Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Религиоведение как учебная дисциплина




Семинарское занятие 1.1

1. Религия как социокультурный феномен.

2. Место религии в общественной системе.

3. Объект и предмет религиоведения.

4. Принципы и методы религиоведения.

5. Религиоведение в системе наук об обществе и человеке.

Темы рефератов

1. Мнения выдающихся людей о роли и месте религии в обществе.

2. Религиозные традиции моей малой родины.

Контрольные вопросы

1. Что такое религия?

2. Что общего и в чем различие религиозной и обыденной веры?

3. Назовите основные составляющие религоведения?

4. Приведите аргументы необходимости религоведческих знаний для деятельности сотрудников органов наркоконтроля.

Семинарское занятие 1.2

1. Основные подходы к изучению религии: 1) апологетический подход; 2) атеистический подход; 3) религиоведческий подход.

2. Структура и функции религии.

3. Типология религий. Типология религиозных организаций.

4. Религия и право как регуляторы общественных отношений.

 

Контрольные вопросы

1. Как изменялось место и роль религии в ходе истории?

2. Каковы сущностные признаки религии?

3. Какие можно выделить уровни религиозного сознания, виды религиозной деятельности, типы религиозных объединений?

4. Раскройте основные функции религии: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующе-дезинтегрирующую, культуротранслирующую и др.

5. В чем отличие между понятиями "социальная функция" и "социальная роль" религии?

6. В чем заключается социальное назначение религии?

 


 

Дополнительная литература по теме №1

1. Гарольд, Дж. Б. Вера и закон: примирение права и религии: пер. с англ. / Дж. Б. Гарольд. – М., 1999.

2. Джеймс, В. Многообразие религиозного опыта / В.Джеймс. – М., 1992.

3. Пивоваров, Д.В. Об универсальности дефиниции религии, двух уровнях религиозности и основном вопросе религии [Текст] / Д.В. Пивоваров // Религиоведение. - 2014. - № 2. - С. 76-88.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ

Тема 2. Ранние формы религии. Национальные религии

Семинарское занятие 2.1

1. Сущность древнейших религий и их социальное значение.

2. Основная религиоведческая характеристика древнейших религий.

3. Влияние древних религий на формирование права

 

Темы рефератов:

1. Включение некоторых особенностей древних религий в современный социум (использование фетиша, тотема и пр.)

2. Наследие древних религий, проявляющееся на моей малой родине

3. Религиозно-правовые системы древности

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется особенность родоплеменных религий?

2. Почему первобытные верования не могли возникнуть раньше, чем 30 –40 тыс. лет тому назад?

3. Охарактеризуйте тотемизм и фетишизм как ранние формы религии. Есть ли их следы в современной культуре? Приведите примеры.

4. Охарактеризуйте магию. Встречались ли Вы с проявлением современной магии?

5. Дайте характеристику анимизму и культу предков. В чем их взаимосвязь?

6. Какова связь религиозных воззрений (фетишизма, тотемизма, магии, анимизма) с историческим уровнем развития общества – условиями обитания, социальными связями, особенностями материальной культуры?


Семинарское занятие 2.2

1. Основная характеристика первых ведических религий

2. Особенности индуизма.

3. Религии древнего Китая – конфуцианство.

 

Темы рефератов:

Особенности построения индусского права.

Конфуций как человек, философ, политический деятель

Религиозный синкретизм религий Китая

Контрольные вопросы

1.В чем состоит своеобразие религиозных систем Древнего Востока?

2.О чем говорит факт существования многих религий?

3.В чем заключается отличие мировых религий от национальных?

4.Как проявляется связь мировых религий с великими историческими поворотами в жизни общества, переходом от одних общественных отношений к другим?

5.В чем проявляется космополитический характер мировых религий?

6.Возможно ли построение "идеальной" религии?

7.Каковы основания выделения политеистических и монотеистических религий?

8.Охарактеризуйте основные этапы развития религиозной системы Индии. В чем выражается их преемственность и каковы отличия?

9.Какое влияние на возникновение индуизма оказала кастовая система Индии?

10. Поясните различия между основными течениями индуизма

11. Дайте характеристику вероучительной системы индуизма

Семинарское занятие 2.3

1. Религии древнего Китая – даосизм.

2. Иудаизм, духовные истоки, особенности.

Темы рефератов:

1. Религия и право Китая.

2. Иудаизм в современной России.

3. Иудаизм как основа права и организации жизнедеятельности еврейского народа.

Контрольные вопросы

2. Каково основное содержание конфуцианства?

3. Докажите, что учение Конфуция рационально по своему содержанию, но религиозно по форме.

4. Даосизм характеризуется наличием глубоко продуманной философии. Почему в таком случае его относят к религии?

5. Что общего, на Ваш взгляд, в конфуцианстве и даосизме?

6. Каково влияние даосизма на национальную культуру Китая?

7. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое содержание синтоизма.

8. Почему синтоизм считают национальной религией Японии?

9. Каковы наиболее существенные факторы становления религии иудаизма?

10.Раскройте основные догматические и культовые особенности иудаизма.

11. На какие периоды делится история иудаизма?

 

Дополнительная литература по теме №2

К семинару 2.1.

1. Абаева, Л.Л. Человек в контексте шаманских и неошаманских этнокультурных традиций монгольских народов / Л. Абаева // Власть. - 2012. - № 1. - С. 127-130.

2. Берснев, П.В. Священный Космос Шаманов: архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения-учителя / П.В. Берснев. – С.П., 2012.

3. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль; пер. с фр. Б.И. Шаревской. – М., 2014.

