Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Функционирование организации (предприятия)




 

Тема 17. Система планирования деятельности организации (предприятия)

План:

· Сущность, формы, методы и система планирования.

· Текущее планирование: совокупность планов, цель и задачи.

· Техэкономплан предприятия: содержание и основные показатели.

· Бизнес-планирование: разновидности, цель и задачи.

· Бизнес-план предприятия: содержание и основные показатели.

· Стратегический план развития предприятия: цель, задачи, содержание.

 

Ключевые понятия: сущность, содержание, виды, формы, методы, показатели планирования; техэкономплан, бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта, бизнес-план санации предприятия, стратегия, стратегический план развития, критерии оценки экономической эффективности планов.

 

17.1. Сущность, формы, методы и система планирования

Планирование – это экономический способ (или инструмент) управления предприятием. Планирование представляет собой процесс составления плана применительно к объекту и предмету планирования. Экономическая сущность планирования заключается в том, чтобы реализовать экономический закон накопления капитала на предприятии. Если увеличивается стоимость предприятия за счет капитализации части чистой прибыли, это означает, что оно развивается и является конкурентоспособным. Если предприятие не имеет прибыли на протяжении ряда лет, - это свидетельство стагнации и потери конкурентоспособности. Если предприятие заканчивает финансовый год с убытками, то их нужно покрыть за счет уменьшения активов. Хроническая убыточность является причиной неплатежеспособности и основанием для ликвидации предприятия.

Основные задачи планирования:

1) производство конкурентоспособной продукции,

2) осуществление эффективных инновационных и инвестиционных проектов,

3) поддержание финансовой устойчивости и высокой эффективности,

4) социальная задача - создание и сохранение рабочих мест,

5) экологическая задача – охрана среды обитания.

Цель планирования – обоснование плановой прибыли и роста стоимости предприятия.

Объектом планирования являются бригада, участок, цех, отдел, производство, предприятие, объединение.

Предмет планирования:

· ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные);

· капитальная стоимость (активы и пассивы баланса предприятия);

· текущая стоимость (доход, прибыль, цена, себестоимость);

· экономическая эффективность инноваций, инвестиций, предприятия.

Предпосылки (условия) планирования: формирование нормативной базы, систематизированный учет выполнения планов, наличие и корректировка правового обеспечения экономической деятельности предприятия, стандартизация плановых процедур, компьютеризация процесса планирования.

Принципы планирования - непрерывность, оптимальность, стабильность, комплексность, выделение приоритетов, осмысление альтернатив, системность, оценка критериев.

Непрерывность реализуется посредством согласованности планов во времени. В противном случае – противоречивость планов, несогласованность и невыполнимость.

Оптимальность планов нуждается в обоснованном принятии решения, когда следует делать выбор между минимальным, средним и максимальным значением показателей плана.

Стабильность плана предполагает неизменность плановых решений на определенном отрезке времени для предотвращения нежелательных последствий его выполнения.

Комплексность планов заключается в согласованности его отдельных элементов. В противном случае могут возникнуть диспропорции по реквизитам и показателям.

Выделение приоритетов – это проблема принятия оптимального решения в условиях ограниченных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Концентрация ресурсов во времени и в пространстве, на приоритетных направлениях, дает возможность обеспечить более высокую эффективность планов и их исполнения.

Стандартизация плановых процедур это создание инструментов для планирования. Например, формуляр плановой калькуляции себестоимости единицы продукции дает возможность быстро и качественно выполнять повторяющиеся плановые расчеты.

Компьютеризация процесса планирования нужна для снижения трудоемкости плановых расчетов. Например, разработка компьютерной программы для составления финансового раздела бизнес-плана инвестиционного проекта, включающего несколько согласованных таблиц и графиков, будет способствовать многовариантности расчетов и принятию оптимального решения.

Подходы к планированию – индикативное или директивное планирование, скользящий или фиксированный во времени план.

Директивное планирование предполагает обязательное выполнение плановых заданий, которые разрабатываются вышестоящим структурным подразделением организации по отношению к нижестоящему.

Индикативное планирование представляет собой определение возможных параметров деятельности, которые корректируются по мере необходимости под влиянием внешних и внутренних факторов.

Фиксированный план имеет четко установленные неменяющиеся временные рамки (например, стратегический плана развития организации на 2011 – 2015 годы).

Скользящий план предполагает уточнение реквизитов и показателей (например, в 2012 году составляется долгосрочный план финансирования инвестиций на 2013 – 2018 годы, а в 2013 план на 2014 – 2019годы).

