Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие индивидуального стиля деятельности как условие инновационной подготовки учителя 7 глава




Принцип обцц1нности - основа взаимоотношений детей, родите­лей, учителей в свободной школе, творческая свобода учителя.

Антропософия Р.Штейнсра как основа вальдорфской педагогики. Организация педагогического процесса в вальдорфской школе: гар­мония умственной, эстетической и трудовой деятельности детей. Идея погружения в процесс обучения, воспитание ремеслом, ежедневные эстетические циклы, вальдорфский учитель, демократизм самоуправ­ляющейся вальдорфской школы.

Дом свободного ребенка Марии Монтессори. Обш;ечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания. Свое­образие взглядов М.Монтессори на основные факторы развития лич­ности. Индивидуальность ребенка и его интересы как исходные пози­ции Монтессори-метода. Создание благоприятной педагогической среды на основе единства действий семьи и школы. Новая дидактика


М.Монтессори. Чувственное восприятие как основа умственного раз­вития детей. «Дидактический материал» как средство развития сенсор­ной культуры ребенка. Спонтанное обучение письму. Ступени урока.

«Школа без принулодения» Селестена Френе. Гуманистические ос­новы педагогики С.Френе. Индивидуализированное обучение как ядро педагогической модели. Особенности планирования учебного процес­са. Новые подходы к проблемам нравственного и трудового воспита­ния. Роль школьного кооператива в воспитательном процессе. Новые материальные средства обучения (школьная типография, дидактичес­кие картотеки, обучающие ленты и др.). Критика традиционной сис­темы обучения и воспитания детей.

5- Авторская ппсола как социально-педагогический фено-мем

Авторская школа как отражение объективной потребности обще­ственного развития. Оригинальная интерпретация педагогических идей и авторский почерк как неотъемлемые черты альтернативных школ.

Специфика различных концептуальных подходов к созданию ав­торских школ: школа- лаборатория-клуб Е.М.Ереминой, школы Н.П.Гу-зика, Д.АЛебедева, АН.Тубельского, социально-педагогический комп­лекс С.АМарьясина, воспитательная система В.АКараковского и др.

Основные принципы альтернативных моделей авторских школ: обращенность к ребенку, признание самостоятельности и самодея­тельности, свобода выбора ребенком форм и методов обучения, отказ от оценочного прессинга, конструирование гуманистических отно­шений и др.

6. Рааличжххе типы альтернативн^сх учебных заведений и
нерспективБ! их развития

Многообразие типов альтернативных школ как отражение много­образия современной социальной ситуации и авторских концепций альтернативного воспитания. Инновационные учебные заведения в России: гимназии, лицеи, колледжи, школы с классами, спрофилиро­ванными на вуз, школы-комплексы, частные школы, домашнее воспи­тание, диаспорные школы. Школы «интеллектуальной элиты». Религи­озно-духовное воспитание: обращенность к нормам человеческой морали и национальным традициям. Влияние обрядности, празднеств, религиозной атрибутики на эмоциональную сферу ребенка.

7. Альтернативные технологии обучения и воспитания
Современные концепции обучения и воспитания школьников, их

гуманистическая направленность и развиваюпщй характер: концеп­ция диалога культур, концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, В.ВДавыдова и др. Классификация современных технологий обучения и воспитания: интеграционные, игровые, структурно-логические, тре-нинговые, информационно-компьютерные, диалоговые.

Нетрадиционные формы обучения школьников. Личностно-ориен-тированное обучение и воспитание. Проблемы дифференцированно­го обучения.

8. Структура инноващио&Еной деятельносаги учителя
Разнообразие подходов к рассмотрению сущности инновационной

деятельности: управленческая модель, модель социального взаимодей­ствия, инновационная деятельность как творческий процесс, рефлек-сивно-деятельностный подход к изучению инновационной деятель­ности.


Структура инновационной деятельности: творческая направлен­ность, креативность, операционные компоненты, рефлексивность.

