Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации региональных органов управления и их функционирования




(в рамках полномочий, определённых Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти).

Правовой основой организации системы управления страной и территориальными образо­ваниями служит Конституция РФ и ряд законодательных актов.

Конституция РФ предусматривает два уровня государственной власти - феде­ральный и субъекта РФ - с чётко обозначенным разграничением полномочий, т. е. один государственный орган не может давать прямые указания другому на осно­вании административного подчинения. В рамках полномочий, определённых Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо другую территорию РФ. Так, край (область) и располо­женный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определяются все на­правления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автоном­ного округа.

Территориальное устройство субъекта РФ находится в ведении самого субъек­та РФ. В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве ад­министративно-территориальных единиц.

Согласно Конституции РФ, система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Основными целями исполнительной власти субъектов Федерации являются разработка и реализация комплекса воздействий на объект управления для его пе­ревода в состояние, обеспечивающее производство и воспроизводство непосредст­венной жизни людей и свободное развитие человека. Чтобы успешно осуществить указанные цели, правительства и администрации субъектов Федерации должны со­средоточивать свои усилия на решении в первую очередь таких задач, как прогно­зирование и планирование социально-экономического развития субъекта Федера­ции; обеспечение субъекта Федерации необходимыми ресурсами; оперативное управление собственностью субъекта Федерации; осуществление экономической реформы; создание условий для обеспечения населения субъекта Федерации всеми видами услуг; социальное обеспечение и социальная защита граждан; рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды; обеспечение законности и правопорядка на территории субъекта Федерации; обес­печение социально-культурного развития субъекта Федерации.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значе­ния, автономной области, автономном округе является администрация (прави­тельство). Руководство деятельностью администрации осуществляет ее глава.

Отношения центра и регионов должны быть равными относительно выполне­ния всеми субъектами взаимоотношений единых правил поведения. Основой отношений между уровнями власти в лю­бом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантий их деятельности. В настоящее время основным принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая эффективность выпол­нения на соответствующем уровне определенных функций и задач. Данный подход получил название принципа субсидиарности.

Принцип субсидиарности основан на том, что более высокий уровень управле­ния может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой послед­ний проявил свою неспособность к эффективному управлению.

Стратегию государственного развития определяет региональная политика, при­званная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффектив­ному развитию региональных отношений. В осуществлении политических функ­ций заключается основное отличие государственного и регионального управления от общего менеджмента организаций.

Региональная политика государства - целевые действия государства, направ­ленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, по­вышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности от­дельных регионов.

Внутренняя политика регионов - целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материаль­ного производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.

Существует несколько научных подходов к изучению региональной политики, позволяющих вырабатывать ее правильную стратегию и пути формирования. Некоторые из них:

1. Пространственно-временной подход (ориентация на местоположение региона относительно центров роста науки, производства, торговли и др.).

2. Воспроизводственный подход (рассмотрение региона как единой системы воспроизводства и как подсистемы воспроизводственной системы страны).

3. Проблемный подход (выявление проблем и поиск механизмов и путей их ре­шения).

4. Геополитический подход (учёт взаимосвязей региона в географическом про­странстве, влияния политических аспектов в соседних регионах, стране, других странах - приграничных).

К основным направлениям региональной политики можно отнести:

- координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на ре­гиональном уровне, так и на общегосударственном;

- определение эффективного направления специализации региона с учетом его особенностей;

- подъем экономики депрессивных районов;

- освоение новых районов с учетом их ресурсного потенциала;

- проведение единой социальной политики и др.

В РФ выделяют три группы проблемных регионов: слабые, депрессивные, ре­гионы с экологически неблагоприятными условиями. Все они нуждаются в госу­дарственной поддержке и специфичной региональной политике.

