы - финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджет.системы на безвозмездной и безвозврат­ной основе для оказания финн-вой помощи и осуществления переданных на др. уровень власти полномочий на период бюд­жетного периода.

К перераспределяемым доходам можно отнести: безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней; отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетно­го планирования (три года).

Заемные источники-средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облига­ций, акций и др.

Привлеченные источники-средства, переданные территориальным органам власти юр. и физич.лицами на доб­ровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач.

К привлеченным источникам можно отнести: средства самообложения граждан; добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.

Важной стороной межбюджетных отношений определена оптимизация многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет, бюджеты 83 субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские, районные и т. п.). Основополагающий принцип бюджетного федерализма состоит в том, что каждый субъект располагает собственным бюджетом и действует в пределах закреплённых за ним бюджетных полномочий в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством.

В «Концепции» закреплены основные принципы межбюджетных отношений:

- во-первых, сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

- во-вторых, самостоятельность бюджетов разных уровней;

- в-третьих, законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;

- в-четвёртых, объективно обусловленное и транспарентное (прозрачное) перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы.

Соблюдение этих принципов на практике будет способствовать устранению имеющихся недостатков финансовой системы РФ и регионов, повышению её эффективности.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.

Бюджет субъекта Федерации (региона) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.


19. Финансовые ресурсы муниципальных образований. Проблемы и тенденции развития

Под финансовыми ресурсами муниципального образования следует понимать совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг и т. д.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Понятие «местные финансы» и понятие «финансовые ресурсы» местного самоуправления представляют собой идентичные понятия.

Годовой бюджет региона связан многими параметрами с федеральным бюд­жетом (запланированными в нём дифференцированными по регионам трансфер­тами, субсидиями, дотациями, субвенциями, отчислениями из различных феде­ральных фондов и др.), а также с бюджетами муниципальных образований, для которых региональный бюджет выполняет ту же поддерживающую роль, что и федеральный бюджет по отношению к региональным.

Основополагающие принципы бюджетной системы РФ, распро­страняемые на бюджеты всех уровней: 1) единства бюджетной системы Российской Федерации; 2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; 3) самостоятельности бюджетов; 4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, государственных вне­бюджетных фондов; 5) сбалансированности бюджета; 6) эффективности и экономности использования бюджетных средств; 7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 8) гласности; 9) достоверности бюджета; 10) адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

При профиците бюджета резервная часть его доходов может использоваться по решению законодательных органов региона или муниципального образования. Дефицит бюджета, как правило, покрывается за счёт внешних заимствований либо выпуска ценных бумаг и размещения их среди населения территории либо за её пределами. В РФ, как и в большинстве её регионов, за 90-е годы XX в. образо­вались значительные долги (внешние и внутренние), по которым в настоящее время осуществляются выплаты либо обслуживание процентных платежей (по кредитам МВФ и стран-участниц Парижского клуба). Причины образования дол­гов такой богатой страны, как Россия, в том числе её регионов, на наш взгляд, можно объяснить факторами субъективного и объективного характера. Среди субъективных факторов можно выделить неординарность проводимых в сжатые сроки экономических преобразований, некачественный менеджмент и консерва­тизм мышления населения. Наиболее существенные объективные факторы - это практическ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...