Типология учителей по их отношению к нововведениям. Творчес­кая восприимчивость учителя к нововведениям. Личностные установ­ки, профессиональное сознание, личностная центрация педагога. Ин­дивидуальный стиль деятельности учителя.

Психологические барьеры в инновационной деятельности учите­ля. Виды психологической защиты педагога. Антиинновационные ба­рьеры. Преодоление стереотипов поведения и мышления учителя.

Взаимоотношения учителя-инноватора с коллегами, администра­цией, стиль его поведения. Конфликты и инновационная деятельность учителя.

9- Техмолотия разработки и освоения новшеств

Способы введения новшеств в школу: развитие своего собственно­го опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, п^тъ проб и ошибок, эксперимент.

Научный эксперимент в структуре инновационной педагогической деятельности: программа эксперимента (обоснование темы и ее фор­мулировка, объект^, предмет, цели и задачи эксперимента, гипотеза исследования), разработка и выбор конкретных методик и методов исследования, сроки эксперимента и его этапы, база, критерии оцен­ки ожидаемых результатов, экспертиза программы эксперимента.

Организационно-управленческий аспект процесса разработки и освоения инноваций: диагностический, прогностический, организа­ционный, практический, обобш;аюпц1Й этапы.

Методика составления авторской программы и учебного плана. Формирование концепции авторской школы, ее структура и алгоритм действий по ее формированию. Организация коллективной работы по составлению программы (авторский коллектив), основные условия и методы организации коллективной творческой деятельности.

Отслеживание процесса и результатов экспериментальной работы: начальная диагностика, фиксация текуш^1х результатов, проведение итоговых срезов. Сравнение полученных результатов с прогнозируе­мыми. Анализ непредвиденных результатов эксперимента. Корректи­ровка гипотезы, экспериментальной методики (технологии, структу­ры, алгоритма действий и т.п.).

Оформление результатов эксперимента.

10. Экономическое и нормативно-правовое обеспечение развмтия инновационной школы

Нормативное финансирование развития школы, разработка эконо­мического раздела программы развития инноваций. Аккредитация, лицензирование, аттестация школы. Самоанализ и самооценка инно­вационной деятельности учителя при подготовке к аттестации. При­мерный перечень документов, необходимых для получения школой статуса экспериментальной площадки для апробации новых моделей образования детей.

В результате прослушивания лекций, участия в семинарах и лабо­раторных занятиях будуиц1й учитель должен знать:

современную стратегию образования, основные идеи и понятия инновационной педагогики, источники идей развития альтернатив­ной школы, основные концепции авторских школ, различные типы альтернативных учебных заведений, инновационные технологии, на-


учное толкование понятия «эксперимент», методы опытно-экспери­ментальной исследовательской работы, этапы подготовки и проведе­ния эксперимента, состав и структуру авторской программы и кон­цепции, пути и средства организации опытно-экспериментальной работы, способы анализа и подведения итогов этой работы, структу­ру инновационной деятельности, виды психологических барьеров и способы преодоления стереотипов инновационного поведения;

должен уметь:

осуществлять выбор проблемы и темы исследования, составлять развернутую программу экспериментальной работы в школе, отсле­живать ее процесс и результаты, анализировать и оформлять их, вла­деть методами исследования, осуществлять оптимальное взаимодей­ствие с педагогическим сообществом, рефлексировать все компонен­ты инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловски К Учителя и инновации. - 1991. - 157 с.

2. Бабанский Ю.К Проблемы повышения эффективности педагогических иссле­дований. - М., 1982.

3. Бердяев Н.А Смысл творчества (Философия творчества, кутгьтуры и искусства).

- М,: Искусство. Лига. - 1994. - Т.1. - 356 с

4. Загвяэинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990. - С.3-9.

5. Загвяэинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.