Особое значение для организации государственного регионального управления, деятельности органов государственной власти и управления регионов имеет закреп­ление в Законе «Об основах государственной службы РФ» принципов государствен­ной службы. Впервые в подобного рода российских документах закреплены прин­ципы верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными норматив­ными правовыми актами; обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина; приоритета этих прав и свобод; един­ства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Рос­сийской Федерацией и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Правовой осн-ой орг-ции с-мы упр-я страной и тер-тор-ми образ-ями служит К РФ и ряд з-нодательных актов. К РФ предусматривает 2 уровня гос-ой власти – фед-ый и субъ-а РФ – с чётко обознач-ым разгранич-ем полномочий, т. е. один гос-ый орган не м. давать прямые указ-я др-му на осн-нии адм-ого подчин-ия. В рамках полномочий, определ-х К РФ, дог-рами и соглаш-ями, субъ-ты РФ самост-ны и независимы в своих действиях от органов фед-ой власти.

Субъ-т РФ обладает тер-рией и своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо др-ую тер-рию РФ. Так, край (обл) и располож-й в его границах автономный округ явл-ся равноправными субъ-ми РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Органы власти таких субъ-в РФ д. строить отнош-я на основе дог-ров и соглаш-й, в к-рых определ-ся все направл-я самост-й и совместной деят-ти края (обл) и автономного округа.

Тер-ное устр-во субъ-та РФ наход-ся в ведении самого субъекта РФ. В составе субъекта РФ обычно выдел-ся города и районы в кач-ве адм-тер-ых единиц.

С-ма органов гос-ой власти субъ-в РФ устан-ся ими самост-но.

Осн-ми целями исп-ой власти явл-ся разработка и реализация комплекса возд-ий на объект упр-я для его перевода в состояние, обеспечивающее произв-о и воспроизв-о непосредственной жизни людей и свободное развитие чел-ка. Для осущ-ия цели, реш-ся задачи:

- прогнозир-е и планир-е соц-эк-ого разв-я;

- обеспеч-е необх-ми рес-ми;

- оператив­ное упр-е собств-тью;

- осущ-ие эк-ой реформы;

- созд-е усл-й для обеспеч-я насел-я все­ми видами услуг;

- соц-ое обеспеч-е и соц-ая защита граждан;

- рацион-ое use ПР и охрана окр. среды;

- обеспеч-е з-нности и правопорядка;

- обеспеч-е соц-куль-го разв-я.

Принцип субсидиарности - более высокий ур-нь упр-я м. вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эф-ому упр-ию. вмеш-во явл-ся обязат-ым и осущ-ся только с целью оказания необх-й помощи в реш-ии его задач. Исп-ие принципа субсидиарности подразумевает обязат-й учёт и др. принципов, определ-щих основы орг-ции гос-ва: ед-во действия и примен-я, эф-ть упр-я и солидарность. Применение принципа означает, необх-мо предпринять усилия, чтобы з-нодательно определить перечень полномочий, переданных каждому ур-ню, сопроводив их чёткими правилами взаимод-я м/у ур-ями публичного упр-я.

Субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий большие возм-ти для обеспеч-я участия рег-х властей в определении объема их полномочий. Эф-ть раб-ты многоур-ой стр-ры, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюд-я справедливого баланса м/у делегиров-ми и собственными полномочиями рег-в, делегиров-ми полномочиями и рес-ми, необх-ми для их осущ-я.

Принципы деят-ти органов гос-ой власти субъ-в: Гос-ая и терр-ая целостность РФ. Распростр-е суверенитета РФ на всю ее тер-рию. Верх-во К РФ и фед-ых з-ов на всей тер-рии РФ. Ед-во с-мы гос-ой власти. Разделение гос-ой. Разгранич-е предметов ведения и полномочий м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъ-в РФ. Самост-е осущие органами гос-ой власти субъ-в РФ закрепленных за ними полномочий. Самост-ое осущ-ие своих полномочий органами мс/у.


23. Полномочия органов местного самоуправления по управлению территориями

(прогнозирование и планирование социально-экономического развития субъекта Федерации; обеспечение субъекта Федерации необходимыми ресурсами; оператив­ное управление собственностью субъекта Федерации; осуществление экономической реформы; создание условий для обеспечения населения субъекта Федерации все­ми видами услуг; социальное обеспечение и социальная защита граждан; рациональ­­ное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды; обеспечение законности и правопорядка на территории субъекта Федерации; обеспечение социально-культурного развития субъекта Федерации).

