Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Введение в религиоведение




Начальник кафедры

подполковник полиции

 

О.В. Евтихов

«____»____________2014 г.

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 

Планы семинарских и практических занятий

По направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

КРАСНОЯРСК 2014


Религиоведение: Планы семинарских и практических занятий по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. – 26 с.

 

Подготовлены кандидатом исторических наук А.П. Дворецкой, доктором социологических наук, доцентом В.Е. Шинкевичем, доктором исторических наук, доцентом О.В. Коноваловой.

 

 

Предназначены для подготовки к семинарским и практическим занятиям по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических наук (кафедра №1)

«___»_______201__ г. Протокол № __

 

 


Пояснительная записка

«Религиоведение» является дисциплиной вариативной части гуманитарного и социально-экономического цикла.

Цель учебной дисциплины: формирование у обучающихся комплекса предусмотренных государственным образовательным стандартом научных знаний о религии в истории человечества и на современном этапе, особенностях правового регулирования деятельности религиозных объединений в России, практических умений и навыков, необходимых им для учебной, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

сформировать представления об основных особенностях мировых, национальных и нетрадиционных религий, распространенных на территории России, специфике религиозного экстремизма; правовом регулировании деятельности религиозных организаций и учреждений;

способствовать развитию навыков научного мышления; публичного выступления, ведения дискуссии и полемики, общения с представителями различных национальностей и конфессий; выстраивания социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, в том числе в сфере профилактики наркомании;

развивать умения анализировать социально и профессионально значимые проблемы в контексте взаимодействия с представителями различных религиозных конфессий.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») изучение дисциплины «Религиоведение» направлено на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») в результате изучения религиовеение обучающиеся должны:

знать:

особенности национальных, нетрадиционных и мировых религий, специфику религиозного экстремизма, основы правового регулирования деятельности религиозных организаций и учреждений в России;

уметь:

анализировать религиозные доктрины; сопоставлять во времени и пространстве исторические и современные формы религии, выявлять влияние религии на социально-культурные процессы; применять полученные знания при взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий, в том числе по вопросам профилактики наркомании;

владеть навыками:

научного мышления; публичного выступления, ведения дискуссии и полемики, общения с представителями различных национальностей и конфессий; выстраивания социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, в том числе в сфере профилактики наркомании.

Семинарские занятия проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с повторения лекционного материала. Затем необходимо ознакомиться с источниками и базовой литературой (учебниками и учебными пособиями), указанными к каждому занятию. Предложенный перечень литературы не является исчерпывающим и не исключает использование других материалов.

Главная задача обучающихся на основе изученной литературы найти ответы на обозначенные в плане семинара вопросы. Для лучшего усвоения материала и подготовки логически выдержанного ответа целесообразно составлять рабочие конспекты. Они могут быть как в виде развернутого плана, так и в реферативной форме. При работе с книгами, журнальными и газетными статьями необходимо делать ссылки на них, с указанием страниц. Это важно, во-первых, при выяснении спорных точек зрения. Во-вторых, облегчит в дальнейшем работу над темой, если снова придется к ней возвращаться (при написании реферата).

Выступление на семинаре должно быть аргументированным, законченным, хорошо продуманным. В отличие от школьной ориентации на воспроизведение прочитанного, вузовские требования к ответу предполагают анализ, сопоставление уже известных и вновь узнанных фактов, сравнение различных точек зрения. Привлечение информации из других отраслей знаний (литературы, обществоведения и т.д.) позволяет курсантам продемонстрировать понимание проблемы, свободное владение материалом, активнее участвовать в обсуждении вопросов на семинарских занятиях.

Наряду с аудиторными занятиями, значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе обучаемых. Регулярное посещение лекций, активная работа на семинарских занятиях и самостоятельная подготовка - все это позволит обучаемым успешно подготовиться к сдаче экзамена или зачета.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для курсантов очной формы обучения

№ темы Название темы Зачетные единицы Всего по теме В том числе Примечание
всего аудиторных занятий аудиторные занятия самостоятельная работа обучаемых
лекции семинары практич. занятия
в группах в подгруппах
  РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ  
  Религиоведение как учебная дисциплина                  
  РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ  
  Ранние формы религии. Национальные религии                  
  Буддизм                  
  Христианство                  
  Ислам                  
  РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ  
  Современные неорелигиозные движения                  
  Веротерпимость и свобода совести в российском обществе. Участие религиозных объединений в противодействии наркомании                  
  ВСЕГО:                  
  Форма контроля ЗАЧЕТ  

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Религиоведение»
для слушателей заочной формы обучения

 

№ темы Название темы Зачетные единицы Всего по теме В том числе Примечание
всего аудиторных занятий аудиторные занятия самостоятельная работа обучаемых
лекции Семинары практич. занятия
в группах в подгруппах
  РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ  
  Религиоведение как учебная дисциплина                  
  РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ  
  Ранние формы религии. Национальные религии                  
  Буддизм                  
  Христианство                  
  Ислам                  
  РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ  
  Современные неорелигиозные движения                  
  Веротерпимость и свобода совести в российском обществе. Участие религиозных объединений в противодействии наркомании                  
  ВСЕГО:                  
  Форма контроля ЗАЧЕТ  
                       

 

Основная литература

1. Аникин, Д.А. Религиоведение: конспект лекций / Д.А. Аникин. – М., 2013. – Режим доступа: http://znanium.com

2. Бажан, Т.А. Религиоведение для юристов: учебное пособие/ Т.А. Бажан. – Красноярск, 2006.

3. Викторов, В.Ю. Религиоведение: Учебник для бакалавров. – 2-изд., пер. доп. / В.Ю. Викторов, В.Ю. Лебедев. – М., 2013. – Режим доступа: http://znanium.com.

4. Гуревич, П.С. Религиоведение: Учебник для бакалавров. – 3-е изд., пер. доп. / П.С. Гуревич. – М., 2014. – Режим доступа: http://znanium.com.

5. Религиоведение: учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Яблокова. - Москва: Юрайт, 2013.

Справочные издания

1. Новейший словарь религиоведения: более 500 статей / авт.-сост.: О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под общ. ред. С.Н. Смоленского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

2. Померанц, Г. Великие религии мира / Г. Померанец, З. Миркина -.М., - СПб., 2012.

3. Религиоведение: Энциклопедический словарь. – М., 2006.

4. Религиозные традиции мира: в 2-х тт./ пер. с англ. – М.: Крон-Пресс, 1996.

5. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований / М. Элиаде; при участии Г.С. Винер; [пер. с фр. Н. Зубкова и др.]. – М., 2011.

9. Элбакян, Е. С. Религии России: словарь-справочник / Е. С. Элбакян. – М., 2014.

10. Энциклопедия религий / Ин-т философии РАН [и др.]; под ред. [и со вступ. ст.] А.П. Забияко [и др.]. – М., 2008.

Интернет-ресурсы

1. Электронная библиотека исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html

2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru/feb/feb/folk.htm

3. Сайт И. П. Давыдова TERRA RELIGIOSA http://terrareligiosa.jimdo.com

4. Библиотека журнала «Религиоведение» http://www.amursu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1320&Itemid=397&lang=ru

5. Электронные базы данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета http://pstgu.ru/e_resources.

6. Богословский портал: http://www.bogoslov.ru /.

7. Эстетический портал http://estetikatyt.ru /.

8. Портал ISLAM.RU, раздел «Культура и искусство»: http://www.islam.ru/culture /.

9. Портал Буддизм Алмазного пути: http://www.buddhism.ru.

 


Планы семинарских занятий

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...