6. Загвязинский В.И., Гильманов СА. Творчество в управлении школой. - М., 1991.

7. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. - 1993.

- № б. - С. 16-27.

8. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Про­блема, опыт, решения. - Псков, 1992. - 223 с.

9. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.ЯЛияудис. - М., 1994. - 203 с.

 

10. Инновационные методы обучения в вузе: Сб.научн.трудов. - Мурманск, 1993.

11. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ - М., 1992. - 104 с

12. Караковский В.А Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992.

13. Караковский В.А Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа це­лостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

14. Кан-Калик В.А Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Гроз­ный, 1976.

15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогически поисках. - М., 1994. - 222 с.

16. Конаржевский Ю.А Внутришкольный менеджмент. - М., 1992.

17. Корнелиус X. Фэйр Ш. Выиграть может каждый Как разрешать конфликты. -М., 1992.

18. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической прак-трпси. - М., 1977.

19. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. - М., 1992.

20. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М., 1993. -46 с.

21. Ляудис В.Я. Изнновационное обучение и наука. - М., 1992. - 52 с.

22. Менеджмент в управлении школой / Науч.ред. Т.И.Шамова. - М., 1992.

23. Методическая работа в школе: организация и управление / Под ред. М.М.По-ташника. - 2-е изд. - М., 1990.

24. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 1915.

25. Монтессори М. Руководство к моему методу. - М., 1916.

26. Некрасова Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-ис-


следовательской работе. - Калининград, 1989.

27. Новикова Л.И., Куракин ЛТ. Путь к творчеству. - М., 1966.

28. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педаго­гика. - 1992. - № 3-4.

29. Подымова Л.С Введение в инновационную педагогику: Учебное пособие. -Курск: КГПУ, 1994 - 120 с.

30. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости иссле­дований // Советская педагогика. - 1988. - № 11.

31. Поляков СД В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

32. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.

33. Поташник М.М. Право на эксперимент // Народное образование. - 1989. - № 9.

34. Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в обра­зовательном учреждении // Магистр. - 1994. - № 5.

35. Пригожий АИ. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики - М., 1989. - 270 с.

36. Пригожий А.И. Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации). - М., 1990.

f 37. Риттельмайер Ф. Жизненные встречи с Рудольфом Штайнером. - М., 1991.

38. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М., 1990.

39. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. - М., 1989.

40. Структура инновационного процесса. - М., 1981. - 158 с.

41. 'Цеория и практика педагогического эксперимента. - М., 1979

42. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника и В.СЛазарева. - М., 1995. - 464 с.

43. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1992.

44. Франка В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

45. Харрис Т. Я - хороший, ты - хороший - М., 1993.

46. Хекхаузен X. Мотивация деятельности - М., 1992.

47. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инноваци­онный процесс. - М., 1994. - 62 с

48. Хомерики О.Г. Иновации в практике обучения / Педагогика. - 1993. - № 2. -с.41-44.

49. Центр вальдорфской педагогржи. - М., 1991.

50. Цирульников А.М. Педагогические основы вариативной организации сельс­кой школы. - М., 1992.

51. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления; руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990.

52. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой - М., 19^92.

53. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

54. Шукшунов В.Е. Инновационное образование; парадигма,принципы реализа­ции, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - с.13-18.

55. Штульман Э.А. Методический аппарат исследований // Советская педагогика.

- 1988.-№ 11.

56. Эксперимент в школе организация и управление / Под ред. М.М.Поташника.

- М,, 1991.

57. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработ­ки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991. - 92 с.

58. Ямбург ЕА. Эта «скучная» наука управления. - М., 1992.


тематический план


Тематические блоки


Содержание


Распределе­ние часов

пекц. сем. лаб.