Основными целями исполнительной власти субъектов Федерации являются разработка и реализация комплекса воздействий на объект управления для его перевода в состояние, обеспечивающее производство и воспроизводство непосредственной жизни людей и свободное развитие человека. Чтобы успешно осуществить указанные цели, правительства и администрации субъектов Федерации дол­жны сосредоточивать свои усилия на решении в первую очередь таких задач, как прогнозирование и планирование социально-экономического развития субъекта Федерации; обеспечение субъекта Федерации необходимыми ресурсами; оператив­ное управление собственностью субъекта Федерации; осуществление экономической реформы; создание условий для обеспечения населения субъекта Федерации все­ми видами услуг; социальное обеспечение и социальная защита граждан; рациональ­­ное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды; обеспечение законности и правопорядка на территории субъекта Федерации; обеспечение социально-культурного развития субъекта Федерации.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство). Руководство деятельностью администрации осуществляет ее глава.

Отношения центра и регионов должны быть равными относительно выполнения всеми субъектами взаимоотношений единых правил поведения. Для построения эффективных федеральных отношений необходимо определение и закрепление четких функций государственного управления за центрами ответственности. В современном мире все большее распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантий их деятельности. В настоящее время основным принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая эффективность выполнения на соответствующем уровне определенных функций и задач. Данный подход получил название принципа субсидиарности.

Принцип субсидиарности основан на том, что более высокий уровень управления может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению. Вмешательство вышестоящих уровней управления в деятельность нижестоящих допускается только при наличии определённых условий, при которых такое воздействие может считаться законным и целесообразным. Таким образом, вмешательство более высокого уровня власти в дела более низкого уровня является обязательным и осуществляется только с целью оказания необходимой помощи более низкому уровню власти в решении его задач. Использование принципа субсидиарности подразумевает обязательный учёт и других принципов, определяющих основы организации государства: единство действия и применения, эффективность управления и солидарность.

Прямое применение принципа субсидиарности предполагает необходимость учесть его практические последствия относительно распределения полномочий. Применение этого принципа означает, что необходимо предпринять все усилия для того, чтобы законодательно определить перечень полномочий, переданных каждому уровню, сопроводив их чёткими правилами взаимодействия между уровнями публичного управления.

Безусловно, органы власти всех регионов не всегда могут претендовать на то, чтобы исполнять одинаковые полномочия. Объективно существует разница в географическом положении, протяжённости территории, особенностях инфраструктуры и различной наделённости ресурсами. Государство должно стремиться сгладить наиболее значительные диспропорции между территориями путём применения систем выравнивающих выплат.

Субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий большие возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий. Эффективность работы многоуровневой структуры, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, делегированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.

Региональное и внутрирегиональное управление осуществляется через разветвленную сеть различных органов, основным звеном которых являются органы государственного и муниципального управления. Под термином «орган государственного или муниципального управления» подразумевается организационно оформленная группа должностных лиц и государственных или муниципальных служащих, которая наделена компетенцией и необходимыми средствами для осуществления управления определенным территориальным образованием (регионом, муниципальным образованием). Принята классификация этих органов по следующим признакам:

- государственному устройству;

- видам организационно-правовых форм;

- объему и характеру компетенции;

- территориальной сфере деятельности;

- порядку принятия управленческих решений.

Стратегию государственного развития определяет региональная политика, призванная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффективному развитию региональных отношений. В осуществлении политических функций заключается основное отличие государственного и регионального управления от общего менеджмента организаций.

Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Полномочия МСУ-это закрепленные фед. законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов МСУ за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами МСУ права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций МСУ на соответствующей территории.

Статья 17, N 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»:

1. В целях решения вопросов местного значения органы МСУ поселений, муниц-ных районов и городских округов обладают полномочиями: 1) принятие устава муниц-ного образования (МО) и внесение в него изменений и доп-ний, издание муниц-ных правовых актов;2)установление офиц-ых символов МО; 3) создание муниц-ых предприятий и учрежд-ий, их финансирование; 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниц-ыми предприятиями и учрежд-ями; 5) организац-ное и матер-но-тех-ское обеспечение подготовки и проведения муниц-ных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица МСУ, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования МО; 6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного соц.-экон-ского развития МО; 7) учреждение печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов, иной офиц-ной инфор-ции; 8) осуществление международных и внешнеэкономических связей; 9) иными полномочиями.