Методы планирования: нормативный, балансовый, сетевой, графический,. программно-целевой, экономико-математический.

Нормативный метод планирования является основным и наиболее распространенным методом планирования. Его применение возможно в том случае, если есть нормативная база (например, планирование трудоемкости производственной программы на год при наличии норм времени на каждое изделие).

Балансовый метод планирования применяется при необходимости сопоставления плановых показателей (например, баланс потребности в материальных ресурсах и возможности их приобретения в соответствии с заключенными договорами поставки).

Сетевой метод планирования применяется в том случае, если есть необходимость согласования во времени различных работ и многих исполнителей при изготовлении сложного технического объекта (например, - в судостроении).

Программно-целевой метод планирования является экономическим инструментом, используемым в управлении, при выполнении целей организации на длительный период в соответствии с разработанной программой. Выделяется глобальная цель программы, цели первого, второго, третьего и последующих уровней. Определяются сроки выполнения работ и источники их финансирования по всем работам, предусмотренным в программе (примером может служить переход организации к выпуску принципиально новой продукции в машиностроении).

Экономико-математические методы планирования основаны на использовании различных экономических моделей зависимости планируемого показателя от факторов на него влияющих.

Все многообразие планов можно сгруппировать и представить в виде классификации планов.

1. Исходя из временного периода, выделяют виды планов:

долгосрочные, среднесрочные, годовые, квартальные, месячные, декадные, дневные, почасовые.

2. По формам представления бывают:

стратегические планы, бизнес-планы и текущие планы.

3. По видам документов –

бумажный (рукописный или машинописный) и электронный вариант; задание, наряд, смета, бюджет, калькуляция.

4. По предмету планирования:

планирование труда и заработной платы; дохода, выручки от реализации продукции, себестоимости и прибыли; инвестиций и инноваций, экономической эффективности организации.

5. По объекту планирования:

план организации как единого целого, планы цехов и отделов, планы производственных участочков и рабочих мест.

Система планирования – это совокупность взаимоувязанных планов по видам, формам, объектам и предметам планирования.

Модель планирования – это последовательность разработки планов по видам, формам, предмету и объекту планирования, с выделением критериев оценки.

Главная роль в планировании принадлежит стратегическому плану, в котором представлена перспектива развития предприятия, основные инновационные и инвестиционные проекты, источники их финансирования, прогнозируемая доля рынка и рост стоимости предприятия.

Исходя из стратегического плана, разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу, основными критериями оценки которых являются – срок окупаемости и внутренняя норма рентабельности.

Далее на основании стратегического плана и бизнес-планов инвестиционных проектов составляется бизнес-план предприятия на год, критерием оценки которого является рентабельность собственного капитала. Бизнес-план предприятия не изменяется в течение года и является исходной позицией для оценки экономической эффективности работы предприятия за год.

Из бизнес-плана предприятия вытекает техэкономплан предприятия на год с поквартальной разбивкой, который составляется, исходя из проектируемой производственной программы и уточняется по мере ее изменения. Техэкономплан предприятия пересчитывается несколько раз под конкретную производственную программу. Критерием оценки техэкономплана является рентабельность продукции.

Для повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и роста производительности труда в организации разрабатывается годовой план инноваций.

 

17.2. Текущее планирование: совокупность планов, цель и задачи

Текущие планы разрабатываются на год и имеют несколько взаимоувязанных составных частей в зависимости от предмета планирования: технико-экономический (техэкономплан), план инноваций (оргтехплан), финансовый (бюджет, кредитный план и кассовый план) и оперативно-производственный.

Целью годового техэкономплана является обоснование производственной программы материальными и трудовыми ресурсами.

Основные задачи техэкономплана:

- сформировать портфель заказов на год с разбивкой по кварталам и месяцам года,

- рассчитать загрузку технологического оборудования,

- определить численность персонала и фонд заработной платы,

- составить план закупок материальных ресурсов и технических средств,

-запланировать себестоимость и рентабельность продукции.

Целью годового плана инноваций является разработка организационно-технических мероприятий, направленных на создание конкурентоспособной продукции, снижение себестоимости продукции и рост производительности труда.

Основные задачи плана инноваций:

- создание новой и повышение качества выпускаемой продукции,

- обновление техники и технологии производства,

- совершенствование организации производства, труда и управления,

- обоснование снижения себестоимости продукции за счет инноваций,

- обоснование роста производительности труда за счет инноваций.