4. Токарев, С.А. Ранние формы религии и их развитие / С.А. Токарев. – М., 2011.

5. Эванс-Притчард, Э. Теории примитивной религии: пер. с англ. / Э. Эванс-Притчард. – М., 2004.

6. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий / М. Элиаде; [пер. с фр. Н.Н. Кулаковой и др.]. – М., 2012.

7. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза: [пер. с фр.] / М. Элиаде. – М., 2014.

 

К семинару 2.2.

1. Азаркин, Н.М. Конфуцианская модель юриста и мы / Н.М. Азаркин // Юрист. – 2000. – №6. – С. 3-5.

2. Барт, А. Религии Индии / А. Барт; пер. на рус. яз. под ред. и с предисл. С.Н. Трубецкого. – М., 2014.

3. Бурмистров, С.Л. Человек в Веданте и неоведантизме [Текст] / С. Л. Бурмистров // Человек. - 2009. - № 1. - С. 117-130.

4. Древо индуизма / отв. ред. И.П. Глушкова. – М., 1999.

4. Жане, П. Мораль и политика на Древнем Востоке: брахманизм, буддизм, зороастризм, конфуцианство / П. Жане; пер. с фр. А.И. Ходнева. - М., 2012.

5. Юрлова, Е. С. Индийские женщины. Традиции и современность / Е.С. Юрлова // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 4. - С. 20-27

 

 

К семинару 2.3.

1. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – 2-е изд. – М., 2001.

2. Грубарг, М.Д. К истокам социального учения иудаизма / М.Д. Грубарг // Социологические исследования. – 2002. – №4. – С. 86-96.

3. Грубарг, М.Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве / М.Д. Грубарг // Государство и право. – 2002. – №5. – С.93-98.

4. Даймонт, М. Евреи, Бог и история / М. Даймонт; [пер. с англ. Р. Нудельмана]. - Москва: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2009.

5. Динкевич, С. Евреи, иудаизм, Израиль: [в 3 т.] / С. Динкевич. – М., 2011.

6. Кагарманова, Н.И. Восток и Запад: парадоксы познания: [деление мира как результат нашего мышления] / Н.И. Кагарманова. – М., 2012.

7. Тер-Акопов, А. Законодательство Моисея: уголовно-правовая характеристика / А. Тер-Акопов // Российская юстиция. – 2003. – №12. – С.39-41.

Тема 3. Мировые религии.Буддизм

Семинарское занятие 3.1.

1. Происхождение и вероучение буддизма.

2. «Восьмеричный путь спасения».

3. Буддийская обрядность.

Темы рефератов

1. Гаутама Будда: путь к духовному просветлению.

2. Основы учения буддизма

Контрольные вопросы

1. Буддизм стал первой мировой религией. Как вы считаете, какие особенности буддистского вероучения способствовали этому?

2. Раскройте основные принципы буддизма: принцип перерождения (сансара), идея воздаяния (карма), праведный путь (дхарма).

2. В чем отличие буддийского учения от индуизма?

3. Какова роль индивидуального начала в буддизме для изменения кармы?

4. Объясните содержание «четырех благородных истин» буддизма.

5. Какое содержание вкладывают буддисты в понятие "нирвана"?

6. Некоторые исследователи буддизма считали, что он не является религией, а этическим учением или даже особой формой атеизма. Согласны ли вы с этими мнениями? Прокомментируйте свою точку зрения.

7. Почему буддизм отрицает идею Бога-Творца и существование души? Как объясняет буддизм устройство и законы развития окружающего мира и самого человека?

8.Охарактеризуйте моральные принципы последователей Будды

Семинарское занятие 3.2.

1. Основные течения в буддизме.

2. Буддизм как государственная религия. Тибетский буддизм: история, распространение в Бурятии, Тыве, Калмыкии.

3. Современные необуддийские движения в России и в мире.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные течения известны в буддизме? В чем состоят главные отличия южной ветви буддизма от его северной ветви?

2. Какие еще крупные направления существуют в буддизме, кроме хинаяны и махаяны? Каковы их особенности?

3. В каких странах буддизм является основной религией?

4. Какие известны необуддийские рганизации?

4. Каково отличие чань-буддизма в Китае от японского дзэн- буддизма?

 

Дополнительная литература по теме №3

1. Буддизм: каноны, история, искусство / [авт.: А. М. Стрелков и др.; отв. ред. Н. Л. Жуковская]. – М., 2006.

2. Все о Китае: культура, религия, традиции / [сост. Г.И. Царева]. – М., 2014.

3. Далай-лама XIV. Далай-Лама XIV – без политики. "Азия нуждается в Западе, а Запад нуждается в Азии": разговор Далай-ламы XIV с журналом "Полис" // Полис. - 2012. - № 5. - С. 86-95.

4. Жане, П. Мораль и политика на Древнем Востоке: брахманизм, буддизм, зороастризм, конфуцианство / П. Жане; пер. с фр. А.И. Ходнева. – М., 2012.

5. Леонтьева, Е.В. Путеводитель по буддизму: мировоззрение, история, современность, Россия, символы: иллюстрированная энциклопедия / Е.В. Леонтьева. – М., 2013.

6. Скачко, А.В. Правовая модель противодействия контрабанде в странах с буддийской системой права (опыт Китайской Народной Республики) / А.В. Скачко // Российский следователь, 2013, № 18. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Торчинов, Е.А. Введение в буддологию: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / Е.А. Торчинов. – С.-П, 2000.

8. Элиаде, М. Священные тексты народов мира: пер. с англ./М. Элиаде – М., 1998.

 


Тема 4. Мировые религии.Христианство.

Семинарское занятие 4.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...