 


1. Социальные и
научные предпо­
сылки инноваци­
онной педагогики

2. Основные поня­
тия педагогичес­
кой инноватики

3. Эксперимен­
тальный характер
русской инноваци­
онной школы

4. Источнтси идей
развития альтерна­
тивной школы

5. Авторская шко­ла как соц.-педаго-гический феномен

6. Различные типы альтернативных учебных заведений

7. Альтернативные технологии обуче­ния и воспитания

8. Структура инно­вационной дея­тельности учителя

9. Технология раз-работки и освое­ния новшества

10. Нормативно-правовое обеспе­чение инноваций

Всего


Инновационная педагогика как наука, ее предмет и область исследования

Основные источники педагогической ин­новатики

Инновационные процессы в образовании, классификация педагогических новшеств

Экспериментальный поиск новой школы. Альтернативные подходы к выбору целей воспитания: Анализ нестандартных спосо­бов организации педагогического процесса

Русская философская мысль - основа раз­вития альтернативной педагогшш

Влияние социально-психологических те­орий личности на развитие альтернатив­ной педагогики

Гуманистические традиции в отечествен­ной педагогике КД Ушинского, Л.Н.Толсто­го, КН.Вентцеля, СТ.Шацкого и др.

Организация педагогического гфоцесса в вальдорфской школе

Дом свободного ребенка Марии Монтес-сори

«Школа без принуждения» Селесгена Френе

Основные принципы альтернативных мо­делей авторских школы

Характеристика инновационных типов учебных заведений за рубежом Инновационные учебные заведения в России

Современные концепции обучения и вос­питания школьников Личностно-ориентированное обучение

Многообразие подходов к сущносттн ин­новационной деятельности

Типология учителей по отношению к нов­шествам

Психологические барьеры в инновацион­ной деятельности учителя

Понятие о педагогическом эксперименте Методы опытно-экспериментальной работы Этапы подготовки и проведения экспери­мента

Методика составления авторской про­граммы

Отслеживание процесса и результатов эк­спериментальной работы Оформление резутгьтатов эксперимента

Разработка экономического и правового разделов программы





Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ об экспериментальной школе раннего развития

Общее положение

Данная школа представляет собой тип учебного заведения, который можно определить как школа-комплекс «Детский сад - начальная шко­ла». Экспериментальная школа функционирует на базе детского сада №9 и средней школы №27 г.Курска. Она является единым звеном в системе образования. Школа осуш;ествляет свою деятельность в соот­ветствии с Законом РФ «Об образовании» и настоящего положения.

Школа работает в режиме шестилетней начальной школы и имеет две ступени обучения; дошкольная ступень — 4,5,6 лет и школьная сту­пень 7, 8, 9 лет.

2. Основные цели и задачи
экспериментальной школы

1. Органическое взаимодействие начальной ступени школы с дош­кольным звеном с целью постепенного переноса на дошкольный пе­риод определенных этапов обучения, не допуская дублирования в со­держании обучения и воспитания детей. Одновременное насыщение дошкольной ступени занятиями эстетического характера (музыка, ИЗО и художественный труд, рассказы и драматизация, ритмика, фоль­клор и др.).

2. Создание основ русской национальной школы: изучение нацио­нальной культуры, сохранение и развитие национальных традиций, воспитание уважения к языку и культуре других народов.

3. Создание прогрессивной системы обучения, позволяющей дать глубокие знания основ наук и обеспечивающей развитие творческих способностей детей.

4. Создание на ранних ступенях обучения развивающей среды, в которой более эффективно формируются навыки учебного сотрудни­чества, приемы организации учебной деятельности, более интенсив­но развиваются познавательные способности.

5. Снятие барьеров школьной дезадаптации и утомляемости детей.

6. Организация внутришкольной инфраструктуры клубов по инте­ресам, кружков, секций для обеспечения разностороннего развития личности.

7. Вовлечение учащихся в активную социальную деятельность как необходимое условие развития свободной личности.

8. Создание учебной базы для совершенствования подготовки бу-дуищх учителей.