Цель текущего финансового плана – детализация финансовых потоков собственных и заемных средств в течение года.

Основные задачи финансового плана:

- согласовать ежемесячные притоки и оттоки наличности по доходам и расходам в соответствии с техэкономпланом,

- сформировать кредитный план по инвестиционным проектам и для восполнения временной недостаточности собственных оборотных средств,

- исполнить годовой бюджет в соответствии с бизнес-планом предприятия,

- обеспечить финансовую устойчивость в соответствии с бизнес-планом предприятия.

Цель оперативно-производственного планирования – сформировать ежемесячную производственную программу для цехов предприятия, исходя из последнего варианта техэкономплана предприятия.

Основные задачи оперативно-производственного планирования:

- обосновать производственную программу производственными мощностями на уровне технологического оборудования, производственного участка и цеха;

- сформировать оптимальные заделы и незавершенное производство,

- обеспечить высокий коэффициент загрузки технологического оборудования,

- обосновать необходимость ввода нового и выбытия излишнего оборудования.

 

17.3. Техэкономплан предприятия: содержание и основные показатели

Техэкономплан предприятия составляется на год. Последовательность его составления следующая:

а) разрабатываются техэкономпланы вспомогательных цехов (ремонтный, транспортный, энергоцех, и др.), исходя из внутрипроизводственного разделения труда и заявок на выполнение работ;

б) составляются техэкономпланы основных производственных цехов, исходя из проекта производственной программы и с учетом услуг вспомогательных цехов,

в) формируются сметы содержания функциональных подразделений,

г) на основании свода планов цехов и отделов создается техэкономплан предприятия и проверяется на соответствие заданиям бизнес-плана предприятия по объему продаж, прибыли и рентабельности;

д) происходит защита годовых техэкономпланов всех цехов на совете предприятия и процедура согласования бизнес-плана и первого варианта техэкономплана;

е) по мере изменения потребности рынка в продукции и услугах предприятия происходит корректировка производственной программы и техэкономплана.

Основные разделы техэкономплана предприятия и цеха.

1. Производство и реализация продукции, работ, услуг

2. Материально-техническое обеспечение (закупки)

3. Труд и заработная плата

4. Себестоимость продукции (работ, услуг) и прибыль.

Основные показатели по разделам техэкономплана предприятия рассчитываются на год и в том числе по кварталам.

В разделе «Производство и реализация продукции» представлена производственная программа в натуральном и стоимостном измерении - товарная и планируемая к реализации продукция в укрупненной номенклатуре и ассортименте.

В разделе «Закупки» - перечисляется укрупненная номенклатура сырья, материалов, топлива, энергии в натуральном и стоимостном измерении на товарную продукцию основных цехов и для работы вспомогательных цехов, а также перечень и стоимость технических средств для выполнения плана инноваций.

В разделе «Труд и заработная плата» планируется численность персонала по категориям работающим, годовой фонд заработной платы и средняя зарплата в расчете год и месяц. Определяется плановое соотношение прироста заработной платы и производительности труда.

В разделе «Себестоимость продукции (работ, услуг) и прибыль» планируется себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на рубль товарной продукции, валовая прибыль от реализации продукции и ее плановая рентабельность.

17.4. Бизнес-планирование: разновидности, цель и задачи

Бизнес-план – это форма представления финансово-экономического обоснования намерений в рыночной экономике.

В зависимости от цели бизнес-плана выделяют следующие его разновидности:

бизнес-план развития предприятия (бизнес-план предприятия),

бизнес-план санации предприятия,

бизнес-план приватизации предприятия,

бизнес-план инвестиционного проекта,

бизнес-план слияния (поглощения, реструктуризации и т.д.)

Бизнес-план состоит и двух частей - описательной и расчетной (финансовый план). В описательной части выделяют несколько разделов, в которых дается краткая экономическая история предприятия, характеристика выпускаемой продукции, анализ рынков сбыта и конкурентов, план маркетинга, организационные изменения, управление персоналом. В финансовом плане приводится следующие таблицы с результатами расчетов: проект баланса, объем продаж и прибыль, бюджет, показатели экономической эффективности. Кроме названных финансово-экономический показателей в финансовом разделе бизнес –планов даются другие обоснования, исходя из его назначения.

Цель бизнес-плана организации (предприятия) состоит в том, чтобы обосновать планируемые на год продажи, прибыль, стоимость имущества и рентабельность собственного капитала.