2. Органы МСУ поселений и органы МСУ городских округов вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе соц.значимых для поселения и городского округа работ в целях решения? местного значения.

3. Полномочия органов МСУ осуществляются органами МСУ поселений, городских округов и муниц-ных районов самостоятельно. Подчиненность органа МСУ или должностного лица 1го МО или должностному лицу др. МО не допускается.

В соответствии с Конст-й РФ (ст.132) органы МСУ могут наделяться законом отдельными гос. полномочиями.

К вопросам местного значения поселения относятся (Статья 14 фз 131):1.1) формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением;2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом в муниц-ой собственности; 4) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения нас-ия топливом; 5) содержание и строит-тво автомоб-ых дорог, мостов и иных транс-ых сооружений, за исключением федер. и регион. значения; 6) обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 7) создание условий для предоставления транс-ных услуг насел-ию; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС;9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности; 10) создание условий для обеспечения жителей услугами связи, обществ.питания, торговли и бытового обслуживания; 11) организация библиотечного обслуживания населения; 12) создание условий для организации досуга и культуры; 13) охрана и сохранение объектов культурного наследия; 14) обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта; 15) создание условий для массового отдыха жителей; 16) оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися; 17) формирование архивных фондов; 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 19) организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов; 20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков для муниц-ных нужд; 21) освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и № домов; 22) организ-я ритуа-ых услуг и содержание мест захоронения. 2. МСУ вправе решать ин.?.

Вопросы местного значения муниципального района (Статья 15 фз 131): 1) форм-ание, утверждение, исполнение бюджета, контроль за исполнением; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом в муниц-ной собственности; 4) организация в границах муниц-ого района электро- и газоснабжения поселений; 5) содержание и строительство автомобильных дорог м/у населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниц-ного района; 6) создание условий для предоставления транспортных услуг; 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС;8)организ-я охраны общест-го порядка муниц-ой полицией; 9) организация мероприятий по охране окружающей среды; 10) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и соц. назначения; 11) организация предоставления общедост-го и беспл-го начал-ого общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления доп.образования и общедоступного беспл-го дошкольного образ-ия, а также орган-я отдыха детей в каникулярное время; 12) организация оказания на территории мун-го района скорой мед.помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, мед.помощи женщинам в период беременности, во время и п/е родов; 13) опека и попечительство; 14) орган-ия утилизации и переработки бытовых и промыш-ых отходов; 15) террит-ное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков для муниципальных нужд; 16) формирование и содержание муниципального архива; 17) содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг; 18) для обеспечение услугами связи, общ.питания, торговли и бытового обслуживания; 19) организация библиотечного обслуживания; 20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.

Вопросы местного значения городского округа (Статья 16 фз 131):1) формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; 3) владение, пользование и распоряжение имущество в муниц.собственности; 4) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 5) содержание и строительство автомоб-ых дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений; 6) обеспечение малоимущих граждан и нуждающихся в улучшении жилищных условий; 7) создание условий для предоставления транспортных услуг; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС;9) организация охраны общ.порядка муниц.полиции; 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности; 11) мероприятия по охране окружающей среды; 12) организация и осуществление экологич-го контроля;13) организация образования (см. ст.15/11); 14) организация скорой мед.помощи;15) услуги связи, общест.питания, торговли и быт. обслуж-ия;16) организация библиотечного обслуживания; 17) создание организации досуга и культуры; 18) охрана и сохранение объектов культурного наследия; 19) развитие массовой физической культуры и спорта;20) массовый отдых жителей; 21) опека и попечительство; 22) формирование и содержание муниц.архива; 23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 25) организация благоустройства и озеленения; 26) (см.ст.15/15); 27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и №домов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...