3. Организация образовательного процесса и комплектование классов

Экспериментальная школа раннего развития работает на основе экспериментального учебного плана и усовершенствованных авторс­ких и государственных программ.

Главная функция обучения в школе состоит в обеспечении общего развития. Отбор предметов и включение их в образовательную область базисного учебного плана осуш,ествляется с учетом возможностей де­тей и сензитивных периодов развития психики,

С этой целью для детей 4-7 лет введены интегрированные курсы: Мир и человек, ИЗО и художественный труд, математика и конструи­рование, рассказы и драматизация и др.

На этом же этапе введены элементарные занятия по чтению, пись­му и счету, есгествознанию, музыке, иностранному языку, развиваю­щим играм, ритмике и физвоспитанию, организуются^факультативы.

Экспериментальная школа работает по индивидуальному штатно­му расписанию, утвержденному заведуюиц1м детским садом и дирек­тором школы.

Учебный год в школе начинается 1 сентября, у детей 4-летнего воз­раста - с 1-го октября (один месяц дается на адаптационный период). Продолжительность учебного года у детей 4, 5, б-летнего возраста -30 недель, вводятся дополнительные недельные каникулы в феврале, в мае (последняя неделя) вводятся творческие формы проведения заня­тий (уроки-путешествия, экскурсии и др.); у детей 7, 8, 9 лет продол­жительность учебного года - 32 недели.

Продолжительность урока у детей 4-5 лет - 25 минут, у детей 6 лет - 35 минут, 7-9 лет - 45 минут.

Весь учебный день в экспериментальной школе раннего развития делится на два блока: утренний учебный блок (элементарные занятия по чтению, письму, счету, иностранному языку и др.) и дневной раз­вивающий блок: предметы эстетического цикла и развиваюпще дис­циплины по выбору (свободный блок: шахматы, народные промыс­лы, развиваюпще игры, моделирование и конструирование и др.).

Факультативные занятия проводятся по желанию учашцхся и ро­дителей с учетом индивидуальных способностей и интересов детей.

Школа работает в режиме пятидневной недели полного дня.

Процесс обучения в экспериментальной школе строится на осно­ве использования гибких форм организации учебной деятельности, отдается предпочтение игровым, эвристичес1сим и проблемно-поис­ковым методам.

Основой умственного развития детей на ранних этапах обучения является их эмоциональный опыт, расширению и обогащению кото­рого способствуют занятия эстетического блока, расширение сфер социального общения детей, удовлетворение потребности детей в игре.

Умственное развитие детей обеспечивается целенаправленным ов­ладением ребенком соответствующими компонентами познаватель­ной деятельности. Раннее целенаправленное обучение анализу, син­тезу, сравнению особенно важно, поскольку в этом случае появляется реальная возможность более глубокого познания связей и отношений на всех последуюшцх ступенях непрерывного образования.


Школе предоставлено право вносить изменения в изучение отдель­ных дисциплин и распределение часов.

Количество детей в классах 20 человек. Классы делятся на две под­группы при проведении всех занятий у детей 4-6-летнего возраста, а также при организации занятий с детьми 7-9-летнего возраста по сле­дующим дисциплинам: иностранный язык, ритмика, речь и этикет.

С целью обеспечения индивидуального подхода при обучении в условиях опережающего обучения и организации щадящего режима на занятиях у детей шестилетнего возраста вводится новая форма орга­низации занятий с двумя педагогами, учителем и воспитателем (ос­новной учитель и ассистент) для работы малыми группами и подго­товки домашних заданий с детьми этого возраста, что определяет не­обходимость введения двух ставок воспитателя.

Комплектование классов осуществляется специальной комиссией по данным психологического и медицинского обследования детей независимо от места жительства.

Порядок приема, а также зачисление и отчисление учащихся осу­ществляется на основании заявления родителей и определяется Уста­вом образовательного учреждения.

За учащимися сохраняется право свободного перехода в соответ­ствующий класс общеобразовательной школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...