В описательной части выделяют несколько разделов, в которых дается краткая экономическая история предприятия, характеристика выпускаемой продукции, анализ рынков сбыта и конкурентов, план маркетинга, организационные изменения, управление персоналом.

В финансовом плане приводится следующие таблицы с результатами расчетов: проект баланса, объем продаж и прибыль, бюджет, показатели экономической эффективности.

Основные задачи бизнес-плана предприятия:

- изучить конкурентную среду и возможность продажи своей продукции,

- составить план маркетинга и сформировать производственную программу,

- представить основные инновационные и инвестиционные проекты,

- доказать необходимость структурных изменений в управлении,

- обеспечить платежеспособность предприятия,

- рассчитать показатели экономической эффективности, показать их динамику за ряд лет и представить планируемый размер дивидендов на акцию (или дохода собственников на вложенный капитал).

 

Цель бизнес-плана санации предприятия – обосновать возможность возврата долгов и восстановления платежеспособности предприятия, показать пути выхода из финансового кризиса и представить финансово-экономическое обоснование.

Основные задачи бизнес-плана санации:

- оплатить счета кредиторов,

- восстановить платежеспособность,

- наладить производство и сбыт новой продукции,

- сохранить рабочие места,

- повысить экономическую эффективность предприятия.

Цель бизнес-плана инвестиционного проекта – обосновать возможность производства и реализации новой продукции (новой технологии, нового предприятия), рассчитать срок окупаемости инвестиций и внутреннюю норму рентабельности.

Основные задачи бизнес-плана инвестиционного проекта:

- осмыслить и описать проект,

- собрать цифровые данные для анализа рыночной ситуации,

- составить финансовый план,

- определить чувствительность проекта к внешним изменениям,

- выполнить финансовый анализ инвестиционного проекта.

17.5. Бизнес-план предприятия: содержание и основные показатели

Этапы разработки бизнес-плана предприятия.

  • Осмысление иерархии проблем и способов их разрешения.
  • Подготовка разделов бизнес-плана в функциональных отделах.
  • Обсуждение и защита идей на уровне директора предприятия.
  • Формулирование бизнес-плана и расчет основных показателей.
  • Утверждение приказом директора.

Бизнес-план предприятия разрабатывается на финансовый год. В нем находят отражение затраты и результаты по всем видам деятельности, включая инновационные и инвестиционные проекты. Содержание бизнес-плана предприятия представляет интерес для собственников (здесь должна быть рентабельность капитала), для администрации (оценка эффективности их профессиональной деятельности), для персонала (сохранение рабочих мест и уровень оплаты труда), для клиентов (оценка платежеспособности), для местных органов власти (стабильность трудового коллектива и налоговые платежи).

Содержание бизнес-плана, перечень разделов описательной части и его объем формируются на каждом предприятии самостоятельно. Текст планового документа, качество разработки и степень достоверности зависят, в первую очередь, от профессионализма управленческой команды (для частных предприятий), а также от отраслевых методических рекомендаций – для субъектов хозяйствования с государственной собственностью.

Пример структуры и формулировки разделов бизнес-плана.

Резюме (на 2-3 страницы выводы и финансовые показатели из бизнес-плана)

1.Описание бизнеса (краткая историческая справка и преимущества)

2.План маркетинга (конкуренты, доля рынка, продвижение товара, затраты)

3.Инновации и инвестиции (крупные проекты и их результативность)

4.Производство продукции (номенклатура, объемы продаж, закупки сырья)

5.Управление и персонал (организационные изменения и преимущества)

6. Страхование рисков (виды рисков, размеры и источники страхования)

7.Финансовый план (баланс, продажи, бюджет, платежеспособность и рентабельность)

Пример содержания раздела «Финансовый план»

Таблица 17.1 - Проект баланса, млн руб.

  Показатели капитальной стоимости Сумма
  Недвижимость всего  
1.1 Основные средства  
1.2 Нематериальные активы  
1.3 Долгосрочные вложения  
  Оборотный капитал  
2.1 Запасы материалов  
2.2 Готовая продукция  
2.4 Дебиторская задолженность  
2.5 Денежные средства  
  Итого активы  
  Собственный капитал  
3.1 Уставный фонд  
3.2 Фонды и резервы  
3.3 Чистая прибыль  
  Заемные средства  
4.1 Долгосрочные займы  
4.2 Краткосрочная задолженность  
  Итого пассивы  

 

Таблица 17.2 - Объем продаж и прибыль, млн руб.

  Показатели текущей стоимости Сумма
  Выручка от реализации продукции  
  в т.ч. НДС  
  Себестоимость продукции  
  Прибыль от реализации продукции (1-2-3)  
  Доход с капитала (без НДС)  
  Издержки от управления капиталом  
  Прибыль от управления капиталом (4-5)  
  Доход (1-2+4)  
  Балансовая прибыль (3+6)  
  Налоги из прибыли  
  Чистая прибыль ((8-9)  

Таблица 17.3 - Бюджет предприятия, млн руб.

  Показатели текущей и капитальной стоимости Сумма
  Доходы бюджета (приток текущей и капитальной стоимости)  
1.1 Доход (объем продаж)  
1.2 Долгосрочный лизинг (приток капитальной стоимости)  
  Расходы бюджета (отток ткущей и капитальной стоимости)  
2.1 Себестоимость без амортизации  
2.2 Вложения в активы (амортизация, прибыль, лизинг)  
2.3 Налоги (4494+ 2211)  
2.4 Прочие  

 

Таблица 17.4 - Финансово-экономическая характеристика бизнес-плана организации

Показатели Единица измерения Отчетный год Плановый год Изменение, в %
Капитал всего млн руб.      
в том числе собственный млн руб.      
Доход (объем продаж) млн руб.      
Прибыль чистая млн руб.      
Платежеспособность коэф. 0,82 0,81  
Ликвидность текущая коэф. 0,75 0,81  
Рентабельность активов % 5,8 6,0  
Рентабельность собственного капитала % 7,1 7,4  
Рентабельность продукции % 8,1 12,0  
Деловая активность (капиталоотдача) коэф. 0,84 0,86  

 

Выводы из плановых показателей финансово-экономической характеристики организации следующие:

· прирост стоимости предприятия (собственного капитала) незначительный, что свидетельствует о низких темпах развития;

· деловую активность, рентабельность продукции, активов и собственного капитала нужно сравнить с данными аналогичных предприятий в рыночной нише (можно предположить, что эти показатели находятся на уровне среднеотраслевого значения);

· низкий уровень текущей ликвидности (нормативное значение 1,7);

· платежеспособность (соотношение собственного капитала и активов) имеет высокое количественное выражение, причиной которой являются нежелательные тенденции переоценки стоимости активов (фонды и резервы) и отсутствие долгосрочных инвестиционных вложений для повышения конкурентоспособности организации.

Отличительные особенности бизнес-плана предприятия в рыночных условиях по сравнению с техпромфинпланом, который составляли в директивной экономике:

- предприятие самостоятельно формирует производственную программу, цену продукции и ищет рынки сбыта,

- планирование маркетинга, включающего затраты на рекламу продукции,

- признание альтернатив и риска в инвестициях,

- мышление в категориях риска, доходности, потока наличности, стоимости предприятия,

- критерий оценки экономической эффективности бизнес-плана предприятия – рентабельность собственного капитала.

17.6. Стратегический план развития предприятия: цель, задачи, содержание

Стратегическое планирование - это способ формализации целей, сроков их осуществления и исполнителей, а также финансовая характеристика затрат и результатов.

Основные этапы разработки стратегического плана:

- осмыслить альтернативные варианты развития предприятия,

- обосновать базовый вариант,

- разработать долгосрочный план финансирования инвестиций,

- измерить рост стоимости предприятия за счет инновационных проектов.

Основные задачи стратегического плана развития.

· SWOT анализ (исследование сильных и слабых сторон предприятия).

· Разработка альтернативных и выбор базового варианта.

· Формирование стратегического плана.

· Обоснование плана финансовыми ресурсами.

· Проектирование роста стоимости предприятия за счет инновационных проектов.

Основные разделы и таблицы стратегического плана (на 5 или 10 лет):

1. Стратегический план маркетинга

2. Стратегические инновации

3. Финансовый план

Таблица 1. Долгосрочный план финансирования

Таблица 2. Проект баланса

Таблица 3. Проект объема продаж

Таблица 4. Ключевые показатели менеджмента.

Исходя из содержания финансового плана, выделяются основные количественные параметры будущего предприятия для характеристики качества стратегического плана. Если эти параметры не обеспечивают необходимый уровень рентабельности и финансовой устойчивости, то план нужно перерабатывать и доводить до оптимального значения ключевых показателей менеджмента.

Критерием оценки экономической эффективности организации по стратегическому плану является рост рыночной стоимости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...